Способ повышения ресурса подшипника качения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления подшипников. Способ заключается в нанесении микрокристаллического, двумерно упорядоченного покрытия из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на наружное кольцо подшипника. Покрытие наносится на сверхзвуковой установке плазменного напыления. Достигается увеличение срока службы керамических покрытий на наружных кольцах подшипника и предотвращение электроэрозии и микросварки тел качения. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к подшипникам качения для тяговых электродвигателей подвижного состава. Тяговые электродвигатели являются одним из наиболее ответственных узлов локомотивов и моторных вагонов электропоездов и во многом определяют надежную работу подвижного состава.

Якорные подшипники работают в сложных условиях, определяемых высоким уровнем действующих на них сил и частот вращения вала. При этом конструктивные особенности подшипниковых узлов таковы, что не позволяют проводить осмотры этих подшипников между плановыми ремонтами тягового подвижного состава и их ревизию после перегрузок тяговых электродвигателей при вождении тяжеловесных составов.

Кроме того, в тяговых электродвигателях переменного тока опасность представляет прохождение электрического тока через подшипники ротора из-за магнитной асимметрии электрической машины.

Для предотвращения этого один из подшипниковых щитов делается составным с применением слоя изоляции. Это усложняет и удорожает изготовление и снижает надежность двигателей. Поэтому вопрос токовой защиты остается актуальным. Некоторые зарубежные фирмы наносят защитное керамическое покрытие на наружное кольцо подшипника. Но эти покрытия обладают низким сопротивлением изгибу и могут отслаиваться от подложки (Evolution, business and technology magazine from SKF, № 3, 1996, pp.22-24).

Кроме того, на всех вращающихся деталях индуцируется электрический ток, который вызывает электроэрозию и способствует микросварке между дорожками качения и телами качения.

Для увеличения срока службы керамических покрытий на наружное кольцо подшипника наносят микрокристаллическое, двумерно упорядоченное покрытие из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на сверхзвуковой установке плазменного напыления. При этом достигается очень высокая адгезия, сравнимая с силой связей внутри подложки, и очень низкая пористость, менее 1%.

Для полного устранения прохождения электрического тока через подшипник и предотвращения электроэрозии и микросварки тел качения с дорожками качения в смазку подшипника вводят минерал серпентинит с тонкодисперсными добавками из окислов магния, кальция, железа, алюминия, алюмосиликатами и тальком. В процессе работы подшипника минеральные вещества в зоне высоких контактных напряжений образуют на телах качения и дорожках качения диэлектрический стеклокерамический слой, имеющий низкий коэффициент трения и препятствующий прямому контакту стальных тел качения и колец.

1. Способ повышения ресурса подшипника качения, содержащего внутреннее и наружное кольца и размещенные между кольцами тела качения, отличающийся тем, что на наружное кольцо подшипника наносят микрокристаллическое, двумерно упорядоченное покрытие из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на сверхзвуковой установке плазменного напыления.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в смазку подшипника вводят минерал серпентинит с тонкодисперсными добавками из окислов магния, кальция, железа, алюминия, алюмосиликатами и тальком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности подшипникам скольжения, например, двигателя внутреннего сгорания. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различного назначения. .

Изобретение относится к подшипнику качения, используемому в летательных аппаратах, в частности вертолетах. .

Изобретение относится к способу армирования цапф лап буровых шарошечных долот и может найти применение в машиностроении при изготовлении буровой техники для строительства скважин в глубоком и сверхглубоком бурении, а также для бурения взрывных скважин с продувкой забоя воздухом.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению антифрикционных композиционных материалов на основе меди. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам антифрикционных сплавов на основе алюминия и к способам изготовления заготовок из них, и может быть использовано в производстве подшипников.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании шарнирных конструкций тяжелонагруженных механизмов с удельными нагрузками на узлы трения до 450 МПа при изменении температур от -130 до +750°С в условиях циклического изменения среды с воздуха на вакуум и наоборот.

Изобретение относится к получению антифрикционных материалов, которые используются в подшипниках скольжения. .

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым композиционным материалам. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к способам изготовления подшипников скольжения для редукторов авиационных ГТД. .

Изобретение относится к области подшипников качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для изготовления и восстановления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к области деталей машин. .

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам скольжения . .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к выходному звену ручной машины. Ручная машина содержит выходное звено для крепления рабочего инструмента, установленное с возможностью направленного движения в опорном кольце, расположенном в охватывающем его посадочном гнезде. Посадочное гнездо и опорное кольцо выполнены разомкнутой кольцевой формы с выемкой, полученной изъятием совмещенными друг с другом кольцевых секторов. При этом выемка, полученная изъятием кольцевого сектора опорного кольца, образована частью опорного кольца, ограниченной местами отделения и отделенной в этих местах. В результате упрощается монтаж опорного кольца в посадочном гнезде. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх