Электронасосный агрегат

Заявленный электронасосный агрегат (ЭНА) относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. ЭНА содержит корпус (К) с входным и выходным штуцерами. В сквозной расточке К с его противоположных концов установлены два центробежных электронасоса. Между диффузорами (Д) электронасосов в цилиндрической полости К, ось которой параллельна оси сквозной расточки К, установлен двусторонний обратный клапан. Цилиндрическая полость К выполнена сквозной, а Д выполнены коническими. Оси Д выполнены перпендикулярными оси цилиндрической полости К. В К выполнены соосные коническим Д выходящие в цилиндрическую полость К сквозные технологические отверстия с установленными в них заглушками. Входной и выходной штуцеры выполнены заодно с К. В цилиндрической полости К с ее торцев также установлены заглушки. Изобретение направлено на повышение надежности и точности изготовления электронасосного агрегата. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Известен электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем два электронасоса, входные полости которых объединены с входным штуцером, а их выходные полости через обратные клапаны связаны с выходным штуцером (авторское свидетельство СССР N 155399, кл. F04D 13/14, 1963).

Недостатком этого ЭНА являются значительные габариты и масса, что является следствием наличия двух обратных клапанов, а также наличие общего корпуса наряду с корпусами электронасосов.

Этого недостатка лишен выбранный в качестве прототипа ЭНА, содержащий корпус, снабженный входным и выходным штуцерами, установленные в сквозной расточке корпуса с его противоположных концов два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов (Краев М.В., Лукин В.А., Овсянников Б.В. Малорасходные насосы авиационных и космических систем. Москва, Машиностроение, 1985, с.20, рис.1.12).

Недостатком этого ЭНА являются низкая надежность ЭНА, так как выполнение спиральных диффузоров в корпусе возможно только при использовании литья для изготовления корпуса со свойственными этому технологическому процессу недостатками - низким качеством поверхности, возможностью образования трещин, в том числе и в процессе эксплуатации, и т.д. Другим недостатком прототипа является низкая точность изготовления из-за изменений взаимного положения входного и выходного штуцеров по отношению к посадочным местам корпуса, вызываемых приваркой входного и выходного штуцеров к корпусу, т.к. неизбежная при сварке поводка материала происходит в зоне приварки штуцеров, что изменяет их фактическое положение по отношению к расчетному.

Задачей является повышение надежности и точности изготовления ЭНА за счет обеспечения возможности механической обработки с высокой чистотой поверхности ряда конструктивных элементов, что дает возможность избежать применения литья при изготовлении корпуса ЭНА, а также за счет обеспечения высокой точности положения штуцеров относительно корпуса.

Технический результат достигается тем, что в известном ЭНА, содержащем корпус, снабженный входным и выходным штуцерами, установленные в сквозной расточке корпуса с его противоположных концов два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов в цилиндрической полости корпуса, ось которой параллельна оси сквозной расточки корпуса, согласно изобретению цилиндрическая полость корпуса выполнена сквозной, а диффузоры выполнены коническими, оси последних выполнены перпендикулярными оси цилиндрической полости корпуса, и в корпусе выполнены соосные коническим диффузорам выходящие в цилиндрическую полость корпуса сквозные технологические отверстия с установленными в них заглушками, при этом входной и выходной штуцеры выполнены заодно с корпусом, а в цилиндрической полости корпуса с ее торцев также установлены заглушки. Это позволяет получить технический результат - устранить необходимость применения при изготовления ЭНА литья с сохранением заданных параметров ЭНА и обеспечить отсутствие поводок штуцеров при сварке, т.к. штуцеры выполнены заодно с корпусом.

На фиг.1 приведен пример конкретного выполнения электронасосного агрегата, продольный разрез, на фиг.2 - то же, разрез по А-А.

ЭНА содержит корпус 1, снабженный входным 2 и выходным 3 штуцерами. В сквозной расточке 4 корпуса 1 с его противоположных концов установлены два центробежных электронасоса 5 и 6. Входные полости 7 и 8 электронасосов сообщены с входным штуцером 2, а выходные полости 9 и 10 сообщены с выходным штуцером 3 через двусторонний обратный клапан 11, установленный между диффузорами 12 и 13 электронасосов в цилиндрической полости 14 корпуса 1, ось 15 которой параллельна оси 16 сквозной расточки 4 корпуса. Цилиндрическая полость 14 корпуса 1 выполнена сквозной, а диффузоры 12 и 13 выполнены коническими, оси 17 и 18 последних выполнены перпендикулярными оси 15 цилиндрической полости 14 корпуса 1. В корпусе 1 выполнены соосные коническим диффузорам 12 и 13 выходящие в цилиндрическую полость 14 корпуса 1 сквозные технологические отверстия 19 и 20 с установленными в них заглушками 21, при этом входной 2 и выходной 3 штуцеры выполнены заодно с корпусом, а в цилиндрической полости 14 корпуса 1 с ее торцев также установлены заглушки 22. Каждый из электронасосов 5 и 6 содержит электродвигатель 23 с установленным на его валу рабочим колесом 24, а также неподвижно установленную в корпусе улитку 25. Обратный клапан 11 выполнен в виде штока 26 с тарелью 27, размещенной между седлами 28 и 29. Заглушки 21 и 22 приварены к корпусу 1, сварные швы показаны на фиг.1 и 2 зачерненными треугольниками.

ЭНА работает следующим образом: при включении электродвигателя 23 электронасоса 5 он вращает его рабочее колесо 24 в направлении по часовой стрелке на фиг.2. Электродвигатель 23 электронасоса 6 при этом не работает. Жидкость через входной штуцер 1, входную полость 7 электронасоса 5 поступает на периферию его рабочего колеса 24, затем через выходную полость 9 в улитке 25 поступает в конический диффузор 12, где происходит преобразование кинетической энергии жидкости в энергию статического давления, и далее в цилиндрическую полость 14 корпуса и в выходной штуцер 3. При этом тарель 27 двустороннего обратного клапана 11 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого электронасосом 5, поджата к седлу 29 (как показано на фиг.1) и перекрывает проток жидкости через неработающий в данный момент электронасос 6 во входной штуцер 1. При отказе или выработке ресурса электронасоса 5 его выключают и включают электронасос 6. Электродвигатель 23 электронасоса 6 вращает его рабочее колесо 24. Жидкость через входной штуцер 1, входную полость 8 электронасоса 6 поступает на периферию его рабочего колеса 24, затем через выходную полость 10 в улитке 25 поступает в конический диффузор 13, где происходит преобразование кинетической энергии жидкости в энергию статического давления, и далее - в цилиндрическую полость 14 корпуса 1 и в выходной штуцер 3. При этом тарель 27 двустороннего обратного клапана 11 под воздействием статического давления жидкости, создаваемого электронасосом 5, подожмется к седлу 28 и перекроет проток жидкости через неработающий в данный момент электронасос 5 во входной штуцер 1. При этом внешняя герметичность ЭНА обеспечивается за счет установки заглушек 21 и 22, закрывающих отверстия, необходимые для монтажа двустороннего обратного клапана и механической обработки конических диффузоров.

В результате использования изобретения повышается надежность ЭНА, т.к. благодаря выбранной геометрии корпуса возможна механическая обработка с высокой чистотой поверхности конических диффузоров 12 и 13 через сквозные технологические отверстия 19 и 20, что дает возможность избежать применения литья при изготовлении корпуса ЭНА и заменить его прогрессивными высокопроизводительными методами обработки, например горячей штамповкой, что повышает механические свойства корпуса. Также повышается точность изготовления корпуса, т.к. выполнение штуцеров заодно с корпусом обеспечивает высокую точность взаимного положения входного и выходного штуцеров по отношению к посадочным местам корпуса. При этом применение сварочных операций при приварке заглушек 21 и 22 не изменяет положения штуцеров, а в местах возможной поводки материала при сварке нет никаких элементов конструкции, изменение геометрии которых снизило бы качество работы ЭНА. Применение сварки в заявленной конструкции не является необходимым, в частности, заглушки могут быть установлены с уплотнительными кольцами посредством фланцевых соединений.

Электронасосный агрегат, содержащий корпус, снабженный входным и выходным штуцерами, установленные в сквозной расточке корпуса с его противоположных концов два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов в цилиндрической полости корпуса, ось которой параллельна оси сквозной расточки корпуса, отличающийся тем, что цилиндрическая полость корпуса выполнена сквозной, а диффузоры выполнены коническими, оси последних выполнены перпендикулярными оси цилиндрической полости корпуса, и в корпусе выполнены соосные коническим диффузорам выходящие в цилиндрическую полость корпуса сквозные технологические отверстия с установленными в них заглушками, при этом входной и выходной штуцеры выполнены заодно с корпусом, а в цилиндрической полости корпуса с ее торцев также установлены заглушки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования, а также для очистки газового состава изделий ракетной техники.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и космической техники, а также в других областях техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два центробежных электронасоса. Выходная полость каждого электронасоса сообщена с выходным патрубком через переводную канавку и Т-образный канал двустороннего обратного клапана. Внутренняя часть корпуса выполнена в виде кругового цилиндра с наружным диаметром, равным диаметру сквозной расточки внешней части корпуса, с каждого торца кругового цилиндра выполнена расточка для размещения одного из электронасосов, а Т-образный канал двустороннего обратного клапана выполнен в перемычке между двумя расточками, и его ось скрещивается с продольной осью корпуса. Изобретение направлено на снижение гидравлического сопротивления без увеличения габаритов. 5 ил.

Заявленный дублированный электронасосный агрегат относится к машиностроению и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит сборный корпус, установленные в корпусе с его противоположных концов два центробежных электронасоса, входные полости которых сообщены с входным патрубком, а выходная полость каждого электронасоса сообщена с выходным патрубком через переводную канавку и Т-образный канал двустороннего обратного клапана. Внутренняя часть корпуса выполнена в виде кругового цилиндра с наружным диаметром, равным диаметру сквозной расточки внешней части корпуса, с каждого торца кругового цилиндра выполнена расточка для размещения одного из электронасосов, а Т-образный канал двустороннего обратного клапана выполнен в перемычке между двумя расточками. Изобретение направлено на снижение гидравлического сопротивления без увеличения габаритов. 5 ил.

Изобретение относится к способам одновременно-раздельной добычи нефти из двух пластов одной скважины. Способ включает определение геолого-технических характеристик пластов, установку в скважине пакера, который располагают между двумя пластами, спуск в скважину одной колонны лифтовых труб с одним электродвигателем с приводом на два насоса и хвостовиком. При этом нижний насос при спуске располагают на расстоянии от пакера, равном расчетному динамическому уровню флюида нижнего пласта. Продукт нижнего пласта за счет давления в подпакерной зоне поступает на прием нижнего насоса и далее через обратный клапан (регулятор давления) подается в межтрубное пространство, перемешивается с флюидом верхнего пласта и верхним насосом откачивается на поверхность. Напорная характеристика каждого насоса может меняться в соответствии с геолого-техническими характеристиками каждого пласта. Технический результат заключается в повышении эффективности одновременно-раздельной добычи нефти. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к нефтедобывающей промышленности и может быть применена для одновременно-раздельной добычи скважинного флюида из двух пластов одной скважиной. Установка по первому варианту содержит колонну лифтовых труб, пакер, разобщающий в скважине верхний и нижний пласты, погружной двухсторонний электродвигатель, герметически соединенный с электрическим кабелем. Погружной двухсторонний электродвигатель приводными валами с обеих сторон соединен с верхним и нижним центробежными насосами. Верхний центробежный насос соединен снизу с приемным модулем, выполненным с боковыми каналами входа жидкости из верхнего пласта и нижнего центробежного насоса, и сообщающийся выходом с колонной лифтовых труб. Ствол пакера снизу соединен хвостовиком с приемным фильтром жидкости из нижнего пласта, а сверху - с входом нижнего центробежного насоса, последний снабжен выходным модулем, пристыкованным к низу погружного электродвигателя. Внутри выходного модуля размещены нижние приводной вал и устройство гидрозащиты погружного электродвигателя. Приемный модуль верхнего центробежного насоса дополнительно снабжен скважинным фильтром и пристыкован к погружному электродвигателю сверху. Внутри приемного модуля размещены верхние приводной вал и устройство гидрозащиты погружного электродвигателя. Верхний центробежный насос выбран с производительностью, по меньшей мере, равной суммарному дебиту обоих пластов скважины при равной частоте вращения приводных валов электродвигателя. Верхний центробежный насос содержит несколько секций с возможностью последовательного повышения давления жидкости для подъема ее по колонне лифтовых труб. Во втором варианте, в глубиннонасосной установке погружной двухсторонний электродвигатель дополнительно снабжен кожухом, соединенным сверху с приемным модулем верхнего центробежного насоса, образующий проточную камеру охлаждения электродвигателя с входом жидкости снизу из надпакерного межтрубного пространства и выходом через боковые каналы приемного модуля в верхний центробежный насос. Технический результат заключается в повышении надежности работы установки. 2 н.п. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к управлению давлением текучей среды в распределительной сети. Сеть (2) содержит, по меньшей мере, одну насосную станцию (4) и несколько насосов (6) для подачи текучей среды под давлением в подающую магистраль (8); средство (10) определения, по меньшей мере, одного значения (Q) расхода, по меньшей мере, части сети (2) и блок управления для управления функционированием и скоростью насоса (-ов) (6) станции (4) в соответствии с заданной кривой (20) насосных характеристик, определяющей соотношение между давлением (22) и расходом (24) текучей среды, перемещаемой под давлением с помощью станции (4). Блок управления выполнен с возможностью автоматического изменения кривой (20) насосных характеристик в соответствии, по меньшей мере, с одним определенным значением (Q) расхода, которое является определенным максимальным расходом (Qмакс) и/или минимальным расходом (Qмин) среды, подаваемой станцией (4) в течение заданного периода времени. Блок управления выполнен с возможностью корректировки максимального и/или минимального расхода кривой насосной характеристики согласно определенному максимальному и/или минимальному расходу. Группа изобретений направлена на минимизацию потерь текучей среды и обеспечение возможности автоматически приспосабливаться к фактическому давлению и/или условиям расхода в сети. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Дублированный электронасосный агрегат содержит составной из двух частей корпус (1). Внешняя часть (2) снабжена входным и выходным патрубками (3, 4) и расточкой (5), ось которой перпендикулярна осям патрубков (3, 4). Внутренняя часть (6) имеет вид цилиндра с расточками (7, 8), в которых установлены центробежные электронасосы (9, 10). В перемычке (24) выполнен Т-образный канал (26), в котором размещен двусторонний обратный клапан (27) в виде переключающего элемента (29). На внутренней поверхности патрубка (3) со стороны расточки (5) выполнена расточка с диаметром, равным диаметру радиального отверстия (25). В стенке отверстия (25) выполнена проточка, в которой установлено пружинное стопорное кольцо. Фиксатор взаимного положения частей (2, 6) корпуса (1) выполнен в виде втулки с наружным диаметром, равным диаметру отверстия (25), размещенной в расточке входного патрубка (3) и отверстии (25) между торцевой стенкой расточки и торцом пружинного стопорного кольца. Аксиальная полость (23) охватывает поперечное сечение втулки и кольца. Изобретение направлено на повышение вибропрочности и технологичности. 2 ил.

Изобретение относится к технике добычи углеводородов и может быть применено для добычи скважинной жидкости из двух пластов с использованием одной скважины. Установка состоит из верхнего и нижнего электроцентробежных насосов, разделенных между собой пакером, привод которых осуществляется от двухстороннего погружного электродвигателя, расположенного между насосами на одном с ними валу выше пакера. Вал, посредством которого осуществляется передача крутящегося момента на нижний электроцентробежный насос, проходит сквозь пакер и центрируется в нем посредством подшипников скольжения. В процессе работы установки жидкость, отбираемая из нижнего пласта посредством нижнего электроцентробежного насоса, поднимается в надпакерное пространство через проходное сечение, расположенное в теле пакера. Для контроля работы установки и обеспечения ее эффективной эксплуатации в компоновке установки предусмотрены нижний и верхний блоки замеров, посредством которых осуществляется замер температуры, давления, дебита жидкости раздельно в под- и надпакерном пространствах, а также передача полученных данных с помощью радиосигнала на блок приема и передачи информации. Технический результат заключается в повышении надежности установки. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх