Информационно-охранная система для транспортных средств

Изобретение относится к технике мониторинга транспортных средств и защиты от несанкционированного использования. Система состоит из бортовой и носимой частей, выполненных с возможностью осуществления ограниченного во времени динамического идентификационного диалога. Бортовая часть информационно-охранной системы содержит центральный блок управления, принимающий сигналы от датчиков, формирующий управляющие воздействия и передающий их на функциональные узлы транспортного средства. В бортовую часть входит также объектовый контроллер, связанный с центральным блоком управления, объектовым приемопередающим модулем, блоком хранения мелодий и текстовых сообщений и блоком хранения номеров телефонов, а также генератор случайных чисел, объектовый блок преобразования чисел и блок сравнения. Дополнительный вход объектового контроллера подключен к выходу генератора случайных чисел, первый из дополнительных выходов - ко входу генератора случайных чисел, второй - ко входу объектового блока преобразования чисел, а третий - к первому входу блока сравнения. Второй вход последнего соединен с выходом объектового блока преобразования чисел, а выход подключен к дополнительному входу центрального блока управления. Носимая часть содержит мобильный телефон, в состав которого входят телефонный приемопередающий модуль, выполненный с возможностью обмена данными по стандартной сети подвижной связи с объектовым приемопередающим модулем, и телефонный контроллер, связанный с телефонным приемопередающим модулем. К одному из выходов телефонного контроллера подключен дисплей, а к одному из входов - выход блока формирования команд управления, к первому входу которого подключена клавиатура, а ко второму - выход телефонного блока преобразования чисел, вход которого подключен к выходу телефонного приемопередающего модуля. Изобретение позволяет повысить криптостойкость радиоканала сотовой сети подвижной связи между пользователем и бортовой частью информационно-охранной системы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 4 табл.

 

Изобретение относится к радиоэлектронной технике мониторинга транспортных средств (ТС) и защиты от несанкционированного использования.

Известен способ управления охранной системой ТС по патенту RU №2074826, В60R 25/00, при котором для дистанционного управления агрегатами ТС используют возможности общедоступной сети пейджинговой связи. Согласно этому способу при сообщении пользователем ТС блокирующего кода в операторское бюро сети пейджинговой связи посредством канала пейджинговой связи активируют иммобилайзер и блокируют двигатель ТС, а для разблокирования двигателя в блок управления иммобилайзером вводят секретный разблокирующий код, сравнивают его с хранящимся в памяти идентификационным кодом и при их совпадении деактивируют иммобилайзер, при этом по мере необходимости изменяют блокирующий и секретный разблокирующий коды, а идентификационный код задают в виде программы в памяти блока управления иммобилайзером посредством скрытой клавиатуры.

Недостатком указанного способа является отсутствие возможности дистанционного управления различными сервисными функциями, например, дистанционного запуска двигателя.

Для расширения возможностей дистанционного управления функциональными органами охраняемого объекта с обеспечением гибкой подстройки алгоритмов управления под разнообразные охранные и сервисные задачи в патенте RU №2202484, В60R 25/00 предложена система защиты ТС от несанкционированного использования, содержащая операторское бюро сети пейджинговой связи, в котором первый модем через сервер обработки телефонных сообщений соединен выходом со входом второго модема, выход которого подключен посредством канала сети пейджинговой связи ко входу приемника пейджинговой связи, расположенного на охраняемом объекте, где установлены также блок формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, первый вход которого подключен к выходу приемника пейджинговой связи, блок дистанционного считывания, выход которого подключен ко второму входу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, а вход индуктивно связан с находящимся у пользователя транспондером, индикатор режима управления функциональными органами охраняемого объекта, первый вход которого подключен к индикаторному выходу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, управляющие выходы которого соединены с функциональными органами охраняемого объекта, в том числе, с иммобилайзером, а также информационный центр, включающий в себя сервер обработки информационных сообщений, блок хранения информации, вход и выход которого подключены, соответственно, к информационным выходу и входу сервера обработки информационных сообщений, блок приема информации из внешних источников, выход которого подключен ко входу приема внешней информации сервера обработки информационных сообщений, модем телефонной связи, вход которого подключен к телефонной сети общего пользования или к выделенному каналу телефонной связи, а выход - ко входу приема телефонных сообщений сервера обработки информационных сообщений, модем пейджинговой связи, вход которого подключен к выходу пейджинговой связи сервера обработки информационных сообщений, а выход соединен со входом первого модема операторского бюро сети пейджинговой связи, а также модуль сотовой сети подвижной связи, связанный через модем подвижной связи со входом и выходом подвижной связи сервера обработки информационных сообщений, а в состав аппаратуры, установленной на охраняемом объекте, входят последовательно связанные друг с другом объектовый модуль сотовой сети подвижной связи, объектовый модем подвижной связи и контроллер ТС, выход команд управления которого подключен к третьему входу блока формирования сигналов управления функциональными органами охраняемого объекта, а информационный выход - ко второму входу индикатора режима управления функциональными органами охраняемого объекта.

Наличие в указанной системе отдельного информационного центра, взаимодействующего с операторским бюро пейджинговой связи, с телефонной сетью общего пользования, со стандартной сотовой сетью подвижной связи и с внешними источниками информации, является, с одной стороны, достоинством указанной системы, поскольку существенно расширяет возможности реализации различных алгоритмов дистанционного управления функциональными органами охраняемого объекта и повышает надежность работы системы. С другой стороны, концентрация в одном месте большого объема конфиденциальной информации требует принятия специальных мер по ее защите, включая физическую охрану помещения, в котором находится информационный центр. Это существенно усложняет и удорожает практическую реализацию указанной системы, ограничивая возможности ее практического применения.

На устранение указанного недостатка направлен информационно-охранный комплекс для ТС по патенту RU №2228862, В60R 25/00, G08В 25/10, содержащий установленные на охраняемом ТС центральный блок управления, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков несанкционированного использования ТС и формирования управляющих воздействий на функциональные узлы ТС, который связан с контроллером ТС и с блоком дистанционной идентификации пользователя, выполненным с возможностью информационного обмена с находящейся у пользователя электронной меткой, связанный с контроллером ТС приемопередающий модуль, подключенный к сети сотовой подвижной связи, а также сотовый телефон пользователя, содержащий телефонный контроллер, который связан с телефонным приемопередающим модулем, подключенным к сети сотовой подвижной связи, при этом один из входов телефонного контроллера подключен через блок формирования команд управления к клавиатуре сотового телефона, а один из выходов телефонного контроллера подключен к дисплею, а внешние источники цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения связаны с сетью сотовой подвижной связи, вход носителя фрагментов цифровой картографической основы подключен к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, а выход соединен с блоком цифровой обработки и отображения картографической и семантической информации, который подключен к внешним источникам цифровой картографической основы и специализированного программного обеспечения, и связан через дополнительно установленный в сотовом телефоне пользователя блок ввода-вывода данных с телефонным контроллером, а на охраняемом транспортном средстве дополнительно установлены блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, блок хранения номеров телефонов пользователей транспортного средства и блок определения местоположения транспортного средства, связанные с контроллером транспортного средства, выполненным с возможностью преобразования данных о местоположении транспортного средства в последовательность поисковых параметров фрагмента специализированной цифровой картографической основы, используемого для отображения местоположения транспортного средства. Указанный информационно-охранный комплекс является ближайшим аналогом настоящего изобретения.

Данное техническое решение реализовано в серийно выпускаемых предприятием-заявителем информационно-охранных системах REEF GSM-2000, REEF GSM-3000 и их модификациях (Каталог "Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", выпуск №9, 2006, с.24-27).

Мобильный телефон выполняет в них роль радиобрелока, используемого в большинстве охранно-противоугонных комплексов (BLACK BUG®, REEF® и GUARD) - для идентификации пользователя, управления охранным оборудованием и решения ряда сервисных задач. При этом мобильный телефон обладает как значительно большими функциональными возможностями, чем радиобрелок, так и фактически глобальной зоной действия (при наличии роуминга), что является основным достоинством вышеупомянутых информационно-охранных систем.

Однако подключение к управлению информационно-охранной системой оператора сети подвижной связи приводит и к негативным последствиям - существенно возрастает вероятность несанкционированного воздействия на радиоканал дистанционного управления со стороны злоумышленников. Кроме того, для защиты радиоканала между пользователем ТС и охраняемым ТС в ближайшем аналоге используется фиксированный пароль, содержащийся в служебной информации, направляемой по запросу пользователя с борта ТС. Очевидно, что рано или поздно этот пароль становится известен злоумышленнику. После этого злоумышленник получает возможность дистанционно управлять информационно-охранной системой, в том числе, он может беспрепятственно снять ТС с охраны. Это является существенным недостатком ближайшего аналога.

Предлагаемое техническое решение направлено на устранение указанного недостатка.

Как известно, в большинстве охранно-противоугонных комплексов, серийно выпускаемых предприятием-заявителем, применяются специальные меры защиты от "электронного взлома". Наиболее эффективной из них является технология динамического идентификационного диалога, реализуемая под торговыми марками DID® (свидетельство №207518) и ДИДиалог / DIDi-alog® (свидетельство №214589).

В соответствии с этой технологией информационно-охранная система идентифицирует "электронный ключ" (метку, радиобрелок) в процессе диалога, состоящего из нескольких информационных посылок. В начале этого диалога радиобрелок получает от установленного на ТС ридера (блока считывания) сообщение о том, что радиобрелок находится в зоне действия ридера.

Следующий шаг - посылка радиобрелоком сообщения, содержащего индивидуальный код радиобрелока. После приема указанного сообщения и проверки индивидуального кода радиобрелока ридер посылает сообщение, содержащее некоторое случайное число. Радиобрелок принимает указанное сообщение, преобразует полученное случайное число по заложенному в памяти радиобрелока нелинейному алгоритму в другое случайное число и передает его обратно ридеру. Одновременно с этим ридер осуществляет такое же нелинейное преобразование, получает новое случайное число и сравнивает его со случайным числом, переданным радиобрелоком. При совпадении двух указанных случайных чисел пользователь считается опознанным и ридер посылает в центральный блок управления информационно-охранной системы команду на снятие ТС с охраны (www.altonika.ru). При такой технологии с радиобрелока в принципе невозможно сделать "электронный слепок" для предъявления ридеру, поскольку код постоянно изменяется по неизвестному ни установщикам противоугонной системы, ни самому пользователю нелинейному закону.

Предметом изобретения является информационно-охранная система для ТС, состоящая из бортовой части, содержащей центральный блок управления, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков, формирования управляющих воздействий и передачи их на функциональные узлы ТС, объектовый контроллер, который связан с центральным блоком управления, объектовым приемопередающим модулем, блоком хранения мелодий и текстовых сообщений и блоком хранения номеров телефонов, а также из носимой части, содержащей мобильный телефон, в состав которого входят телефонный приемопередающий модуль, выполненный с возможностью обмена данными по стандартной сети подвижной связи с объектовым приемопередающим модулем, и связанный с телефонным приемопередающим модулем телефонный контроллер, к одному из выходов которого подключен дисплей, а к одному из входов - выход блока формирования команд управления, к первому входу которого подключена клавиатура, - при этом бортовая и носимая части выполнены с возможностью осуществления ограниченного во времени идентификационного диалога с динамическими паролями, в бортовую часть введены генератор случайных чисел, объектовый блок преобразования чисел и блок сравнения, а в носимую часть введен телефонный блок преобразования чисел, вход которого подключен к выходу телефонного приемопередающего модуля, а выход - ко второму входу блока формирования команд управления, центральный блок управления выполнен с дополнительным входом, а объектовый контроллер выполнен с дополнительным входом, подключенным к выходу генератора случайных чисел, и с тремя дополнительными выходами, первый из которых подключен ко входу генератора случайных чисел, второй - ко входу объектового блока преобразования чисел, а третий - к первому входу блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом объектового блока преобразования чисел, а выход подключен к дополнительному входу центрального блока управления.

Частными существенными признаками изобретения являются следующие.

Телефонный блок преобразования чисел выполнен в виде программного модуля, входящего в состав мобильного телефона.

Телефонный блок преобразования чисел выполнен в виде программно-аппаратного модуля, подключаемого к мобильному телефону.

Предлагаемая совокупность признаков ближайшего аналога и признаков, обеспечивающих реализацию технологии динамического идентификационного диалога позволяет решить задачу создания информационно-охранной системы для ТС, сочетающей в себе достоинства ближайшего аналога (глобальная зона действия и широкие функциональные возможности) с высокой степенью защищенности от возможности "электронного взлома", характерной для технологии динамического идентификационного диалога.

Суть изобретения поясняется на фиг.1 - фиг.5.

На фиг.1 представлена общая структурная схема предлагаемой информационно-охранной системы для ТС.

На фиг.2 детализирована схема построения носимой части информационно-охранной системы.

На фиг.3 показан вид кодовой посылки, передаваемой по сотовой сети подвижной связи.

На фиг.4 представлен вид SMS-сообщения, передаваемого по сотовой сети подвижной связи.

На фиг.5 поясняется процедура динамического идентификационного диалога.

На чертежах использованы следующие обозначения: 1 - мобильный телефон; 2 - центральный блок управления; 3 - объектовый контроллер; 4 - блок хранения номеров телефонов; 5 - блок хранения мелодий и текстовых сообщений; 6 - телефонный блок преобразования чисел; 7 - блок формирования команд управления; 8 - клавиатура; 9 - телефонный контроллер; 10 - телефонный приемопередающий модуль; 11 - объектовый приемопередающий модуль; 12 - дисплей; 13 - генератор случайных чисел; 14 - объектовый блок преобразования чисел; 15 - блок сравнения.

Предлагаемая информационно-охранная система для ТС состоит из бортовой и наземной частей.

Бортовая часть информационно-охранной системы содержит установленные на охраняемом ТС центральный блок 2 управления, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков, формирования управляющих воздействий и передачи их на функциональные узлы ТС. Бортовая часть информационно-охранной системы содержит также объектовый контроллер 3, связанный с центральным блоком 2 управления, с объектовым приемопередающим модулем 11, с блоком 4 хранения номеров телефонов и с блоком 5 хранения мелодий и текстовых сообщений.

В состав носимой части информационно-охранной системы входит находящийся у пользователя мобильный телефон 1, содержащий телефонный приемопередающий модуль 10, выполненный с возможностью обмена данными по стандартной сети подвижной связи с объектовым приемопередающим модулем 11, входящим в состав бортовой части информационно-охранной системы. При этом телефонный приемопередающий модуль 10 связан с телефонным контроллером 9. Ко второму выходу телефонного контроллера 9 подключен дисплей 12, а ко второму входу - выход блока 7 формирования команд управления, к первому входу которого подключена клавиатура 8. Носимая часть информационно-охранной системы оснащена телефонным блоком 6 преобразования чисел, вход которого подключен к первому выходу телефонного приемопередающего модуля 10, а выход - ко второму входу блока 7 формирования команд управления. При этом телефонный блок 6 преобразования чисел может быть выполнен как в виде программного модуля, входящего в состав мобильного телефона 1, так и в виде программно-аппаратного модуля, подключаемого к мобильному телефону 1.

В состав бортовой части информационно-охранной системы входят также генератор 13 случайных чисел, объектовый блок 14 преобразования чисел и блок 15 сравнения. Центральный блок 2 управления выполнен с дополнительным входом, который подключен к выходу блока 15 сравнения. Объектовый контроллер 3 выполнен с дополнительным входом и с тремя дополнительными выходами, первый из которых подключен ко входу генератора 13 случайных чисел, второй - ко входу объектового блока 14 преобразования чисел, а третий - к первому входу блока 15 сравнения. Выход генератора 13 случайных чисел подключен к дополнительному входу объектового контроллера 3, а выход объектового блока 14 преобразования чисел подключен ко второму входу блока 15 сравнения.

Центральный блок 2 управления, является неотъемлемой частью любой охранной и противоугонной системы для ТС (например, Каталог "Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", выпуск №9, 2006). В число функций центрального блока 2 управления входит прием сигналов от датчиков несанкционированного использования ТС и формирование управляющих воздействий на функциональные узлы охраняемого ТС, обеспечивающие блокирование / разблокирование двигателя ТС. К таким функциональным узлам может относиться: система зажигания, система подачи топлива и другие аналогичные органы.

Объектовый контроллер 3 представляет собой микропроцессорное программируемое устройство с памятью, широко применяемое в автомобильной радиоэлектронике. В серийно выпускаемой предприятием-заявителем линейке информационно-охранных систем "REEF® GSM" объектовый контроллер 3 выполнен на одной плате с объектовым приемопередающим модулем 11, относящимся к сети подвижной связи стандарта GSM 900/1800, и выполненным с возможностью приема и передачи SMS-сообщений по сотовой сети подвижной связи,

В свободной продаже в настоящее время находятся различные модели информационно-охранных систем "REEF® GSM 2000". Для этих моделей радиоизлучение осуществляется в формате EGSM 900/GSM 1800. Тип сообщения - SMS, код - ASCII. Максимально возможное количество разрядов в коде передаваемого сообщения - 160. Сообщения записываются в SIM-карту оборудования "REEF® GSM 2000", емкость которой допускает запись не более пятнадцати SMS-сообщений. При программировании SIM-карты в ее память заносят зашифрованные цифробуквенные тексты сообщений и номера сотовых телефонов, на которые должны передаваться эти сообщения. Для подготовки SMS-сообщений необходимо выполнить рутинную последовательность операций, описанную, например, в Руководстве пользователя терминального оборудования сотовой подвижной связи "REEF GSM-2000", "Альтоника", 2006. Максимальное количество номеров сотовых телефонов, оповещаемых указанным оборудованием, равно трем.

Зона действия терминального оборудования "REEF® GSM 2000" определяется зоной действия оператора сотовой сети подвижной связи, с которым заключен договор об обслуживании. Для удобства пользователей, для объектового оборудования "REEF® GSM-2000" и для мобильных телефонов, на которые направляются сообщения, как правило, выбирают одного и того же оператора сотовой сети подвижной связи.

Блок 4 хранения номеров телефонов и блок 5 хранения мелодий и текстовых сообщений используются в серийно выпускаемом автомобильном комплекте громкой связи "REEF® HF-1000" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.01155) совместно с объектовым контроллером 3.

Индивидуальные настройки (а также их изменения) осуществляются путем программирования (и перепрограммирования) объектового контроллера 3 и связанных с ним блоков.

Генератор 13 случайных чисел, объектовый блок 14 преобразования чисел и блок 15 сравнения являются устройствами, широко используемыми в устройствах измерительной техники и в различных радиотехнических устройствах. Что касается телефонного блока 6 преобразования чисел, то в современных моделях мобильных телефонов 1 функции указанного блока реализуются программным (или программно-аппаратным) путем.

Как следует из вышеизложенного, рассматриваемая информационно-охранная система для ТС состоит из совместимых друг с другом программно-аппаратных средств, доступных на открытом коммерческом рынке. Большая часть этих элементов агрегирована в функциональные электронные узлы или в прикладное программное обеспечение, используемые предприятием-заявителем в указанных выше серийно выпускаемых информационно-охранных системах. Мобильный телефон 1 также не имеет существенных отличий от своих коммерческих аналогов. Таким образом, техническая реализуемость предлагаемого технического решения на современном уровне развития техники связи и информатики не вызывает сомнений.

Предлагаемая информационно-охранная система для ТС работает следующим образом.

Информационно-охранная система обеспечивает двухстороннюю связь между бортовой частью информационно-охранной системы и находящимися у пользователей ТС носимыми частями информационно-охранной системы, в состав которых входят мобильные телефоны 1.

Предлагаемая информационно-охранная система, как и серийно выпускаемая информационно-охранная система "REEF GSM-2000" модель 20 ("Руководство пользователя", ООО "Альтоника", 2005), может обладать следующими функциональными возможностями:

- оповещение пользователей о срабатываниях информационно-охранной системы в любой точке покрытия сотовой сети подвижной связи прямыми звонками на заданные телефонные номера (до трех номеров);

- рассылка SMS-сообщений на заданные телефонные номера с указанием причины срабатывания информационно-охранной системы;

- управление узлами бортовой части информационно-охранной системы по мобильному телефону 1;

- проверка сохранности ТС путем звонка с мобильного телефона 1;

- контроль наличия связи с сотовой сетью подвижной связи;

- оповещение о переходе на резервное питание.

Перед установкой информационно-охранной системы, которую обычно осуществляют в сертифицированных установочных центрах, пользователь ТС может выбрать нужный ему вариант оповещения. Для этого он должен сообщить в установочный центр следующие настроечные данные:

- номера оповещаемых мобильных телефонов 1 (до трех номеров);

- о каких событиях информационно-охранная система должна оповещать с помощью SMS-сообщений;

- содержание SMS-сообщений, в зависимости от произошедшего события (в соответствии с таблицей 1);

- текст дополнительной информации, который будет прикрепляться к рассылаемым SMS-сообщениям (например, государственный номер, цвет и марка ТС, телефон владельца и другие сведения);

- вариант мелодий, с помощью которых можно определить состояние информационно-охранной системы во время телефонного звонка (в соответствии с таблицей 2).

Таблица 1
Номер варианта SMSПроизошла постановка ТС под охрануПроизошло снятие ТС с охраныСработал предупредительный уровень датчика сигнализацииСработал тревожный уровень датчика сигнализацииПроизошло нарушение охраняемого периметраПроизошло падение напряжения в бортовой сети ниже допустимого уровняПроизошел запуск двигателя
0CLOSEOPENWARNINGSENSORALARMPOWERENGINE
1LOCKUNLOCKSENSOR WARNINGSENSOR ALARMPERIMETER ALARMPOWER OFFENGINE STARTED
2ОХРАНАНЕ ОХРАНАЗОНА IЗОНА IIЗОНА IIIОТКЛ. ПИТАНИЯМОТОР ВКЛ.
3ОХРАНАНЕ ОХРАНАПРЕДУПР. УДАРАТРЕВОГА УДАРТРЕВОГА УГОНАТРЕВОГА, НЕТ АККУМУЛ.ЗАПУСК МОТОРА
4ARMEDDISARMEDWARNINGSENSORALARMPOWER ALARMENGINE STARTED

Таблица 2
Номер варианта мелодииТС снято с охраны или сработал вход №4ТС под охранойЗа время охраны срабатывал только предупредительный уровень датчика сигнализацииЗа время охраны срабатывал тревожный уровень датчика сигнализацииЗа время охраны был нарушен охраняемый периметрПроизошел запуск двигателяКоманда введена с ошибкойКоманда введена верно
0Мелодия №1Мелодия №2Мелодия №3Мелодия №4Мелодия №5Мелодия №6СиренаМелодичный звук №1
1"Чижик-пыжик""В мире животных"В гостях у сказки""В лесу родилась елочка""В траве сидел кузнечик""Я на солнышке лежу""Чебурашка""От улыбки"
2"Че тебе надо""Наша служба и опасна и трудна""Семь-сорок""Шаланды полные кефали""Полет валькирий""Узелок завяжется, узелок развяжется""Остров невезения""Ой, цветет калина"
3Я люблю тебя жизнь"No Limits""Мурка""Мама, мама, что я буду делать""Александра, Александра""Мелодия из фильма 12 стульев""Выпускной""17 мгновений весны"
4Мелодичный звук №4"Наша служба и опасна и трудна"Звук напоминающий "чирикание сирены"СиреныСиреныМелодия обозначающая запуск двигателяМелодичный звук №3Мелодичный звук №4

После проведенных настроек информационно-охранной системы персонал установочного центра сообщает пользователям ТС:

- исходный пароль (А) информационно-охранной системы;

- номера вариантов SMS-сообщений и мелодий.

При попытках проникновения злоумышленника в находящееся под охраной ТС, демонтажа или хищения его составных частей и принадлежностей датчики (на фиг.1 не показаны) вырабатывают сигналы несанкционированного воздействия на ТС. Эти сигналы поступают в центральный блок 2 управления.

После обработки полученных сигналов в центральном блоке 2 управления формируются:

- управляющие сигналы для блокирования двигателя ТС, которые подаются на функциональные узлы (на фиг.1 не показаны), обеспечивающие блокирование движения ТС (например, на иммобилайзер);

- тревожные кодовые посылки для оповещения пользователей ТС о попытке несанкционированного использования ТС, которые подаются на объектовый контроллер 3.

При получении тревожных кодовых посылок объектовый контроллер 3 запрашивает в блоке 4 хранения номеров телефонов номера телефонов пользователей ТС (в первую очередь, владельца ТС или лица, управляющего ТС по доверенности).

Одновременно с запросом номеров телефонов пользователей ТС в блоке 4 хранения номеров телефонов объектовый контроллер 3 получает из блока 5 хранения мелодий и текстовых сообщений мелодию или тревожное текстовое сообщение (SMS-сообщение), соответствующее данному состоянию информационно-охранной системы, например, "произошел запуск двигателя". Каждому состоянию информационно-охранной системы соответствует определенные SMS-сообщение и/или мелодия, приведенные в вышеупомянутых таблицах 1 и 2.

Наряду с решением задач оперативного оповещения пользователя ТС о попытках несанкционированного использования его ТС и противодействия угону, рассматриваемая информационно-охранная система для ТС позволяет информировать пользователя о состоянии охраняемого ТС по запросам, а также дистанционно управлять информационно-охранной системой.

В таблице 3 приведены примеры служебной информации о настройках информационно-охранной системы, отправляемой по запросу пользователя ТС.

Таблица 3
Kod=Пароль системы
Prefix=Команда оператору сотовой сети подвижной связи или дополнительный текст в начале исходящих SMS-сообщений
Msg=Вариант основного текста отсылаемых SMS-сообщений
Sound=Вариант мелодий, проигрываемых в зависимости от состояния информационно-охранной системы
Phon1 номер"=

Phon2 "номер"=

Phon3 "номер"=
События, о которых информационно-охранная система информирует пользователей ТС

Для дистанционного управления бортовой частью информационно-охранной системы используются мобильный телефон 1 в штатной комплектации (показан на фиг.2 пунктиром) и телефонный блок 6 преобразования чисел. Как было отмечено выше, в современных моделях мобильных телефонов 1 телефонный блок 6 преобразования чисел может быть реализован в программном виде без изменения аппаратной части штатного мобильного телефона 1.

Вначале на мобильном телефоне 1 набирают номер телефона сотовой сети подвижной связи, закрепленный за данной информационно-охранной системой. После соединения мобильного телефона 1 с бортовой частью информационно-охранной системы вводят исходный пароль А (например, в виде набора чисел), который был закреплен за данным ТС при установке на него информационно-охранной системы. После этого вводят код команды или запроса.

Вид кодовой посылки, пересылаемой после соединения мобильного телефона 1 с бортовой частью информационно-охранной системы, иллюстрируется на фиг.3. Пример кодов команд в информационно-охранной системе на базе охранно-противоугонного комплекса "BLACK BUG Super" BT-85 ("Руководство пользователя", ООО "Альтоника", 2006) приведен в таблице 4.

Таблица 4
КодКоманда
21Включить режим "Охрана"
27Отключить предупредительные уровни датчиков
28Полностью отключить датчики сигнализации
33Заблокировать работу двигателя с включением режима "Паника"
34Заблокировать работу двигателя
41Закрыть замки дверей
42Открыть замки дверей
55Произвести дистанционный запуск двигателя

Вид используемых в системе SMS-сообщений показан на фиг.4.

Формирование требуемого запроса или команды осуществляется в блоке 7 формирования команд управления мобильного телефона 1 после набора соответствующей цифробуквенной комбинации на клавиатуре 8 мобильного телефона 1 и передачи ее через блок 7 формирования команд управления в телефонный контроллер 9. Требуемые запросы или команды, соответствующие определенным последовательностям нажатия клавиш мобильного телефона 1, задают путем предварительного программирования блока 7 формирования команд управления и изменяют путем его перепрограммирования.

Телефонный контроллер 9 через телефонный приемопередающий модуль 10 посылает указанные запросы или команды в виде кодовых посылок по сотовой сети подвижной связи в объектовый приемопередающий модуль 11, входящий в состав бортовой части информационно-охранной системы.

Принятые объектовым приемопередающим модулем 11 кодовые посылки передаются в объектовый контроллер 3, который проверяет исходный пароль А и определяет принадлежность информации, содержащейся в кодовой посылке, - запрос это или команда. Информация, содержащаяся в кодовой посылке, дополненная признаком команды или запроса, передается в центральный блок 2 управления.

Если в центральный блок 2 управления поступил запрос, то по информации датчиков определяется ответ на поступивший запрос, который поступает в объектовый контроллер 3. Объектовый контроллер 3 формирует ответ в виде кодовой посылки и передает ее в объектовый приемопередающий модуль 11, откуда кодовая посылка по сотовой сети подвижной связи поступает на мобильный телефон 1 пользователя. В мобильном телефоне 1 кодовая посылка поступает в телефонный приемопередающий модуль 10. Далее она передается в телефонный контроллер 9, который преобразует ее в пригодный для визуального восприятия вид и подает на дисплей 12 для отображения пользователю. Таким образом, зная исходный пароль А, пользователь может получить ответ на любой предусмотренный запрос.

Если в центральный блок 2 управления поступила команда, то по информации датчиков определяется, может ли быть исполнена поступившая команда. Если датчики показывают, что команда не может быть исполнена, то центральный блок 2 управления воздействует на функциональные узлы для обеспечения звуковой и/или световой индикации невозможности исполнения команды. В некоторых особых случаях центральный блок 2 управления формирует информацию о причине невозможности исполнения команды и передает ее в объектовый контроллер 3. Объектовый контроллер 3 формирует информацию о причине невозможности исполнения команды в виде кодовой посылки и передает ее в объектовый приемопередающий модуль 11, откуда кодовая посылка по сотовой сети подвижной связи поступает на мобильный телефон 1 пользователя. В мобильном телефоне 1 кодовая посылка поступает в телефонный приемопередающий модуль 10 и далее через телефонный контроллер 9 передается на дисплей 12. Таким образом, используя исходный пароль А, пользователь выясняет, что подаваемая им команда не может быть исполнена.

Датчики могут показать, что команда, поступившая в центральный блок 2 управления, является исполняемой. В этом случае необходимо определить, подлежит ли эта команда исполнению, то есть подал ли ее один из пользователей ТС или же исполняемую команду подал злоумышленник, воспользовавшись результатами "электронного взлома".

В рассматриваемой информационно-охранной системе защита радиоканала от "электронного взлома" осуществляется с использованием принципа динамического идентификационного диалога в последовательности, показанной на фиг.5. Начало этого динамического идентификационного диалога уже было рассмотрено выше.

Динамический идентификационный диалог стартует после набора пользователем телефонного номера, закрепленного за данным ТС, и установления соединения между мобильным телефоном 1 и бортовой частью информационно-охранной системы. После этого, как было указано выше, с мобильного телефона 1 в бортовую часть информационно-охранной системы передается кодовая посылка, содержащая исходный пароль А и код запроса или команды. Предположим, что в бортовую часть информационно-охранной системы поступил код исполняемой команды. Любой используемый в системе пароль, в том числе исходный пароль А, представляет собой набор чисел, который задает пользователь с помощью клавиатуры 8 мобильного телефона 1.

После приема кодовой посылки объектовым приемопередающим модулем 11 последний передает ее в объектовый контроллер 3, который осуществляет проверку пароля А на соответствие паролю, записанному в памяти объектового контроллера 3 в установочном пункте. При совпадении исходного пароля А, переданного мобильным телефоном 1, с паролем А, хранящимся в памяти объектового контроллера 3 в бортовой части информационно-охранной системы, объектовый контроллер 3 (как это было показано выше) передает код запроса или команды в центральный блок 2 управления.

Выше были рассмотрены варианты, при которых в центральный блок 2 управления передавался запрос или же команда, для которой в центральном блоке 2 управления определялось, что она не может быть исполнена. В обоих вариантах объектовый контроллер 3 прерывал динамический идентификационный диалог. Рассмотрим теперь случай, когда в центральном блоке 2 управления устанавливается наличие кода исполняемой команды. В этом случае центральный блок 2 управления формирует признак исполнимости и передает его в объектовый контроллер 3.

Продолжая динамический идентификационный диалог, объектовый контроллер 3 запрашивает у генератора 13 случайных чисел набор случайных чисел для нового пароля (далее, пароля В). Генератор 13 случайных чисел формирует случайную последовательность чисел и передает ее на дополнительный вход объектового контроллера 3. Объектовый контроллер 3 записывает эту последовательность в соответствующие поля кодовой посылки, выделенные для пароля В, и через объектовый приемопередающий модуль 11 передает кодовую посылку по сотовой сети подвижной связи на мобильный телефон 1. После приема телефонным приемопередающим модулем 10 указанной кодовой посылки с паролем В, она направляется в телефонный блок 6 преобразования чисел, который преобразует пароль В в пароль С*, в соответствии с нелинейным алгоритмом. Нелинейный алгоритм преобразования пароля В в пароль С (или С*) записывают на заводе-изготовителе одновременно в память телефонного блока 6 преобразования чисел и в память объектового блока 14 преобразования чисел. Установщикам информационно-охранной системы указанный нелинейный алгоритм неизвестен, что также позволяет существенно уменьшить вероятность "электронного взлома". Через блок 7 формирования команд управления пароль С* передается в телефонный контроллер 9, который записывает его в соответствующие поля кодовой посылки и через телефонный приемопередающий модуль 10 передает эту кодовую посылку в бортовую часть информационно-охранной системы.

Параллельно в бортовой части информационно-охранной системы объектовый контроллер 3 передает пароль В в объектовый блок 14 преобразования чисел, который производит вышеуказанное нелинейное преобразование пароля В в пароль С, тождественное тому, что производится в телефонном блоке 6 преобразования чисел. После этого пароль С передается на первый вход блока 15 сравнения.

Переданная по сотовой сети подвижной связи кодовая посылка, содержащая пароль С*, принимается объектовым приемопередающим модулем 11 на борту ТС и через объектовый контроллер 3 подается на второй вход блока 15 сравнения.

При совпадении паролей С и С*, поступивших, соответственно, на первый и второй входы блока 15 сравнения, с выхода блока 15 сравнения на дополнительный вход центрального блока 2 управления подается сигнал разрешения выполнения исполняемой команды. После этого центральный блок 2 управления формирует исполнительное воздействие на соответствующие функциональные узлы ТС, например, команду блокирования / разблокирования двигателя ТС.

По сигналам от датчиков центральный блок 2 управления определяет, что команда выполнена (или же, что ТС неисправно, и выполнение команды невозможно) и посылает соответствующий сигнал в объектовый контроллер 3. Объектовый контроллер 3 формирует кодовую посылку исполнения команды (или неисправности ТС) и посылает ее через объектовый приемопередающий модуль 11 на мобильный телефон 1 пользователя. После приема этой кодовой посылки пользователь отслеживает по дисплею 12 исполнение команды и поступает адекватно информации на дисплее 12. Соответствующее использование ТС для пользователя разрешено (если только ТС исправно).

Таким образом, даже зная исходный пароль А, злоумышленник не в состоянии получить доступ к функциональным узлам ТС. Высокая криптостойкость радиоканала, использующего технологию динамического идентификационного диалога, основывается на том, что пароли В и С (или С*) являются динамическими. При этом преобразование пароля В в пароль С (или С*) осуществляется с помощью нелинейного алгоритма, не известного никому, кроме разработчика информационно-охранной системы. Причем весь этот динамический процесс имеет жесткие временные рамки, вследствие чего становиться бессмысленным использование код-граббера и других возможных устройств сканирования.

Это показывает, что предлагаемая совокупность признаков ближайшего аналога и особенностей технологии динамичного идентификационного диалога позволяет решить задачу создания эффективной информационно-охранной системы для ТС. Эта информационно-охранная система сочетает в себе достоинства ближайшего аналога (глобальная зона действия и широкие функциональные возможности) с высокой степенью защищенности от возможности "электронного взлома", характерной для технологии динамического идентификационного диалога.

Обеспечиваемый технический результат заключается в существенном повышении криптостойкости используемого радиоканала сотовой сети подвижной связи между пользователем и бортовой частью информационно-охранной системы и, как следствие, в снижении вероятности "электронного взлома" рассматриваемой информационно-охранной системы.

Таким образом, предлагаемое техническое решение обладает полезностью, новизной и технически реализуемо на существующих программно-аппаратных средствах вычислительной и телекоммуникационной техники, что позволяет классифицировать его, как изобретение.

1. Информационно-охранная система для транспортных средств, состоящая из бортовой части, содержащей центральный блок управления, выполненный с возможностями приема сигналов от датчиков, формирования управляющих воздействий и передачи их на функциональные узлы транспортного средства, объектовый контроллер, который связан с центральным блоком управления, объектовым приемопередающим модулем, блоком хранения мелодий и текстовых сообщений и блоком хранения номеров телефонов, а также из носимой части, содержащей мобильный телефон, в состав которого входят телефонный приемопередающий модуль, выполненный с возможностью обмена данными по стандартной сети подвижной связи с объектовым приемопередающим модулем, и связанный с телефонным приемопередающим модулем телефонный контроллер, к одному из выходов которого подключен дисплей, а к одному из входов - выход блока формирования команд управления, к первому входу которого подключена клавиатура, отличающаяся тем, что бортовая и носимая части выполнены с возможностью осуществления ограниченного во времени идентификационного диалога с динамическими паролями, при этом в бортовую часть введены генератор случайных чисел, объектовый блок преобразования чисел и блок сравнения, а в носимую часть введен телефонный блок преобразования чисел, вход которого подключен к выходу телефонного приемопередающего модуля, а выход - ко второму входу блока формирования команд управления, центральный блок управления выполнен с дополнительным входом, а объектовый контроллер выполнен с дополнительным входом, подключенным к выходу генератора случайных чисел, и с тремя дополнительными выходами, первый из которых подключен ко входу генератора случайных чисел, второй - ко входу объектового блока преобразования чисел, а третий - к первому входу блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом объектового блока преобразования чисел, а выход подключен к дополнительному входу центрального блока управления.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что телефонный блок преобразования чисел выполнен в виде программного модуля, входящего в состав мобильного телефона.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что телефонный блок преобразования чисел выполнен в виде программно-аппаратного модуля, подключаемого к мобильному телефону.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам обеспечения охраны и защиты транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования. .

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования.

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для оперативного поиска угнанных транспортных средств (УТС).

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного поиска угнанных ТС.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, обеспечивающим возможности комплексного решения задач охраны и определения текущего местоположения (позиционирования) транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения. .

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств. .

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для использования при защите ТС от проникновения и угона. .

Изобретение относится к охранным системам, обеспечивающим поиск, обнаружение, определение текущего местоположения и перехват угнанных транспортных средств (ТС) с помощью ТС быстрого реагирования.

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов

Изобретение относится к радиоэлектронным охранным системам

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления наземными транспортными средствами (ТС)

Изобретение относится к технике обнаружения, сопровождения и перехвата угнанных транспортных средств (ТС)

Изобретение относится к сигнальным устройствам для транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения

Изобретение относится к области мониторинга, сопровождения и управления транспортными средствами (ТС)

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств (ТС) для предотвращения недозволенного использования (угона) или кражи ТС

Изобретение относится к технике сигнализации о несанкционированном проникновении на охраняемый объект, преимущественно автомобиль

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств для предотвращения недозволенного использования (угона, кражи, захвата), в частности к противоугонным системам - иммобилайзерам, предназначенным для непосредственного противодействия угону

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами, например автомобилями
Наверх