Виброшумопоглощающий листовой материал

Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битумных композиций и предназначенным для применения в автомобилестроении. Описан виброшумопоглощающий листовой материал, выполненный из композиции на основе битума и мела в качестве наполнителя, отличающийся тем, что материал дополнительно включает микросферы, получаемые из водной суспензии золы тепловой электростанции, продукт термической полимеризации ненасыщенных ароматических углеводородов - смола "Политер", ди-(2-этилгексил)-фталат и некондиционную базальтовую вату, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум нефтяной - 20,0-26,0; смола «Политер» - 8,0-10,0; ди-(2-этилгексил)-фталат - 2,0; мел - 38,0-41,0; микросферы, получаемые из водной суспензии золы тепловой электростанции, - 15,0-17,0; некондиционная базальтовая вата - 6,0-10,0. Технический эффект - расширение средств виброшумопоглощения, улучшение вибропоглощающих и прочностных свойств с одновременным снижением массы, исключение из рецептуры канцерогенного асбеста. 2 табл.

 

Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битумных композиций и предназначенным для применения в автомобилестроении для эффективного снижения вибраций инженерных конструкций и шума двигателя в салоне транспортного средства. Широко применяемые виброшумопоглощающие листовые материалы на основе битумных композиций способствуют значительной изоляции салона транспортных средств от вибрации - это, как правило, битумные прокладки панелей пола, щитка передка (перегородки между салоном и моторным отсеком), дверей и крыши.

Известна композиция для изготовления вибропоглощающего материала, включающая битум, асбест, латекс и дополнительно стирольно-инденовую смолу и баритовый концентрат при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 25-27, асбест 13-15, латекс - 1-2, стирольно-инденовая смола - 4-6, баритовый концентрат - 50-57 [Авт. Св. СССР 0960052, кл. В32В 11/00, С04В 43/00].

Недостатками данной композиции являются наличие в рецептуре в большом количестве 13-15 мас.% канцерогенного наполнителя асбеста и труднодоступного, дорогого наполнителя - баритового концентрата.

Известен виброшумопоглощающий листовой материал, предназначенный, например, для применения в автотракторной технике для изоляции салона транспортного средства от вибрации и шума двигателя, выполненный из композиции на основе битума, включающей, мас.ч.: битум нефтяной 100, графит 8,0-12,0, каолин 60-80, тальк 40-60 [Патент RU 2188214 МПК, С08L 95/00, В32В 11/02, В60R 13/08].

Недостатками данного материала является недостаточная термостойкостью и низкое значение коэффициента потерь.

В качестве прототипа выбран листовой шумопоглощающий материал, изготавливаемый из битума, резиновой крошки и в качестве наполнителя - графитовой стружки и асбеста, взятых в следующем соотношении, мас.%: битум 53-54, резиновая крошка 34-35, графитовая стружка 2-10, асбест 2-10 [Авт. Св. СССР 1060602, МПК С04В 43/04, 43/02].

Недостатками данного материала являются наличие в рецептуре канцерогенного наполнителя асбеста, а также труднодоступность и небольшие объемы другого исходного сырья графитовой стружки.

Задачей изобретения является расширение спектра ассортимента виброшумопоглощения, в частности материалов на основе битума, улучшение вибропоглощающих и прочностных свойств с одновременным снижением массы деталей автомобилей, исключение из рецептуры канцерогенного асбеста с сохранением высоких термостойких свойств материала.

Это достигается тем, что созданный виброшумопоглощающий листовой материал выполнен из композиции на основе битума, включающей, мас.%: битум нефтяной «Пластбит II» - 20,0-26,0, продукт термической полимеризации ненасыщенных ароматических углеводородов - смола «Политер» - 8,0-10,0, ди-(2-этилгексил)-фталат - 2,0, мел - 38,0-41,0, микросферы, получаемые из водной суспензии золы тепловой электростанции, - 15,0-17,0, некондиционная базальтовая вата - 6,0-10,0.

Физико-механические характеристики используемых компонентов соответствуют требованиям НТД (научно-техническая документация), приведеннымв таблице 1. Наиболее существенными являются следующие физико-механические показатели. Для битума нефтяного «Пластбит II»: глубина проникновения иглы при 25°С, 0,1 мм - 30-40; температура размягчения, °С - 80-90; температура хрупкости, °С - минус 17; растяжимость при 25°С, см, не менее - 2,2; температура вспышки, °С, не ниже - 230. Для смолы «Политер»: температура размягчения, °С - 85-100; массовая доля воды, % не более - 0,2; массовая доля механических примесей, %, не более - 0,1; массовая доля летучих веществ, % не более - 0,5. Для ди-(2-этилгексил)-фталата: плотность при 20°С, г/см3 - 0,982-0,986; температура вспышки, °С, не ниже - 205; кислотное число, мг КОН/г, не более - 0,07. Для мела: массовая доля углекислого кальция и углекислого магния в пересчете на углекислый кальций (СаСО3+MgCO3), %, не менее - 96, массовая доля влаги, %, не более - 0,2; массовая доля песка, %, не более - 0,05. Для микросфер: массовая доля фракции более 0,5 мм, % - 0; насыпная плотность, г/см3, не более - 0,5; массовая доля фракций плотностью более 1 г/см3, %, не более - 10; влажность, %, не более - 5,0.

Некондиционная базальтовая вата - это отходы теплоизоляции реакторов азотно-кислородных станций ОАО «Саратоворгсинтез». Некондиционная и кондиционная базальтовая вата м. БСТВ (производитель ОАО «ИВОТСТЕКЛО» г.Ивот, Брянская обл., ТУ 21-23-247-88).

Материал дополнительно может включать лицевой слой из алюминиевой фольги, например, марки А-5М (ГОСТ 745), АД 1М (ГОСТ 618) толщиной 100 мкм. Для монтажа на месте применения используется клеевой монтажный слой с постоянной липкостью, например, на основе водной акриловой дисперсии, защищенный силиконизированной бумагой, или термореактивный клеевой слой на основе, например, сополимера метилакрилата, бутилакрилата и метакриловой кислоты.

Эффективная толщина листа, изготавливаемого из указанной композиции, составляет 2,0-3,5 мм.

Способ получения предлагаемого вибропоглощающего листового материала включает приготовление битумной композиции в смесителе, куда в разогретый до 120°С битум вводят частями остальные инградиенты, перемешивание в течение 30 минут и калибрование на вальцах в лист, совмещенное с дублированием с силиконизированной бумагой или фольгой.

Отличительными признаками заявленного виброшумопоглощающего листового материала от прототипа являются: использование в качестве наполнителя мела - 38,0-41,0%; микросфер - 15,0-17,0%; вместо асбеста - некондиционной базальтовой ваты - 6,0-10,0% от общей массы композиции.

Примеры выполнения листового виброшумопоглощающего материала и результаты его испытаний приведены в таблице 2.

Измерение коэффициента механических потерь осуществляют по методу вынужденных резонансных колебаний на установке для измерения динамического модуля упругости консольно зажатого составного стержня [И.И.Боголепов «Промышленная звукоизоляция», 1986, с.313]. В положении резонанса определяют резонансную частоту (fрез) и максимальную амплитуду (Amax). Затем определяют частоты, соответствующие 0,7 Amax (f1 и f2). Изменяя длину образца от 265 до 150 мм, находят несколько резонансов и определяют коэффициент механических потерь составного стержня (η) по формуле η=(f1-f2)/fрез. Затем строят график зависимости η от fрез. По графику методом интерполяции определяют η на частоте 200 Гц.

Источники информации

1. Боголепов И.И. Промышленная звукоизоляция. - М. - 1986. - 313 с.

2. А.С. 0960052; Заявл. 01.11.2000; Опубл. 27.08.2002.

3. Степанова Е.В. Диссертация на соискание ученой степени кандитата технических наук «Структура и свойства базальтопластиков, армированных базальтовыми нитями разных производителей, и модификация их физическими и химическими методами», 22.11.2006.

Таблица 1
№ п/пНаименование инградиентаОбозначение НТД
1.Битум нефтяной марки «Пластбит-II»ТУ 38 101580-75
2.Смола «Политер»ТУ 2451-012-00149452-99
3.Ди-(2-этилгексил)-фталат ДОФГОСТ 8728-88
4.Мел МТД- БТУ 5743-114-00149289-2000
5.МикросферыТУ 5717-37-00284351-20002
6.Некондиционная базальтовая вата

Таблица 2
Наименование компонентаНТД12345678910
Битум (Марка «Пластбит II»)22,023,024,024,024,024,024,026,027,028,0
Смола (марка «Политер»)6,08,09,09,09,09,09,010,010,011,0
Ди-(2-этилгексил)-фталат2,02,02,02,02,02,02,02,02,02,0
Мел (марка МТД-Б)48,045,044,042,040,038,040,036,035,034,0
Микросферы20,019,018,017,017,017,015,016,016,015,0
Отходы базальтовой ваты2,03,03,06,08,010,010,010,010,010,0
Физико-механические показатели
ОгнестойкостьСамозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.Самозат.
Масса 1 м2, кг3,33,43,63,53,43,33,22,92,82,6
Толщина, мм3,03,13,23,23,23,13,22,62,52,3
Термостойкость при температуре (180±2)°СНе соответ.Не соответ.Соответ.Соответ.Соответ.Соответ.Соответ.Соответ.Соответ..Соответ.
Стабильность в размерах, %3100000001
Коэффициент потерь на частоте (200±5) Гц,
при Т=40°С0,060,090,10,10,10,110,10,090,090,08
при Т=20°С0,10,150,160,170,180,180,180,170,160,15

Виброшумопоглощающий листовой материал, выполненный из композиции на основе битума и мела в качестве наполнителя, отличающийся тем, что материал дополнительно включает микросферы, получаемые из водной суспензии золы тепловой электростанции, продукт термической полимеризации ненасыщенных ароматических углеводородов - смола "Политер", ди-(2-этилгексил)-фталат и некондиционную базальтовую вату, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

битум нефтяной20,0-26,0
смола «Политер»8,0-10,0
ди-(2-этилгексил)-фталат2,0
мел38,0-41,0
микросферы, получаемые из водной
суспензии золы тепловой электростанции15,0-17,0
некондиционная базальтовая вата6,0-10,0



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к материалам, применяемым для изоляции труб и трубных систем, и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов различного назначения, в том числе подземных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в летний и зимний периоды времени.

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности строительных дорожных материалов, содержащих органическое связующее, и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог I-IV категорий в I-IV климатических зонах, а также аэродромных покрытый и полов в служебных помещениях.

Изобретение относится к области строительных материалов, в частности строительных дорожных материалов, содержащих органическое связующее, и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог I-IV категорий в I-IV климатических зонах, а также аэродромных покрытый и полов в служебных помещениях.
Изобретение относится к полимерной отрасли химической промышленности, в частности к композициям, используемым для изоляции стыков, примыканий, швов, приклейки рулонных полимерных материалов - кровельных и/или гидроизоляционных и гидроизоляции фундаментов и трубопроводов.
Изобретение относится к материалам защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности, защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты.
Изобретение относится к модифицирующей добавке к битумам, включающей смесь синтетического товарного каучука и целевых компонентов. .
Изобретение относится к промышленности строительных материалов и может быть использовано для защиты различных строительных сооружений и конструкций преимущественно в качестве кровельного и гидроизоляционного материала.

Изобретение относится к материалам защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты.
Изобретение относится к стабилизирующим добавкам на основе битума, которые используются в асфальтобетонных смесях и могут найти применение при изготовлении дорожных покрытий при использовании щебеночно-мастичных асфальтобетонов.

Изобретение относится к слоистым изделиям из растительного вещества, в частности к изделиям, обеспечивающим высокие акустические свойства помещений, электромеханических преобразователей звука, музыкальных инструментов и подобных объектов.
Изобретение относится к области получения нетканого рулонного материала в виде сетки и может быть использовано для армирования дорожных и строительных покрытий. .

Изобретение относится к виброшумопоглощающим материалам, изготавливаемым на основе битума и предназначенным, например, для применения в автотракторной технике для изоляции салона транспортного средства от вибрации и шума двигателя.

Изобретение относится к битумам, модифицированным рециркулированными и(или) первичными полимерами, такими как полиэтилен и этиленвинилацетатный сополимер, которые обладают специфическими структурными и морфологическими характеристиками и обеспечивают улучшенные параметры по сравнению с просто битумом или битумом, модифицированным традиционными полимерами.
Изобретение относится к строительным конструкциям, которые могут быть использованы в специальных областях, где требуются высокие рабочие характеристики, например вдали от суши
Наверх