Устройство для подъема затонувших подводных лодок

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших подводных лодок (ПЛ). Устройство содержит веретено, на нижнем конце которого установлена с возможностью поворота вокруг своей оси поперечина, а на верхнем конце установлена также на оси серьга с судоподъемными скобами, и приспособление для фиксации поперечины в горизонтальном положении, содержащее строп, закрепленный к поперечине, и фиксатор. Устройство снабжено закрепленным через уплотнение на комингсе люка с помощью крючковых болтов фундаментом с крышкой, снабженной резиновым уплотнением, предохранительным клапаном, штуцером для присоединения продувочного рукава и уплотнительной манжетой в виде надувной оболочки, установленной в центральном отверстии крышки и взаимодействующей с веретеном. На корпусе подводной лодки установлена отжимная труба. Улучшаются тактико-технико-экономические характеристики устройства для подъема затонувших подводных лодок. 4 ил.

 

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших подводных лодок.

Известны устройства для подъема затонувших подводных лодок, состоящие из захватов различной конструкции и ответных частей, установленных на прочном корпусе подводной лодки, см., например, пат. Бельгии № 36906, пат. Российской Федерации № 2222467 или устройство штоковое по ОСТ В5.2008-83 "Устройство штоковое. Правила и нормы проектирования".

Среди них наиболее близким аналогом по простоте конструкции и технологии использования является устройство штоковое. Данное устройство включает рым, закрепленный на прочном корпусе объекта, и шток, соединенный с рымом посредством звеньев. Головка штока снабжена прорезью с роликом для закрепления в ней направляющего проводника, с помощью которого производят наведение и стыковку захвата со штоком. В походном положении, а также для предотвращения взаимных перемещений при движении объекта, шток и звенья крепятся к откидному (отрывному) листу легкого корпуса объекта и друг к другу с помощью прихваток, при этом крепление звеньев должно обеспечивать их отрыв усилием до 3 тс.

Недостатками данного устройства являются достаточно большие масса и габариты штока и звеньев, из-за чего они занимают исключительно дефицитный объем в надстройке, а также требуют усиления корпуса лодки, что в свою очередь приводит к повышению ее центра тяжести и снижению эксплуатационных характеристик. Кроме того, ограничение этих устройств по грузоподъемности не решает вопрос подъема затопленной подводной лодки с полностью затопленными отсеками, что уменьшает возможности его использования.

Известно устройство для подъема затонувших подводных лодок, закрепляемое за люки подводной лодки и содержащее веретено, на нижнем конце которого установлена с возможностью поворота вокруг своей оси поперечина. На верхнем конце устройства также на оси закреплена серьга с судоподъемными скобами. На корпусе веретена установлено приспособление для фиксации поперечины в горизонтальном положении, выполненное в виде стропа и фиксатора, см., например, закладное устройство для спасательных люков ПЛ, описанное в "Альбоме типовых технологических карт выполнения такелажных и водолазных работ при судоподъеме с малых глубин", Ломоносов, в.ч.20914, 1999. Данное устройство принято за прототип.

Для закрепления данного устройства на ПЛ не требуется наличия ответных частей на ее корпусе. Однако оно, как и предыдущие аналоги, имеет ограничение по грузоподъемности и по количеству устанавливаемых на корпусе затонувшей ПЛ ответных частей (люков), что также не решает вопрос подъема затопленной подводной лодки с полностью затопленными отсеками. Использование устройства исключает применение комбинированного способа подъема, когда часть подъемных усилий создают за счет механических средств, а часть - за счет восстановления плавучести прочного корпуса.

Задачей изобретения является улучшение тактико-технико-экономических характеристик устройства для подъема затонувших подводных лодок за счет обеспечения возможности создания дополнительных подъемных сил путем продувки прочного корпуса подводной лодки.

Задача решается тем, что известное устройство для подъема затонувших подводных лодок, содержащее веретено, на нижнем конце которого установлена с возможностью поворота вокруг своей оси поперечина, а на верхнем конце установлена также на оси серьга с судоподъемными скобами, и приспособление для фиксации поперечины в горизонтальном положении, содержащее строп, закрепленный к поперечине, и фиксатор, снабжено закрепленным через уплотнение на комингс люка с помощью крючковых болтов фундаментом с крышкой, снабженной резиновым уплотнением, предохранительным клапаном, штуцером для присоединения продувочного рукава и уплотнительной манжетой в виде надувной оболочки, установленной в центральном отверстии крышки и взаимодействующей с веретеном, а на корпусе подводной лодки установлена отжимная труба.

Новыми существенными признаками предложенного устройства являются наличие:

- фундамента с крышкой, закрепляемого на комингсе люка ПЛ с помощью крючковых болтов;

- предохранительного клапана, штуцера для присоединения продувочного рукава и центрального отверстия с уплотнительной манжетой, выполненной в виде надувной оболочки, смонтированных на крышке фундамента;

- отжимной трубы, установленной на прочном корпусе подводной лодки.

Наличие новых существенных признаков обеспечивает создание дополнительной подъемной силы устройству за счет продувки находящегося под устройством отсека подводной лодки. Таким образом, введение в известное устройство предложенных деталей и узлов обеспечивает решение задачи изобретения.

На фиг.1 изображен общий вид устройства для подъема затонувшей подводной лодки.

На фиг.2 изображено закладное приспособление устройства (вид спереди).

На фиг.3 изображено закладное приспособление устройства (вид сбоку).

На фиг.4 показана установка фундамента устройства на комингс люка подводной лодки.

Устройство для подъема затонувших подводных лодок состоит из фундамента 1, к которому через резиновое уплотнение 2 с помощью болтов 3 прикреплена крышка 4. На крышке 4 установлен предохранительный клапан 5 и штуцер подачи сжатого воздуха 6, к которому в период использования устройства присоединен нагнетательный рукав 7. В центральном отверстии крышки 4 смонтирована манжета 8, выполненная в виде надувной оболочки. Силовая часть устройства представляет собой веретено 9, к верхней и нижней его частям которого на осях 10 присоединены соответственно серьга 11 со скобами 12 и поперечина 13. На веретене 9 установлено приспособление для фиксации поперечины 13 в горизонтальном положении, содержащее строп 14, закрепленный к поперечине, и фиксатор 15. Крепление фундамента 1 к комингсу люка 16 обеспечено крючковыми болтами 17. В прорезанном отверстии прочного корпуса затонувшей подводной лодки установлена отжимная труба 18 для вывода воды из отсека, над которым имеется люк.

Устройство используется следующим образом:

После принятия решения о подъеме затонувшей подводной лодки с использованием предлагаемого устройства, разработки проекта на проведение работ по подъему, а также прибытия всех назначенных сил и средств в район работ в зависимости от глубины затопления подводной лодки водолазами или подводным аппаратом на нее доставляют направляющий проводник и закрепляют его за на корпусе лодки. Перед началом работ водолаз имеющимися средствами прорезает в корпусе лодки отверстие, в которое вставляет поданную по проводнику отжимную трубу 18 и заваривает ее. Затем также по проводнику опускают фундамент 1. После того как фундамент 1 будет установлен на люк 16 подводной лодки, водолаз закрепляет его с помощью крючковых болтов 17 за комингс люка. Затем дает команду на поверхность о спуске на лодку силовую часть устройства. Спуск силовой части устройства осуществляется вместе с крышкой 4, которая предварительно надевается на веретено 9 и закрепляется за серьгу 11. При достижении силовой части устройства фундамента 1 водолаз направляет ее внутрь люка 16. После того как поперечина 13 минует нижнюю кромку люка водолаз с помощью стропа 14 разворачивает ее на угол 90° и фиксирует в таком положении с помощью фиксатора 15. После этого водолаз с помощью болтов 3 закрепляет крышку 4 на фундаменте 1, с помощью нагнетательного рукава 7 надувает манжету 9, после чего присоединяет рукав к штуцеру 6, проверяет действие предохранительного клапана 5 и фиксирует серьгу 11 на крышке 4 от провала силовой части устройства внутрь отсека лодки. После выполнения вышеперечисленных операций водолаз производит остропку устройства с помощью подъемных стропов, закрепляемых за скобы 12. Устройство готово к работе. Затем по нагнетательному рукаву 7 внутрь отсека подводной лодки подается сжатый воздух. При этом по мере заполнения отсека сжатым воздухом вода из отсека выходит через отжимную трубу 18. После осушения отсека на заданный объем приложением нагрузки на судоподъемные стропы с помощью грузоподъемных механизмов обеспечивающего судна либо судоподъемного понтона производят подъем затонувшей подводной лодки на поверхность либо на заданную ступень.

Технико-экономические преимущества предложенного устройства по сравнению с закладным устройством для спасательных люков ПЛ, описанным в "Альбоме типовых технологических карт выполнения такелажных и водолазных работ при судоподъеме с малых глубин", Ломоносов, в.ч.20914, 1999 и принятым за прототип, заключается в обеспечении придания устройству дополнительной подъемной силы за счет продувки находящегося под устройством отсека подводной лодки и тем самым в улучшении его тактико-технических характеристик.

Изобретение находится на стадии разработки технического предложения. Его реализация не требует значительного объема исследовательских и конструкторских проработок. Использование изобретения возможно при выполнении конкретных работ по подъему затонувших объектов.

Устройство для подъема затонувших подводных лодок, содержащее веретено, на нижнем конце которого установлена с возможностью поворота вокруг своей оси поперечина, а на верхнем конце установлена также на оси серьга с судоподъемными скобами, и приспособление для фиксации поперечины в горизонтальном положении, содержащее строп, закрепленный к поперечине, и фиксатор, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленным через уплотнение на комингсе люка с помощью крючковых болтов фундаментом с крышкой, снабженной резиновым уплотнением, предохранительным клапаном, штуцером для присоединения продувочного рукава и уплотнительной манжетой в виде надувной оболочки, установленной в центральном отверстии крышки и взаимодействующей с веретеном, а на корпусе подводной лодки установлена отжимная труба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при создании устройств для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания устройства для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к судоподъему и может быть использовано при создании устройств для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов с наружными ребрами жестокости. .

Изобретение относится к судоподъемной технике. .

Изобретение относится к области водных транспортных средств. .

Изобретение относится к области водных транспортных средств. .

Изобретение относится к техническим средствам для проведения подводных работ. .

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области судоподъема а именно, к оборудованию для якорной установки судов. Способ удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой основан на использовании держащей силы мертвых якорей, за которые закрепляют грузонесущие связи грузовых механизмов судна. В качестве мертвых якорей используют корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях. Синтетические канаты накопительных вьюшек правого и левого борта судна укладывают на барабаны автоматических транзитных лебедок, пропускают через бортовые клюзы, закрепляют в проушинах автоматического захвата. Пропускают через корпус захвата направляющий канат автоматической следящей лебедки, опускают захват за борт. Заводят коренной конец направляющего каната за ролик штока аварийной подводной лодки, включают лебедку в режим слежения за натяжением направляющего каната. Опускают захват по направляющему канату до автоматической стыковки со штоком и включают транзитную лебедку в автоматический режим удержания над аварийной подводной лодкой с заданным усилием натяжения. Устройство содержит мертвые якоря, грузонесущие связи и грузовые механизмы. В качестве мертвых якорей используется корпус аварийной подводной лодки со штоковыми устройствами в оконечностях, для стыковки с которыми предусмотрены автоматические захваты, автоматические следящие лебедки с направляющим канатом, автоматические транзитные лебедки и направляющие вьюшки с синтетическими якорными канатами. Упрощается возможность удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой при стоянке на якорях и уменьшается время постановки на якорь. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области использования необитаемых подводных аппаратов при проведении подводно-технических работ, связанных с подъемом затонувших объектов. Способ подъема затонувших объектов основан на доставке к ним захватного устройства малогабаритным необитаемым подводным аппаратом. Захват фиксируют в клещевом схвате манипулятора, а включение устройства осуществляют разжатием схвата манипулятора. Устройство для осуществления подъема затонувшего объекта включает манипуляторное устройство малогабаритного необитаемого подводного аппарата. В схвате манипулятора крепится опорная плата с храпцовыми захватами. В отверстии платы установлен подвижный шток с подъемным обухом и подпружиненным нижним силовым подпятником, плоскость которого удерживает храпцы в разведенном или сведенном состоянии, а конструктивные выступы на них являются фиксаторами. Обеспечивается возможность подъема затонувших объектов с больших глубин без привлечения водолазов, повышается эффективность проведения подводно-технических работ. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается проведения подводно-технических и поисково-спасательных работ. Предложены захватное устройство для подъема заиленных подводных объектов и способ его использования. Захватное устройство содержит горизонтальную и вертикальные секции, на нижних частях которых предусмотрены подвижные опорные консоли с возможностью образования опорной призмы для поднимаемого объекта при подведении под него этих консолей. Вертикальные секции выполнены в виде трубчатых стержней, которые расположены в плане по кругу и имеют шарнирную связь с соответствующими опорными консолями, каждая из которых имеет выступ, предотвращающий поворот консоли во внешнем направлении. Захватное устройство опускают на подводный объект путем заглубления вертикальных стержней с однонаправленными опорными консолями в ил. Для поддержания движения, близкого к прямолинейному, используют балластные емкости, установленные на периферии горизонтальной секции. После заглубления захватного устройства на необходимую глубину при помощи силового гидроцилиндра выбирают внутренние грузовые стропы до достижения охвата опорными консолями нижней части поднимаемого объекта. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик захватного устройства для подъема заиленных подводных объектов, повышении эффективности подводно-технических работ. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх