Камера сгорания газотурбинного двигателя

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части лобовой стенкой, снабженной теплоизолирующими экранами со стороны полости горения. Теплоизолирующие экраны содержат полки, ребра на стороне, обращенной к лобовой стенке. Лобовая стенка выполнена с отверстиями для установки горелочных модулей и прохода охлаждающего воздуха. На каждом теплоизолирующем экране ребро и полка выполнены замкнутыми вдоль контура. Поверхность теплоизолирующего экрана с ребром и лобовой стенкой образуют полость, сообщенную с полостью жаровой трубы через отверстие для горелочного модуля. Полки соседних теплоизолирующих экранов образуют с лобовой стенкой проточные каналы. Отверстия на лобовой стенке для прохода охлаждающего воздуха расположены по контуру каждого теплоизолирующего экрана с обеих сторон ребра. Сторона полок, обращенная к полости горения, является продолжением поверхности экрана. Изобретение направлено на повышение топливной экономичности двигателя, полноты сгорания топлива и надежности камеры сгорания путем снижения эмиссии вредных веществ в выхлопных газах за счет повышения эффективности охлаждения лобовой стенки жаровой трубы и вторичного использования воздуха, охлаждающего теплоизолирующие экраны лобовой стенки, для распыления топлива за топливовоздушными горелками и формирования топливовоздушной смеси, а также в процессе горения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания.

Известна кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая лобовую стенку с закрепленным на ней теплоизолирующим экраном [патент GB 2297829, F23R 3/50, 2005 г.].

Недостатком известной конструкции является наличие в соединении лобовой стенки и теплоизолирующего экрана повышенных напряжений вследствие разницы температур.

Наиболее близкой к заявляемой является камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая кольцевую жаровую трубу с лобовой стенкой, примыкающим к ней теплоизолирующим экраном, состоящим из множества сегментов и множества топливовоздушных горелок [патент US 5479774, F02C 3/14, 1992 г].

В известной камере сгорания с целью снижения эмиссии вредных веществ, в частности для уменьшения образования сажи, в зону, обогащенную топливом и находящуюся в полости жаровой трубы между топливовоздушными горелками и на некотором расстоянии от лобовой стенки, в зону смыкания топливных факелов через щель в лобовой стенке и теплоизолирующем экране подается некоторое количество воздуха для разбавления обогащенной зоны, тем самым уменьшается образование сажи. Используемый здесь способ подачи воздуха в обогащенную зону камеры сгорания является неэффективным, т.к. большая часть воздуха, подаваемого через плоскую щель в место смыкания вращающихся топливных факелов, отбрасывается из этой зоны центробежными силами вращающихся топливных факелов, не доходя до центра этой зоны.

Кроме того, воздух, охлаждающий теплоизолирующий экран с помощью диафрагмы, установленной на топливовоздушной горелке, выпускается параллельно стенке теплоизолирующего экрана в сторону от топливовоздушной горелки, и не используется для разбавления обогащенных зон и практически не используется в процессе горения.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое решение, заключается в повышении топливной экономичности двигателя, полноты сгорания топлива и надежности камеры сгорания путем снижения эмиссии вредных веществ в выхлопных газах за счет повышения эффективности охлаждения лобовой стенки жаровой трубы и вторичного использования воздуха, охлаждающего теплоизолирующие экраны лобовой стенки, для распыления топлива за топливовоздушными горелками и формирования топливовоздушной смеси, а также в процессе горения.

Сущность технического решения заключается в том, что в камере сгорания газотурбинного двигателя, содержащей корпус с кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части лобовой стенкой, снабженной теплоизолирующими экранами со стороны полости горения, причем теплоизолирующие экраны содержат полки ребра на стороне, обращенной к лобовой стенке, а лобовая стенка выполнена с отверстиями для установки горелочных модулей и прохода охлаждающего воздуха, согласно изобретению на каждом теплоизолирующем экране ребро и полка выполнены замкнутыми вдоль контура, поверхность теплоизолирующего экрана с ребром и лобовой стенкой образуют полость, сообщенную с полостью жаровой трубы через отверстие для горелочного модуля, а полки соседних теплоизолирующих экранов образуют с лобовой стенкой проточные каналы, причем отверстия на лобовой стенке для прохода охлаждающего воздуха расположены по контуру каждого теплоизолирующего экрана с обеих сторон ребра, а сторона полок, обращенная к полости горения, является продолжением поверхности экрана.

Кроме того, полки теплозащитных экранов со стороны, обращенной к лобовой стенке, выполнены дугообразной формы, а поверхность теплоизолирующих экранов выполнена вогнутой в сторону лобовой стенки.

Выполнение на каждом теплоизолирующем экране ребра и полки замкнутыми вдоль контура экрана, т.е. без разрывов, вырезов и отверстий, позволяет разделить воздух, идущий на охлаждение теплоизолирующих экранов, на две части и распределить его в необходимом соотношении, что позволяет вокруг топливовоздушных горелок сформировать воздушную кольцевую струю, воздействовать на топливовоздушный факел за горелкой снаружи, улучшая качество смешения и обедняя топливовоздушную смесь на периферии факела, а также равномерно охлаждать теплоизолирующий экран.

При этом поверхность экрана, ребро и лобовая стенка образуют полость, через отверстие для горелочного модуля, сообщенную с полостью жаровой трубы. В эту полость через отверстия в лобовой стенке поступает основная часть воздуха для охлаждения большей части теплоизолирующего экрана и вторично используемая для распыления топлива за топливовоздушным горелочным модулем, для формирования топливовоздушной смеси и в процессе горения.

Полки соседних экранов с лобовой стенкой образуют проточные каналы, в которые через отверстия в лобовой стенке поступает вторая небольшая часть воздуха, используемая для охлаждения периферийной части теплоизолирующих экранов.

Заявляемая конструкция позволяет устранить богатые зоны, образующиеся в месте смыкания топливных факелов, сделав их бедными. Это ведет к улучшению качества смешения топлива с воздухом и повышению однородности смеси в районе лобовой стенки, а также к уменьшению неравномерности поля температур в сечении зоны горения камеры сгорания и на ее выходе. В результате чего снижается эмиссия вредных веществ в выхлопных газах, улучшается топливная экономичность двигателя и повышается полнота сгорания топлива.

Выполнение стороны полок, обращенных к лобовой стенке дугообразной формы, позволяет сформировать внутри проточных каналов вихревой поток и тем самым улучшить теплосъем с поверхности теплоизолирующих экранов.

Выполнение поверхности теплоизолирующих экранов вогнутой формы в сторону лобовой стенки повышает устойчивость экранов к термическим деформациям, что повышает надежность камеры сгорания.

Изобретение проиллюстрировано фигурами.

На фиг.1 изображен продольный разрез камеры сгорания газотурбинного двигателя заявляемой конструкции. На фиг.2 показан вид на лобовую стенку и сечение каналов по теплоизолирующим экранам, а на фиг.3 - продольный разрез лобовой стенки по оси горелки.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки 2 и 3, соединенные между собой в передней по потоку части этой жаровой трубы лобовой стенкой 4, снабженной теплоизолирующими экранами 5 со стороны полости горения 6. Теплоизолирующие экраны 5 содержат ребра 7 на стороне, обращенной к лобовой стенке 4, и полки 8. Лобовая стенка 4 выполнена с отверстиями 9 для установки горелочных модулей 10 и калиброванными отверстиями 11 для прохода охлаждающего воздуха. На каждом теплоизолирующем экране 5 ребро 7 и полка 8 выполнены замкнутыми вдоль контура теплоизолирующего экрана 5 без разрывов, вырезов и отверстий. Поверхность теплоизолирующего экрана с ребром 7 и лобовой стенкой 4 образуют полость 12, сообщенную с полостью жаровой трубы 6 через отверстие 9. Полки 8 ближайших теплоизолирующих экранов 5 образуют с лобовой стенкой 4 проточные каналы 13. Калиброванные отверстия 11 на лобовой стенке 4 для прохода охлаждающего воздуха расположены по контуру каждого теплоизолирующего экрана 5 с обеих сторон ребра 7, а сторона полок 8, обращенная к полости горения 6, является продолжением поверхности экрана 5.

Часть воздушного потока высокого давления 14, 15 образует вихревой поток, который выходит через открытые торцы 16 проточных каналов 13 и частично через зазоры 17 между теплозащитными экранами 5. Вокруг топливовоздушных горелочных модулей 10 формируется воздушная кольцевая струя 18.

Работа камеры сгорания осуществляется следующим образом.

Воздушный поток 14, 15 высокого давления из полости корпуса камеры сгорания поступает через калиброванные отверстия 11 с внутренней стороны ребер 7 в полость 12 между лобовой стенкой 4 и теплоизолирующим экраном 5. Воздушный поток 14, двигаясь параллельно стенке теплоизолирующего экрана 5, охлаждает его и, выходя в кольцевую щель вдоль оси топливовоздушной горелки 10 с внешней стороны топливовоздушного факела, вторично используется при смесеобразовании. При этом происходит воздействие воздушной кольцевой струи 18 на топливовоздушный факел, дополнительное перемешивание смеси с воздухом и обеднение периферийной зоны факела. Смыкание смежных факелов ниже по потоку происходит по обедненным поверхностям, вследствие чего не образуется локальных обогащенных топливом зон, смесь образуется более равномерная по концентрации. При горении в этих местах локальных зон повышенных температур не образуется, благодаря чему эмиссия вредных веществ в выхлопных газах снижается, улучшая полноту сгорания и топливную экономичность двигателя. Вогнутая поверхность теплоизолирующих экранов в сторону лобовой стенки уменьшает площадь поперечного сечения полости 12 в направлении горелки, что при движении воздуха увеличивает его скорость и, соответственно, отвод тепла с поверхности экрана 5. Кроме того, вогнутая коническая поверхность в сравнении с плоской обладает большей жесткостью, благодаря чему более устойчива к термическим деформациям.

Небольшая часть воздушного потока 14, 15 высокого давления из полости корпуса камеры сгорания поступает через калиброванные отверстия 11 с внешней стороны ребра 7 в проточный канал 13 между теплоизолирующими экранам 5 и, образуя вихревой поток, охлаждает полку 8 и ребро 7. Вихревой поток, двигаясь в канале 13, выходит в полость жаровой трубы 6 через открытые торцы 16 проточных каналов 13 и частично через зазоры 17 между теплоизолирующими экранами 5.

1. Камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус с кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части лобовой стенкой, снабженной теплоизолирующими экранами со стороны полости горения, причем теплоизолирующие экраны содержат полки, ребра на стороне, обращенной к лобовой стенке, а лобовая стенка выполнена с отверстиями для установки горелочных модулей и прохода охлаждающего воздуха, отличающаяся тем, что на каждом теплоизолирующем экране ребро и полка выполнены замкнутыми вдоль контура, поверхность теплоизолирующего экрана с ребром и лобовой стенкой образуют полость, сообщенную с полостью жаровой трубы через отверстие для горелочного модуля, а полки соседних теплоизолирующих экранов образуют с лобовой стенкой проточные каналы, причем отверстия на лобовой стенке для прохода охлаждающего воздуха расположены по контуру каждого теплоизолирующего экрана с обеих сторон ребра, а сторона полок, обращенная к полости горения, является продолжением поверхности экрана.

2. Камера сгорания газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что полки теплозащитных экранов со стороны, обращенной к лобовой стенке, выполнены дугообразной формы.

3. Камера сгорания газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что поверхность теплоизолирующих экранов выполнена вогнутой в сторону лобовой стенки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к устройствам регулирования низкоэмиссионных камер сгорания газотурбинных установок, использующих в качестве горючего природный газ или жидкое углеводородное топливо, и может быть использовано в любых экологически безопасных тепловых или энергетических устройствах для регулирования и производства высокотемпературного и/или высокоэнергетического рабочего тела в любых технологических процессах.

Изобретение относится к турбостроению, а именно к кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей (ГТД). .

Изобретение относится к камерам сгорания непрерывного действия, использующим жидкое топливо, а именно к средствам стабилизации пламени. .

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, преимущественно к камерам сгорания наземных турбомашин, работающих на газовом топливе с низкой токсичностью выхлопных газов.

Изобретение относится к области создания камер сгорания энергетических установок преимущественно для авиационного авиадвигателестроения, а именно к способам определения границ вибрационного горения основной камеры сгорания турбореактивного двигателя, устройства камеры сгорания, например газотурбинного привода нагнетателя магистрального газа (авиационного типа) на компрессорных станциях газопроводов.

Изобретение относится к камерам сгорания (к.с.) газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к к.с. .

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к диффузорам основных камер сгорания (ОКС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в камерах сгорания газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к энергетике, в частности к горелочным устройствам, и может быть использовано в газотурбинных установках

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и установкам различного назначения и может быть использовано в авиационных, транспортных, судовых, локомотивных и стационарных энергетических установках

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха, снабженную устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками камеры сгорания и жаровой трубы, и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Устройство воздействия на поток вторичного воздуха содержит источник лазерного излучения, оптическое волокно и, по меньшей мере, два расположенных друг напротив друга зеркала, размещенных в полости кольцевого канала. Одно из зеркал имеет на фокальной линии сквозное отверстие. Источник лазерного излучения выполнен с возможностью обеспечения возбуждения молекулярного кислорода в синглетное состояние и соединен через оптическое волокно со сквозным отверстием зеркала. Изобретение позволяет практически полностью исключить монооксид углерода в выхлопных газах газотурбинного двигателя, увеличить полноту сгорания топливовоздушной смеси и К.П.Д. камеры сгорания. 2 н. и 8 з.н. ф-лы, 2 ил.

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, расположенную в корпусе перфорированную жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Система подачи потоков воздуха снабжена устройством воздействия на поток первичного воздуха во входном канале первичного воздуха и устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками камеры сгорания и жаровой трубы. Устройства воздействия на потоки первичного и вторичного воздуха содержат источник лазерного излучения, делитель лазерного излучения по устройствам воздействия на потоки первичного и вторичного воздуха. Каждое устройство воздействия снабжено оптическими волокнами с вводами, подключенными к делителю лазерного излучения. Вывод оптического волокна устройства воздействия на поток первичного воздуха подключен через сквозное отверстие к входному каналу первичного воздуха, выполненного, по меньшей мере, с двумя расположенными напротив друг друга зеркалами. Устройство воздействия на поток вторичного воздуха содержит, по меньшей мере, два расположенных напротив друг друга зеркала, размещенных в полости кольцевого канала, где одно из зеркал имеет в фокальной плоскости на оси симметрии сквозное отверстие. Вывод оптического волокна устройства воздействия на поток вторичного воздуха подключен через сквозное отверстие зеркала к кольцевому каналу. Источник лазерного излучения выполнен с возможностью возбуждения молекул кислорода в метастабильные синглетные состояния. Изобретение позволяет увеличить полноту сгорания топливовоздушной смеси и к.п.д. камеры сгорания. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе содержит наружный и внутренний корпусы, образующие кольцевую полость, в которой установлены неподвижные и подвижные разделители потоков, образующие чередующиеся первичные и вторичные каналы. На наружном корпусе кольцевой полости в каждом первичном канале выполнены симметричные прямоугольные вырезы, соответствующие его размеру, с проходящими через них неподвижными разделителями потока. В торцевой части кольцевой полости установлены два кольца с возможностью вращения вокруг продольной оси, диаметр одного из которых соответствует диаметру наружного корпуса, второго - диаметру внутреннего корпуса. На наружном кольце выполнены 2N прорези, где N - натуральное четное число, соответствующее количеству первичных каналов. В каждом первичном канале установлены по две выполненные по профилю крыла пластины, шарнирно закрепленные на внутреннем кольце, с возможностью перемещения вокруг продольной оси двигателя по прорезям на наружном кольце и вокруг своей центральной оси. Длина прорези соответствует ходу пластины от минимального до максимального размера первичного канала. В каждом первичном канале установлены уголковые стабилизаторы пламени с углом раскрытия 55-65 градусов по направлению потока, которые жестко закреплены на наружном и внутреннем кольцах равноудаленно по окружности. Точка крепления на наружном кольце находится между прорезями соответствующего канала. Изобретение направлено на расширение диапазона устойчивой работы камеры сгорания. 3 ил.

Изобретение относится к энергетике. Способ смешивания разбавляющего воздуха с горячим основным потоком в системе последовательного сгорания газовой турбины, при этом газовая турбина содержит компрессор, первую камеру сгорания, соединенную ниже по потоку с компрессором, и горячие газы первой камеры сгорания впускают в промежуточную турбину или непосредственно во вторую камеру сгорания. Горячие газы второй камеры сгорания впускают в дополнительную турбину или непосредственно в систему регенерации энергии, при этом впрыск разбавляющего воздуха вводится в первую камеру сгорания, а направление впрыска разбавляющего воздуха противоположно или совпадает с направлением первоначального потока завихрения внутри области первой камеры сгорания. Также представлены форсунка разбавляющего воздуха и камеры сгорания для осуществления настоящего способа. Изобретение позволяет снизить выделения CO. 4 н. и 8 з. п. ф-лы, 9 ил.

Система сгорания содержит корпус, камеру сгорания, расположенную внутри корпуса, разделительную стенку, клапан, расположенный на корпусе. Внутренний объем корпуса определен как объем внутри корпуса, но снаружи камеры сгорания. Разделительная стенка разделяет внутренний объем корпуса на первую и вторую части объема и имеет по меньшей мере одно отверстие для обеспечения соединения по текучей среде между первой и второй частями объема. Клапан расположен на корпусе для обеспечения прохождения выходного потока текучей среды из внутреннего объема корпуса наружу корпуса в зависимости от рабочего положения клапана. Камера сгорания имеет вход для подачи окислителя в камеру сгорания. Вход находится в соединении по текучей среде с первой частью объема. Система выполнена с возможностью установки рабочего положения клапана для демпфирования колебаний системы. Изобретение направлено на уменьшение или демпфирование колебаний, влияющих на эффективность системы сгорания или турбины. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу управления воздушным потоком, подаваемым в камеру сгорания, и к камере сгорания. Камера сгорания газовой турбины содержит корпус с трубопроводом подачи топлива для подачи топлива в корпус и трубопроводом подачи воздуха-носителя для подачи воздуха в корпус. Упомянутая камера сгорания также содержит регулирующую систему для регулировки массового расхода воздуха-носителя, подаваемого в корпус, согласно характеристикам топлива. Трубопровод подачи топлива и трубопровод подачи воздуха-носителя соединены с по меньшей мере общим соплом. По меньшей мере общее сопло используется как для впрыскивания топлива, так и воздуха-носителя. Регулирующая система выполнена с возможностью поддержания импульса топлива и воздуха-носителя, по существу постоянным. Регулирующая система содержит датчик для измерения отличительной характеристики топлива, дросселирующий клапан, соединенный с трубопроводом подачи воздуха-носителя, блок управления, для управления дросселирующим клапаном на основании отличительной характеристики топлива, измеренной датчиком. Обеспечивается корректировка смешиваемых количеств топлива и воздуха, снижение выбросов и эффективная работа, в том случае, когда состав топлива изменяется со временем. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Камера сгорания газотурбинного двигателя с регулируемым распределением воздуха содержит корпус, размещенную в ней жаровую трубу с форсунками и завихрителем с входным коническим участком, состоящую из двух телескопически соединенных между собой передней и задней частей. Каждая из частей жаровой трубы жестко закреплена к корпусу - передняя часть - на входе, задняя часть - на выходе. Отверстия подвода вторичного воздуха выполнены на выходной кромке передней части жаровой трубы. Задняя часть жаровой трубы соединена при помощи тяги с регулирующей пластиной, расположенной в коническом участке, выполненном сужающимся к входу в завихритель. Регулирующая пластина выполнена в форме круга, плоскость которого расположена перпендикулярно оси конического участка, с возможностью образования переменного по площади кольцевого зазора при перемещении вдоль конического участка. При перемещении пластины вдоль конического участка, сужающегося к входу завихрителя, меняется площадь кольцевого зазора и, таким образом, регулируется расход воздуха в жаровую трубу. Изобретение позволяет снизить выбросы NOx в широком диапазоне режимов работы газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх