Способ радиопоиска угнанных транспортных средств

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС). ТС оснащают терминалом сотовой подвижной связи, содержащим SIM-карту. После установления факта угона посылают сообщение с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения. Сообщение о факте угона принимают терминалом и в диспетчерском центре быстрого реагирования. Активируют скрытно установленный в УТС маячковый передатчик и излучают сигналы тревоги. В диспетчерском центре получают информацию о местонахождении УТС, на ее основе формируют и передают экипажам ТС быстрого реагирования целеуказания, позволяющие вывести ТС быстрого реагирования к УТС для пеленгации излучения маячкового передатчика. Эти пеленги используют для нахождения УТС. Отличительные признаки способа заключаются в том, что запоминают и хранят в сети сотовой подвижной связи сообщение о факте угона, посланное с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения. Бортовой модуль поддерживают в дежурном режиме с отключенным питанием, выключая дежурный режим в заранее заданные моменты на время, необходимое для установления двухсторонней связи с базовыми станциями. Посылают сообщение о факте угона, хранящееся в памяти сети сотовой подвижной связи. Принимают это сообщение терминалом, после чего запрещают перевод бортового модуля в дежурный режим. Оператор диспетчерского центра, пользователь ТС или оператор центра слежения получают сообщение о факте угона. Формируют запрос, по которому в диспетчерском центре получают информацию о местонахождении УТС. Определяют границы зоны нахождения УТС и сообщают их на ТС быстрого реагирования. Сигнал активации маячкового передатчика посылают с какого-либо ТС быстрого реагирования после пересечения им границы данной зоны. Предложенная технология радиопоиска УТС проста и эффективна даже в тех случаях, когда угонщикам физически и/или с помощью постановки радиоэлектронных помех удается нейтрализовать охранно-противоугонную систему УТС и радиопоисковые системы. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для определения местонахождения ТС и обеспечения оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС).

Известна система мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов по патенту RU №2174923, В60R 25/00, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя абонентский блок передачи данных и связанные с ним по радиоэфиру абонентские приемники, установленные на объектах абонентов системы, каждый из которых связан с помощью контроллера с датчиками несанкционированного воздействия, с блоком запуска абонентского передатчика и с блоком управления исполнительным устройством охранной системы, например, иммобилайзером, подключенным к исполнительному устройству охранной системы и выполненным с возможностью включения и выключения исполнительного устройства охранной системы, например, иммобилайзера, при приеме по пейджинговой сети связи специальных кодов, а также территориально распределенную ретрансляционно-радиопеленгационную сеть, состоящую из ретрансляторов-радиопеленгаторов, установленных на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других стационарных объектах, выполненных с возможностью приема кодовых посылок от абонентского передатчика при нахождении несущего его объекта в зоне действия данного ретранслятора-радиопеленгатора и с возможностью передачи принятых сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций территориально распределенной сети базовых станций, а также информационные центры, каждый из которых содержит последовательно соединенные блок приема информации, блок первичной цифровой обработки, блок вторичной обработки, блок формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений, связанный с территориально распределенной сетью центров оперативного реагирования, блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, входы которого соединены по каналам связи с внешними информационными источниками, первый выход которого связан с соответствующим входом блока вторичной обработки, а второй выход - со вторым входом блока формирования информационных сообщений, блок регистрации и блок отображения, входы которых соединены с соответствующими выходами блока первичной цифровой обработки, а выходы - с соответствующими входами блока вторичной обработки, выполненного с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении ретрансляторов-радиопеленгаторов, принявших от абонентских передатчиков сигналы, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также диспетчерский центр, в состав которого включены последовательно соединенные дополнительный блок приема, дополнительный блок первичной цифровой обработки, блок формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь голосовых сообщений диспетчерского центра, выход которого подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, каждый из которых выполнен с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей - на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к излучающему абонентскому передатчику пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат абонентского передатчика, излучающего сигнал, при этом каждая из базовых станций подключена к соответствующему входу дополнительного блока приема, находящегося в диспетчерском центре, а каждый дополнительный выход блока формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен со входом блока приема соответствующего информационного центра, в каждом информационном центре второй выход блока формирования информационных сообщений подключен к пейджинговой сети связи, а второй выход формирователя голосовых сообщений - к телефонной сети связи и передачи данных.

Недостатки указанной системы связаны со сложностью размещения на местности - особенно в городских условиях - достаточно большого количества ретрансляторов-радиопеленгаторов и базовых станций, которые могли бы обеспечить непрерывное покрытие заданной территории (города, региона). Это требует больших капитальных затрат и согласований с государственными органами, контролирующими вопросы использования частот, выделения земли и капитального строительства.

На устранение указанного недостатка направлено техническое решение по патенту RU № 2228861, В60R 25/00, G08В 25/08.

Описанная в нем региональная сигнальная противоугонная система содержит установленные на охраняемом ТС датчики и подключенный через пейджинговую сеть связи к региональной телефонной сети абонентский приемник, выходы которых подключены к контроллеру, связанному с возимой частью блока идентификации пользователя и с приемопередающим модулем стандартной сети сотовой подвижной связи. В состав абонентского приемника может входить приемник глобальной спутниковой системы радионавигации (GPS-приемник), обеспечивающий высокоточное автономное измерение координат охраняемого ТС (или УТС). К соответствующим выходам контроллера подключены исполнительные устройства охранной системы, выполненные с возможностью блокирования движения УТС при поступлении в контроллер из абонентского приемника и/или из приемопередающего модуля стандартной сети сотовой подвижной связи команд блокирования двигателя, и автономное передающее устройство, связанное по радиоэфиру с установленными на объектах городской инфраструктуры ретрансляторами-радиопеленгаторами, входящими в состав специализированной сети передачи данных, содержащей также связанный с ретрансляторами-радиопеленгаторами центральный пункт управления специализированной сетью, выход которого подключен к установленному в диспетчерском центре блоку приема данных, выход которого через последовательно соединенные блок цифровой обработки информации и центральный блок формирования информационных сообщений подключен к диспетчерскому узлу связи, выполненному с возможностью передачи информационных сообщений по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть сотовой подвижной связи в сеть информационных центров и в сеть центров быстрого реагирования, связанную с силами и средствами быстрого реагирования - пешими нарядами и патрульными автомобилями, обеспечивающими перехват УТС.

Использование, наряду со специализированной сетью передачи данных, стандартных сетей пейджинговой и сотовой подвижной связи позволяет существенно расширить зону действия радиопоисковой системы и обеспечить непрерывность зоны покрытия территории. Кроме того, в сегментах, в которых перекрываются зоны действия сети сотовой подвижной связи и специализированной сети передачи данных, повышается надежность и качество доставки информации, что, в конечном счете, приводит к повышению эффективности перехвата УТС силами и средствами быстрого реагирования. Это является достоинством указанной системы.

Однако и данная система не свободна от недостатков. Дело в том, что стандартные сети пейджинговой связи и сети сотовой подвижной связи, в частности, стандарта GSM уязвимы по отношению к преднамеренным (умышленным) помехам, которые может применить злоумышленник. Так, согласно рекламной информации израильской фирмы NetLine, серийно выпускаемый этой фирмой постановщик помех C-Guard LP при средней мощности излучения (5-50) мВт и массе не более 0,6 кг обеспечивает эффективное блокирование абонентских терминалов стандартных сетей сотовой подвижной связи в радиусе (5-80) м вокруг себя. В настоящее время все большее количество угонов происходит с применением таких постановщиков помех.

На устранение указанного недостатка направлен способ радиопоиска и перехвата УТС по патенту RU № 2253578, В60R 25/00, G08В 25/10, при котором с помощью охранных извещателей обнаруживают проникновение злоумышленника в охраняемое ТС, излучают с помощью автономного передающего устройства высокочастотный сигнал, а также, с помощью приемопередающего модуля, высокочастотный сигнал, использующий один из стандартов сети сотовой подвижной связи, формируют тревожные извещения и преобразуют их в кодовые сообщения, которыми модулируют указанные высокочастотные сигналы, передают модулированные высокочастотные сигналы, несущие тревожные извещения, в диспетчерский центр, соответственно, по территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети и по стандартной сети сотовой подвижной связи, формируют в центре управления стандартной сетью сотовой подвижной связи тест-сигналы и передают их по стандартной сети сотовой подвижной связи, принимают на борту охраняемого ТС указанные тест-сигналы, селектируют в диспетчерском центре тревожные извещения и осуществляют их цифровую обработку, посредством которой распознают факт угона и движения УТС по улично-дорожной сети, определяют идентификационные признаки УТС и его текущее местоположение на карте-схеме улично-дорожной сети, после чего формируют и передают ТС быстрого реагирования начальные и текущие внешние целеуказания с данными о местоположении и идентификационных признаках УТС, а в случае необходимости дистанционно блокируют движение УТС, - при этом при передаче тревожных извещений по территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети контролируют на борту УТС совпадение последовательности двоичных символов в передаваемых и принимаемых по радиоэфиру тревожных извещениях, и при отсутствии указанного совпадения формируют сигнал срыва приема по ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а при приеме тест-сигналов, поступающих по стандартной сети сотовой подвижной связи, измеряют средние за заданный интервал времени значения отношения сигнал/помеха, сравнивают их с заданным порогом и при снижении измеренных средних значений отношения сигнал/помеха до заданного порогового уровня и при одновременном наличии сигнала срыва приема по ретрансляционно-радиопеленгационной сети формируют на борту УТС последовательность команд, которыми воздействуют на узлы блокирования движения УТС, вызывая его постепенную остановку, после чего активируют объектовое оконечное устройство, посредством которого излучают сигналы тревоги в разрешенных для устройств охранной сигнализации диапазонах частот и мощностей, пеленгуют с бортов ТС быстрого реагирования сигналы тревоги и используют эти пеленги совместно с текущими внешними целеуказаниями для управления движением ТС быстрого реагирования в процессе перехвата УТС.

Описанный выше способ представляет собой технологию радиопоиска и сопровождения УТС, которая позволяет повысить эффективность действий участников операции "перехват" (экипажей ТС быстрого реагирования и персонала диспетчерского центра) в условиях применения угонщиками средств постановки преднамеренных помех, в частности, средств глушения GSM-каналов связи, каналов пейджинговой связи, а также при постановке специальных помех глобальным спутниковым системам радионавигации, делающих невозможным высокоточное измерение координат УТС.

Однако, как и все другие описанные выше технические решения, указанный способ сложен в практической реализации, поскольку требует создания специализированной территориально распределенной сети и установки на борту ТС и в диспетчерских центрах достаточно сложного специализированного оборудования.

Настоящее изобретение направлено на существенное упрощение практической реализации технологии радиопоиска УТС с применением ТС быстрого реагирования за счет более полного использования возможностей современных сетей сотовой подвижной связи, в первую очередь GSM-сетей.

Предметом настоящего изобретения является способ радиопоиска УТС, при котором охраняемое ТС оснащают терминалом сотовой подвижной связи, который содержит SIM-карту, после установления факта угона ТС посылают по сети сотовой подвижной связи сообщение о факте угона ТС с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения, принимают это сообщение терминалами сотовой подвижной связи, установленными на УТС и в диспетчерском центре быстрого реагирования, активируют скрытно установленный на борту УТС маячковый передатчик, излучают посредством маячкового передатчика сигналы тревоги, в диспетчерском центре быстрого реагирования получают информацию о местонахождении УТС, на ее основе формируют и передают экипажам ТС быстрого реагирования целеуказания, позволяющие вывести ТС быстрого реагирования к УТС на расстояния, обеспечивающие возможность пеленгации излучения маячкового передатчика с бортов ТС быстрого реагирования, пеленгуют указанный маячковый передатчик с бортов ТС быстрого реагирования и используют эти пеленги для нахождения УТС, при этом запоминают и хранят в памяти сети сотовой подвижной связи сообщение о факте угона ТС, посланное с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения, а терминал сотовой подвижной связи, установленный на УТС, поддерживают в дежурном режиме с отключенным питанием терминала сотовой подвижной связи, выключая дежурный режим в заранее заданные моменты на время, необходимое для установления двухсторонней связи с базовыми станциями сети сотовой подвижной связи, в течение которого посылают с каждой базовой станции сообщение о факте угона ТС, хранящееся в памяти сети сотовой подвижной связи, принимают его установленным на УТС терминалом сотовой подвижной связи, после чего запрещают перевод терминала сотовой подвижной связи в дежурный режим, в диспетчерском центре быстрого реагирования, пользователем ТС или в центре слежения получают сообщение о факте угона ТС и формируют запрос, по которому в диспетчерском центре быстрого реагирования получают информацию о местонахождении УТС для формирования целеуказаний путем определения местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи и расчета величины ошибки определения этого местонахождения, по величине упомянутой ошибки определяют в диспетчерском центре быстрого реагирования границу зоны нахождения УТС и сообщают ее местонахождение ТС быстрого реагирования, а сигнал активации маячкового передатчика посылают с борта какого-либо ТС быстрого реагирования после пересечения им указанной границы.

Частными существенными признаками изобретения являются следующие.

По окончании заранее установленного промежутка времени после посылки с каждой базовой станции сообщения о факте угона ТС и при отсутствии запроса из диспетчерского центра быстрого реагирования, от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают по сети сотовой подвижной связи сообщение об отсутствии запроса, принимают его терминалом сотовой подвижной связи и переводят терминал сотовой подвижной связи в дежурный режим.

Запрос из диспетчерского центра быстрого реагирования, от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают в операторский центр сотовой подвижной сети с помощью нажатия кнопки на Интернет-портале или путем отправки SMS-сообщения на номер, полученный при регистрации SIM-карты в сети сотовой подвижной связи.

Запомненное сообщение о факте угона ТС удаляют из памяти сети сотовой подвижной связи по команде с борта ТС быстрого реагирования после пеленгации маячкового передатчика.

Сообщение о факте угона ТС, передаваемое в диспетчерский центр быстрого реагирования, пользователю ТС или в центр слежения, формируют в терминале сотовой подвижной связи, установленном на УТС, после запрета его перевода в дежурный режим и передают это сообщение по сети сотовой подвижной связи.

Задачей изобретения является создание технологии радиопоиска угнанных (украденных) ТС, эффективной даже в тех случаях, когда угонщикам физически и/или с помощью постановки радиоэлектронных помех удалось нейтрализовать охранно-противоугонную систему этого ТС и другие радиопоисковые системы.

Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании для формирования целеуказаний, передаваемых на ТС быстрого реагирования, специализированной LBS-услуги (Location Base Services) по определению местонахождения SIM-карты абонента сети сотовой подвижной связи, установленной на УТС в терминале сотовой подвижной связи. Предлагаемый вариант реализации заявленного способа отличается простотой и доступностью для широкого круга пользователей ТС.

Суть изобретения поясняется на фиг.1 и фиг.2.

На фиг.1 представлена общая структурная схема радиопоисковой системы, реализующей заявленный способ радиопоиска УТС.

На фиг.2 представлена структурная схема бортового модуля, устанавливаемой на борту охраняемого ТС, являющегося в случае угона объектом радиопоиска.

На фиг.1 и фиг.2 использованы следующие обозначения: 1 - SIM-карта, 2 - терминал сотовой подвижной связи, 3 - операторский центр сотовой подвижной связи, 4 - бортовой модуль, 5 - таймер, 6 - автономный источник питания, 7 - приемник, 8 - формирователь команд, 9 - антенный коммутатор, 10 - диспетчерский центр быстрого реагирования, 11 - маячковый передатчик, 12 - пеленгатор.

Радиопоисковая система, представленная на фиг.1 и фиг.2, включает в себя бортовой модуль 4, скрытно установленный на охраняемом ТС, сеть сотовой подвижной связи с операторским центром 3 сотовой подвижной связи, выполненным с возможностью оказания специализированной LBS-услуги по определению местонахождения SIM-карты 1 абонента, зарегистрированного в сети сотовой подвижной связи, диспетчерский центр 10 быстрого реагирования, связанный с операторским центром 3 сотовой подвижной связи и выполненный с возможностью передачи целеуказаний на ТС быстрого реагирования. На борту каждого ТС быстрого реагирования находится пеленгатор 12, выполненный с возможностью приема сигналов тревоги, излучаемых маячковым передатчиком 11 бортового модуля 4 УТС.

Кроме маячкового передатчика 11, в состав бортового модуля 4 (фиг.2) входят таймер 5 и связанный с ним автономный источник 6 питания, выполненный, например, на базе реле и миниатюрной батарейки (аккумулятора), а также терминал 2 сотовой подвижной связи с SIM-картой 1, выполненный с возможностью приема и передачи сообщений по сети сотовой подвижной связи, приемник 7, формирователь 8 команд и антенный коммутатор 9 с приемопередающей антенной, выполненной с возможностью излучения в эфир сигналов тревоги и приема с борта ТС быстрого реагирования сигнала активации. Информационный вход приемника 7 подключен к выходу антенного коммутатора 9, первый выход приемника 7 соединен с информационным входом терминала 2 сотовой подвижной связи, а второй выход - с информационным входом формирователя 8 команд. Вход питания приемника 7 вместе со входом питания терминала 2 сотовой подвижной связи и со входом питания формирователя 8 команд подключены ко второму выходу автономного источника 6 питания, третий выход которого подключен ко входу питания маячкового передатчика 11, выход которого подключен к информационному входу антенного коммутатора 9. При этом первый, второй и третий выходы формирователя 8 команд подключены, соответственно, ко второму входу автономного источника 6 питания, к управляющему входу маячкового передатчика 11 и к управляющему входу антенного коммутатора 9.

Ключевой процедурой в рассматриваемом способе радиопоиска УТС является реализация специализированной LBS-услуги по определению местонахождения SIM-карты 1, установленной в терминале 2 сотовой подвижной связи. Если терминал 2 сотовой подвижной связи выключен, то определить его местоположение невозможно. Но даже кратковременное включение терминала 2 сотовой подвижной связи позволяет установить местонахождение его SIM-карты 1. Местонахождение терминала 2 сотовой подвижной связи устанавливается путем реализации стандартной MPS-процедуры (Mobile Positioning System) - анализа параметров сигналов, принимаемых базовыми станциями сети сотовой подвижной связи в операторском центре 3 сотовой подвижной связи. Точность определения координат SIM-карты 1 составляет несколько сотен метров и может изменяться в зависимости от ее местонахождения. Так, например, в Санкт-Петербурге в местах плотной городской застройки она не более 300 м, а ближе к окраинам города - (700-800) м (www.spbit.ru/news/n7441).

Для того чтобы воспользоваться вышеупомянутой LBS-услугой, пользователю ТС - владельцу терминала 2 сотовой подвижной связи с SIM-картой 1 - надо пройти регистрацию у регионального оператора сотовой подвижной связи, после которой он получает специальный номер. Этот номер он может передать другим пользователям своего ТС, в частности, в центр слежения при страховой компании, в которой застраховано его ТС, а также оператору диспетчерского центра 10 быстрого реагирования. После этого, нажав кнопку на Интернет-портале или отправив SMS-сообщение на этот специальный номер, пользователь ТС (оператор центра слежения) и/или оператор диспетчерского центра 10 быстрого реагирования получают в текстовом виде или графически (рисуется конкретный сегмент электронной карты) информацию о том, где в данный момент находится терминал 2 сотовой подвижной связи с установленной в нем SIM-картой 1. При этом указывается точность определения с помощью MPS-процедуры местонахождения SIM-карты 1 в сети сотовой подвижной связи.

LBS-услуга определения местонахождения SIM-карты 1 абонента сети сотовой подвижной связи путем анализа параметров сигналов, принимаемых несколькими базовыми станциями - новый вид специализированной информационной услуги, оказываемой региональными операторами сотовой подвижной связи. Пока эта LBS-услуга оказывается только в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске.

Так, на сайте www.spbit.ru сообщается, что петербургский филиал компании МТС запустил в тестовую эксплуатацию набор услуг, основанных на определении местонахождения SIM-карты 1 абонента сети сотовой подвижной связи, под общей торговой маркой "МТС-Поиск". В Москве коммерческая эксплуатация "МТС-Поиск" началась в апреле 2005 года. Сейчас для всех услуг, оказываемых под этой торговой маркой, используется сеть стандарта GSM.

В частности, предлагается специализированная услуга "Автоскоп", благодаря которой пользователи могут получить информацию о текущем местонахождении своего ТС. Для этого можно использовать стандартный мобильный телефон, либо заказать специальный терминал 2 сотовой подвижной связи, содержащий SIM-карту 1.

Применительно к охранным системам эта услуга описана, например, в журнале "Мастер 12 Вольт", ноябрь 2006, с.46-51 (www.master12v.ru).

Передача целеуказаний и управление ТС быстрого реагирования из диспетчерского центра 10 быстрого реагирования также могут осуществляться с помощью той же GSM-сети.

Пеленгатор 12, осуществляющий пеленгацию установленного на борту УТС маячкового передатчика 11 с бортов ТС быстрого реагирования, применяется, например, в известной радиопоисковой системе Лоджэк (www.lojack.ru).

Автономный источник 6 питания содержит батарейку (аккумулятор) и релейное устройство с несколькими реле, управляемое командами от таймера 5 и от формирователя 8 команд.

В дежурном режиме батарейка подключена только к таймеру 5, представляющему собой обычные электронные часы (будильник). Соответственно, расход энергии минимален и батарейка может проработать в таком режиме несколько лет.

В рабочем режиме к батарейке (ко второму выходу автономного источника 6 питания) подключаются также терминал 2 сотовой подвижной связи, приемник 7 и формирователь 8 команд (маячковый передатчик 11 при этом отключен). Соответственно, потребление бортового модуля 4 возрастает. Но благодаря малой длительности сеанса (порядка одной минуты) и малому количеству включений указанных устройств (порядка один раз в сутки) расход энергии мал. Благодаря этому обеспечивается достаточно большой (порядка одного года) срок работы батарейки, что также повышает скрытность работы бортового модуля 4.

На заключительной стадии радиопоиска УТС к батарейке (к третьему выходу автономного источника 6 питания) подключается маячковый передатчик 11. Потребление при этом резко возрастает. Но это происходит уже тогда, когда поиск УТС приближается к завершению, и бортовой модуль 4 практически выполнил свою задачу.

Формирователь 8 команд представляет собой цифровую схему, предназначенную для преобразования активационного кода, содержащегося в принятом приемником 7 сигнале, в команды подключения питания к маячковому передатчику 11 и активации излучения в эфир.

Таким образом, все используемые для реализации рассматриваемого способа узлы и технологии известны и применяются на практике. Поэтому возможность практической реализации радиопоисковой системы, представленной на фиг.1 и фиг.2, не вызывает сомнений.

Заявленный способ радиопоиска УТС реализуется следующим образом.

Пользователь ТС (например, владелец ТС или его доверенное лицо), приобретает у регионального оператора сотовой подвижной связи SIM-карту 1 и, зарегистрировав ее у этого оператора, получает специальный номер для оказания LBS-услуги.

Права регистрации SIM-карты 1 могут быть переданы другому пользователю ТС, например, кому-либо из членов семьи владельца ТС или в центр слежения при страховой компании, в которой владелец ТС зарегистрировал свое ТС. Страховая компания материально заинтересована в том, чтобы в случае угона или кражи застрахованного ТС вернуть его пользователю ТС. Предлагаемый способ радиопоиска УТС предоставляет такую возможность.

Для этого пользователь ТС скрытно устанавливает в своем ТС терминал 2 сотовой подвижной связи, оснащенный вышеупомянутой SIM-картой 1. При этом пользователь ТС становится пользователем вышеупомянутой специализированной LBS-услуги - по определению местонахождения SIM-карты 1 в сети сотовой подвижной связи. Обнаружив факт угона, например, не найдя свое ТС на стоянке, пользователь ТС посылает на специальный номер, полученный им при регистрации SIM-карты 1, сообщение о факте угона ТС (например, SMS-сообщение) содержащее идентификационный код этой SIM-карты 1. При наличии у пользователя ТС доступа к сети Интернет сообщение может быть послано нажатием кнопки на Интернет-портале.

Допустим для определенности, что связь осуществляется по стандартной сети сотовой подвижной связи посредством SMS-сообщений. SMS-сообщение о факте угона ТС, посланное пользователем ТС, передается в операторский центр 3 сотовой подвижной связи и регистрируется в нем, то есть запоминается и передается на хранение в сети сотовой подвижной связи.

Необходимо отметить, что факт угона может оказаться и ложным (например, ТС взял другой пользователь ТС). Более того, при реальном угоне ТС угонщик мог не отключить все противоугонные блоки. В результате чего ТС не сможет удалиться от места стоянки на расстояние более сотни метров и будет быстро найдено пользователем ТС. Поэтому пользователь ТС всегда должен иметь возможность отказаться от регистрации ранее поданного сообщения о факте угона. Для простоты изложения, в материалах данного патента случай отказа пользователя ТС от регистрации факта угона рассматриваться не будет.

После регистрации SMS-сообщение о факте угона ТС должно быть отослано через базовые станции сети сотовой подвижной связи на борт УТС. Находящийся на борту УТС в зоне действия региональной сети сотовой подвижной связи бортовой модуль 4 (в состав которого входит терминал 2 сотовой подвижной связи) должен принять это SMS-сообщение и отреагировать на него.

Однако большую часть времени бортовой модуль 4 находится в дежурном режиме, когда из всех узлов бортового модуля 4 лишь к таймеру 5 поступает напряжение питания - с первого выхода автономного источника 6 питания - и прием SMS-сообщений оказывается невозможным.

Время и периодичность подключения второго выхода автономного источника 6 питания к терминалу 2 сотовой подвижной связи, к приемнику 7 и к формирователю 8 команд устанавливает таймер 5. Для подключения второго выхода автономного источника 6 питания к указанным выше узлам бортового модуля 4 таймер 5 подает соответствующую команду на первый вход автономного источника 6 питания. По этой команде переключается реле, входящее в состав автономного источника 6 питания. При этом происходит подключение входящей в состав автономного источника 6 питания батарейки к вышеупомянутым узлам бортового модуля 4.

Соответственно, терминал 2 сотовой подвижной связи и приемник 7 переходят в рабочие состояния, а формирователь 8 команд переходит в дежурный режим работы, при котором он не формирует никаких команд, но готов к приему кода активации от приемника 7.

В частности, в дежурном режиме работы от формирователя 8 команд на антенный коммутатор 9 не подаются управляющие сигналы. Обмотки реле в антенном коммутаторе 9 оказываются обесточенными. В этом состоянии антенный коммутатор 9 обеспечивает подключение приемопередающей антенны к приемнику 7.

После перехода в рабочее состояние терминал 2 сотовой подвижной связи посылает сигнал, содержащий идентификационный код SIM-карты 1, на базовые станции сети сотовой подвижной связи. Получив сигнал с идентификационным кодом SIM-карты 1 от терминала 2 сотовой подвижной связи, базовые станции сети сотовой подвижной связи запрашивают операторский центр 3 сотовой подвижной связи на предмет наличия у него зарегистрированного SMS-сообщения о факте угона ТС, которое необходимо передать терминалу 2 сотовой подвижной связи.

При наличии в операторском центре 3 сотовой подвижной связи ранее зарегистрированного SMS-сообщения о факте угона ТС, относящегося к принятому идентификационному коду SIM-карты 1, операторский центр 3 сотовой подвижной связи передает через базовые станции сети сотовой подвижной связи это SMS-сообщение на борт УТС. Указанное SMS-сообщение о факте угона ТС поступает в терминал 2 сотовой подвижной связи, который подает в автономный источник 6 питания команду, запрещающую управление автономным источником 6 питания от таймера 5. Кроме того, терминал 2 сотовой подвижной связи формирует ответное SMS-сообщение, подтверждающее получение сообщения о факте угона данного ТС. Это SMS-сообщение по сети сотовой подвижной связи передается пользователю ТС (и/или в центр слежения) и в диспетчерский центр 10 быстрого реагирования.

Получив от терминала 2 сотовой подвижной связи SMS-сообщение, пользователь ТС (и/или оператор центра слежения), либо диспетчерский центр 10 быстрого реагирования посылают в операторский центр 3 сотовой подвижной связи запрос на реализацию вышеупомянутой LBS-услуги - по определению местонахождения в сети SIM-карты 1.

Необходимо отметить, что могут возникнуть основания не посылать запрос на оказание LBS-услуги. Например, угонщик может попытаться договориться с пользователем ТС о возврате ТС за определенное вознаграждение. В этой ситуации операторский центр 3 сотовой подвижной связи ожидает в течение некоторого заранее определенного времени получения запроса, но, не дождавшись его, посылает на терминал 2 сотовой подвижной связи в УТС сообщение об отсутствии запроса. После приема этого сообщения терминал 2 сотовой подвижной связи снова переводит бортовой модуль 4 в дежурный режим.

Если все-таки указанный запрос получен операторским центром 3 сотовой подвижной связи, то он реализует LBS-услугу. Информация о местонахождении зарегистрированной в сети сотовой подвижной связи SIM-карты 1 (а соответственно и УТС) по радиоэфиру или по проводному каналу связи пересылается из операторского центра 3 сотовой подвижной связи в диспетчерский центр 10 быстрого реагирования и пользователю ТС (и/или в центр слежения). При использовании Интернет-портала эта информация может быть представлена в виде сегмента карты, в пределах которого находится УТС. Текст SMS-сообщения может содержать названия улиц, номера домов и другую информацию, позволяющую быстро (но с невысокой точностью) оценить местонахождение УТС.

В соответствии с полученной информацией, в диспетчерском центре 10 быстрого реагирования формируют и передают экипажам ТС быстрого реагирования целеуказания - то есть указывают границы зоны, в пределах которой может находиться УТС. Точность целеуказания определяется ошибкой определения местонахождения объекта поиска в сети сотовой подвижной связи. Указанная ошибка определяет границу зоны поиска УТС. Как было отмечено выше, эта ошибка составляет несколько сотен метров.

Далее, дается команда на движение ТС быстрого реагирования к указанной зоне. После того, как какое-либо ТС быстрого реагирования входит в зону поиска, с борта этого ТС быстрого реагирования посылается команда активации маячкового передатчика 11, установленного на борту УТС. Эта команда принимается приемопередающей антенной бортового модуля 4 и через антенный коммутатор 9 поступает в приемник 7, который транслирует ее на управляющий вход формирователя 8 команд. По этой команде формирователь 8 команд последовательно формирует следующие команды:

- команду подключения питания к маячковому передатчику 11. Эта команда подается на автономный источник 6 питания. По этой команде происходит переключение реле, в результате чего с соответствующего выхода автономного источника 6 питания подается питание на маячковый передатчик 11;

- команду переключения антенного коммутатора 9. Эта команда подается на антенный коммутатор 9, и по ней антенный коммутатор 9 отключает от приемника 7 приемопередающую антенну бортового модуля 4 и подключает ее к маячковому передатчику 11;

- команду активации излучения, подаваемую в маячковый передатчик 11. По этой команде маячковый передатчик 11 через антенный коммутатор 9 и приемопередающую антенну бортового модуля 4 начинает излучать в эфир сигналы тревоги.

На заключительном этапе поисковой операции ключевую роль играют пеленгаторы 12, установленные на борту ТС быстрого реагирования. Они пеленгуют излучение маячкового передатчика 11, то есть определяют направление на источник излучения. Для этого сигналы активированного маячкового передатчика 11 принимаются пеленгаторами 12, обрабатываются и отображаются в виде пеленга на источник излучения. Пеленг может отображаться, например, с помощью стрелки на экране жидкокристаллического индикатора, показывающей необходимое направление движения на УТС. Используя указанные пеленги, ТС быстрого реагирования движутся в направлении УТС, постепенно сужая кольцо поиска. По мере уменьшения расстояния между ТС быстрого реагирования и УТС линейная ошибка пеленгации источника излучения уменьшается, что позволяет достаточно быстро найти УТС.

По окончании поиска УТС и его остановки излучение сигналов тревоги маячковым передатчиком 11 должно быть прекращено. Это осуществляется подачей с ТС быстрого реагирования специального SMS-сообщения, поступающего в терминал 2 сотовой подвижной связи и в операторский центр 3 сотовой подвижной связи.

По этому SMS-сообщению терминал 2 сотовой подвижной связи формирует и передает в автономный источник 6 питания команду, по которой автономный источник 6 питания отключает питание от маячкового передатчика 11 (прекращая излучение сигналов тревоги). Затем питание отключается от формирователя 8 команд, приемника 7 и терминала 2 сотовой подвижной связи. Питание остается подключенным только к таймеру 5. Бортовой модуль 4 возвращается в дежурный режим.

Это же специальное SMS-сообщение, принятое в операторском центре 3 быстрого реагирования, формирует команду на стирание зарегистрированного SMS-сообщения о факте угона данного ТС. Однако, допустимым является также и другой вариант работы операторского центра 3 сотовой подвижной связи, при котором команда на стирание зарегистрированного в сети сотовой подвижной связи SMS-сообщения о факте угона данного ТС подается с борта ТС быстрого реагирования уже сразу после пеленгации УТС.

Как следует из приведенного выше описания, предлагаемый способ радиопоиска имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционными методами, описанными, например, в патентах RU № 2228860, В60R 25/00, В60R 25/10, G08C 13/00; RU № 2240938, В60R 25/00, G08В 25/00; RU № 2244642, В60R 25/00; RU № 2264937, В60R 25/00, G 08R 25/00.

Эти особенности заключаются в следующем:

1. Начальное определение местонахождения УТС (целеуказание) осуществляется не с помощью бортовых навигационных средств, например, GPS-приемника и/или специализированной территориально распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а посредством использования специализированной LBS-услуги регионального оператора сотовой подвижной связи - определения местонахождения SIM-карты 1.

2. Бортовой модуль 4 на УТС активируется крайне редко (примерно один раз в сутки) и на непродолжительное время (порядка одной минуты). Это позволяет применить на борту охраняемого ТС один или несколько малогабаритных автономных источников 6 питания, выполненных, например, на базе релейного устройства и миниатюрной батарейки, находящихся в одном корпусе с другими узлами бортового модуля 4 (фиг.2). Соответственно, обеспечивается высокая скрытность установки бортового модуля 4, причем такая установка не требует специальной профессиональной подготовки со стороны пользователей ТС.

3. Благодаря компактности бортового модуля 4, а также вследствие отсутствия подводящих проводов, он может быть установлен, например, под обшивкой в салоне ТС - по типу "жучка". Таких дублирующих друг друга "жучков" может быть установлено в ТС достаточно много. Таким образом, обеспечивается максимально возможная скрытность установки бортового модуля 4. При этом даже разобрав УТС на части, злоумышленник не может быть уверен в том, что в какой-либо из частей разобранного УТС не находится бортовой модуль 4 - "жучок".

4. Поскольку активация терминала 2 сотовой подвижной связи осуществляется крайне редко и в неизвестные никому, кроме пользователя ТС, моменты времени, вероятность подавления канала связи злоумышленниками крайне низка. Даже применив на начальной стадии угона постановщик помехи, злоумышленник затем будет вынужден отключить его, чтобы не демаскировать себя. Соответственно, снова появится возможность связаться с бортом УТС.

С учетом вышеизложенного, предлагаемое техническое решение можно классифицировать как создание нового дополнительного рубежа защиты ТС от несанкционированного использования. Этот рубеж срабатывает даже тогда, когда другие рубежи защиты преодолены и угонщики уверены в своем успехе.

УТС может быть разобрано, выставлено на продажу, находиться у нового владельца - надежда на нахождение УТС, либо его отдельных частей, и возврата законному владельцу - сохраняется.

Особый интерес это решение представляет для страховых компаний, поскольку дает им шанс существенно снизить размер выплаты денежной компенсации владельцу застрахованного ТС в случае угона его ТС.

Таким образом, решается поставленная задача - предложена технология радиопоиска угнанных (украденных) ТС, эффективная даже в тех случаях, когда угонщикам физически и/или с помощью постановки радиоэлектронных помех удалось нейтрализовать охранно-противоугонную систему этого ТС и другие радиопоисковые системы.

Обеспечиваемый технический результат заключается в использовании сравнительно недавно внедренной региональными операторами сотовой подвижной связи специализированной LBS-услуги по определению местонахождения SIM-карты абонента сети сотовой подвижной связи. Предлагаемый вариант реализации заявленного способа отличается простотой и доступностью для широкого круга пользователей ТС.

Таким образом, предлагаемое техническое решение отличается новизной и полезностью и может быть классифицировано как изобретение.

1. Способ радиопоиска угнанных транспортных средств (УТС), при котором охраняемое транспортное средство (ТС) оснащают терминалом сотовой подвижной связи, который содержит SIM-карту, после установления факта угона ТС посылают по сети сотовой подвижной связи сообщение о факте угона ТС с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения, принимают это сообщение терминалами сотовой подвижной связи, установленными на УТС и в диспетчерском центре быстрого реагирования, активируют скрытно установленный на борту УТС маячковый передатчик, излучают посредством маячкового передатчика сигналы тревоги, в диспетчерском центре быстрого реагирования получают информацию о местонахождении УТС, на ее основе формируют и передают экипажам ТС быстрого реагирования целеуказания, позволяющие вывести ТС быстрого реагирования к УТС на расстояния, обеспечивающие возможность пеленгации излучения маячкового передатчика с бортов ТС быстрого реагирования, пеленгуют указанный маячковый передатчик с бортов ТС быстрого реагирования и используют эти пеленги для нахождения УТС, отличающийся тем, что запоминают и хранят в памяти сети сотовой подвижной связи сообщение о факте угона ТС, посланное с мобильного телефона пользователя ТС или из центра слежения, а терминал сотовой подвижной связи, установленный на УТС, поддерживают в дежурном режиме с отключенным питанием терминала сотовой подвижной связи, выключая дежурный режим в заранее заданные моменты времени на время, необходимое для установления двухсторонней связи с базовыми станциями сети сотовой подвижной связи, в течение которого посылают с каждой базовой станции сообщение о факте угона ТС, хранящееся в памяти сети сотовой подвижной связи, принимают его установленным на УТС терминалом сотовой подвижной связи, после чего запрещают перевод терминала сотовой подвижной связи в дежурный режим, в диспетчерском центре быстрого реагирования пользователем ТС или в центре слежения получают сообщение о факте угона ТС и формируют запрос, по которому в диспетчерском центре быстрого реагирования получают информацию о местонахождении УТС для формирования целеуказаний путем определения местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи и расчета величины ошибки определения этого местонахождения, по величине упомянутой ошибки определяют в диспетчерском центре быстрого реагирования границу зоны нахождения УТС и сообщают ее местонахождение ТС быстрого реагирования, а сигнал активации маячкового передатчика посылают с борта какого-либо ТС быстрого реагирования после пересечения им указанной границы.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что по окончании заранее установленного промежутка времени после посылки с каждой базовой станции сообщения о факте угона ТС и при отсутствии запроса из диспетчерского центра быстрого реагирования от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают по сотовой подвижной связи сообщение об отсутствии запроса, принимают его терминалом сотовой подвижной связи и переводят терминал сотовой подвижной связи в дежурный режим.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что запрос из диспетчерского центра быстрого реагирования от пользователя ТС или из центра слежения на определение местонахождения SIM-карты в сети сотовой подвижной связи посылают в операторский центр этой сети с помощью нажатия кнопки на Интернет-портале или путем отправки SMS-сообщения на номер, полученный при регистрации SIM-карты в сети сотовой подвижной связи.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что запомненное сообщение о факте угона ТС удаляют из памяти сети сотовой подвижной связи по команде с борта ТС быстрого реагирования после пеленгации маячкового передатчика.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что сообщение о факте угона ТС, передаваемое в диспетчерский центр быстрого реагирования пользователю ТС или в центр слежения, формируют в терминале сотовой подвижной связи, установленном на УТС, после запрета его перевода в дежурный режим и передают это сообщение по сети сотовой подвижной связи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС.

Изобретение относится к системам охранной сигнализации, обеспечивающим получение, обработку, передачу и представление потребителям информации о проникновении или физическом воздействии на охраняемые объекты недвижимости, например дачи, коттеджи, гаражи.
Изобретение относится к области сигнальных устройств, а именно устройств, сигнализирующих о местонахождении перемещающегося объекта с передачей сигналов на центральную станцию, и может быть использовано для мониторинга перемещения транспортных средств и грузов, миграции диких животных и птиц, контроля перемещения туристов, а также за осужденными в местах лишения свободы.

Изобретение относится к технике контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к информационным системам контроля и передачи данных и предназначено для использования в телефонных сетях. .

Изобретение относится к области мониторинга подвижных объектов. .

Изобретение относится к техническими средствам охраны и может быть использовано для тревожной сигнализации о проникновении нарушителя в контролируемую периметровую зону, ограниченную шлейфом из двух проводников малого сечения, и обеспечивает звуковую сигнализацию о нарушении и индикацию участка периметра, на котором произошло нарушение.

Изобретение относится к технике централизованной охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости. .

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации и предназначено для использования при реализации централизованной охраны объектов недвижимости. .

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности комплексного решения задач охраны и определения текущего местоположения (позиционирования) транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. .

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для использования при защите ТС от проникновения и угона. .

Изобретение относится к охранным системам, обеспечивающим поиск, обнаружение, определение текущего местоположения и перехват угнанных транспортных средств (ТС) с помощью ТС быстрого реагирования.

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к технике для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами (ТС), например автомобилями. .

Изобретение относится к беспроводной аппаратуре тревожной сигнализации. .

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами, например автомобилями.

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств, и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств

Наверх