Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на креслах, установленных в салоне самолета. Каждое из кресел содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости. В одной полости размещен резервуар, соединенный с концом упругого эластичного рукава и заполненный вместе с рукавом порошком с ферромагнитными свойствами, причем другой конец рукава закрыт и установлен с возможностью свободного входа внутрь кресла через отверстие в боковине, снабженное магнитным фиксатором. В другой полости напротив места выхода рукава размещен электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником изменяемого электрического сигнала. Данное техническое решение позволяет повысить безопасность полетов на гражданских самолетах. 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков (см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В64D 45/00, G08В 15/02, 2002).

Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель (см.патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08В 15/00, 2004).

Недостатками данного устройства являются значительная сложность конструкции, высокая стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты воздушного судна от террористов, включающее пассажирские кресла с установленными в них баллонами с нейтрализующим газом, видеокамеры обзора салона и вспомогательных помещений и пульт управления вентиляцией салона и баллонами с газом, расположенный в кабине пилотов (см.патент РФ на изобретение 2002309, кл. G08В 15/00, В64D 13/00, 1991), и принятое за прототип.

Недостатком известного устройства-прототипа является опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, а также на пилотов при нарушении герметичности кабины, нейтрализующего газа наркотического действия, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для предотвращения захвата гражданского самолета, полностью исключающего как опасность для пассажиров и пилотов, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятая ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем сжатия в кресле с нарастающей величиной усилия.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенном на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, особенность заключается в том, что каждое из кресел содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен резервуар, соединенный с концом упругого эластичного рукава и заполненный вместе с рукавом порошком с ферромагнитными свойствами, причем другой конец рукава закрыт и установлен с возможностью свободного входа внутрь кресла через отверстие в боковине, снабженное магнитным фиксатором, в другой полости напротив места выхода рукава размещен электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником изменяемого электрического сигнала.

На чертеже схематично показано одно из кресел с предлагаемым устройством в исходном состоянии до включения электромагнита, вид спереди.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона /не показана/, каждое из кресел в свою очередь содержит каркас 1, сиденье 2, спинку 3 и боковины 4, 5 с подлокотниками 6, 7, в обеих боковинах 1, 5 каждого кресла над бедрами пассажира /на чертеже сидящий в кресле пассажир не показан/ выполнены полости 8, 9, при этом в одной полости 8 жестко укреплен резервуар 10, соединенный с концом упругого эластичного рукава 11, заполненный вместе с рукавом 11 порошком 12 с ферромагнитными свойствами, причем другой конец рукава 11 закрыт и установлен в отверстии 13, выполненном в обращенной к сиденью 2 стенке 14 полости 8 с возможностью свободного входа внутрь кресла через отверстие 13 в стенке 14 боковины 4, снабженное магнитным фиксатором в виде плотно вставленного в отверстие 13 постоянного магнита 15 в форме втулки, в другой полости 9 напротив места выхода рукава 11, то есть отверстия 13, размещен электромагнит 16, жестко прикрепленный к полу салона в зоне кресла /для повышения надежности крепления/ с помощью кронштейна 17, при этом обмотка электромагнита 16 подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием на каждой паре контактов номера соответствующего кресла /на чертеже пульт с его электрическим подсоединением к креслу не показан/, соединенным с источником изменяемого электрического сигнала. Рукав 11 изготовлен из мягкой высокоэластичной резины, применяемой для изготовления манометрических упругих элементов, например марки НП-148-55. В качестве порошка 12 с ферромагнитными свойствами может быть использован магнитный железняк или ферромагнитная окалина металлургических производств.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии свободный конец гибкого рукава 11, размещенного в полости 8, удерживается в отверстии 13 за счет взаимодействия постоянного магнита 15 и ферромагнитного порошка 12 внутри рукава 11. Тяговая сила магнита 15 мала и ее должно хватать только на предотвращение проваливания рукава 11 внутрь полости 8 или, наоборот, выпадания его наружу из отверстия 13 на сиденье 2. С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического акта по захвату самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине пилотов, нажимается кнопка с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом к источнику электрического сигнала подключаются контакты, расположенные рядом с кнопкой, и в обмотку подключенного к этим контактам электромагнита 16 подается опорный электрический сигнал. Величина этого сигнала, тяговая мощность электромагнита 16, масса ферромагнитного порошка 12 в рукаве 11, жесткость рукава 11 и т.д. подбираются достаточными для того, чтобы под действием тягового усилия электромагнита 16 рукав 11, преодолев усилие постоянного магнита 15, выскочил из отверстия 13 и притянулся к внутренней стенке полости 9 в зоне расположения электромагнита 16. При этом рукав 11 выпрямляется и, располагаясь прямо над бедрами пассажира и спереди его туловища, с гарантированной величиной натяга прижимает бедра к сиденью 2, а туловище - к спинке 3. При этом мощность вышеуказанной электромагнитной системы должна быть достаточна для создания натяга рукава 11, обеспечивающего надежную фиксацию пассажира в кресле при невозможности его попыток разомкнуть захват, то есть оторвать свободный конец рукава 11 от стенки, к которой он притянулся /внутренней стенки полости 9/. В случае предпринятия пассажиром активных действий по своему высвобождению, извлечению посторонних предметов и т.п., с помощью смещения движка, расположенного также на пульте рядом с соответствующей кнопкой, производится плавное увеличение подаваемого в обмотку электромагнита 16 электрического сигнала. При этом ферромагнитный порошок 12 втягивается постепенно из резервуара 10 в полость эластичного рукава 11, последний раздувается с одновременным увеличением натяга и силы прижатия к пассажиру, за счет чего и происходит физическое обезвреживание пассажира, нарушение возможности дыхания, сильное болевое воздействие и т.п.

Предлагаемое устройство, отличаясь сравнительной простотой, дешевизной и надежностью, позволяет повысить безопасность полетов в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров, пилотов и живучести всего самолета, оно позволяет лишить представляющего опасность с точки зрения терроризма пассажира свободы движения путем его фиксации в пассажирском кресле, а в случае предпринятия пассажиром попыток активных действий - физически его обезвредить путем дальнейшего сжатия в кресле с нарастающей величиной усилия.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, отличающееся тем, что каждое из кресел содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен резервуар, соединенный с концом упругого эластичного рукава и заполненный вместе с рукавом порошком с ферромагнитными свойствами, причем другой конец рукава закрыт и установлен с возможностью свободного входа внутрь кресла через отверстие в боковине, снабженное магнитным фиксатором, в другой полости напротив места выхода рукава размещен электромагнит, обмотка которого подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником изменяемого электрического сигнала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области средств безопасности авиационных пассажирских и грузопассажирских самолетов. .

Изобретение относится к области средств безопасности самолетов и предотвращению совершения террористического акта с их использованием. .

Изобретение относится к оборудованию для обеспечения посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу аэродрома, вертолетную площадку или вертолетодром, водную поверхность гидроаэродрома.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в приборном оборудовании летательных аппаратов для уменьшения посадочных минимумов и улучшения точности полета по сложным пространственным траекториям.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к внутрикабинным приборам электронной индикации отображения параметров состояния летательного аппарата, бортового оборудования, радиолокационной обстановки.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, а именно к бортовым цифровым вычислительно-преобразующим устройствам, обеспечивающим проведение вычислительных процессов и взаимосвязи управляющих и информационных систем и датчиков со средствами отображения и хранения информации о параметрах состояния самолета, его агрегатов и систем.

Изобретение относится к системам безопасного приземления падающего во время воздушной аварии вертолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для установки на маневренных летательных аппаратах (ЛА). .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности кресла.

Изобретение относится к органам управления для авиационной техники. .

Изобретение относится к области транспорта, используется преимущественно для крепления пассажирских кресел и может быть использовано при креплении различных грузов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. .

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Изобретение относится к амортизационным креслам пилотов с механизмом регулировки по росту и может быть использовано, например, на вертолетах военного и гражданского назначения.

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции сиденья члена экипажа. .

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета
Наверх