Буксировщик водолаза

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой. Буксировщик водолаза наспинный имеет прочный цилиндрический корпус, содержит аккумуляторную батарею и гребной электродвигатель, снабженный паховым и плечевыми упорами для закрепления на теле водолаза. Носовая оконечность прочного корпуса буксировщика оканчивается прочным цилиндрическим приборным отсеком, передний конец которого соединен с консолью, оснащенной двумя панелями управления по бокам, а также резиновым гребнем, и оканчивающейся подвижным плоским индикатором (дисплеем). Достигается обеспечение безопасности плавания. 1 з.п ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой - индивидуальным буксировщикам водолаза.

Известны многочисленные конструкции отечественных и зарубежных буксировщиков, которые выполняют одну только функцию - обеспечивают передвижение водолаза под водой. Это отечественные буксировщики типа "Протей" и "Протон" ("Протей-1", "Протей-2", "Протей-5М", "Протей-5МУ", "Протон", "Протон-У"), а также буксировщики "Нептун" и "Тунец", разработки Особого конструкторского бюро при Ленинградском кораблестроительном институте (ныне Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет). Известен также ряд зарубежных буксировщиков: "Пегас", "Кусто", "Марлин" - Франция ("Military Technology", 1996, vol.20, N 3. р.85-89), R-1 - Хорватия (Gane's Intelligens Revue, October, 1994, p.448-452), "MK-1" - США и др.

Перечисленные буксировщики используются легкими водолазами для подводных фото- и киносъемок, выполнения поисковых работ, а также для обследования подводной части корпусов кораблей, гидротехнических сооружений и затонувших объектов. Все они могут служить аналогами изобретения.

Большинство выпускаемых в мире тяжелых буксировщиков (массой более 60 кг) являются буксировщиками нагрудного типа, поскольку дыхательный аппарат водолаза находится на спине. Лишь легкие буксировщики (в том числе отечественный буксировщик "Нептун", массой 36 кг) удерживаются водолазом руками впереди себя. Однако существуют и наспинные буксировщики. Например, устаревший отечественный буксировщик "Протей-2" (выпуска 1961 г.) являлся наспинным. Он был изготовлен под нагрудный дыхательный аппарат, входивший в состав снаряжения ВСОН-61. На фиг.2 приведена фотография водолаза с наспинным буксировщиком "Протей-2". Этот буксировщик выбран в качестве прототипа изобретения.

Буксировщик "Протей-2" имеет в качестве источника энергии аккумуляторную батарею, (две секции), а в качестве движительного комплекса используется погружной электродвигатель с гребным винтом в кольцевой насадке. По аналогичной схеме построено большинство отечественных и зарубежных буксировщиков.

На водолазе буксировщик крепится с помощью пахового и двух плечевых упоров и поясного ремня. Масса буксировщика 73 кг.

Недостатком буксировщика водолаза "Протей-2" является его однофункциональность. Он обеспечивает только передвижение водолаза под водой. Для обеспечения функций навигации, связи, привода, гидролокации, водолазом используются отдельные навигационные и гидроакустические приборы, крепящиеся на водолазе или буксируемые водолазом в руках. Корме того, водолаз не защищен от удара головой о различные подводные препятствия.

В настоящее время, в связи со значительным уменьшением габаритов навигационной и гидроакустической аппаратуры, появилась возможность часть приборов поместить в буксировщик и обеспечить им питание от его аккумуляторной батареи. Это позволяет освободить руки водолаза от буксировки приборов навигации и привода и использовать руки для выполнения других задач. Например, в руках водолаз сможет буксировать либо инструмент для подводных работ, либо поисковую гидроакустическую и телевизионную аппаратуру, либо подводную съемочную аппаратуру. Он также может производить сбор мидий, гребешков, трепангов и других морепродуктов, заниматься подводной охотой, геологоразведкой, обследованием затонувших предметов и т.д.

Задачей изобретения является создание буксировщика водолаза, обеспечивающего подводную навигацию, безопасность плавания и свободу рук водолаза.

Указанная задача решается путем создания наспинного буксировщика, имеющего встроенный приборный отсек, пульт управления, уравнительную цистерну и помпу с электроприводом, а также консоль, защищающую голову водолаза от ударов, на которой расположены фара, антенна эхолота и плоский жидкокристаллический индикатор (дисплей).

Предлагаемый буксировщик может использоваться с любым нагрудным дыхательным аппаратом замкнутого или полузамкнутого типа, но наиболее целесообразно его использование с аквалангом. В комплекте с предложенным наспинным буксировщиком целесообразно использовать 4 стандартных трехлитровых баллона (диаметр 108 мм, длина 460 мм) на давление 200 атм, расположенных в два ряда по бокам буксировщика.

Конструкция буксировщика водолаза представлена на фиг.1.

Буксировщик водолаза содержит: прочный цилиндрический корпус 1, расположенный на спине водолаза между газовыми баллонами 2 дыхательного аппарата; прочный цилиндрический приборный отсек 3, расположенный за головой водолаза и являющийся продолжением корпуса буксировщика; прочную консоль 4, защищающую голову водолаза от удара; панели управления 5 и 6, размещенные по обеим сторонам консоли 4.

Сзади цилиндрический корпус буксировщика заканчивается кольцевой насадкой 7, внутри которой расположен гребной винт 8. Внутри корпуса буксировщика 1 находятся гребной электродвигатель 9, аккумуляторная батарея 10, уравнительная цистерна 11, размещенная побортно; водяная помпа 12 с запорной арматурой и с электроприводом, предназначенная для приема и откачки воды в уравнительную цистерну.

Крепится буксировщик на водолазе с помощью двух плечевых упоров 13 и одного подпружиненного пахового упора 14.

Приборный отсек 3 может содержать: цифровой магнитный датчик курса, относительный (индукционный) лаг, электронный датчик глубины погружения, электронные часы, гидролокатор секторного обзора по курсу движения, пеленгатор гидроакустических маяков, цифровой эхолот, бортовой счислитель пройденного пути и места буксировщика.

Гидроакустическая антенна гидролокатора и пеленгатора 15 расположена в носовой части приборного отсека, антенна эхолота 16 расположена в торце прочной консоли 4. Рядом расположена фара 17. Там же на поворотном рычаге 18 расположен плоский выносной жидкокристаллический индикатор 19.

На передней части консоли 4 закреплен резиновый амортизатор (гребень) 20 для смягчения возможных ударов о препятствия.

Используется буксировщик следующим образом.

На берегу или на катере буксировщик ставится кольцевой насадкой 7 на твердое основание. Водолаз надевает дыхательный аппарат, подходит спиной к буксировщику и закрепляет на теле подпружиненный паховый 14 и плечевые 13 упоры. Взвалив буксировщик на спину (его масса ориентировочно составит 85 кг), водолаз заходит или прыгает в воду.

Другой вариант состоит в том, что буксировщик заранее сбрасывается или опускается в воду с борта катера с помощью кран-балки или вручную. При осушенной уравнительной цистерне он имеет положительную плавучесть и находится на поверхности воды. Водолаз, подплывает к буксировщику снизу и надевает буксировщик на спину, используя ремни, прикрепленные к плечевым и паховому упору.

Затем он производит вывеску комплекса "водолаз-ИДА-буксировщик" с помощью приема воды в уравнительную цистерну 11 (при этом отпадает необходимость использования водолазом жилета - компенсатора плавучести) и, включив нужные приборы с помощью кнопок и флажков панелей управления 5 и 6, начинает движение под водой. Глубина и курс движения регулируются с помощью ног водолаза. Скорость буксировщика регулируется переключением секций аккумуляторной батареи или с помощью тирристорного регулятора. Водолаз может выключить буксировщик и продолжать движение на ластах.

Обратный подъем буксировщика из воды на борт катера возможен с помощью двух человек или с помощью кран-балки. Для этого водолаз освобождается от буксировщика в воде и остропливает его поданным с борта катера фалом. На пологий берег буксировщик вытаскивается из воды с помощью двух человек.

Буксировщик прост в изготовлении и не требует применения дорогих материалов. Его производство может быть освоено на ФГУП "Завод "Двигатель" (Санкт-Петербург) или на заводе "Буревестник" (г.Гатчина, Лен. обл.).

1. Буксировщик водолаза наспинный, имеющий прочный цилиндрический корпус, содержащий аккумуляторную батарею и гребной электродвигатель, снабженный паховым и плечевыми упорами для закрепления на теле водолаза, отличающийся тем, что носовая оконечность прочного корпуса буксировщика оканчивается прочным цилиндрическим приборным отсеком, передний конец которого соединен с консолью, оснащенной двумя панелями управления по бокам, а также резиновым гребнем, и оканчивающейся подвижным плоским индикатором (дисплеем).

2. Буксировщик водолаза по п.1, отличающийся тем, что в прочном корпусе размещена уравнительная цистерна с запорной арматурой и водяная помпа с электроприводом для приема и откачки воды в цистерну.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морской технике, а именно к ее новому классу - морских погружающихся катеров. .

Изобретение относится к области водолазной техники, используемой легкими водолазами при выполнении подводных работ. .

Изобретение относится к транспорту и касается технологии перемещения затопленных тел. .

Изобретение относится к водолазной технике и касается создания подводно-надводных транспортных средств проницаемого типа для доставки экипажа в легководолазном снаряжении и полезного груза в район проведения водолазных работ.

Изобретение относится к подводной технике, в частности к подводным средствам движения водолазов. .

Группа изобретений относится к области водолазной техники, а именно к индивидуальному устройству для плавания и корпусу индивидуального устройства для плавания. Индивидуальное устройство содержит по меньшей мере один источник газа, средство регулирования плавучести, корпус, который выполнен с возможностью механического соединения с по меньшей мере одним источником газа и со средством регулирования плавучести. Индивидуальное устройство выполнено с возможностью размещения на груди человека. Корпус индивидуального устройства выполнен с возможностью механического соединения с по меньшей мере одним источником газа и со средством регулирования плавучести. Корпус выполнен с возможностью размещения на груди человека. Обеспечивается возможность погружения водолаза с пологого берега, облегчаются его погружение и высадка. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области загрузки танкера из подводного трубопровода в ледовых условиях

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к моторному плавсредству для перемещения пловца или подводника

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой
Наверх