Защитное устройство для гибкого восходящего трубопровода

Изобретение относится к гибким восходящим трубопроводам, предназначенным для работы в водах, забитых льдом. Восходящий трубопровод снабжен устройством для его защиты от ударов при воздействии волн и дрейфующего льда. Защитное устройство закрывает по меньшей мере верхнюю часть восходящего трубопровода и может быть убрано в нерабочее положение на дне моря или на борту судна. Защитное устройство образовано множеством отдельных полых элементов в виде усеченных конусов, которые подвешены друг к другу с помощью цепей или тросов. Когда трубопровод находится в убранном положении, отдельные полые элементы могут быть уложены друг на друга. Технический результат направлен на создание защитного устройства для гибких восходящих трубопроводов, используемых в забитых льдом водах. При этом защитное устройство должно защищать по меньшей мере верхнюю часть восходящего трубопровода, который проходит между морским дном и находящимся на плаву судном. 15 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Настоящее изобретение относится к гибким восходящим трубопроводам, предназначенным для работы в водах, забитых льдом. Более конкретно изобретение касается защиты гибких восходящих трубопроводов, служащих для транспортировки углеводородов от установки, расположенной на морском дне, на судно, находящееся в зоне дрейфующих льдов. Изобретение также может использоваться в водах, в которых находятся дрейфующие препятствия другого типа, например плавающие сети или лесоматериалы.

Предпосылки создания изобретения

Область поисков нефти расширилась до арктических вод. При проектировании и конструировании систем загрузки и швартовки с водоотводом, рассчитанных на работу в водах, забитых льдом, серьезные проблемы часто возникают из-за движения дрейфующего льда. Поэтому требуются системы и способы, которые позволили бы избежать опасности загрязнения, вызванного повреждением оборудования из-за столкновения с дрейфующим льдом.

На дрейф льда влияют, главным образом, ветер, волны, океанические течения и силы, вызывающие приливы. Как было установлено в результате исследований в восточной части Баренцева моря, дрейф льда в широких временных пределах происходит стохастически и напоминает броуновское движение, за исключением периодов, когда лед движется довольно прямолинейно. Поскольку льдины бывают, как правило, довольно крупными и тяжелыми, направление их движения и абсолютная скорость не могут изменяться мгновенно. Хотя моделирование прогнозирует, что движение льда является стабильным, иногда направление дрейфа льда может изменяться на противоположное в течение примерно получаса. Это составляет главную проблему для известной концепции загрузки, когда танкер с дедвейтом, равным, например 90000, остается в «попутном потоке» за платформой или башней, возвышающейся над водой. Если же в водах, где присутствует дрейфующий лед, использовать концепцию подводной загрузки, когда для танкера создается возможность «уклонения от льда», можно получить некоторые преимущества.

Однако в водах, забитых льдом, расположенное под судном оборудование может быть повреждено ледовыми образованиями, находящимися глубоко под водой (торосы в Печорской губе, айсберги в некоторых других местах).

Как показали испытания системы загрузки с помощью подводной турели в замерзших водах, проведенные в 1997 и 2000 гг. в HSVA (Гамбургском бассейне для судовых моделей), находящееся под килем оборудование при ухудшении ледовых условий будет приходить в контакт со льдом (взаимодействие в торосами). Поэтому должна быть предусмотрена защита восходящего трубопровода от этой опасности.

Уровень техники

В патенте США 5820429 описано устройство загрузочно/разгрузочного буя, предназначенного для работы в неглубоких водах, который выполнен с возможностью ввода в открытый вниз приемный отсек находящегося на плаву судна и закрепления в этом отсеке с возможностью отсоединения. Буй имеет прикрепленный к дну центральный элемент для пропускания жидкости от соединенного с его нижней стороной транспортировочного трубопровода и к этому трубопроводу. Буй имеет также наружный элемент, установленный с возможностью вращения на центральном элементе и позволяющий судну поворачиваться вокруг центрального элемента при закреплении наружного элемента в приемном отсеке. Буй снабжен донной удерживающей конструкцией, которая соединена с центральным элементом буя и предназначена для удерживания буя на морском дне, когда он не используется. К центральному элементу буя присоединено несколько швартовов, отходящих от него наружу на довольно большое расстояние по поверхности морского дна. Такая система обладает определенной эластичностью, что обеспечивает возможность подъема буя со дна.

Сущность изобретения

Целью изобретения является создание защитного устройства для гибких восходящих трубопроводов, используемых в забитых льдом водах, при этом указанное устройство должно защищать по меньшей мере верхнюю часть восходящего трубопровода, который проходит между морским дном и находящимся на плаву судном.

Другой целью изобретения является создание защитного устройства для восходящего трубопровода, которое можно быстро убирать в нерабочее положение, позволяя при этом быстро отсоединять восходящий трубопровод от места его крепления на морском дне и, возможно, убирать его в полностью защищенное положение, в котором он не будет подвергаться ударам дрейфующего льда. Соответственно, еще одной целью изобретения является создание системы загрузки, позволяющей быстро прекращать операцию загрузки и отшвартовывать танкер от швартовочной системы.

Указанные цели достигаются с помощью системы загрузки, описанной в формуле изобретения.

Краткое описание чертежей

Ниже в качестве примера подробно описан вариант осуществления изобретения со ссылками на чертежи, где:

фиг.1 изображает смоделированное движение дрейфующего льда;

фиг.2 изображает известную систему загрузки;

фиг.3 изображает систему загрузки согласно изобретению, в которой восходящий трубопровод соединен с судном;

фиг.4 изображает элементы защитного устройства для восходящего трубопровода;

фиг.5 изображает систему загрузки в убранном нерабочем положении на морском дне;

фиг.6 изображает защитное устройство для восходящего трубопровода в процессе подъема из убранного положения в направлении к судну.

Подробное описание предпочтительного варианта осуществления

На фиг.1 представлен график, изображающий смоделированный дрейф льда. Интервал между двумя соседними точками кривой составляет 10 минут. График дает картину движения льда в течение суток. Как видно на фиг.1, модель предсказывает равномерное установившееся движение льда. Однако иногда направление дрейфа может меняться на противоположное в течение примерно получаса. Это создает серьезную проблему для известной концепции загрузки, когда танкер с дедвейтом, например 90000, остается в «попутном потоке» за платформой или башней, возвышающейся над водой, как показано на фиг.2.

Согласно фиг.2, танкер 10 пришвартован к платформе 11, при этом флюиды транспортируются с платформы 11 на танкер 10 по гибкому шлангу 12. Этот шланг подвешен к загрузочной консоли 13, установленной с возможностью поворота. Поскольку судно пришвартовано только к платформе, вероятность их столкновения друг с другом при резком изменении направления дрейфа льда велика. В таких случаях операцию загрузки нужно немедленно прекратить и отшвартовывать танкер 10.

Чтобы избежать указанных проблем, требуется использовать концепцию подводной загрузки, которая уменьшает возможность столкновения с дрейфующим льдом и позволяет танкеру 10 «уклоняться от льда» в зависимости от движения дрейфующего льда.

На фиг.3 схематично показан предпочтительный вариант осуществления системы загрузки согласно изобретению. Как видно на фиг.3, судно 10, находящееся на плаву, снабжено загрузочной шахтой 15 и соединено с морским дном 16 с возможностью поворота с помощью множества швартовов 17. С морского дна 16 к судну 10 идет гибкий восходящий трубопровод 18, верхний конец которого соединен с погружным турельным буем 19. Благодаря тому, что швартовы 17 соединены с погружным буем 19, судно может поворачиваться наподобие флюгера. В качестве погружного буя можно использовать, например, буй, подробно описанный в патенте US 5820429 настоящего заявителя, на содержание которого даются ссылки. Верхний конец восходящего трубопровода 18 разъемно соединен с соответствующим трубопроводом на судне с помощью вертлюжного соединения (не показано).

Согласно изобретению для защиты восходящего трубопровода 18 служит защитное устройство 20. В варианте осуществления, показанном на фиг.3, верхний конец защитного устройства 20 подвешен к погружному турельному бую 19 с помощью множества цепей, тросов или подобных средств 21. Нижний конец защитного устройства 20 соединен со втулкой 22 восходящего трубопровода. В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления изобретения защитное устройство 20 содержит множество полых срезанных сверху конических элементов 23, верхний диаметр которых меньше нижнего или наоборот.

Система загрузки согласно изобретению содержит также расположенную на морском дне установку 24, которая предпочтительно представляет собой бункер для хранения и защиты восходящего трубопровода 18 и его защитного устройства 20 в период, когда система загрузки не используется. Бункер 24 врыт в морское дно 16 так, что его верхняя плита 25 расположена более или менее вровень с поверхностью дна. Поэтому когда система загрузки убрана в защищенное положение (см. фиг.5), лишь небольшая ее часть находится на поверхности дна.

Бункер состоит из двух основных частей - отсека 26 и главной камеры 27. В камеру 27 помещен барабан 28 для восходящего трубопровода. При вращении барабана вокруг горизонтальной оси (не показана) на него наматывается по меньшей мере нижний конец восходящего трубопровода. Нижний конец восходящего трубопровода 18 соединен с трубопроводом 29, идущим от нефтяной скважины или другого источника, с помощью вертлюга обычного типа, допускающего поворот трубопровода 29 и барабана 28 друг относительно друга.

В соответствии с одним из вариантов осуществления изобретения в верхней плите 25 может быть выполнено отверстие 30, форма и размеры которого соответствуют форме и размерам втулки 22 восходящего трубопровода. Верхняя плита 25 может быть снабжена, по меньшей мере при использовании системы в неглубоких водах смотровым люком 31 для обеспечения доступа при проведении небольших работ по обслуживанию.

В нижней части стенки 32, отделяющей отсек 26 от камеры 27, выполнена вертикальная прорезь 33, высота которой больше ожидаемой максимальной амплитуды вертикальной качки судна 10, а ширина больше диаметра восходящего трубопровода 18.

Для сведения к минимуму попадания грунта внутрь бункера 24 в период, когда система загрузки присоединена к судну, предусмотрены гибкие отражатели 34, расположенные над отверстием 30 для восходящего трубопровода и его защитного устройства 20. Примерно раз в год можно проводить небольшие работы по обслуживанию для удаления грунта, скопившегося на дне бункера. При необходимости могут быть предусмотрены меры по предотвращению проникновения грунта.

На фиг.4 показаны отдельные части защитного устройства 20 для восходящего трубопровода. Это устройство содержит множество полых усеченных конических элементов 35, каждый из которых открыт на обоих концах. Элементы 35 подвешены друг к другу с помощью цепей или тросов 21. Через элементы 35 проходит восходящий трубопровод.

Защитное устройство 20 выдерживает тянущие и ударные нагрузки, которые создает лед, проходящий под килем судна. Благодаря наличию отдельных подвешенных элементов 35 и их конструкции защитное устройство 20 (см. фиг.3 и 4) обладает требуемой гибкостью и защищает восходящий трубопровод от чрезмерного изгиба.

Так как элементы 35 подвешены друг к другу, то при опускании защитного устройства 20 они будут укладываться один в другой. Благодаря этому защитное устройство 20 будет всегда иметь необходимую длину. Когда судно находится в среднем по высоте положении, некоторые элементы в нижней части защитного устройства 20 будут уложены друг в друга, опираясь на верхнюю поверхность бункера 24. Поэтому общая длина защитного устройства 20 будет достаточно большой, так что вертикальная качка судна 10 будет компенсироваться.

Элементы 35 подвешены независимо от восходящего трубопровода 18. Поэтому восходящий трубопровод будет подвергаться вертикальной качке вместе с судном 10 и свободно скользить внутри нижних элементов 35.

На фиг.4 показана возможная конструкция элементов 35, в которой могут быть выполнены различные изменения в пределах объема изобретения и которая представлена лишь с целью дать понятие о работе этих элементов. Для соединения элементов 35 использованы цепи 21, однако эту роль могут играть тросы или другие соединительные средства. Кроме того, хотя в данном примере использованы четыре цепи 21, их количество может быть иным, например можно использовать три цепи.

На нижнем ободе 36 каждого элемента 35 может быть выполнен опорный выступ 37, имеющий крепежные ушки 38 для цепей 21.

На фиг.4 также схематично показана втулка 22 восходящего трубопровода, снабженная стопорными средствами 39, предназначенными для взаимодействия с соответствующими выемками в верхней плите 25, вследствие чего в рабочем положении происходит сцепление этой плиты и втулки 22 восходящего трубопровода.

На фиг.5 показано предназначенное для защиты восходящего трубопровода защитное устройство 20, когда оно находится в убранном нерабочем положении в отсеке 26 бункера 24. В этом случае погружной турельный буй 19 находится на поверхности верхней плиты 25, а втулка 22 восходящего трубопровода выведена из сцепления с верхней плитой 25 и лежит на специально приспособленной опоре 40 в нижней части отсека 26. При этом элементы 35 уложены друг на друга, а восходящий трубопровод 18 практически по всей своей длине намотан на барабан 28 в камере 27. На фиг.5 видно также, что восходящий трубопровод 18, изгибаясь, свисает ниже нижнего конца прорези 33. Швартовы 17 свободно лежат на морском дне 16.

На фиг.6 система загрузки показана в процессе ее подъема в направлении к судну 10 с помощью троса 41. Погружной турельный буй 19 поднят над верхней плитой 25, а с ней сцеплена втулка 22 восходящего трубопровода. При подъеме погружного турельного буя 19 восходящий трубопровод 18 сматывается с барабана 28.

Система работает следующим образом.

До начала работы элементы 35 хранятся в уложенном друг на друга положении внутри отсека 26 бункера 24. Судно перемещается в положение над бункером 24 и соединяется с системой. Эта ситуация показана на фиг.5. Судно сперва поднимает буй, при этом втулка 22 восходящего трубопровода снимается со своей нижней опоры 40, а затем поднимает все защитное устройство 20 в положение, показанное на фиг.6. Далее втулка 22 восходящего трубопровода (подробно показана на фиг.4) прикрепляется к верхней плите 25 бункера 24, сцепляясь стопорными средствами 39 с соответствующими средствами, имеющимися на верхней плите 25. В ходе этой первой операции подъема барабан 28 не вращается, так как провисание восходящего трубопровода достаточно для того, чтобы обеспечить его требуемую длину.

После этого судно 10 тянет погружной турельный буй 19 вверх до его контакта и жесткого сцепления с загрузочной шахтой 15 судна 10 (см. фиг.3). На этом этапе восходящий трубопровод 18 сматывается с барабана, принимая положение, при котором его провисание достаточно для компенсации вертикальной качки судна. С этой целью в стенке отсека 26, рядом с барабаном 28, выполнена вертикальная прорезь 33, позволяющая восходящему трубопроводу 18 перемещаться вверх и вниз. На фиг.3 оба крайних положения восходящего трубопровода 18 показаны пунктирными линиями. Когда система присоединена к судну 10, барабан 28 не вращается и не требуется сматывания или наматывания восходящего трубопровода 18 для динамического следования перемещениям судна 10.

На стадии отсоединения проводятся те же действия в обратном порядке. Систему можно назвать «системой с самохранением»; действительно, в случае аварийного отсоединения вся система целиком может автоматически убираться в бункер.

При монтаже или проведении больших работ по обслуживанию верхнюю плиту 25 можно отсоединить от бункера и поднять на борт какой-нибудь баржи, судна и другого плавучего средства.

В рассматриваемом варианте защитное устройство описано в комбинации с бункером, расположенным на морском дне, однако изобретение не ограничено этим вариантом. Например, защитное устройство для защиты восходящего трубопровода может временно храниться в сложенном положении на борту судна, либо в турельной/загрузочной шахте, либо в устройстве в носовой части судна в случае, если используются такого типа одноточечные швартовочные системы.

Если предусмотрена защита только верхней части восходящего трубопровода, то его втулка может отсутствовать, а защитное устройство будет свободно свешиваться с судна.

Возможен альтернативный вариант, когда защитное устройство хранится в сложенном положении на морском дне без использования бункера или подобного средства.

Важным преимуществом этой системы является ее способность работать в любых ледовых условиях. Поскольку судно 10 и швартовная бочка могут противостоять надвигающемуся на них морскому льду, такой же способностью будет обладать и восходящий трубопровод 18, так как он по меньшей мере частично защищен под судном 10. Эластичность системы в вертикальном направлении дает ей возможность работать в условиях довольно сильного волнения. Поэтому предлагаемая система загрузки имеет очень высокую работоспособность.

Работа описанной системы транспортировки не зависит от способов присоединения к судну 10. Она очень хорошо подходит, например, для способа загрузки с помощью подводной турели, но может использоваться и в других системах. Например, ее можно использовать в качестве системы загрузки с постановкой на один мертвый якорь в водах с несложными ледовыми условиями или в водах, где используются, например, тяжелые траловые доски.

Систему загрузки согласно изобретению можно устанавливать на разных глубинах под водой - от очень небольших (например, 20 м и менее, встречающихся у берегов Сахалина, в Печорской губе и в северных районах Каспийского поря) до больших глубин. В случае больших глубин нет необходимости в том, чтобы защитное устройство 20 закрывало восходящий трубопровод 18 по всей длине, так как только его верхняя часть может подвергаться воздействию льда. Благодаря защите защитным устройством 20 только верхней части восходящего трубопровода 18 система будет храниться на морском дне 16 в более компактном виде.

1. Гибкий восходящий трубопровод для транспортировки углеводородов между установкой, расположенной на морском дне, и судном (10), находящимся на плаву на поверхности моря, снабженный устройством (20) для защиты по меньшей мере его верхней части от ударов и истирания, вызываемых, например, дрейфующим льдом, причем защитное устройство (20) закрывает по меньшей мере часть восходящего трубопровода (18), открытую для воздействия волн и дрейфующего льда, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки в нерабочее убранное положение ниже уровня моря, когда он не используется и отсоединен от судна, а защитное устройство образовано множеством отдельных полых элементов (35), которые подвешены друг к другу и могут укладываться друг на друга, когда восходящий трубопровод находится в убранном положении.

2. Гибкий восходящий трубопровод по п.1, в котором защитное устройство (20) подвешено к судну (10).

3. Гибкий восходящий трубопровод по п.1, в котором защитное устройство (20) подвешено к погружному турельному бую (19).

4. Гибкий восходящий трубопровод по п.1, в котором защитное устройство (20) подвешено с помощью цепей или тросов (21).

5. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором каждый из отдельных полых элементов подвешен на цепях или тросах (21).

6. Гибкий восходящий трубопровод по п.5, в котором полые элементы (35) выполнены в виде усеченных конусов, верхний диаметр которых меньше нижнего диаметра, или наоборот.

7. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором нижний конец защитного устройства (20) снабжен швартовочными средствами для швартовки защитного устройства (20) к морскому дну.

8. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором защитное устройство (20) выполнено с возможностью полностью убираться в укрытое положение на морском дне.

9. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором защитное устройство (20) выполнено с возможностью полностью убираться в укрытое положение на борту судна (10).

10. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором защитное устройство (20) снабжено на своем нижнем конце втулкой (22), предназначенной для взаимодействия с расположенными на морском дне (16) швартовочными средствами.

11. Гибкий восходящий трубопровод по п.10, в котором нижние концы подвешивающих цепей или тросов прикреплены к втулке (22) восходящего трубопровода.

12. Гибкий восходящий трубопровод по п.11, в котором втулка (22) снабжена стопорными средствами (39) для ее закрепления в застопоренном положении на швартовочных средствах.

13. Гибкий восходящий трубопровод по п.12, в котором стопорные средства (39) снабжены средствами отсоединения, позволяющими отсоединить втулку (22) от швартовочных средств.

14. Гибкий восходящий трубопровод по п.10, в котором втулка (22) имеет форму выступающего вниз конуса для взаимодействия с соответствующим отверстием в швартовочных средствах, благодаря чему предотвращается перемещение втулки (22) вверх.

15. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором элементы (35) снабжены размещенными внутри средствами для сведения к минимуму возможного трения или ударной нагрузки между восходящим трубопроводом (18) и защитным устройством (20), в результате чего восходящий трубопровод (18) имеет возможность свободно перемещаться внутри защитного устройства (20).

16. Гибкий восходящий трубопровод по любому из пп.1-4, в котором каждый элемент (35) снабжен на своем нижнем крае опорным выступом (37),позволяющим укладывать элемент (35) на следующий элемент (35).



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты изолированной поверхности трубопровода при его прокладке в скальных, вечномерзлых грунтах, а также в минеральных грунтах с включениями, вызывающими повреждение изоляции трубопровода, например с включениями дресвы, гальки, отдельных глыб.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов. .
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты изолированной поверхности трубопроводов при их прокладке в скальных, вечномерзлых грунтах, а также в минеральных грунтах с включениями, вызывающими повреждение изоляции трубопровода, например с включениями дресвы, гальки, отдельных глыб.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется в целлюлозно-бумажной промышленности для защиты от истирания отвода и для устранения измельчения щепы.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов с трещиноподобными дефектами. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и предназначено для защиты концов труб, а также защиты их внутренней полости от попадания внутрь труб посторонних предметов, грунта атмосферных осадков, особенно снега, а также для предотвращения образования наледи на внутренней поверхности труб при их транспортировании и хранении.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для защиты участков трубопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением. .

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов для противокоррозионной защиты отдельных участков внутренних поверхностей труб, трубных секций и трубопроводов.
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации технологических трубопроводов для транспорта твердых материалов в горно-обогатительной, металлургической, химической и других областях промышленности.

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно жидких и газообразных, а так же к сооружению технологических комплексов, которые обеспечивают проведение преимущественно эксплуатационных работ на шельфе открытого моря.

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых в арктических условиях, преимущественно жидких и газообразных, к монтажу подводных технологических комплексов, которые обеспечивают проведение работ по методу кустового бурения независимо от погодных условий и наличия ледового покрова.

Изобретение относится к газовой промышленности, а именно к способам морской добычи природного газа и его транспорта. .

Изобретение относится к системе для морской добычи нефти или газа, содержащей судно со средством для поддержания нужного положения и ориентации, придонную установку на морском дне для, по меньшей мере, двух добывающих скважин и продуктовые трубопроводы для соединения придонной установки с судном.

Изобретение относится к поворотному устройству для установки на скважине для подводной добычи нефти или газа, приспособленному для соединения с добывающим судном на поверхности моря, содержащему главное поворотное устройство или поворотное устройство для прохождения текучей среды, имеющее по меньшей мере два канала для текучей среды, и вспомогательное поворотное устройство для электрических/гидравлических соединений, служащее для передачи сигналов и энергии.

Изобретение относится к устройству для подводной скважины для добычи нефти или газа в открытом море, которое содержит устье скважины, фонтанную арматуру, установленную на устье скважины, и по меньшей мере одну восходящую трубу для соединения с добывающим судном на поверхности моря.

Изобретение относится к подводному модулю или станции для добычи нефти или газа в открытом море, который содержит по меньшей мере два устья скважины с относящимися к ним фонтанными арматурами и манифольд на фундаметной раме (опорной плите).

Изобретение относится к технологии добычи углеводородного сырья из геологических структур, залегающих под слоями морской воды, освоение которых ведется подводными методами.

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно в арктических условиях, например жидких и газообразных. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для обслуживания морских технических средств, в частности для передачи жидких и газообразных сред на эти технические средства, а также электропитания в условиях моря, например при обслуживании буровых платформ.
Наверх