Способ нанесения гальванических покрытий на внутренние поверхности цилиндрических деталей

Изобретение относится к гальваническому нанесению покрытий на внутренние поверхности деталей цилиндрической формы, например гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Способ включает создание замкнутой электролитической ячейки во внутренней полости детали - катода и осаждение покрытия с вращением детали относительно горизонтальной оси, при этом деталь приводят во вращение с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения. Технический результат: повышение производительности и качества покрытий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к гальваническому нанесению покрытий на внутренние поверхности деталей цилиндрической формы, например гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

Известны безванные способы нанесения гальванических покрытий (Ремонт машин. / Под. ред. Тельнова Н.Ф. / М.: Агропромиздат, 1992. - 560 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений), принцип которых заключается в том, что у поверхности, подлежащей покрытию, с помощью различных устройств создают местную электролитическую ячейку, а деталь и анод подключают к источнику тока.

Известен способ местного осаждения покрытий, при котором электролитическую ячейку герметизируют (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений). Способ позволяет получать покрытия, на отдельных участках детали, используя малые объемы электролита.

Недостатки способа - обеднение, перегрев и усиленное испарение электролита.

Известен проточный способ нанесения гальванических покрытий (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений), при котором электролит прокачивают насосом с определенной скоростью через пространство между покрываемой поверхностью и анодом (например, через внутреннюю поверхность гильзы цилиндров). Наибольшая скорость осаждения металлов достигается при турбулентном режиме протекания электролита.

Способ позволяет увеличить катодную плотность тока и скорость осаждения покрытий.

Недостатками данного способа являются необходимость применения системы циркуляции и сравнительно большой расход электролита.

Наиболее близкими к заявленному способу по совокупности признаков являются указанные вневанные способы нанесения покрытий, в частности анодно-струйный способ, выбранный авторами в качестве прототипа.

При анодно-струйном способе (Надежность и ремонт машин. / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др. / Под. ред. В.В.Курчаткина. - М: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений) электролит подают струями в межэлектродное пространство, причем для получения равномерного покрытия деталь вращается с определенной частотой.

При анодно-струйном способе за счет уменьшения обеднения прикатодного слоя электролита создаются условия, позволяющие повысить плотность тока в 5...10 раз и увеличить производительность процесса в 2...3 раза по сравнению с ванными способами нанесения гальванических покрытий.

Недостатками способа являются необходимость применения сложной системы циркуляции и подачи электролита в межэлектродное пространство, сравнительно большой расход электролита.

Задача изобретения - расширение технологических возможностей, повышение производительности и качества обработки.

Поставленная задача достигается тем, что во внутренней полости детали (катода) создают замкнутую электролитическую ячейку, деталь приводят во вращение относительно горизонтальной оси с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения, а воздействие на процесс осаждения осуществляют изменением частоты вращения детали.

Частота вращения детали nmin, мин-1, при которой ускорение центробежных сил равно ускорению сил земного тяготения, может быть определена по формуле:

где R - радиус внутренней цилиндрической поверхности детали, м;

g - ускорение силы земного тяготения, м/с2.

Для реализации способа частота вращения детали должна быть больше nmin.

Принципиальная схема нанесения гальванических покрытий предлагаемым способом показана на чертеже.

Деталь 1 установлена во вращатель с горизонтальной осью вращения, например в патрон токарного станка. Во внутреннюю полость вводится неподвижный анод 2, закрепленный на анодной штанге 3. Анодная штанга 3 посредством цанговой оправки может быть установлена в пиноли задней бабки либо закрепляться на суппорте станка. Конструкция и расположение анода 2 могут быть различными, на фиг.1 показан анод в виде цилиндрической трубы, расположенный соосно оси вращения детали. Герметизацию электролитической ячейки достигают установкой с торцов детали неподвижной крышки 11 и со стороны анода подвижной крышки 5 с фторопластовым уплотнением 4, а также применением пружинного механизма поджима 10. В анодной штанге 3 выполнен газоотводный канал с обратным клапаном (не показан), соединенный с емкостью 8. Для улучшения характеристик процесса осаждения покрытия возможна установка в межэлектродном пространстве активаторов щеточного типа (не показаны) с закреплением на анодной штанге 3 или крышке 5. Подвод тока к детали осуществляют скользящим по наружной поверхности контактом 12.

Перед началом процесса открывают кран 6 и электролит из емкости 7 через отверстие в крышке 5 поступает во внутреннюю полость детали. Затем деталь приводят во вращение с частотой n>nmin (ф-ла 1) и осуществляют осаждение покрытия. По окончании процесса выводят штангу 3 с анодом 2 и крышкой 5, сливают электролит в специальную емкость (не показана), расположенную непосредственно под деталью.

Пример выполнения способа

Предложенным способом проводили осталивание (железнение) рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателя автомобиля «Москвич-412». Материал гильз цилиндров - серый чугун.

Изготовленную согласно принципиальной схеме нанесения гальванических покрытий предлагаемым способом замкнутую электролитическую ячейку устанавливали в патрон токарного станка. Катодом служила гильза цилиндров, анодом трубка из малоуглеродистой стали.

Радиус внутренней цилиндрической поверхности гильз составлял 0,041 м. Частота вращения, при которой ускорение центробежных сил равно ускорению сил земного тяготения будет:

Для реализации способа частота вращения детали должна быть больше nmin. Была принята частота вращения 370 мин-1>nmin=148,16 мин-1.

Электролит получали растворяя треххлористое железо (FeCl3·6H2O) в дистиллированной воде и добавляя 1...2 г/л соляной кислоты согласно рекомендациям (Варнаков В.В. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление внутренних поверхностей корпусных деталей осталиванием (вневанным способом)». / В.В.Варнаков, М.А.Карпенко. - Ульяновск: Ротапринт Ульяновской ГСХА, 1996. - 23 с.). Концентрация треххлористого железа составляла 400 г/л, исходная плотность электролита 1,14 г/см3. Проводили проработку электролита при температуре 70-80°С при плотности тока 3-5 А/дм2. Плотность электролита после проработки составляла 1,16-1,17 г/см3. Перед электролизом электролит подогревали до температуры 60°С.

Подготовка поверхности к нанесению покрытия заключалась в промывке и обезжиривании, зачистке металлической щеткой, химическом травлении в растворе серной кислоты, промывке в 5% растворе кальцинированной соды и проточной воде. Непосредственно перед нанесением покрытия проводили зачистку поверхности металлической щеткой.

После монтажа электролитической ячейки деталь приводили во вращение с частотой 370 мин-1, заполняли ячейку подогретым до температуры 60°С электролитом. Начальный ток в процессе нанесения покрытия устанавливали 3 А/дм2 и выдерживали 2 мин. Затем плавно увеличивали плотность тока до 17 А/дм2 в течение 5 мин (разгонный режим) и осуществляли электролиз в течении 10...15 мин.

После нанесения покрытия детали промывали в 5% растворе кальцинированной соды и проточной воде.

Массу покрытия МП определяли весовым методом, взвешивая детали на лабораторных аналитических весах с точностью до 0,1 г. Для контроля толщины покрытия проводили измерения нутромером с индикатором часового типа с точностью 0,01 мм.

Используя закон Фарадея, рассчитывали теоретическую массу осажденного на катоде металла

где С - электрохимический эквивалент вещества, г/(А·ч), для железнения С=1,042 г/(А·ч); I - сила тока, A; t - время электролиза, ч.

Оценивали выход металла по току.

Визуально оценивали качество покрытия. Сцепляемость покрытия определяли царапанием и шлифованием.

Полученные результаты сравнивали с результатами местного осталивания гильз цилиндров с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима проведения электролиза.

Осредненные данные по массе покрытия и выходу металла по току приведены в таблице.

Результаты местного осталивания (железнения) гильз цилиндров автомобильного двигателя
Заявленный способПрототип
Масса покрытия МП, г14,8312,46
Выход металла по току, %97,181,4

Полученные результаты показывают, что в данном случае применение предложенного способа позволяет увеличить выход металла по току до 97%. Это свидетельствует о повышении производительности процесса. По сравнению с местным осталиванием, проведенным с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима электролиза, производительность повышается в 1,2 раза.

Покрытия, полученные предложенным способом, при шлифовании не отслаиваются. Покрытия, полученные при местном осталивании, обладают недостаточной сцепляемостью - они отслаиваются при шлифовании, а при толщине более 0,04...0,06 мм - в процессе электролиза. Это свидетельствует о том, что принятый «разгонный» режим (3 А/дм2 в течение 2 мин, затем плавное увеличение плотности тока до 17 А/дм2 в течение 5 мин) при местном осталивании должен быть более длительным. Так, при местном осталивании корпусных деталей, изготовленных из чугуна, рекомендуемая продолжительность разгонного периода составляет 15 мин и более (Варнаков В.В. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление внутренних поверхностей корпусных деталей осталиванием (вневанным способом)». / В.В.Варнаков, М.А.Карпенко. - Ульяновск: Ротапринт Ульяновской ГСХА, 1996. - 23 с.). Таким образом, предложенный способ позволяет сократить продолжительность начального этапа процесса электролиза (продолжительность разгонного периода) и улучшить сцепляемость покрытия.

Результаты осталивания гильз цилиндров с использованием аналогичных материалов, операций по подготовке поверхности и режима проведения электролиза при различных частотах вращения детали показывают, что выход покрытия по току изменяется от 80...97%. Таким образом, воздействие на процесс образования покрытия можно осуществлять за счет изменения частоты вращения детали. В каждом конкретном случае рациональные значения частоты вращения детали, при которых достигается наибольшая производительность, определяются опытным путем.

Использование способа позволяет обеспечить повышение производительности процесса и качества покрытий.

1. Способ нанесения гальванических покрытий на внутренние поверхности цилиндрических деталей, включающий создание замкнутой электролитической ячейки во внутренней полости детали - катода и осаждение покрытия с вращением детали относительно горизонтальной оси, отличающийся тем, что деталь приводят во вращение с частотой, при которой ускорение центробежных сил превышает ускорение сил земного тяготения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что воздействие на процесс осаждения покрытия осуществляют изменением частоты вращения детали.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для восстановления внутренней поверхности кристаллизаторов. .

Изобретение относится к области электрохимии и может быть использовано при нанесении гальванических покрытий на внутреннюю поверхность цилиндрических деталей. .

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для восстановления посадочных отверстий под вкладыши коленчатых валов крупногабаритных блоков цилиндров.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для восстановления посадочных отверстий под вкладыши коленчатых валов крупногабаритных блоков цилиндров.

Изобретение относится к гальванотехнике, в частности к устройствам для покрытия сложных внутренних поверхностей изделий, например, для покрытия внутренних поверхностей изогнутых труб малого сечения с использованием электролита, содержащего драгоценный металл.

Изобретение относится к области электролитического нанесения металлических покрытий в протоке электролита и может быть использовано, преимущественно, для хромирования длинномерных труб с отношением длины к внутреннему диаметру более 50 и толщиной покрытия более 200 мкм.

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для антикоррозионной защиты внутренней поверхности металлических труб в условиях работы с агрессивными средами.

Изобретение относится к химической поверхностной обработке металлического материала и предназначено для антикоррозийной защиты внутренней поверхности длинномерных металлических труб.

Изобретение относится к устройствам для получения оксидных покрытий на деталях, изготовленных из алюминиевых сплавов. .

Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в производстве при хромировании

Изобретение относится к гальванотехнике, в частности, для покрытия внутренних поверхностей изогнутых длинномерных изделий

Изобретение относится к способам гальванического нанесения хромовых покрытий на изделия, такие как цилиндрические стержни, валы, прутки, штоки гидроамортизаторов, длинномерные штоки гидроприводов силовых подъемных механизмов, и может быть использовано в производстве проката при изготовлении прокатных валков, машиностроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в ремонтном производстве при восстановлении и упрочнении внутренних цилиндрических поверхностей деталей нанесением гальванических покрытий

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для электролитического нанесения покрытий на внутреннюю поверхность цилиндрических деталей гальваномеханическим способом. Устройство содержит вал, анод, активирующие ролики, изготовленные из абразива, держатели, средство для прижима активирующих роликов, при этом оно снабжено верхним и нижним фланцами с каналами для подвода и отвода электролита, герметизирующими прокладками, ведущими и ведомыми шкивами, соединенными ременной передачей, и крестовину, причем крестовина несет на себе валы, установленные в подшипниках и ограниченные в осевом перемещении верхними и нижними втулками, а активирующие ролики и шкивы жестко закреплены и скомпонованы на валах, при этом на одной паре валов, расположенных напротив друг друга, смонтированы ведущие ролики и шкивы, а на другой паре - ведомые ролики и шкивы с возможностью обеспечения проскальзывания ведомых активирующих роликов, причем средство для прижима активирующих роликов выполнено в виде пружин, установленных в квадратных пазах крестовины, по которым перемещаются направляющие держателей, снабженные штифтами, ограничивающими их перемещение в пазах. Технический результат: повышение производительности и качества покрытий. 2 ил.

Изобретение относится к способу и установке для обработки изделия электроосаждением покрытия. Установка содержит резервуар, пригодный для заполнения электролитом, электропроводящее средство, расположенное в резервуаре и образующее анод посредством соединения с генератором тока, и средство вращения обрабатываемого изделия. Средство вращения содержит токарный станок, на шпинделе которого установлено указанное изделие, при этом установка содержит средства направления и перемещения резервуара относительно токарного станка между первым положением, обеспечивающим полное или частичное погружение изделия в электролит для осуществления электроосаждения покрытия на изделии, и вторым положением, допускающим механическую обработку изделия. Изобретение позволяет упростить способ электроосаждения за счет уменьшения количества операций, необходимых для получения равномерного качественного покрытия при снижении длительности каждого этапа. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области гальванотехники, в частности к проточному электролитическому хромированию, и может быть использовано в машиностроении и других областях техники. Способ включает нанесение хромового покрытия при температуре хромсодержащего электролита 60-65°C с принудительной подачей электролита в пространство между поверхностями обрабатываемого изделия и анодом, установленным коаксиально изделия, при этом нанесение покрытия осуществляют при возвратно-поступательном перемещении анода и вращении обрабатываемого изделия со скоростью протока электролита 120-200 см/сек при плотности тока 60-80 А/дм2, причем электролит содержит 80-130 г/л хромового ангидрида и 4-6 г/л серной кислоты. Изобретение направлено на повышение срока службы изделий, в частности цилиндров глубинных штанговых насосов, за счет снижения пористости и увеличения микротвердости покрытия. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к калибровке отверстий малого сечения в форсунках. Предложен инструмент в виде токопроводящей проволоки с нанесенными нетокопроводящими износостойкими твердыми узкими поясками, наружный диаметр которых уменьшается по длине проволоки пропорционально толщине наносимого покрытия, причем наружный диаметр последнего пояска равен наружному диаметру отверстия после калибровки, а шаг между поясками составляет не более половины длины калибруемого отверстия. В способе на поверхность калибруемого отверстия наносят покрытие при его гальваномеханической обработке упомянутым токопроводящим инструментом, который вводят в заполняемое рабочей жидкостью отверстие с обеспечением контакта с поверхностью отверстия не менее двух поясков проволоки. Далее включают постоянный ток обратной полярности и перемещают инструмент с силой, изменяемой пропорционально толщине слоя, наносимого на поверхность отверстия, и ограниченной пределом прочности токопроводящего инструмента на разрыв. Изобретения позволяют осуществить калибровку отверстия с уменьшением размера путем нанесения на поверхность отверстия качественного покрытия, в том числе и за счет исключения возможности появления коротких замыканий между инструментом и отверстием. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области металлообработки. Способ включает соединение в один пакет (Р) нескольких поршневых колец (1), обработку внешней боковой поверхности (2, 2') пакета по цилиндрической поверхности и нанесение на обработанную цилиндрическую боковую поверхность (2, 2') износостойкого гальванического хромового покрытия (3). Износостойкое хромовое покрытие (3) наносят с постоянной толщиной в пределах всего пакета (Р), а затем обрабатывают с образованием рабочей поверхности (4), имеющей одну зону с максимальной и по меньшей мере одну зону с минимальной толщиной слоя покрытия. Поршневое кольцо изготовлено способом, приведенным выше, и имеет износостойкое гальваническое хромовое покрытие (3), контур которого повторяет контур рабочей поверхности (4). Технический результат: упрощение способа изготовления поршневых колец и получение покрытия в зоне рабочей поверхности поршневого кольца с оптимальными характеристиками. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх