Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах

Изобретение относится к защитному оборудованию гражданских самолетов и предназначено для пресечения действий по захвату самолетов. Устройство содержит расположенную в проходе салона между рядами кресел под полом фюзеляжа полость с дном. Пол в зоне прохода выполнен в виде упругосоединенных пар пластин, установленных в направляющих с возможностью сдвижения-раздвижения с помощью пружин. Имеющиеся на дне выступы обеспечивают заданную жесткость пола. Пластины соединены перекинутыми через блоки тросами с сердечниками электромагнита, установленного на дне полости. На пластинах наклеены тензорезисторы, включенные в мостовую измерительную цепь. На торцах пластин установлены контактные проводники. Обмотки возбуждения и контактные проводники соединены с источниками импульсного и плавноизменяемого электрических сигналов. Первый из источников обеспечивает раздвижение пластин с захватом ног террориста, а второй - пропускание через тело террориста электрического тока заданной амплитуды. Изобретение повышает безопасность полетов при одновременном упрощении конструкции салона. 2 ил.

 

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов в гражданских самолетах, в частности для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для предотвращения захвата самолета террористами, предусматривающее, например, усиление двери кабины экипажа самолета для чего последняя содержит несущую панель с узлами подвески и замок закрытого положения двери, как минимум одно отверстие, закрываемое створкой, установленной с возможностью поворота и снабженной замком фиксации закрытого положения створки /см. свидетельство на полезную модель РФ № 29029, кл. В64С 1/14, 2002 [1]/.

Недостатками устройств данного типа являются пассивность защиты, отсутствие активных действий по отношению к террористам, опасность для изолированных от экипажа пассажиров в салоне и живучести самого самолета.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ № 2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и возможность поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ № 2224691, кл. В64D 45/00, G08В 15/02, 2002 [3]/, и принятое за прототип.

Недостатками устройства-прототипа являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины летчиков, а также опасность воздействия на пассажиров, особенно на стариков и детей, образующейся наркотической смеси.

Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего опасность как для пассажиров, так и для живучести самолета, и предусматривающего наблюдение с помощью видеокамеры общего обзора за ситуацией в салоне, определение конкретного местоположения предполагаемых террористов в проходе салона между рядами кресел, их последующую жесткую фиксацию путем резкого зажатия ног раздвигающимися-сдвигающимися элементами пола, а в случае предпринятия ими попыток активных действий по освобождению - их физическое обезвреживание путем пропускания электрического сигнала с увеличивающейся амплитудой через зажимающие ноги элементы пола.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах при одновременном упрощении конструкции салона.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащем расположенную в проходе салона между рядами пассажирских кресел под полом фюзеляжа полость с дном, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, глубина полости соответствует примерно проваливанию в нее ноги человека до высоты голени, пол фюзеляжа над полостью выполнен в виде совокупности пар упруго соединенных пластин, установленных в направляющих с возможностью взаимного сдвижения-раздвижения и соединенных с подвижными сердечниками, размещенными в полости электромагнитов, на внутренней поверхности пластин наклеены тензорезисторы, на контактирующих между собой торцах пластин закреплены изолированные от пластин контактные проводники, при этом обмотки возбуждения электромагнитов и контактные проводники соединены соответственно с источниками импульсного и плавно изменяемого электрических сигналов с помощью кнопок и регуляторов, расположенных как и индикаторы измерительных цепей тензорезисторов, на специальном пульте в кабине пилотов в зонах, геометрически повторяющих расположение соответствующих пар пластин на полу фюзеляжа.

На чертежах схематично показано предлагаемое устройство: на фиг.1 - общий вид прохода салона с поперечным разрезом пола фюзеляжа с полостью под ним; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1 вдоль пола фюзеляжа.

Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах содержит установленную вверху салона видеокамеру общего обзора /не показана/, расположенную в проходе 1 салона между рядами пассажирских кресел 2 под полом 3 фюзеляжа полость 4 с дном 5, глубина которой соответствует примерно проваливанию в нее ноги человека до высоты голени. При этом пол 3 фюзеляжа над полостью 4 в зоне прохода 1 салона выполнен в виде совокупности упруго соединенных пар пластин 6, установленных в направляющих 7 с возможностью взаимного сдвижения-раздвижения пластин 6. В исходном состоянии упругое прижатие каждой пары пластин 6 обращенными друг к другу торцами обеспечивается с помощью двух цилиндрических пружин 8 растяжения-сжатия, установленных по краям пластин 6 на кронштейнах 9. Каждая из направляющих 7 выполнена в виде планки I-образного сечения для установки в ней с одной стороны одних краев пары пластин 6, а с другой стороны - также краев смежной пары пластин 6, и закреплена между полом 3 и поперечным выступом 10 на дне 5 полости 4, причем выступы 10 делят полость 4 на поперечные отсеки, обеспечивая необходимую жесткость пола 3 и пластин 6 /при их прижатом состоянии/ в зоне прохода 1. Каждая из пластин 6 пары своими удаленными от прохода 1 краями соединена с помощью перекинутых через блоки 11 тросов 12 с подвижными сердечниками 13 электромагнита 14, установленного на дне 5 полости 4. На внутренние, обращенные к полости 4 поверхности каждой пары пластин 6 в их средней части наклеены тензорезисторы 15, включенные в мостовую измерительную цепь с индикатором в диагонали. На контактирующих между собой торцах пар пластин 6 закреплены параллельно друг другу изолированные от пластин 6 контактные проводники 16, выполненные в виде отрезков толстого провода с эмалевым покрытием /изоляционным/, плоско сошлифованным с обращенных друг к другу боков провода. При этом обмотки возбуждения 17 электромагнитов 14 и контактные проводники 16 /с помощью подпаянных к ним гибких проводов/ соединены соответственно с источниками импульсного и плавно изменяемого электрических сигналов с помощью кнопок и регуляторов, расположенных как и индикаторы измерительных цепей тензорезисторов 15, на специальном пульте в кабине пилотов в зонах, геометрически повторяющих расположение соответствующих пар пластин 6 на полу 3 фюзеляжа.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии пружины 8 сжаты и прижимают пары пластин 6 торцами друг к другу, в результате чего последние образуют пол в проходе 1 салона между рядами кресел 2. Пилоты с помощью видеокамеры общего обзора наблюдают за ситуацией в салоне. В случае возникновения нештатной ситуации, а именно появления в проходе 1 салона пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, пилоты предпринимают меры для его фиксации и дальнейшей изоляции. Для этого на пульте в кабине пилотов выявляется зона, в которой происходит изменение показаний индикатора измерительной цепи тензорезисторов 15, которая соответствует паре пластин 6, находясь на которых предполагаемый террорист вызывает изгибающие деформации пластин 6. Сразу же нажимается расположенная в данной зоне пульта кнопка, в результате чего с источника импульсного электрического сигнала подается импульс в обмотку возбуждения 17 электромагнита 14, соответствующего данной паре пластин 6. При этом подвижные ферромагнитные сердечники 13 рывком втягиваются внутрь электромагнита 14, соответствующая пара пластин 6, также рывком, растягивая пружины 8, раздвигается /это положение пластин 6 и показано на чертежах/, в результате чего ноги предполагаемого террориста проваливаются в полость 4 до упора в пол 5, то есть дно полости примерно на высоту голени. Сразу же после прохождения импульса тяговое усилие в электромагните 14 пропадает, при этом пружины 8 также рывком обратно сжимаются, сжимая пару пластин 6, в результате чего ноги предполагаемого террориста оказываются зажатыми между пластинами 6 с гарантированной величиной усилия сжатия. Жесткость пружин 8 и, соответственно, тяговое усилие электромагнита 14 могут быть подобраны заданным образом: либо просто для обеспечения надежной фиксации террориста в зажатом состоянии, либо сверх этого для создания усилия зажатия, обеспечивающего физическую нейтрализацию террориста, сильное болевое воздействие и т.д. Если даже после этого предполагаемый террорист предпринимает активные меры для своего освобождения, проявляет агрессивность и т.п. либо пытается, например, вытащить оружие, необходимо принять меры для его быстрой физической нейтрализации. Для этого включением регулятора в той же зоне пульта и его поворотом в цепь, образованную проводниками-контактами 16, замкнутыми через ноги террориста, к которым они прижаты, от источника сигнала подается электрический сигнал с нарастающей амплитудой, рассчитываемой по предельному значению из физиологических соображений. Это обеспечивает гарантированную физическую нейтрализацию террориста. Подчеркнем, что при нахождении нескольких террористов одновременно в нескольких участках прохода, указанный выше процесс также осуществляется параллельно на нескольких участках.

Предлагаемое устройство, отличаясь сравнительной простотой и надежностью, позволяет эффективно обезвреживать террористов. При этом устройство достаточно универсально, и в зависимости от необходимости позволяет просто зафиксировать предполагаемого террориста, постепенно физически его изолировать путем силового сжатия, либо в случае повышенной опасности быстро изолировать физически путем пропускания через его тело электрического сигнала заданной амплитуды.

Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенную в проходе салона между рядами пассажирских кресел под полом фюзеляжа полость с дном, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, глубина полости соответствует проваливанию в нее ноги человека до высоты голени, пол фюзеляжа над полостью выполнен в виде совокупности пар упруго соединенных пластин, установленных в направляющих с возможностью взаимного сдвигания-раздвигания и соединенных с подвижными сердечниками, размещенными в полости электромагнитов, на внутренней поверхности пластин наклеены тензорезисторы, на контактирующих между собой торцах пластин закреплены изолированные от пластин контактные проводники, при этом обмотки возбуждения электромагнитов и контактные проводники соединены, соответственно, с источниками импульсного и плавно изменяемого электрических сигналов с помощью кнопок и регуляторов, расположенных, как и индикаторы измерительных цепей тензорезисторов, на пульте в кабине пилотов в зонах, геометрически повторяющих расположение соответствующих пар пластин на полу фюзеляжа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и может найти применение при создании систем управления самолетами, обеспечивающих бездвигательную посадку самолетов различного назначения.

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к области средств безопасности авиационных пассажирских и грузопассажирских самолетов. .

Изобретение относится к области средств безопасности самолетов и предотвращению совершения террористического акта с их использованием. .

Изобретение относится к оборудованию для обеспечения посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу аэродрома, вертолетную площадку или вертолетодром, водную поверхность гидроаэродрома.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам компенсации электрического заряда, образующегося на поверхности летательного аппарата при его обтекании потоком воздуха

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам навигации, самолетовождения, управления воздушным движением и наблюдения за подвижными объектами в воздушном пространстве, на земной и водной поверхности

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к приборным доскам летчика самолетов

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов

Изобретение относится к области радиолокационного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и оборудования взлетно-посадочных полос (ВПП)

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов
Наверх