Припой на основе никеля

Изобретение может найти применение при изготовлении паяных деталей горячего тракта турбин ГТД. Для повышения жаропрочности соединений при увеличении продолжительности выдержки при пайке и возможности получать припой в виде аморфных лент припой имеет следующий состав, мас.%: хром 7,0-9,5, кремний 0,3-0,7, бор 2,3-3,3, вольфрам 8,0-11,5, алюминий 1,1-2,8, молибден 1,1-2,5, ниобий 0,8-2,5, железо 0,4-1,7, углерод 0,05-0,15, кобальт 8,0-11,0, никель - остальное. Применение припоя позволяет существенно повысить надежность паяных соединений уменьшить брак при пайке и обеспечить значительный экономический эффект от увеличения ресурса ГТД. 2 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к припоям на основе никеля, которое может найти применение при изготовлении паяных деталей горячего тракта турбин ГТД.

Известен припой на основе никеля, имеющий следующий химический состав, мас.%:

Хром8,5-10,0
Железо3,5-5,0
Бор0,2-0,4
Кремний6,0-7,2
Молибден10,0-12,0
Вольфрам8,0-10,0
Никельостальное

(Справочник по пайке. Машиностроение, 2003 г., стр.76).

Недостатками припоя являются большие значения эрозии при пайке жаропрочных никелевых сплавов, низкий уровень жаропрочности соединений при температурах выше 900°С.

Известен припой на основе никеля следующего химического состава, мас.%:

Хром6,0-8,0
Железо3,0-5,0
Бор1,5-3,0
Кремний4,0-5,5
Вольфрам5,0-7,0
Углерод0,05-0,15
Ванадий0,05-0,1
Никельостальное

(а.с. СССР №1673352).

Недостатками этого припоя являются большие значения эрозии при пайке жаропрочных никелевых сплавов, низкий уровень жаропрочности соединений при температурах выше 700°С, плохая растекаемость при пайке и низкие значения жаростойкости соединений.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является припой на основе никеля для соединения жаропрочных никелевых сплавов следующего химического состава, мас.%:

Хром6,0-7,0
Кремний2,5-3,0
Бор0,2-0,3
Вольфрам8,5-9,5
Алюминий4,0-5,0
Молибден1,6-2,0
Ниобий10,0-11,0
Титан1,0
Никельостальное

(Справочник по пайке стр.74, Машиностроение, 2003 г.).

Недостатками этого припоя при пайке жаропрочных никелевых сплавов является неспособность увеличивать значения прочности соединений при увеличении продолжительности выдержки при пайке, то есть неспособность к диффузионной пайке, а также невозможность получить этот припой в виде аморфных лент.

Технической задачей изобретения является повышение жаропрочности соединений при увеличении продолжительности выдержки при пайке, то есть способность к диффузионной пайке и возможность получать припой в виде аморфных лент.

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен припой на основе никеля для соединения жаропрочных никелевых сплавов, содержащий хром, кремний, бор, вольфрам, алюминий, молибден, ниобий, который дополнительно содержит железо, углерод, кобальт при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром7,0-9,5
Кремний0,3-0,7
Бор2,3-3,3
Вольфрам8,0-11,5
Алюминий1,1-2,8
Молибден1,1-2,5
Ниобий0,8-2,5
Железо0,4-1,7
Углерод0,05-0,15
Кобальт8,0-11,0
Никельостальное

Введение в сплав железа, углерода и кобальта при заявленном содержании и соотношении других компонентов обеспечивает высокие значения жаропрочности паяных соединений никелевых жаропрочных сплавов при повышении выдержки при пайке и способность получения припоя в виде аморфных лент.

Примеры осуществления

Предлагаемый припой, как и припой-прототип, выплавлялся в вакуумной индукционной печи. В таблице 1 представлены составы предлагаемых припоев (примеры 1-3) и припоя-прототипа.

Таблица 1
№ п/пCrSiВWAlМоNbFeССоTiNi
17,00,72,311,51,91,81,61,00,19,5-ост.
28,20,33,38,02,81,10,80,40,0511,0--
39,50,52,89,51,12,52,51,70,158,0--
Прототип6,52,70,259,04,51,810,5---1,0-

Пайка проводилась при нагреве в вакуумной печи. Вакуум в процессе выдержки составлял не менее 5·10-4 мм рт.ст. Основной материал-сплав ЖС6У. Температура пайки сплава ЖС6У равна 1200-1220°С. Выдержка при этой температуре составляла 5 минут и 4 часа. Навеска каждого припоя в виде кусочков укладывалась вблизи зазора. Жаропрочность стыковых паяных соединений определялась на образцах из сплава ЖС6У. Диаметр рабочей части образца составлял 5 мм. Паяный шов находился в средней части образца и располагался перпендикулярно оси образца.

Получение припоя в виде аморфных лент осуществляли на установке «Кристалл 702». Предлагаемый припой изготавливался в виде аморфных лент толщиной 30-43 мкм. Припой-прототип не получался в виде лент, а только в виде плоских обрывков.

Свойства предлагаемого припоя и выполненных этим припоем соединений в сравнении со свойствами припоя-прототипа представлены в таблице 2.

Таблица 2
№ п/пСточасовая прочность стыковых соединений при 900°С, кгс/мм2 выдержка 5 минутСточасовая прочность стыковых соединений при 900°С, кгс/мм2 выдержка 4 часаТолщина аморфных лент, мкм
112,023,030
211,022,043
310,024,035
прототип12,014,0нет

Из таблицы 2 видно, что предлагаемый припой обеспечивает после продолжительных выдержек (диффузионной пайки) прочность стыковых соединений сплава ЖС6У, почти в 2 раза выше, чем у соединений, выполненных припоем-прототипом.

Использование припоя в виде аморфных лент позволяет точно дозировать припой при пайке некоторых деталей горячего тракта ГТД, например, упрочняющих пластин к контактным поверхностям бандажных полок рабочих лопаток турбины.

Применение предлагаемого припоя при пайке деталей горячего тракта ГТД позволит существенно повысить надежность паяных соединений уменьшить брак при пайке и обеспечить значительный экономический эффект от увеличения ресурса ГТД.

Припой на основе никеля для соединения жаропрочных никелевых сплавов, содержащий хром, кремний, бор, вольфрам, алюминий, молибден, ниобий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит железо, углерод, кобальт при следующем соотношении компонентов, мас.%:

хром7,0-9,5
кремний0,3-0,7
бор2,3-3,3
вольфрам8,0-11,5
алюминий1,1-2,8
молибден1,1-2,5
ниобий0,8-2,5
железо0,4-1,7
углерод0,05-0,15
кобальт8,0-11,0
никельостальное.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы в котлотурбостроении. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы в энергетическом машиностроении. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей двигателей. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей двигателей и других силовых установок, работающих при высоких температурах.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы в приборостроении, энергетическом машиностроении.
Изобретение относится к металлургии сплавов, а именно к производству свариваемых никелевых жаропрочных сплавов, используемых для изготовления теплонагруженных деталей, например корпусов газотурбинных двигателей, работающих в условиях высоких температур и напряжений.
Изобретение относится к области металлургам, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей двигателей, турбин, металлургического оборудования.

Изобретение относится к жаропрочному сплаву на основе никеля и может быть использовано, в частности, для изготовления монокристаллических деталей или деталей с направленно кристаллизованной структурой, например лопатки газовых турбин.

Изобретение относится к сплавам на основе никеля, имеющим желаемое соотношение прочности и сопротивления коррозии и окислению, и может быть использовано для изготовления соплового аппарата газотурбинного двигателя.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе никеля, которые могут быть использованы для изготовления деталей машин для литья пластмасс под давлением.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе кобальта, которые могут быть использованы для наплавки на лезвие дереворежущего инструмента, например на зубья пил.

Изобретение относится к сварке и касается состава стальной проволоки для механизированной сварки и наплавки изделий из низколегированных сталей, работающих при больших знакопеременных нагрузках, и может быть использовано преимущественно для износостойкой наплавки при восстановлении узлов и деталей железнодорожного подвижного состава.
Изобретение относится к сплавам для сварочных проволок и может быть использовано при изготовлении и ремонте изделий из медно-никелевых сплавов с содержанием никеля 8-18%, в том числе эксплуатирующихся в морской воде (рыбозащитные устройства, насосы и др.).
Изобретение относится к сплавам на основе никеля в качестве присадочного материала в сварных конструкциях в виде «лапши» или в виде сварочной проволоки. .
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве стали специального назначения, преимущественно стали для сварочных электродов. .
Изобретение относится к сложнолегированным жаропрочным сплавам на никелевой основе для сварки коррозионно-стойких аустенитных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Изобретение относится к сварке и касается состава сварочной проволоки для сварки и наплавки изделий из низколегированных конструкционных сталей, работающих при больших знакопеременных нагрузках и низких температурах, и может быть использовано преимущественно для изделий тяжелого машиностроения, эксплуатирующихся в условиях Сибири и Крайнего Севера.

Изобретение относится к металлургии благородных металлов, в частности к припоям на основе палладия, и предназначено для использования в ювелирной промышленности, преимущественно при изготовлении изделий из сплавов палладия 850 пробы.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к припоям на основе никеля, которые могут найти применение при изготовлении паяных деталей горячего тракта турбин ГТД из монокристаллических никелевых сплавов.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к припоям на основе серебра, и может быть использовано в ювелирной отрасли промышленности, электротехнике и приборостроении
Наверх