Способ радиопоиска угнанных транспортных средств

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС. Оснащают ТС терминалом сотовой подвижной связи с SIM-картой. После угона или кражи ТС с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения по сети сотовой подвижной связи посылают сообщение с активационным кодом. Принимают сообщение терминалом сотовой подвижной связи, преобразуют код в команду подготовки к активации скрытно установленного на борту угнанного ТС радиомаяка. Излучают радиомаяком сигналы тревоги. В диспетчерском центре быстрого реагирования принимают информацию о местонахождении угнанного ТС. На ее основе формируют и передают на ТС быстрого реагирования целеуказания для приближения к угнанному ТС на расстояния, обеспечивающие возможность пеленгации. Пеленгуют радиомаяк и используют пеленги для нахождения угнанного ТС. Способ отличается тем, что терминал сотовой подвижной связи включают в заданные моменты на время, необходимое для установления связи с базовыми станциями сети сотовой подвижной связи и получения от них сообщения с активационным кодом. Остальное время оставляют терминал сотовой подвижной связи в дежурном режиме с отключенным питанием. Посылают в диспетчерский центр быстрого реагирования, а также пользователю ТС или в центр слежения по сети сотовой подвижной связи сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка к активации. Информацию о местонахождении угнанного ТС для формирования целеуказаний получают по запросу из диспетчерского центра быстрого реагирования, а также от пользователя ТС или центра слежения путем определения местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи. Изобретение обеспечивает эффективный радиопоиск угнанных ТС даже в тех случаях, когда угонщикам удается нейтрализовать охранно-противоугонную систему ТС. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для определения местонахождения ТС и обеспечения оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС).

Известна система мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов по патенту RU №2174923, В60R 25/00, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя абонентский блок передачи данных и связанные с ним по радиоэфиру абонентские приемники, установленные на объектах абонентов системы, каждый из которых связан с помощью контроллера с датчиками несанкционированного воздействия, с блоком запуска абонентского передатчика и с блоком управления исполнительным устройством охранной системы, например иммобилайзером, подключенным к исполнительному устройству охранной системы и выполненным с возможностью включения и выключения исполнительного устройства охранной системы, например иммобилайзера, при приеме по пейджинговой сети связи специальных кодов, а также территориально распределенную сеть ретрансляторов-пеленгаторов, установленных на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других стационарных объектах, выполненных с возможностью приема кодовых посылок от абонентского передатчика при нахождении несущего его объекта в зоне действия данного ретранслятора-пеленгатора и с возможностью передачи принятых сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций территориально распределенной сети базовых станций, а также информационные центры, каждый из которых содержит последовательно соединенные блок приема информации, блок первичной цифровой обработки, блок вторичной обработки, блок формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений, связанный с территориально распределенной сетью центров оперативного реагирования, блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, входы которого соединены по каналам связи с внешними информационными источниками, первый выход которого связан с соответствующим входом блока вторичной обработки, а второй выход - со вторым входом блока формирования информационных сообщений, блок регистрации и блок отображения, входы которых соединены с соответствующими выходами блока первичной цифровой обработки, а выходы - с соответствующими входами блока вторичной обработки, выполненного с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении ретрансляторов-пеленгаторов, принявших от абонентских передатчиков сигналы, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также диспетчерский центр, в состав которого включены последовательно соединенные дополнительный блок приема, дополнительный блок первичной цифровой обработки, блок формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь голосовых сообщений диспетчерского центра, выход которого подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, каждый из которых выполнен с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей - на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к излучающему абонентскому передатчику пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат абонентского передатчика, излучающего сигнал, при этом каждая из базовых станций подключена к соответствующему входу дополнительного блока приема, находящегося в диспетчерском центре, а каждый дополнительный выход блока формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен со входом блока приема соответствующего информационного центра, в каждом информационном центре второй выход блока формирования информационных сообщений подключен к пейджинговой сети связи, а второй выход формирователя голосовых сообщений - к телефонной сети связи и передачи данных.

Недостатки указанной системы связаны со сложностью размещения на местности, особенно в городских условиях, достаточно большого количества ретрансляторов-пеленгаторов и базовых станций, которые могли бы обеспечить непрерывное покрытие заданной территории (города, региона). Это требует больших капитальных затрат и многочисленных согласований как с государственными органами, контролирующими использование частот, так и с территориальными органами, контролирующими вопросы выделения земли и капитального строительства.

На устранение указанного недостатка направлено техническое решение по патенту RU №2228861, В60R 25/00, G08В 25/08.

Описанная в нем региональная сигнальная противоугонная система содержит установленные на охраняемом ТС датчики и подключенный через пейджинговую сеть связи к региональной телефонной сети абонентский приемник, выходы которых подключены к контроллеру, связанному с возимой частью блока идентификации пользователя и с приемопередающим модулем стандартной сети сотовой подвижной связи. В состав абонентского приемника может входить приемник глобальной спутниковой системы радионавигации (GPS-приемник), обеспечивающий высокоточное автономное измерение координат охраняемого ТС (или УТС). К соответствующим выходам контроллера подключены исполнительные устройства охранной системы, выполненные с возможностью блокирования движения УТС при поступлении в контроллер из абонентского приемника и/или из приемопередающего модуля стандартной сети сотовой подвижной связи команд блокирования двигателя, и автономное передающее устройство, связанное по радиоэфиру с установленными на объектах городской инфраструктуры ретрансляторами-пеленгаторами, входящими в состав специализированной сети передачи данных, содержащей также связанный с ретрансляторами-пеленгаторами центральный пункт управления специализированной сетью передачи данных, выход которого подключен к установленному в диспетчерском центре блоку приема данных, выход которого через последовательно соединенные блок цифровой обработки информации и центральный блок формирования информационных сообщений подключен к диспетчерскому узлу связи, выполненному с возможностью передачи информационных сообщений по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть сотовой подвижной связи в сеть информационных центров и в сеть центров быстрого реагирования, связанную с силами и средствами быстрого реагирования - с пешими нарядами и патрульными автомобилями, обеспечивающими перехват УТС.

Использование, наряду со специализированной сетью передачи данных, стандартных сетей пейджинговой и сотовой подвижной связи позволяет существенно расширить зону действия радиопоисковой системы и обеспечить непрерывность зоны покрытия территории. Кроме того, для сегментов, в которых зоны действия стандартной и специализированной сетей передачи данных перекрываются друг с другом, повышается надежность и качество доставки информации, что, в конечном счете, приводит к повышению эффективности перехвата УТС силами и средствами быстрого реагирования. Это является несомненным достоинством указанной системы.

Однако и данная система не свободна от недостатков. Дело в том, что стандартные сети пейджинговой и сотовой подвижной связи, в частности стандарта GSM, уязвимы по отношению к преднамеренным (умышленным) помехам, которые может применить злоумышленник. Так, согласно рекламной информации израильской фирмы NetLine, серийно выпускаемый этой фирмой постановщик помех C-Guard LP при средней мощности излучения 5-50 мВт и массе не более 0,6 кг обеспечивает эффективное блокирование абонентских терминалов стандартных сетей сотовой подвижной связи в радиусе 5-80 м вокруг себя. В настоящее время все большее количество угонов происходит с применением таких постановщиков помех.

На устранение указанного недостатка направлен способ радиопоиска и перехвата УТС по патенту RU №2253578, В60R 25/00, G08В 25/10, в котором с помощью охранных извещателей обнаруживают проникновение злоумышленника в охраняемое ТС, излучают с помощью автономного передающего устройства высокочастотный сигнал, а также с помощью приемопередающего модуля высокочастотный сигнал, использующий один из стандартов сети сотовой подвижной связи, формируют тревожные извещения и преобразуют их в кодовые сообщения, которыми модулируют указанные высокочастотные сигналы, передают модулированные высокочастотные сигналы, несущие тревожные извещения, в диспетчерский центр, соответственно, по территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети и по стандартной сети сотовой подвижной связи, формируют в центре управления стандартной сетью сотовой подвижной связи тест-сигналы и передают их по стандартной сети сотовой подвижной связи, принимают на борту охраняемого ТС указанные тест-сигналы, селектируют в диспетчерском центре тревожные извещения и осуществляют их цифровую обработку, посредством которой распознают факт угона и движения УТС по улично-дорожной сети, определяют идентификационные признаки УТС и его текущее местоположение на карте-схеме улично-дорожной сети, после чего формируют и передают ТС быстрого реагирования начальные и текущие внешние целеуказания с данными о местоположении и идентификационных признаках УТС, а в случае необходимости дистанционно блокируют движение УТС, при этом при передаче тревожных извещений по территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети контролируют на борту УТС совпадение последовательности двоичных символов в передаваемых и принимаемых по радиоэфиру тревожных извещениях, и при отсутствии указанного совпадения формируют сигнал срыва приема по ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а при приеме тест-сигналов, поступающих по стандартной сети сотовой подвижной связи, измеряют средние за заданный интервал времени значения отношения сигнал/помеха, сравнивают их с заданным порогом и при снижении измеренных средних значений отношения сигнал/помеха до заданного порогового уровня и при одновременном наличии сигнала срыва приема по ретрансляционно-радиопеленгационной сети формируют на борту УТС последовательность команд, которыми воздействуют на узлы блокирования движения УТС, вызывая его постепенную остановку, после чего активируют объектовое оконечное устройство, посредством которого излучают сигналы тревоги в разрешенных для устройств охранной сигнализации диапазонах частот и мощностей, пеленгуют с бортов ТС быстрого реагирования сигналы тревоги и используют эти пеленги совместно с текущими внешними целеуказаниями для управления движением ТС быстрого реагирования в процессе перехвата УТС.

Описанный выше способ представляет собой технологию радиопоиска и сопровождения УТС, которая позволяет повысить эффективность действий участников операции "перехват" (экипажей ТС быстрого реагирования и персонала диспетчерского центра) в условиях применения угонщиками средств постановки преднамеренных помех, в частности средств глушения GSM-каналов связи, каналов пейджинговой связи, а также при постановке специальных помех глобальным спутниковым системам радионавигации, делающих невозможным высокоточное измерение координат УТС.

Однако, как и все другие описанные выше технические решения, указанный способ сложен в практической реализации, поскольку требует создания специализированной территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети и установки на борту ТС быстрого реагирования и в диспетчерских центрах достаточно сложного специализированного оборудования.

Настоящее изобретение направлено на существенное упрощение практической реализации технологии радиопоиска УТС с применением ТС быстрого реагирования за счет более полного использования возможностей современных сетей сотовой подвижной связи, в первую очередь GSM-сетей.

Предметом настоящего изобретения является способ радиопоиска УТС, при котором ТС оснащают терминалами сотовой подвижной связи, каждый из которых содержит SIM-карту, после установления факта угона или кражи ТС с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения по сети сотовой подвижной связи посылают сообщение, содержащее активационный код, принимают сообщение, содержащее активационный код, терминалом сотовой подвижной связи, преобразуют активационный код в команду, которой подготавливают к активации скрытно установленный на борту УТС радиомаяк, активируют радиомаяк и излучают посредством этого радиомаяка сигналы тревоги, в диспетчерским центре быстрого реагирования принимают информацию о местонахождении УТС, на ее основе формируют и передают на ТС быстрого реагирования целеуказания, позволяющие вывести ТС быстрого реагирования к УТС на расстояния, обеспечивающие возможность пеленгации излучения радиомаяка с бортов ТС быстрого реагирования, пеленгуют указанный радиомаяк и используют эти пеленги для нахождения УТС, при этом запоминают сообщение, содержащее активационный код, а бортовой терминал сотовой подвижной связи включают в заранее заданные моменты времени на время, необходимое для установления связи с базовыми станциями сети сотовой подвижной связи и получения от них сообщения, содержащего активационный код, а остальное время оставляют бортовой терминал сотовой подвижной связи в дежурном режиме с отключенным питанием, после подготовки радиомаяка к активации посылают в диспетчерский центр быстрого реагирования, а также пользователю ТС или в центр слежения по сети сотовой подвижной связи сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка к активации, информацию о местонахождении УТС для формирования целеуказаний получают по запросу из диспетчерского центра быстрого реагирования, а также от пользователя ТС или из центра слежения путем определения местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи.

Частными существенными признаками изобретения являются следующие.

Сообщение, содержащее активационный код, формируют и пересылают по сети сотовой подвижной связи в виде SMS-сообщения.

Сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка к активации, посылают в диспетчерский центр быстрого реагирования, а также пользователю ТС или в центр слежения в виде SMS-сообщений.

Запрос из диспетчерского центра быстрого реагирования, а также от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают в операторский центр этой сети сотовой подвижной связи с помощью нажатия кнопки на интернет-портале или путем отправки SMS-сообщения на специальный номер, полученный при регистрации SIM-карты в сети сотовой подвижной связи.

Сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка на борту УТС к активации, посылают после активации радиомаяка.

Активацию радиомаяка на борту УТС осуществляют с заданной задержкой относительно момента посылки терминалом сотовой подвижной связи сообщений, подтверждающих готовность радиомаяка к активации.

Задачей изобретения является создание технологии радиопоиска угнанных (украденных) ТС, сохраняющей свою эффективнсть даже в тех случаях, когда угонщикам физически и/или с помощью постановки радиоэлектронных помех удалось нейтрализовать охранно-противоугонную систему этого ТС и другие радиопоисковые системы.

Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании при формировании целеуказаний для ТС быстрого реагирования, ведущих поиск УТС, специализированной услуги региональных операторов сети сотовой подвижной связи по определению местонахождения SIM-карты абонента сети сотовой подвижной связи, установленной в бортовом терминале сотовой подвижной связи. Предлагаемый вариант реализации заявленного способа отличается простотой и доступностью для широкого круга пользователей ТС.

Суть изобретения поясняется на фиг.1 и фиг.2.

На фиг.1 представлена общая структурная схема радиопоисковой системы, реализующей заявленный способ.

На фиг.2 представлена структурная схема аппаратуры, устанавливаемой на борту ТС, являющегося объектом поиска.

На фиг.1 и фиг.2 использованы следующие обозначения: 1 - SIM-карта; 2 - терминал сотовой подвижной связи; 3 - бортовая аппаратура; 4 - таймер; 5 - автономный источник питания; 6 - формирователь команд; 7 - радиомаяк; 8 - операторский центр сотовой подвижной связи; 9 - диспетчерский центр быстрого реагирования; 10 - пеленгатор.

Радиопоисковая система, представленная на фиг.1 и фиг.2, включает в себя бортовую аппаратуру 3, скрытно установленную на охраняемое ТС, сеть сотовой подвижной связи с операторским центром 8 сотовой подвижной связи, выполненным с возможностью оказания специализированной услуги по определению местонахождения SIM-карты 1 прописанного в сети сотовой подвижной связи абонента, диспетчерский центр 9 быстрого реагирования, подключенный к операторскому центру 8 сотовой подвижной связи и выполненный с возможностью передачи целеуказаний на ТС быстрого реагирования. На борту каждого ТС быстрого реагирования находится пеленгатор 10, выполненный с возможностью приема сигналов тревоги, излучаемых радиомаяком 7 бортовой аппаратуры 3 УТС.

Кроме радиомаяка 7, в состав бортовой аппаратуры 3 (фиг.2) входят таймер 4 и связанный с ним автономный источник 5 питания, например, на базе миниатюрной батарейки (аккумулятора), снабженной реле, управляемым от таймера 4, а также терминал 2 сотовой подвижной связи, включающий в свой состав SIM-карту 1, и подключенный к его выходу формирователь 6 команд, выход которого подключен к управляющему входу радиомаяка 7, управляющий выход которого соединен со входом управления терминала 2 сотовой подвижной связи. При этом второй выход автономного источника 5 питания подключен ко входам питания терминала 2 сотовой подвижной связи, формирователя 6 команд и радиомаяка 7.

Ключевой процедурой в рассматриваемом способе является реализация специализированной услуги по определению местонахождения SIM-карты 1, установленной в терминале 2 сотовой подвижной связи (услуги LBS - Location Base Services). Если терминал 2 сотовой подвижной связи выключен, то опередить местоположение объекта поиска (то есть, SIM-карты 1) невозможно. Но даже кратковременное включение терминала 2 сотовой подвижной связи позволяет установить местонахождение его SIM-карты 1. Местоположение SIM-карты 1 устанавливается на основе анализа параметров сигналов, принимаемых базовыми станциями сотовой подвижной связи и передаваемых в операторский центр 8 сотовой подвижной связи (с помощью процедуры MPS - Mobile Positioning System). Точность определения координат - несколько сотен метров. В местах плотной городской застройки она достигает 300 м, ближе к окраинам - (700-800) м (www.spbit.ru/news/n7441).

Для того чтобы воспользоваться этой услугой, пользователю ТС - владельцу SIM-карты 1 - надо пройти регистрацию у регионального оператора сотовой подвижной связи, после которой пользователь ТС получает специальный номер. Этот номер он может передать другим пользователям своего ТС, а также оператору диспетчерского центра 9 быстрого реагирования. Нажав кнопку на интернет-портале или отправив SMS-сообщение на этот специальный номер, пользователь ТС и/или оператор диспетчерского центра 9 быстрого реагирования получает сведения (в текстовом или графическом виде - рисуется конкретный сегмент электронной карты) о том, где в данный момент находится объект поиска с установленной в нем SIM-картой 1. При этом указывается точность измерений, произведенных операторским центром 8 сотовой подвижной связи посредством MPS-процедуры.

Услуга определения местонахождения SIM-карты 1 абонента сотовой подвижной связи путем анализа параметров сигналов, принимаемых несколькими базовыми станциями - сравнительно новый вид информационной услуги, оказываемой региональными операторами сотовой подвижной связи. Пока эта услуга оказывается только в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске.

Так, на сайте www.spbit.ru сообщается, что под общей торговой маркой "МТС-Поиск" петербургский филиал компании МТС запустил в тестовой эксплуатации набор услуг, основанных на определении местоположения. Впервые "МТС-Поиск" начал работать в коммерческой эксплуатации в Москве с апреля 2005 года. Сейчас для всех услуг, оказываемых под этой торговой маркой, используется сеть стандарта GSM, в соответствии с которой операторский центр 8 сотовой подвижной связи определяет местонахождение SIM-карты 1 абонента сети сотовой подвижной связи.

В частности, предлагается услуга "Автоскоп", благодаря которой пользователи ТС могут получить информацию о текущем местонахождении своего ТС. Для этого можно использовать стандартный мобильный телефон, либо заказать специальный терминал 2 сотовой подвижной связи (GSM-модуль), содержащий SIM-карту 1.

Применительно к охранным системам эта услуга описана, например, в журнале "Мастер 12 вольт", ноябрь 2006, с.46-51 (www.master12v.ru).

Передача целеуказаний на борт ТС быстрого реагирования и управления ими из диспетчерского центра 9 быстрого реагирования также может осуществляться по сети стандарта GSM.

Пеленгатор 10, осуществляющий пеленгацию установленного на борту УТС радиомаяка 7, применяется, например, в широко известной радиопоисковой системе Лоджэк (www.lojack.ru).

Автономный источник 5 питания содержит батарейку (аккумулятор) и релейное устройство, управляемое таймером 4.

В дежурном режиме, когда терминал 2 сотовой подвижной связи и радиомаяк 7 не работают, батарейка подключена только к таймеру 4, представляющему собой обычные электронные часы типа будильника. При этом расход энергии минимален. Батарейка может работать в таком режиме несколько лет.

В рабочем режиме, когда терминал 2 сотовой подвижной связи, формирователь 6 команд и радиомаяк 7 подключены к батарейке, потребление резко возрастает. Но благодаря малой длительности сеанса (порядка одной минуты) и большому (порядка суток) периоду включения указанных устройств расход энергии также достаточно мал. Благодаря этому, обеспечивается достаточно большой (порядка одного года) срок работы батарейки, в течение которого пользователю не надо вскрывать блок бортовой аппаратуры 3 для замены батарейки, что также повышает скрытность работы бортовой аппаратуры 3.

Формирователь 6 команд представляет собой цифровую схему, предназначенную для преобразования содержащегося в SMS-сообщении активационного кода в команду включения радиомаяка 7.

Таким образом, все используемые для реализации рассматриваемого способа узлы и технологии известны и применяются на практике. Поэтому возможность практической реализации радиопоисковой системы, представленной на фиг.1 и фиг.2, не вызывает сомнений.

Заявленный способ реализуется с помощью указанной радиопоисковой системы следующим образом.

Пользователь услуги, например владелец ТС или его доверенное лицо (далее, пользователь ТС), приобретает у регионального оператора сотовой подвижной связи SIM-карту 1 и, зарегистрировав ее у этого оператора, получает специальный номер.

Права регистрации SIM-карты 1 могут быть переданы страховой компании, в которой владелец ТС зарегистрировал свое ТС. Страховая компания материально заинтересована в том, чтобы в случае угона или кражи застрахованного ТС вернуть его законному владельцу. Предлагаемый способ радиопоиска УТС предоставляет такую возможность.

Для этого пользователь ТС скрытно устанавливает в своем ТС терминал 2 сотовой подвижной связи, оснащенный вышеупомянутой SIM-картой 1. При этом пользователь ТС становится пользователем вышеупомянутой услуги определения местонахождения SIM-карты 1 в сети сотовой подвижной связи. Пользователями указанной услуги могут быть также другие (кроме владельца) пользователи ТС, например центр слежения, созданный при страховой компании.

Обнаружив факт угона, например, не найдя свое ТС на стоянке, пользователь ТС посылает на специальный номер, полученный им при регистрации SIM-карты 1, SMS-сообщение запроса, содержащее активационный код. При наличии у пользователя ТС доступа к интернет-порталу запрос может быть послан нажатием кнопки на этом интернет-портале. Допустим, что запрос на определение местонахождения и поиск УТС послан в виде SMS-сообщения. Это SMS-сообщение регистрируется и запоминается в сети сотовой подвижной связи. Затем запомненное SMS-сообщение должно быть отослано на борт УТС (в терминал 2 сотовой подвижной связи). Находящая в зоне действия сети сотовой подвижной связи бортовая аппаратура 3, в состав которой входит указанный терминал 2 сотовой подвижной связи, должна принять это SMS-сообщение и отреагировать на него.

Однако большую часть времени эта бортовая аппаратура 3 находится в дежурном режиме, когда питание подключено лишь к таймеру 4.

Продолжительность и периодичность подключения автономного источника 5 питания к терминалу 2 сотовой подвижной связи, формирователю 6 команд и радиомаяку 7 задаются таймером 4.

Включение указанных узлов бортовой аппаратуры 3 осуществляется путем подачи таймером 4 соответствующего сигнала на реле автономного источника 5 питания, которое подключает находящуюся в нем батарейку (аккумулятор) к вышеупомянутым узлам бортовой аппаратуры 3.

При этом терминал 2 сотовой подвижной связи и формирователь 6 команд переходят в рабочие состояния. Терминал 2 сотовой подвижной связи посылает сигнал, содержащий идентификационный код SIM-карты 1, на базовые станции сотовой подвижной связи, а формирователь 6 команд переходит в режим ожидания активационного кода.

Получив сигнал с идентификационным кодом SIM-карты 1 от терминала 2 сотовой подвижной связи, базовые станции запрашивают операторский центр 8 сотовой подвижной связи на предмет наличия у него SMS-сообщения, содержащего активационный код.

При наличии в операторском центре 8 сотовой подвижной связи зарегистрированного и запомненного SMS-сообщения, поступившего на специальный номер, базовые станции передают его на борт УТС. Получив указанное SMS-сообщение, терминал 2 сотовой подвижной связи выделяет в нем активационный код и подает его на вход формирователя 6 команд. Формирователь 6 команд преобразует активационный код в команду активации и подает ее на управляющий вход радиомаяка 7.

Получив команду активации, радиомаяк 7 начинает подготовку к активации для последующего излучения в радиоэфир сигналов тревоги. По окончании подготовки к активации радиомаяк 7 передает на терминал 2 сотовой подвижной связи сигнал готовности к началу излучения, а терминал 2 сотовой подвижной связи отсылает в диспетчерский центр 9 быстрого реагирования и пользователю ТС (и/или в центр слежения) SMS-сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка 7 к активации. Одновременно радиомаяк 7 начинает излучение сигналов тревоги в радиоэфир.

С целью экономии ресурса батарейки автономного источника 5 питания начало излучения радиомаяком 7 сигналов тревоги в радиоэфир может быть задержано на некоторое заранее заданное время относительно подачи SMS-сообщений, подтверждающих готовность радиомаяка 7 к активации.

Получив указанное выше SMS-сообщение, диспетчерский центр 9 быстрого реагирования посылает в операторский центр 8 сотовой подвижной связи (через интернет-портал или по сети сотовой подвижной связи - в виде SMS-сообщения) запрос на реализацию вышеупомянутой LBS-услуги - по определению местонахождения SIM-карты 1 в сети сотовой подвижной связи. Получив указанный запрос, операторский центр 8 сотовой подвижной связи реализует LBS-услугу.

Информация о местонахождении SIM-карты 1, а значит, и УТС, по радиоэфиру или по проводному каналу связи пересылается из операторского центра 8 сотовой подвижной связи в диспетчерский центр 9 быстрого реагирования и пользователю ТС. При использовании интернет-портала эта информация может быть представлена в виде сегмента карты, в пределах которого находится УТС. Текст SMS-сообщения может содержать названия улиц, номера домов и другую информацию, позволяющую быстро (но с невысокой точностью) оценить местонахождение УТС.

В соответствии с полученной информацией о приблизительном местонахождении УТС в диспетчерском центре 9 быстрого реагирования формируют целеуказания и передают их экипажам ТС быстрого реагирования - то есть указывают район, в котором может находиться УТС. Точность целеуказания определяется ошибкой определения местонахождения объекта поиска в сети сотовой подвижной связи. Как было отмечено выше, эта ошибка составляет несколько сотен метров. После прибытия ТС быстрого реагирования в район поиска начинается заключительная фаза поисковой операции - поиск и обнаружение работающего радиомаяка 7. Как отмечалось выше, включение радиомаяка 7 может произойти с задержкой, учитывающей время, необходимое ТС быстрого реагирования для достижения заданного района поиска, соответствующего полученному целеуказанию.

На заключительном этапе поисковой операции основную роль играют установленные на ТС быстрого реагирования пеленгаторы 10. Они пеленгуют сигналы тревоги активированного радиомаяка 7, то есть определяют направление на источник излучения. Для этого сигналы тревоги активированного радиомаяка 7 принимаются пеленгаторами 10, обрабатываются и отображаются в виде пеленга на источник излучения. Пеленг может отображаться, например, с помощью стрелки на экране жидкокристаллического индикатора, показывающей необходимое направление движения на цель. Используя указанные пеленги, ТС быстрого реагирования движутся в направлении УТС, постепенно сужая кольцо поиска. По мере уменьшения расстояния между ТС быстрого реагирования и УТС линейная ошибка пеленгации источника излучения уменьшается, что позволяет достаточно быстро найти объект поиска.

Наряду с описанным выше режимом поиска УТС, в системе, реализующей рассматриваемый способ, может быть реализован также тестовый режим, в котором пользователь охраняемого ТС или оператор центра слежения могут узнать местонахождение охраняемого ТС без включения радиомаяка 7. Для этого пользователь охраняемого ТС посылает на специальный номер SMS-сообщение. В данном случае это SMS-сообщение не содержит активационный код.

Указанное SMS-сообщение передается по сети сотовой подвижной связи в операторский центр 8 сотовой подвижной связи и регистрируется в нем. Через некоторое время таймер 4 подключает автономный источник 5 питания к терминалу 2 сотовой подвижной связи. После подачи питания терминал 2 сотовой подвижной связи посылает сигнал, содержащий идентификационный код SIM-карты 1, на базовые станции сотовой подвижной связи, которые запрашивают операторский центр 8 сотовой подвижной связи на предмет наличия у него зарегистрированного SMS-сообщения от абонента с данным идентификационным кодом SIM-карты 1.

Если такое SMS-сообщение было зарегистрировано, то операторский центр 8 сотовой подвижной связи передает его через базовую станцию в адрес указанного абонента. Получив указанное SMS-сообщение, терминал 2 сотовой подвижной связи посылает ответное SMS-сообщение, содержащее запрос на реализацию LBS-услуги по определению местонахождения SIM-карты 1, установленной в терминале 2 сотовой подвижной связи.

Получив указанное SMS-сообщение, операторский центр 8 сотовой подвижной связи реализует запрошенную LBS-услугу и транслирует информацию о местонахождении SIM-карты 1 пользователю охраняемого ТС. На мобильный телефон пользователя охраняемого ТС эта информация поступает в текстовом виде. При наличии у пользователя охраняемого ТС интернет-портала информация на него может поступать в виде сегмента карта местности. В обоих случаях указывается точность определения местонахождения SIM-карты 1.

Как следует из приведенного выше описания, предлагаемый способ радиопоиска имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционными методами, описанными, например, в патентах RU №2228860, В60R 25/00, В60R 25/10, G08C 13/00, RU №2240938, В60R 25/00, G08В 25/00, RU №2244642, В60R 25/00; RU №2264937, В60R 25/00, G08R 25/00.

Эти особенности заключаются в следующем:

1. Начальное определение местонахождения УТС осуществляется не с помощью бортовых навигационных средств, например GPS-приемника, и/или не с помощью специализированной территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а посредством использования специализированной услуги регионального оператора сотовой подвижной связи - определения местонахождения SIM-карты 1 и передачи на борт УТС соответствующего SMS-сообщения.

2. Бортовая аппаратура 3 охраняемого ТС активируется крайне редко (примерно один раз в сутки) и на очень непродолжительное время (порядка одной минуты). Это позволяет применить малогабаритный автономный источник питания 5, например, в виде литиевой батарейки и управляющего реле, находящихся в одном корпусе с другими узлами бортовой аппаратуры 3 охраняемого ТС (фиг.2). Соответственно, обеспечивается высокая скрытность установки бортовой аппаратуры 3, причем такая установка не требует специальной профессиональной подготовки и может быть выполнена самим пользователем охраняемого ТС.

3. Благодаря компактности бортовой аппаратуры 3, а также вследствие отсутствия в ней внешних антенн и проводов, бортовая аппаратура 3 может быть установлена, например, под обшивкой сиденья в салоне охраняемого ТС - в виде "жучка". Причем таких дублирующих друг друга "жучков" может быть установлено в охраняемом ТС достаточно много. Таким образом, обеспечивается максимально возможная скрытность бортовой аппаратуры 3. При этом даже разобрав УТС на части, злоумышленник не может быть гарантирован от того, что в какой-либо из ее частей не находится ждущий активации радиомаяк 7.

4. Поскольку активация терминала 2 сотовой подвижной связи осуществляется крайне редко и в неизвестные никому, кроме пользователя охраняемого ТС, моменты времени, вероятность подавления канала связи злоумышленниками крайне низка. Даже применив на начальной стадии угона постановщик помехи, злоумышленник затем неизбежно отключит его и, соответственно, даст возможность воспользоваться каналами сети сотовой подвижной связи.

С учетом вышеизложенного, предлагаемое техническое решение можно классифицировать как создание нового дополнительного рубежа защиты охраняемого ТС от несанкционированного использования. Этот рубеж срабатывает даже тогда, когда другие рубежи защиты преодолены и угонщики уверены в своем успехе.

УТС может быть разобрано, выставлено на продажу, находиться у нового владельца - все равно сохраняется надежда на нахождение УТС (либо его отдельных частей) и возврата законному владельцу.

Особый интерес это решение представляет для страховых компаний, поскольку дает им шанс существенно снизить размер выплаты денежной компенсации владельцу застрахованного ТС в случае его угона.

Таким образом, поставленная задача решена - предложена технология радиопоиска угнанных (украденных) ТС, эффективная даже в тех случаях, когда угонщикам - физически и/или с помощью постановки радиоэлектронных помех - удалось нейтрализовать охранно-противоугонную систему этого ТС и другие радиопоисковые системы.

Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании сравнительно недавно внедренной операторами сотовой подвижной связи специализированной услуги по определению местонахождения находящейся в охраняемом ТС SIM-карты 1 абонента сети сотовой подвижной связи,. Предлагаемый вариант реализации заявленного способа отличается простотой и доступностью для широкого круга пользователей ТС.

Таким образом, предлагаемое техническое решение отличается новизной и полезностью и может быть классифицировано, как изобретение.

1. Способ радиопоиска угнанных транспортных средств (ТС), при котором ТС оснащают терминалами сотовой подвижной связи, каждый из которых содержит SIM-карту, после установления факта угона или кражи ТС с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения по сети сотовой подвижной связи посылают сообщение, содержащее активационный код, принимают сообщение, содержащее активационный код, терминалом сотовой подвижной связи, преобразуют активационный код в команду, которой подготавливают к активации скрытно установленный на борту угнанного ТС радиомаяк, активируют радиомаяк и излучают посредством этого радиомаяка сигналы тревоги, в диспетчерском центре быстрого реагирования принимают информацию о местонахождении угнанного ТС, на ее основе формируют и передают на ТС быстрого реагирования целеуказания, позволяющие вывести ТС быстрого реагирования к угнанному ТС на расстояния, обеспечивающие возможность пеленгации излучения радиомаяка с бортов ТС быстрого реагирования, пеленгуют указанный радиомаяк и используют эти пеленги для нахождения угнанного ТС, отличающийся тем, что запоминают сообщение, содержащее активационный код, а бортовой терминал сотовой подвижной связи включают в заранее заданные моменты времени на время, необходимое для установления связи с базовыми станциями сети сотовой подвижной связи и получения от них сообщения, содержащего активационный код, а остальное время оставляют бортовой терминал сотовой подвижной связи в дежурном режиме с отключенным питанием, после подготовки радиомаяка к активации посылают в диспетчерский центр быстрого реагирования, а также пользователю ТС или в центр слежения по сети сотовой подвижной связи сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка к активации, информацию о местонахождении угнанного ТС для формирования целеуказаний получают по запросу из диспетчерского центра быстрого реагирования, а также от пользователя ТС или из центра слежения путем определения местонахождения SIM-карты в сотовой сети подвижной связи.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сообщение, содержащее активационный код, формируют и пересылают по сети сотовой сети подвижной связи в виде SMS-сообщения.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка к активации, посылают в диспетчерский центр быстрого реагирования, а также пользователю ТС или в центр слежения в виде SMS-сообщений.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что запрос из диспетчерского центра быстрого реагирования, а также от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают в операторский центр этой сети сотовой подвижной связи с помощью нажатия кнопки на интернет-портале или путем отправки SMS-сообщения на номер, полученный при регистрации SIM-карты в сети сотовой подвижной связи.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что сообщения, подтверждающие готовность радиомаяка на борту угнанного ТС к активации, посылают после активации радиомаяка.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что активацию радиомаяка на борту угнанного ТС осуществляют с заданной задержкой относительно момента посылки терминалом сотовой подвижной связи сообщений, подтверждающих готовность радиомаяка к активации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам охранной сигнализации, обеспечивающим получение, обработку, передачу и представление потребителям информации о проникновении или физическом воздействии на охраняемые объекты недвижимости, например дачи, коттеджи, гаражи.
Изобретение относится к области сигнальных устройств, а именно устройств, сигнализирующих о местонахождении перемещающегося объекта с передачей сигналов на центральную станцию, и может быть использовано для мониторинга перемещения транспортных средств и грузов, миграции диких животных и птиц, контроля перемещения туристов, а также за осужденными в местах лишения свободы.

Изобретение относится к технике контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к информационным системам контроля и передачи данных и предназначено для использования в телефонных сетях. .

Изобретение относится к области мониторинга подвижных объектов. .

Изобретение относится к техническими средствам охраны и может быть использовано для тревожной сигнализации о проникновении нарушителя в контролируемую периметровую зону, ограниченную шлейфом из двух проводников малого сечения, и обеспечивает звуковую сигнализацию о нарушении и индикацию участка периметра, на котором произошло нарушение.

Изобретение относится к технике централизованной охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости. .

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации и предназначено для использования при реализации централизованной охраны объектов недвижимости. .

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и мониторинга транспортных средств (ТС) и может быть использовано для поиска и обнаружения ТС, а также для определения местоположения и сопровождения угнанных ТС.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности комплексного решения задач охраны и определения текущего местоположения (позиционирования) транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. .

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для использования при защите ТС от проникновения и угона. .

Изобретение относится к охранным системам, обеспечивающим поиск, обнаружение, определение текущего местоположения и перехват угнанных транспортных средств (ТС) с помощью ТС быстрого реагирования.

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к технике для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами (ТС), например автомобилями. .

Изобретение относится к беспроводной аппаратуре тревожной сигнализации. .

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами, например автомобилями.

Изобретение относится к системам тревожной и охранной сигнализации и может быть применено при поиске и контроле за перемещением людей и транспортных средств. .

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС)

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств, и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС

Наверх