Движитель сельскохозяйственного агрегата

Изобретение относится к конструкциям колесных движителей, преимущественно навесных и прицепных агрегатов, использующих вал отбора мощности трактора для привода движителя. На ободе закрепленного на приводном валу барабана выполнены радиальные отверстия, в которых установлены почвозацепы, шарнирно сочлененные с эксцентриком. Эксцентрик установлен через подшипники на кронштейне, на котором выполнены салазки, смонтированные на вертикально установленной направляющей. Салазки шарниром связаны с силовым штоком гидроцилиндра, установленного на раме агрегата посредством шарнира. Гидроцилиндр установлен в вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика, а оси шарниров гидроцилиндра перпендикулярны этой плоскости. На салазках выполнено ребро со сквозным дугообразным пазом, в котором с гарантированным зазором установлен и зафиксирован гайкой хвостовик, выполненный на шарнире. Центр кривизны дугообразного паза находится на оси приводного вала, а направляющая через подшипники установлена на приводном валу. Технический результат: расширение вариантности сочетаний величины выхода почвозацепов с величиной угла их наклона к горизонту в начале выхода, что обусловливает качество взаимодействия движителя с почвами разных структур и влажностей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к конструкциям колесных движителей, преимущественно навесных и прицепных агрегатов, использующих вал отбора мощности трактора для привода движителя.

Известно приспособление к ведущему колесу трактора, включающее закрепленный на его полуоси барабан, на ободе которого выполнены радиальные отверстия, в которых установлены почвозацепы, шарнирно сочлененные с эксцентриком, установленным через подшипники качения на кронштейне, на котором выполнены салазки. Салазки смонтированы на вертикально установленной направляющей и связаны шарниром с силовым штоком гидроцилиндра, установленного на раме агрегата в вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика посредством шарнира, ось которого, как и ось шарнира, связывающего салазки с силовым штоком гидроцилиндра, перпендикулярна упомянутой плоскости. При этом направляющая закреплена на чулке полуоси трактора.

Недостатком известного устройства является невозможность достижения качественного взаимодействия барабана с почвами разных физико-механических характеристик и влажностей. А именно невозможность достижения взаимодействия барабана с разными почвами без пробуксовки при минимальной энергозатрате на создание тягового момента на барабане.

Этот недостаток известного устройства обусловлен обратной зависимостью между величиной максимального выхода почвозацепа относительно обода и углом его наклона относительно горизонта в начале его выхода. То есть при увеличении максимального выхода почвозацепов (путем увеличения эксцентриситета смещением салазок книзу) уменьшается угол наклона почвозацепов к горизонту в момент начала их выхода, и наоборот. Например, при увеличении для достаточного сцепления с данной почвой выхода почвозацепов известного устройства начало их выхода может оказаться преждевременным, значительно выше уровня этой почвы, вследствие уменьшения упомянутого их угла к горизонту, что неоправданно повышает необходимый крутящий момент на приводном валу. Рациональным моментом начала взаимодействия почвозацепов с почвами ряда характеристик может оказаться момент их нахождения, в той или иной мере, ниже уровня почвы (согласно, например, теории взаимодействия колесных движителей с почвой, например /2/).

Таким образом, в известном устройстве оптимальное соответствие величины выхода почвозацепов и угла их наклона к горизонту в начале выхода обеспечивается только для почвы, на которую устройство рассчитано при проектировании.

Задача изобретения: обеспечение качества взаимодействия движителя с почвами разных характеристик.

Задача решается следующей совокупностью признаков предлагаемого устройства.

Предлагаемое устройство, как и известное, включает закрепленный на приводном валу барабан, на ободе которого выполнены радиальные отверстия, в которых установлены почвозацепы, шарнирно сочлененные с эксцентриком. Эксцентрик через подшипники качения установлен на кронштейне, на котором выполнены салазки, смонтированные на вертикально установленной направляющей, связанные шарниром с силовым штоком гидроцилиндра. Гидроцилиндр установлен на раме агрегата в вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика посредством шарнира, ось которого, как и ось шарнира, связывающего салазки с силовым штоком, перпендикулярна вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика.

В отличие от известного, на салазках предлагаемого устройства выполнено перпендикулярное оси приводного вала плоское ребро со сквозным дугообразным пазом, центр кривизны которого находится на оси приводного вала. А шарнир, связывающий салазки с силовым штоком гидроцилиндра, выполнен с имеющим резьбовое окончание хвостовиком, установленным с гарантированным зазором в дугообразном пазу и зафиксированным на последнем гайкой. При этом направляющая через подшипники качения установлена на приводном валу.

Техническим результатом изобретения является расширение вариантности сочетаний настраиваемой величины максимального выхода почвозацепов с величиной угла их наклона к горизонту в начале выхода. Что и решает задачу достижения качественного взаимодействия движителя с почвами разных свойств, структур и влажностей.

Признаки предлагаемого устройства и обеспечиваемый им технический результат находятся в причинно-следственной связи.

Сходные с известным /1/ признаки предлагаемого устройства обеспечивают при качении барабана получение в нижней его части регулируемых величин выхода почвозацепов относительно обода барабана. А отличительные признаки предлагаемого устройства обусловливают после настройки требуемой для данной почвы величины выхода получение требуемой величины угла наклона почвозацепов к горизонту в начальный момент их выхода. Что достигается путем расфиксирования хвостовика на дугообразном пазу плоского ребра салазок, поворота вручную направляющей на приводном валу на угол, ответный требуемому углу наклона почвозацепов в начальный момент их выхода, и фиксирования хвостовика.

На фиг.1 изображено устройство в разрезе по вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Движитель устроен следующим образом.

На приводном валу 1 агрегата закреплен барабан 2, на ободе 3 которого выполнены радиальные отверстия, в которых установлены почвозацепы 4, сочлененные шарнирами 5 с эксцентриком 6 (фиг.1). Эксцентрик 6 через подшипники качения 7 охватывает кронштейн 8, образованный в виде цилиндра, на торце которого выполнены салазки 9, смонтированные на вертикально установленной направляющей 10 посредством пальцев 11, утопающих в пазах 12 направляющей (фиг.2). Салазки 9 шарниром 13 связаны с силовым штоком 14 гидроцилиндра 15, установленного в вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика 6 посредством шарнира 16 на раме 17 агрегата. Причем шарнир 13 связан с салазками 9 посредством хвостовика 18, установленного с гарантированным зазором в дугообразном пазу 19, образованном на плоском ребре 20 салазок, и зафиксированного навернутой на резьбовое окончание хвостовика гайкой 21. При этом ребро 20 выполнено перпендикулярно оси приводного вала 1, центр кривизны дугообразного паза 19 находится на оси приводного вала, а оси шарниров 13 и 16 перпендикулярны вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика 6. Направляющая 10 через подшипники качения 22 установлена на приводном валу 1.

В вариантном исполнении напротив радиальных отверстий обода 3 на его внутренней поверхности закреплены посредством обоймы (на чертеже не показано) капроновые втулки 23, с натягом охватывающие концы почвозацепов 4, а эксцентрик 6 связан с ободом эластичной подвеской 24.

Устройство работает следующим образом.

При зафиксированном гайкой 21 хвостовике 18 гидроцилиндр 15, поднимая или опуская скользящие по вертикально установленной направляющей 10 салазки 9, уменьшает или увеличивает, соответственно, эксцентриситет «е» эксцентрика 6 относительно оси обода 3. При этом почвозацепы 4, соответственно, утопают или выходят относительно нижней части обода 3. При вертикальном положении направляющей 10 и вращении барабана 2 наиболее великим, равным эксцентриситету «е», выход почвозацепов 4 будет на нижней образующей цилиндра, геометрически образующего обод 3 барабана. При повернутой (вручную) вокруг оси приводного вала 1 в сторону вращения барабана 2 направляющей 10, расфиксированной гайкой 21, на назначенный угол относительно ее вертикального положения повернутся вокруг упомянутой оси на этот же угол эксцентрик 6 и плоскость, в которой образован эксцентриситет «е». В результате при зафиксированной направляющей 10 и вращении барабана 2 наиболее великим выход почвозацепов 4 будет после прохождения ими упомянутой нижней образующей на величину, ответную углу поворота направляющей. А угол наклона почвозацепов 4 относительно горизонта в момент начала их выхода относительно обода 3 в этом случае ответно увеличится по сравнению со случаем вертикального положения направляющей 10 (при одинаковых в обеих случаях эксцентриситетах «е»). Таким образом, устанавливая при вертикально зафиксированной направляющей 10 нужный эксцентриситет «е» (фиг.2) посредством гидроцилиндра 15, а вручную поворачивая расфиксированную направляющую 10 на назначенный (расчетный) угол, получают оптимальное сочетание величины выхода почвозацепов 4 относительно обода 3 и угла их наклона к горизонту в момент начала выхода.

Для удобства поворота направляющей 10 на ней выполнено отверстие 25 для съемного рычага.

Предлагаемый движитель применим как для навесных сельскохозяйственных агрегатов, использующих вал отбора мощности для привода движителя, так и для автономной малой техники.

Библиографические данные

1. Авт. свид. СССР №500987, кл. В60В 15/12, 1976 (прототип).

2. Тракторы: Теория: Учебник для студентов вузов по спец. «Автомобили и тракторы» / В.В.Гуськов, Н.Н.Велев, Ю.Е.Атаманов и др. / Под общ. ред. В.В.Гуськова. - М.: Машиностроение, 1988. С.59-65, рис.2.17-2.21.

1. Движитель сельскохозяйственного агрегата, включающий закрепленный на приводном валу барабан, на ободе которого выполнены радиальные отверстия, в которых установлены почвозацепы, шарнирно сочлененные с эксцентриком, установленным через подшипники качения на кронштейне, на котором выполнены салазки, смонтированные на вертикально установленной направляющей, связанные шарниром с силовым штоком гидроцилиндра, установленного на раме агрегата в вертикальной диаметральной плоскости эксцентрика посредством шарнира, ось которого, как и ось шарнира, связывающего салазки с силовым штоком, перпендикулярна упомянутой плоскости, отличающийся тем, что на салазках выполнено перпендикулярное оси приводного вала плоское ребро со сквозным дугообразным пазом, центр кривизны которого находится на оси приводного вала, а шарнир, связывающий салазки с силовым штоком гидроцилиндра, выполнен с имеющим резьбовое окончание хвостовиком, установленным с гарантированным зазором в дугообразном пазу и зафиксированным на последнем гайкой, причем направляющая через подшипники качения установлена на приводном валу.

2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что на направляющей выполнено отверстие для установки съемного рычага.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно для сельскохозяйственных работ

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и, в частности, к конструкции движителя транспортного средства с устройствами, обеспечивающими повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Устройство включает шину колеса, выполненную сплошной или заполненную губчатой массой с радиальными отверстиями по окружности колеса с гнездами типа втулок, в которых подвижно установлены шипы. Каждый шип снабжен пружиной возврата, буфером и опорой, каждая из которых взаимодействует с одним из эксцентриков или последовательно со всеми эксцентриками, закрепленными на трубчатом валу, соединенном с механизмом привода шипов. Технический результат - улучшение сцепления с дорожной поверхностью в сложных дорожных условиях без повреждения дорожного покрытия. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к механизмам транспортного машиностроения и, в частности, к конструкции движителей транспортных средств, обеспечивающих повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Движитель включает колесо, шина которого выполнена сплошной или заполненной губчатой массой с радиальными отверстиями по окружности колеса с гнездами типа втулок, в которых подвижно установлены шипы. Каждый шип снабжен пружиной возврата, буфером и опорой, каждый из которых взаимодействует с одним из эксцентриков или последовательно со всеми эксцентриками, закрепленными на трубчатом валу, соединенным с механизмом привода и механизмом управления. Механизм привода выполнен в виде двухрядного планетарного механизма, а механизм управления шипами выполнен в виде червячной передачи с электроприводом. Технический результат – повышение надежности движителя при упрощенной конструкции с щадящим воздействием на дорожное покрытие. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх