Устройство для защиты проточной части трдд от коррозии

Изобретение относится к эксплуатации турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), в частности к устройствам, предотвращающим коррозию проточной части ТРДД, которая омывается газами и испытывает воздействие морских солей, и может использоваться при эксплуатации авиационных и морских судов. Устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии встроено в воздухозаборник, включает форсунки, установленные заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора, и коллектор, подключенный к внешнему источнику давления и жидкости, осуществляющий подвод давления и жидкости к форсункам, дополнительно подключено к внутреннему источнику давления и жидкости. Использование данного устройства позволяет повысить эксплуатационную технологичность, повысить качество консервации и увеличить эксплуатационный ресурс ТРДД. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к эксплуатации турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), в частности к устройствам, предотвращающим коррозию проточной части ТРДД, которая омывается газами и испытывает воздействие морских солей, и может использоваться при эксплуатации авиационных и морских судов.

Защита проточной части ТРДД от коррозии включает промывку и консервацию каналов двигателя (первого и второго контуров), ротора вентилятора и роторов газогенератора, располагающихся в проточной части ТРДД.

Аналог устройства для консервации. Известно консервационное устройство реактивного двигателя А0327-у ГУП «Тушинское моторостроительное КБ «Союз» (источник www.avias.com/services/analytics/base.1113.html), при помощи которого осуществляют консервацию на застопоренном двигателе (роторы - неподвижны), без обычной для консервации прокрутки роторов двигателя стартером.

Недостатком данного устройства является низкое качество консервации, так как происходит неудовлетворительное проникновение консервационного состава в конструкцию двигателя, т.к. роторы двигателя неподвижны.

Аналог устройства для промывки. Известно устройство для промывки судовых газовых турбин (источник - «Техническая эксплуатация судовых газовых турбинных установок» под редакцией Г.Ш.Розенберга. М.: Транспорт, 1986), включающее специальные форсунки, установленные перед роторами газогенератора, при помощи которых подают моющие средства в виде воздушно-капельной смеси (например, распыленная вода) в проточную часть ТРДД при прокрутке роторов газогенератора стартером.

Недостатком является то, что, применяя данное устройство, промывку производят при прокрутке роторов газогенератора стартером, что снижает качество промывки, т.к. двигатель «холодный», и загрязнения успевают застыть на конструкции проточной части ТРДД. Применив данное устройство, не будет достигнут продолжительный ресурс ТРДД, т.к. используя при эксплуатации насыщенный морскими парами и солями воздух, необходимо промывать и консервировать помимо газогенератора второй контур и вентилятор ТРДД, а в данном аналоге моют только газогенератор.

Прототип устройства. Известно устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии (источник - сборник докладов 6-й научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2006», сентябрь 6-10, часть 2, стр.1-6), содержащее форсунки для распыления воздушно-капельной смеси, коллекторы подвода к ним жидкости. Воздушно-капельная смесь, водная для промывки, затем масляно-эмульсионная для консервации, подается в проточную часть ТРДД при прокрутке роторов газогенератора стартером (в газогенератор входят компрессоры высокого и низкого давления). Устройство выполнено съемным и закрепляется в воздухозаборнике ТРДД, при этом форсунки проходят между лопатками ротора вентилятора, предварительно зафиксированного перед работой устройства, и распыляют воздушно-капельную смесь в газогенератор.

Недостатком данного устройства является то, что устройство выполнено съемным, и его необходимо доставлять на высоту двигателя, что снижает эксплуатационную технологичность. Недостатком данного устройства является также то, что его необходимо устанавливать перед работой в воздухозаборник, при этом промывку и консервацию производят только для роторов газогенератора, а ротор вентилятора и второй контур не промывают и не консервируют, что снижает эксплуатационный ресурс ТРДД. Устройство устанавливается после остановки двигателя, установка длительна по времени, загрязнения успевают застыть в проточной части ТРДД. Это снижает качество промывки ТРДД и также является недостатком устройства.

Задачей предлагаемого изобретения являются повышение эксплуатационной технологичности, повышение эксплуатационного ресурса и качества консервации ТРДД.

Задача решается тем, что устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии встроено в воздухозаборник, включает форсунки, установленные заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора, и коллектор, подключенный к внешнему источнику давления и жидкости, осуществляющий подвод давления и жидкости к форсункам, дополнительно подключено к внутреннему источнику давления и жидкости.

В предлагаемом техническом решении новым является то, что:

- устройство встроено в воздухозаборник;

- форсунки установлены заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора;

- коллектор дополнительно подключен к внутреннему источнику давления и жидкости.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг.1 - боковая проекция ТРДД со встроенным устройством для защиты проточной части ТРДД от коррозии;

Фиг.2 - схема подключения коллектора к внутреннему и внешнему источникам давления и жидкости;

Фиг.3 - вид А на форсунку.

Устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии, содержащее ротор вентилятора 1, роторы газогенератора 2 и второй контур 3, встроено в воздухозаборник 4. Устройство включает форсунки 5, создающие воздушно-капельную смесь, и коллектор 6. Форсунки 5 установлены заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД, перед ротором вентилятора 1. За счет этого аэродинамика проточной части воздухозаборника 4 не изменяется. Коллектор 6 подключен к внешнему 7 источнику давления и жидкости, которым может быть, например, автомобиль аэродромного обслуживания, и дополнительно подключен к внутреннему 8 источнику давления и жидкости, выполненному, например, в виде бачка.

Работа устройства заключается в промывке и консервации проточной части ТРДД.

Промывка проточной части ТРДД производится следующим образом: от внутреннего 8 источника давления и жидкости вода подается по коллектору 6 в форсунки 5, установленные заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора 1 и распыляющие водную воздушно-капельную смесь в проточную часть ТРДД, на ротор вентилятора 1, роторы газогенератора 2 и второй контур 3. Промывку проточной части производят на «горячем» ТРДД во время выбега ротора вентилятора 1 и роторов газогенератора 2.

Выбег ротора - это неустановившееся движение с замедлением между работой и полной остановкой. Время выбега роторов двигателя ТРДД Д-436ТП («Мотор Сич») составляет, как минимум, 30 секунд.

Консервацию проточной части ТРДД производят следующим образом: от внешнего 7 или внутреннего 8 источника давления и жидкости масляная эмульсия подается по коллектору 6 в форсунки 5, установленные заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора 1, распыляющие воздушно-капельную смесь в проточную часть ТРДД, на ротор вентилятора 1, роторы газогенератора 2 и второй контур 3 при прокрутке роторов вентилятора 1 и газогенератора 2 стартером.

То, что устройство встроено, и то, что коллектор 6 подключен к внутреннему источнику 8 давления и жидкости, позволяет производить промывку проточной части ТРДД непосредственно после отключения двигателя, на выбеге ротора вентилятора 1 и роторов газогенератора 2, когда двигатель еще «горячий». Это увеличивает эксплуатационный ресурс ТРДД. Отсутствует необходимость доставлять устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии на высоту двигателя и предусматривать приспособления для крепления его, т.к. устройство встроено. Это повышает эксплуатационную технологичность. Устройство установлено перед ротором вентилятора 1 и позволяет производить консервацию второго контура 3, ротора вентилятора 1 и роторов газогенератора 2. Это повышает качество консервации.

Использование предлагаемого устройства позволяет по сравнению с аналогами и прототипом повысить эксплуатационную технологичность, повысить качество консервации и увеличить эксплуатационный ресурс ТРДД.

Устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии, включающее форсунки и коллектор, подключенный к внешнему источнику давления и жидкости, осуществляющий подвод давления и жидкости к форсункам, отличающееся тем, что устройство для защиты проточной части ТРДД от коррозии встроено в воздухозаборник, при этом форсунки установлены заподлицо с поверхностью проточной части ТРДД перед ротором вентилятора, а коллектор дополнительно подключен к внутреннему источнику давления и жидкости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области очистки, в частности к удалению наслоений загрязнения в воздушно-газовом тракте газотурбинного двигателя, и может быть использовано при обслуживании летательных аппаратов, преимущественно малой авиации, в условиях эксплуатации.
Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей в промышленности для привода газоперекачивающих агрегатов, электродвигателей и генераторов для производства электроэнергии электродвигателей различного назначения.

Изобретение относится к способу эксплуатации газовой турбины, содержащей камеру сгорания с горелкой, причем через горелку в камеру сгорания подводят содержащее ванадий топливо, и причем отдельно от топлива в камеру сгорания вводят через сопло в качестве добавки раствор соединения магния и воды.
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания, турбомашин, ракетных, реактивных двигателей и т.п.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам консервации агрегатов топливорегулирующей системы ГТД разового применения. .

Изобретение относится к работающей на выхлопном газе газовой турбине турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам влажной очистки ее проточной части

Изобретение относится к способам нанесения покрытий из шликеров на внутреннюю поверхность проточной части статора турбины, который содержит корпус, выполненный в виде полусферы, сопловой аппарат с лопатками, входной патрубок и втулку

Топливная система (8) и способ её промывки для газопаротурбинной установки с интегрированной газификацией угля, включающей газовую турбину (1). Топливная система (8) подключена к камере (3) сгорания газовой турбины (1) и содержит устройство (10) для газификации природного топлива и газопровод (9), ответвляющийся от устройства (10) для газификации и соединенный с камерой (3) сгорания газовой турбины (1). В направлении, обратном потоку, выше камеры (3) сгорания в газопровод (9) встроено устройство (21) для насыщения топлива паром. Имеется промывочный трубопровод (42), встроенный в газопровод (9) между устройством (10) для газификации и устройством (21) для насыщения. Топливную систему (8) промывают посредством введения промывочной среды в газопровод (9) между устройством (10) газификации и устройством (21) для насыщения в направлении камеры (3) сгорания. Достигается повышение надёжности и снижение трудоёмкости промывки. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 1 ил.

Предложены способы, системы и устройства для чистки турбин (100), например турбин для производства электроэнергии. К существующим трубопроводам (134, 136, 138, 140) отбора воздуха компрессора и воздуха охлаждения сопел турбины присоединяют вспомогательные трубопроводы для подачи воды и/или чистящих средств в те области турбины (100), которые обычно недоступны при впрыскивании воды и/или чистящих средств только в коллектор турбины. Для управления введением в турбину (100) воды и/или чистящих средств имеются датчики (204, 206, 208, 210, 212, 214, 216, 218, 220, 222, 224, 226, 228, 230, 232, 234, 236, 238, 240) давления и потока, насосы (153), система клапанов (156, 158, 166, 168, 174, 184) и система (190) управления, предназначенная для регулирования работы насосов и клапанов. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к обслуживанию авиационных двигателей Способ промывки и консервацию газовоздушного тракта двигателя осуществляют при работе двигателя на холостом ходу. На первом этапе подачу образованных мелкодисперсных капель промывочно-консервирующего раствора в газовоздушный тракт осуществляют в высоконапорном потоке воздуха, пропускаемого через корпус распылительного устройства (21). На втором этапе промывку и консервацию ведут потоком воздуха при отключенной подаче промывочно-консервирующего раствора, после проведения которого отключают подачу воздуха и двигатель. Изобретение повышает качество промывки и консервации двигателя. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх