Способ зубоиглофрезерования червячной иглофрезой-летучкой

Способ включает кинематически связанные вращательные движения обрабатываемой заготовки и червячной фрезы и ее тангенциальную подачу. При этом используют червячную фрезу - летучку в виде цилиндрического червяка, состоящего из корпуса и неполного витка в виде зуба. Для повышения производительности и качества зубообработки червячная фреза - летучка выполнена сборной с механическим креплением неперетачиваемой твердосплавной пластины в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, свободно установленной на штифте, который запрессован во вставной нож, имеющий возможность радиального перемещения в пазу корпуса при ввертывании винтов для прижатия пластины к периферийной поверхности корпуса. При этом неполный виток зуба выполнен из пакета пучков проволочного ворса в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, выступающими над пластиной на величину натяга, и закреплен с помощью тяги, проходящей через отверстие в каждом пучке ворса и соединяющей вставной нож с задней планкой с помощью гайки. На периферийной поверхности корпуса выполнен паз в форме «ласточкиного хвоста», в котором с возможностью окружного перемещения располагают вышеназванные заднюю планку и пучки проволочного ворса. 9 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при нарезании зубьев червячной цилиндрической передачи.

Известен способ нарезания червячных колес сборной червячной фрезой - летучкой, состоящей из насадного цилиндрического червяка с неполным витком - зубом и входящего в отверстие червяка эксцентрического кольца, которое при установке фрезы на шпинделе зубофрезерного станка обеспечивает образование заднего угла и постоянный вылет зуба [1].

Недостатком известного способа является низкая производительность, шероховатость, обработанной поверхности, и не высокая стойкость инструмента из-за того, что она выполнена монолитной и не позволяет использовать ее корпус после всех переточек зуба, а это увеличивает затраты на инструмент, кроме того, при переточках фрезу необходимо снимать со станка и передавать на заточной станок.

Задачей изобретения является повышение производительности и качества зубообработки путем исключения операции затылования и введением комбинированной зубоиглофрезерной обработки.

Поставленная задача решается предлагаемым способом фрезерования червячной фрезой - летучкой методом обкатки, при котором воспроизводят зацепление червяка с червячным колесом, причем в качестве червяка используют червячную фрезу, а в качестве червячного колеса - обрабатываемую заготовку, включающим кинематически связанные вращательные движения обрабатываемой заготовки и червячной фрезы и ее тангенциальную подачу, при этом используют червячную фрезу - летучку в виде цилиндрического червяка, состоящего из корпуса и неполного витка в виде зуба, при этом червячная фреза - летучка выполнена сборной с механическим креплением неперетачиваемой твердосплавной пластины в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, свободно установленной на штифте, который запрессован во вставной нож, имеющий возможность радиального перемещения в пазу корпуса при ввертывании винтов для прижатия пластины к периферийной поверхности корпуса, при этом неполный виток зуба выполнен из пакета пучков проволочного ворса в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, выступающими над пластиной на величину натяга, и закреплен с помощью тяги, проходящей через отверстие в каждом пучке ворса и соединяющей вставной нож с задней планкой с помощью гайки, на периферийной поверхности корпуса выполнен паз в форме «ласточкиного хвоста», в котором с возможностью окружного перемещения располагают вышеназванные заднюю планку и пучки проволочного ворса.

Особенности зубоиглофрезерования червячной иглофрезой - летучкой поясняются чертежами.

На фиг.1 представлена червячная иглофреза - летучка, работающая по предлагаемому способу, вид с торца; на фиг.2 - вид по Б на фиг.1; на фиг.3 - вид по А на фиг.1; на фиг.4 - сечение Г - Г на фиг.5 элемента В на фиг.1; на фиг.5 - вид сверху на элемент В на фиг.4; на фиг.6 - сечение Д - Д на фиг.5 элемента В на фиг.1; на фиг.7 - конструкция пучка ворса из проволоки, из которых набирается неполный виток зуба; на фиг.8 - сечение Е - Е на фиг.7; на фиг.9 - пакет пучков проволочного ворса под нагрузкой в рабочем положении, находящийся во впадине между нарезанными зубьями обрабатываемого червячного колеса.

Предлагаемый способ зубоиглофрезерования служит для нарезания червячных колес методом обкатывания, при котором воспроизводится зацепление червяка с червячным колесом, где в качестве червяка используется червячная фреза, а в качестве червячного колеса - обрабатываемая заготовка. Червячная фреза - летучка представляет собой цилиндрический червяк и состоит из корпуса 1 и неполного витка - зуба 2.

Червячная фреза - летучка выполнена сборной с механическим креплением неперетачиваемой твердосплавной режущей пластины 3 в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками.

Режущая пластина 3 свободно установлена на штифте 4, который запрессован в отверстие вставного ножа 5. Вставной нож 5 имеет возможность радиального перемещения в пазу 6 корпуса 1 при ввертывании винтов 7.

Винтами 7, при их ввертывании в корпус 1, пластина 3 прижимается к периферийной поверхности корпуса 1. Поверхность вставного ножа 5, на которую опирается режущая пластина 3, срезана и заточена так, что образуется отрицательный передний угол и положительные задние углы по профилю зуба.

Червячная фреза - летучка представляет собой неполный виток 2 червяка с параметрами производящей винтовой поверхности червячной фрезы, спроектированной для данного нарезаемого червячного колеса с шагом t.

Неполный виток 2 помимо режущей пластины 3 содержит пакет пучков проволочного ворса 8. Пакет выполнен в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, выступающими над пластиной 3 на величину натяга i (см. фиг.2). Пакет пучков проволочного ворса 8 закреплен к корпусу известными способами.

Предлагаемый способ реализуется с помощью конструкции иглофрезы - летучки, для которой, как вариант, разработан оригинальный способ крепления пучков проволочного ворса, представленный ниже.

Сначала изготовляют пучок ворса 9 из отдельных проволочек, соединенных, например, точечной сваркой, как показано на фиг.7-8. В этом пучке различаются радиально расположенные проволочки 9Р и проволочки, расположенные в окружном направлении 9О. Каждый пучок ворса 9 имеет отверстие 10 и нижнюю часть в виде «ласточкиного хвоста» 11. Пучки проволочного ворса 9 нижней частью устанавливаются в паз 12, имеющийся на корпусе 1, и нанизываются на тягу 13. Тяга 13 одним концом жестко закреплена, например запрессована, во вставном ноже 5, а на другом конце тяги нарезана резьба. На периферийной поверхности корпуса выполнен паз 12 в форме «ласточкиного хвоста» на всей длине неполного витка.

Окончательное крепление проволочного ворса 9 на корпусе производится путем стягивания пучков гайкой 14, накручиваемой на резьбовой конец тяги 13, на которой предварительно установлена задняя планка 15. При закручивании гайки 14 происходит окружное перемещение и уплотнение пучков проволочного ворса, а также их жесткое соединение с корпусом.

После общей сборки перед зубоиглофрезерованием необходимо шлифовать по профилю игольчатую часть витка с учетом натяга i.

Пример. Фрезеровали 29 зубьев, m=3 червячного колеса, изготовленного: ступица из стали 45, венец из бронзы А9ЖЗА, на зубофрезерном станке мод. 53А20 В по предлагаемому способу червячной иглофрезой-летучкой, оснащенной режущей пластиной из твердого сплава ВК4, используемой для черновой обработки, и пакетом пучков проволочного ворса для окончательной чистовой обработки. Эти переходы производились одновременно благодаря особенности конструкции червячной иглофрезы - летучки.

Согласно традиционного типового технологического процесса сначала производилось черновое зубофрезерование, а затем окончательная чистовая обработка червячного колеса на шевинговальном станке, например, мод. 5Б702 В, на котором шевинговали окончательно.

Обработка по предлагаемому способу осуществлялась по методу тангенциальной подачи [2]. Обрабатываемое колесо при эксплуатации сцепляется с однозаходным червяком, поэтому иглофрезерование ведем с подачей 0,9...0,15 мм/об стола, скорость резания 12...18 м/мин. Возможность регулирования режущей пластины в корпусе по высоте позволяет получить однородное качество зацепления червячных колес. Чистовая отделка зубьев осуществляется одновременно вслед за черновым зубофрезерованием, с помощью пучков проволочного ворса, которые установлены за режущей пластиной в виде неполного витка 2. Рекомендуются следующие припуски под чистовое зубоиглофрезерование, см. таблицу № 1.

1. Припуски (мм) на толщину зуба червячных колес

Модуль, ммПод зубоиглофрезерование
До 20,35
Св. 2 до 40,35...0,55
«4 «60,55...0,80
«6 «80,80...1,00
«8 «101,00...1,30
«10 «141,00...1,50

В качестве ворса применяют стальную пружинную проволоку диаметром 0,5...1,0 мм из стали 65Г. Для осуществления отделочной обработки необходимо, чтобы твердость и предел прочности при растяжении материала проволочных элементов ворса были выше этих параметров материала обрабатываемой заготовки в 1,5...2 раза, соотношение l/I, где I - наименьший радиус инерции поперечного сечения проволочных элементов, находилось в пределах 50...100, а коэффициент Кп плотности проволочного ворса в пределах 0,7...0,9; при этом натяг должен составлять - i=0,7...1,5 мм.

В процессе обработки впадины заготовки червячного колеса пучки ворса 9о входят в распор между зубьями (см. фиг.9) и прижимаются к заготовке с натягом. Благодаря тому, что пучки ворса 9O окружного направления работают двумя своими концами, на силовое воздействие на обрабатываемые боковые поверхности зубьев будет влиять длина lO. Основное силовое воздействие на обрабатываемую поверхность осуществляется первыми по ходу вращения проволочными элементами 9О, имеющими наибольшие свободную длину l и прогиб f. Соседние с ними проволочные элементы упруго поджимают их, несколько увеличивая сосредоточенное суммарное воздействие на обрабатываемые поверхности.

Испытания червячной иглофрезы-летучки показали, что усилие прижатия пучка к обрабатываемой поверхности заготовки составляет 200...600 Н на 10 мм ширины рабочей поверхности инструмента, а тангенциальная составляющая силы резания равна 150...550 Н.

Для обработки предлагаемым способом необходимо соблюдать условия: p/σв=1,5...2,0, где р - давление при иглофрезеровании, МПа;

σв - предел прочности материала обрабатываемой заготовки, МПа.

Выбор соответствующего давления р зависит от физико-механических свойств материала проволочного ворса, от жесткости и плотности последнего, а также от натяга i [3].

Предлагаемый способ зубоиглофрезерования червячной иглофрезой - летучкой повышает производительность за счет совмещения операций черновой и чистовой обработки твердосплавной пластиной и пучками проволочного ворса, сокращает количество операций и число рабочих мест, исключает операцию затылования, благодаря использованию неперетачиваемой твердосплавной пластины с механическим креплением, а также улучшает качество и точность зубообработки путем введения комбинированной иглофрезерной зубообработки.

Источники информации

1. А.с. СССР № 107509, МПК В23F 21/18. Червячная фреза - летучка для нарезания червячных колес. И.С.Сахно. Заявка 7102/455163, 05.07.1955 - прототип.

2. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.1. Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение. 1986. С.371-372.

3. Гаприленко И.Г. Способ совмещения предварительной и окончательной иглофрезерной зачистки цилиндрических деталей // Автоматизация и современные технологии. - 1992. - № 9. - С.27-30.

Способ фрезерования червячной фрезой-летучкой методом обкатки, при котором воспроизводят зацепление червяка с червячным колесом, причем в качестве червяка используют червячную фрезу, а в качестве червячного колеса - обрабатываемую заготовку, включающий кинематически связанные вращательные движения обрабатываемой заготовки и червячной фрезы и ее тангенциальную подачу, при этом используют червячную фрезу-летучку в виде цилиндрического червяка, состоящего из корпуса и неполного витка в виде зуба, отличающийся тем, что червячная фреза-летучка выполнена сборной с механическим креплением неперетачиваемой твердосплавной пластины в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, свободно установленной на штифте, который запрессован во вставной нож, имеющий возможность радиального перемещения в пазу корпуса при ввертывании винтов для прижатия пластины к периферийной поверхности корпуса, при этом неполный виток зуба выполнен из пакета пучков проволочного ворса в форме трапеции с прямолинейными боковыми профилирующими режущими кромками, выступающими над пластиной на величину натяга, и закреплен с помощью тяги, проходящей через отверстие в каждом пучке ворса и соединяющей вставной нож с задней планкой с помощью гайки, на периферийной поверхности корпуса выполнен паз в форме «ласточкин хвост», в котором с возможностью окружного перемещения располагают выше названные заднюю планку и пучки проволочного ворса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству реверсивных беззазорных червячных передач с переменной толщиной витка червяка и может быть использовано в приводах, оснащенных системой автоматического контроля точности изделий, например в нажимных устройствах прокатных станов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления зубьев-роликов для червячно-роликовых редукторных и нередукторных передач. .

Изобретение относится к станкостроению, к зубофрезерным станкам для нарезания червячных колес методом тангенциальной пoдачи. .

Изобретение относится к обработке металлов резанием, в частности к способам зубообработки червячных колес, и может быть использовано в машиностроении, а именно в редукторостроении.

Изобретение относится к машиностроению и ,в частности, к обработке зубьев зубчатых колес. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для комбинированной обработки зубофрезерованием и упрочнением зубьев червячных колес червячных передач червячными фрезами, имеющими заборный конус и работающими с использованием комбинированной подачи

Изобретение относится к машиностроению, к обработке металлов резанием, в частности к способам зубофрезерования и конструкциям червячных сборных фрез, и может быть использовано для обработки зубофрезерованием с упрочнением зубьев колес методом обкатывания

Изобретение относится к технологии изготовления магнитоприводов. Технический результат состоит в расширении эксплуатационных возможностей за счет увеличения количества поочередно взаимодействующих магнитов. Ведомое колесо изготавливают из немагнитного материала в виде диска с центральным отверстием, в котором закрепляют стальную ось и с равномерно выполненными на внешней цилиндрической поверхности диска глухими отверстиями, в которых закрепляют заранее изготовленные постоянные магниты с аксиальной намагниченностью и с чередованием их магнитных полюсов. На изготовленном из стали приводном валу закрепляют заранее изготовленные из немагнитного материала кольца разного внешнего диаметра или втулку из немагнитного материала, имеющую меняющийся внешний диаметр в соответствии с радиусом поверхности ведомого колеса, обеспечивающим равномерное прилегание к ведомому диску с магнитами с выбранным зазором. На внешней цилиндрической поверхности каждого кольца или втулки выполняют по окружности одинаковое четное количество глухих отверстий, в которые помещают и закрепляют заранее изготовленные постоянные магниты с аксиальной намагниченностью и с чередованием их магнитных полюсов. Ведомое колесо и приводной вал устанавливают в одной плоскости и на расстоянии друг от друга, обеспечивающем между их постоянными магнитами магнитное взаимодействие, достаточное для приведения ведомого колеса во вращение с максимальным усилием взаимодействия с приводным валом. 3 ил.
Наверх