Экраноплан и его взлетно-посадочный комплекс

Изобретения относятся к транспортным средствам на динамической воздушной подушке, в частности к экранопланам. Поплавки экраноплана имеют верхние кормовые наделки, а консоли - положительную стреловидность, установлены под положительным углом поперечного V, снабжены элеронами и пристыкованы к наделкам поплавков. Проекция средней аэродинамической хорды каждой консоли на диаметральную плоскость расположена между центром масс экраноплана и задней кромкой этой хорды его центроплана. Фюзеляж выполнен в виде обтекаемого корпуса, частично утопленного в центроплан. Двигатель(и) силовой установки расположен(ы) в хвостовой части фюзеляжа и(или) во внутреннем объеме центроплана. Воздушный(ые) винт(ы) силовой установки нижней(ими) частью(ями) ометаемого(ых) им(и) диска(ов) утоплены в центроплан с образованием на его верхней поверхности перед воздушным(и) винтом(ами) выемки(ок), а боковыми частями, обращенными к диаметральной плоскости, в случае применения двух расположенных побортно от фюзеляжа воздушных винтов расположены в тени фюзеляжа, если смотреть на него спереди. Киль вертикального оперения расположен в диаметральной плоскости и снабжен форкилем. У взлетно-посадочного комплекса экраноплана в качестве убираемого ограждения статической воздушной подушки сзади центроплана использован закрылок центроплана. Воздуховод выведен в форкиль. Поворотные створки воздухозаборного устройства выполнены в виде частей бортовых обшивок форкиля. Изобретение повышает эксплуатационно-технические характеристики экраноплана. 2 н. и 27 з.п. ф-лы, 19 ил.

 

Текст описания приведен в факсимильном виде.

1. Экраноплан, содержащий фюзеляж, составное крыло, состоящее из центроплана и консолей, разделенных между собой водоизмещающими поплавками, вертикальное оперение, состоящее из киля и руля направления, установленное над ним горизонтальное оперение, состоящее из стабилизатора и руля высоты, силовую установку, а также взлетно-посадочный комплекс, отличающийся тем, что поплавки снабжены возвышающимися над верхней поверхностью центроплана верхними кормовыми наделками, расположенными вдоль торцовых нервюр центроплана от зоны их максимальной высоты до хвостика профиля, консоли составного крыла имеют положительную стреловидность, установлены под положительным углом поперечного V, снабжены элеронами и пристыкованы к верхним кормовым наделкам поплавков, проекция средней аэродинамической хорды каждой консоли составного крыла на диаметральную плоскость (ДП) экраноплана расположена между центром масс экраноплана и задней кромкой средней аэродинамической хорды его центроплана, фюзеляж выполнен в виде обтекаемого корпуса, частично утопленного в центроплан, киль вертикального оперения расположен в диаметральной плоскости экраноплана и снабжен форкилем.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его силовая установка снабжена одним установленным над центропланом за фюзеляжем толкающим воздушным винтом горизонтальной тяги с осью вращения, расположенной в диаметральной плоскости экраноплана, заключенным в кольцо-насадку, форкиль вертикального оперения выполнен в виде отдельной от фюзеляжа конструкции с вертикально расположенной обтекаемой носовой кромкой, расположенной непосредственно за кормовым срезом кольца-насадки на воздушный винт и доходящей внизу до верхней поверхности центроплана, двигатель силовой установки расположен в хвостовой части фюзеляжа и(или) во внутреннем объеме центроплана, воздушный винт силовой установки нижней частью ометаемого им диска утоплен в центроплан с образованием на его верхней поверхности перед воздушным винтом выемки с поверхностью, плавно сопрягаемой с нижним участком внутренней поверхности кольца-насадки, верхняя и боковые наружные поверхности выступающей из центроплана части фюзеляжа плавно сведены к ступице воздушного винта.

3. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его силовая установка снабжена двумя установленными над центропланом за фюзеляжем, побортно от него, толкающими воздушными винтами горизонтальной тяги, заключенными в кольца-насадки, форкиль вертикального оперения выполнен в виде продолжения в корму фюзеляжа, причем боковые поверхности форкиля плавно сопряжены с соответствующими боковыми участками внутренних поверхностей колец-насадок на воздушные винты, двигатели силовой установки расположены в хвостовой части фюзеляжа и(или) во внутреннем объеме центроплана, воздушные винты силовой установки нижними частями ометаемых ими дисков утоплены в центроплан с образованием на его верхней поверхности перед воздушными винтами выемок с поверхностями, плавно сопрягаемыми с нижними участками внутренних поверхностей кольец-насадок, а боковыми частями, обращенными к диаметральной плоскости экраноплана, расположены в тени фюзеляжа, если смотреть на него спереди, верхняя и боковые наружные поверхности выступающей из центроплана части фюзеляжа плавно сведены к соответствующим боковым участкам внутренних поверхностей колец-насадок.

4. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его центроплан имеет S-образный крыльевой аэродинамический профиль.

5. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его центроплан имеет отрицательный угол поперечного V и обратную стреловидность по задней кромке.

6. Экраноплан по п.4, отличающийся тем, что форма аэродинамического профиля его центроплана характеризуется следующими геометрическими параметрами: относительной толщиной профиля, равной 9-15%, относительным отстоянием максимальной толщины профиля от его носка, равным 0,20-0,25, первой относительной вогнутостью профиля, равной 4-7%, и относительным отстоянием максимальной стрелки первой вогнутости от носка профиля, равным 0,20-0,30.

7. Экраноплан по п.4, отличающийся тем, что форма аэродинамического профиля его центроплана характеризуется следующими геометрическими параметрами: второй относительной вогнутостью профиля, равной (-0,5) ÷ (-1,5)%, и относительным отстоянием максимальной стрелки второй вогнутости от носка профиля, равной 0,80-0,90.

8. Экраноплан по п.5, отличающийся тем, что форма его центроплана характеризуется следующими геометрическими параметрами: углом поперечного V, равным (-4) ÷ (-7)°, и углом стреловидности по задней кромке, равным (-40) ÷ (-65)°.

9. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что положительный угол поперечного V, под которым установлены консоли его составного крыла, равен 10-15°.

10. Экраноплан по любому одному из пп.1-3, отличающийся тем, что задние кромки консолей его составного крыла в районе их корневых нервюр расположены на высоте над основной плоскостью экраноплана, проходящей через основные линии его поплавков, равной не менее 0,6 средней аэродинамической хорды консоли.

11. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что консоли его составного крыла снабжены зависающими элеронами.

12. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что узлы крепления консолей его составного крыла к верхним кормовым наделкам поплавков снабжены шарнирами, обеспечивающими возможность их откидывания в сторону диаметральной плоскости экраноплана.

13. Экраноплан по п.12, отличающийся тем, что узлы поворота консолей его составного крыла снабжены приводами с дистанционным управлением с места водителя откидыванием и установкой с фиксацией консолей в эксплуатационное положение.

14. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что каждый его поплавок выполнен в виде жесткого асимметричного корпуса с глиссирующими обводами, образованными плоским внутренним бортом, выпуклым в продольном направлении остроскулым внешним бортом и расположенным между нижней кромкой внутреннего борта и линией скулы внешнего борта односторонне килеватым днищем с положительным углом внешней килеватости, увеличивающимся по мере приближения к форштевню поплавка.

15. Экраноплан по любому одному из пп.1-3, отличающийся тем, что отношение длины по ватерлинии к ширине по ватерлинии каждого его поплавка равно не менее 12.

16. Экраноплан по п.14, отличающийся тем, что каждый его поплавок снабжен расположенной в основной плоскости экраноплана, проходящей через основные линии его поплавков плоской продольной лыжей, переходящей в носу - плавно в наклонный форштевень поплавка, по внутренней продольной кромке - под прямым или близким к нему тупым углом в плоский внутренний борт поплавка, а по внешней продольной кромке - с уступом в килеватое днище поплавка.

17. Экраноплан по пп.14, 16, отличающийся тем, что величина продольного уступа между поверхностью плоской продольной лыжи каждого его поплавка и поверхностью днища этого поплавка в районе его притыкания к внешней кромке продольной лыжи равна не более 0,05 максимальной ширины днища поплавка по его скуле.

18. Экраноплан по п.14, отличающийся тем, что днище каждого его поплавка снабжено поперечными реданами с уступами днища, стенки которых имеют форму треугольников с вершиной, расположенной на продольной линии притыкания днища поплавка к внешней стенке его продольной лыжи.

19. Экраноплан по п.14 или 18, отличающийся тем, что днище каждого его поплавка в промежутках между поперечными реданами, а также в районе между форштевнем и первым поперечным реданом снабжено продольными реданами.

20. Экраноплан по п.14 или 18, отличающийся тем, что внешний борт каждого его поплавка снабжен специальными бортовыми наделками по количеству поперечных реданов, выполненными в форме опрокинутых на бок пирамидообразных тел, с треугольнообразным основанием и направленной в сторону носа поплавка вершиной, одна грань которых совпадает с поверхностью внешнего борта поплавка на участке перед соответствующим поперечным реданом, нижнее ребро этой грани и вершина пирамидообразной наделки лежат на линии скулы поплавка на этом участке, треугольнообразное основание расположено в поперечной плоскости, проходящей через уступ скуловой линии соответствующего поперечного редана, а нижняя грань является плавным продолжением в противоположную от ДП экраноплана сторону участка днища поплавка перед соответствующим поперечным реданом, причем вершины бортовых наделок, соответствующих второму и последующим поперечным реданам, расположены в плоскостях треугольнообразных оснований впереди расположенных бортовых наделок, либо в непосредственной близости от них, а верхние вершины треугольнообразных оснований бортовых наделок расположены выше статической ватерлинии поплавка.

21. Экраноплан по п.20, отличающийся тем, что нижние грани бортовых наделок его поплавков выполнены в форме цилиндрической или конической поверхностей с выпуклостью, направленной вверх, а линии шпангоутов соответствующих участков днища поплавков сопряжены с криволинейными образующими нижних граней бортовых наделок по касательным с приданием односторонне килеватому днищу поплавков поперечного профиля типа "крыло чайки".

22. Экраноплан по п.2, отличающийся тем, что форкиль его вертикального оперения выполняет одновременно функцию кормовой опоры вала воздушного винта.

23. Экраноплан по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что его корпус выполнен с возможностью сборки и разборки в процессе эксплуатации на следующие основные агрегаты: центроплан с фюзеляжем, силовой установкой и форкилем; поплавки; консоли составного крыла; вертикальное оперение и горизонтальное оперение.

24. Взлетно-посадочный комплекс экраноплана со средствами создания при его взлете и посадке под центропланом статической воздушной подушки, включающий смонтированные по бортам центроплана водоизмещающие поплавки, убираемые ограждения воздушной подушки спереди и сзади центроплана, расположенный во внутреннем объеме центроплана воздуховод, отводящий часть воздушного(ых) потока(ов) от воздушного(ых) винта(ов) в пространство под центропланом, воздухозаборное устройство, выполненное в виде поворотной(ых) створки(ок), смонтированной(ых) за воздушным(и) винтом(ами) с возможностью открытия или закрытия входного(ых) отверстия(ий) воздуховода наддува статической воздушной подушки, поворотные створки на нижней поверхности центроплана, обеспечивающие открытие или закрытие выходных отверстий воздуховода наддува статической воздушной подушки, а также устройство синхронизации установки и уборки ограждения статической воздушной подушки с поворотом створок входного(ых) и выходных отверстий воздуховода наддува статической воздушной подушки, отличающийся тем, что в качестве убираемого ограждения статической воздушной подушки сзади центроплана используется закрылок, смонтированный вдоль задней кромки центроплана с возможностью его отклонения вниз вплоть до совмещения его задней кромки с основной плоскостью экраноплана, проходящей через основные линии его поплавков, воздуховод, отводящий часть воздушного(ых) потока(ов) от воздушного(ых) винта(ов) в пространство под центропланом, выведен в форкиль, расположенный за воздушным(и) винтом(ами), а поворотные створки воздухозаборного устройства выполнены в виде частей бортовых обшивок форкиля вертикального оперения экраноплана и смонтированы с возможностью их поворота вокруг расположенных в вертикальном направлении осей, обеспечивающего полное раскрытие для воздушного(ых) потока(ов) от воздушного(ых) винта(ов) расположенного за ним(и) в форкиле входного(ых) отверстия(ий) воздуховода наддува статической воздушной подушки при движении экраноплана на статической воздушной подушке и полное закрытие его(их) при движении экраноплана в режиме околоэкранного полета.

25. Взлетно-посадочный комплекс по п.24, отличающийся тем, что закрылок центроплана разделен по его размаху на две секции или на две группы секций, принадлежащих разным бортам центроплана, причем каждая секция в случае разделения закрылка на две секции, или каждая группа секций в случае разделения закрылка на две группы секций, снабжена собственным приводом их поворота.

26. Взлетно-посадочный комплекс по п.25, отличающийся тем, что приводы поворота секций закрылка центроплана снабжены средствами демпфирования внешних ударных нагрузок, воздействующих на закрылок в процессе движения экраноплана со стороны неровностей опорной поверхности.

27. Взлетно-посадочный комплекс по п.25, отличающийся тем, что соседние секции закрылка центроплана, принадлежащие одному борту, соединены между собой гибкими воздухонепроницаемыми диафрагмами, прикрепленными к их смежным торцам, обеспечивающими отсутствие открытого для воздуха зазора между ними даже при некотором смещении их между собой по углу поворота, вызванном внешним воздействием в процессе движения экраноплана со стороны неровностей опорной поверхности.

28. Взлетно-посадочный комплекс по п.25, отличающийся тем, что соседние секции закрылка центроплана, принадлежащие разным бортам, соединены между собой гибкой воздухонепроницаемой диафрагмой, прикрепленной к их смежным торцам, обеспечивающей отсутствие открытого для воздуха зазора между ними даже при максимально возможном смещении их между собой, когда одна из этих секций повернута в крайнее верхнее положение, а другая - в крайнее нижнее положение.

29. Взлетно-посадочный комплекс по п.25, отличающийся тем, что внутренние борта поплавков экраноплана в районе расположения крайних бортовых секций закрылка центроплана снабжены участками с конической поверхностью, эквидистантной воображаемой конической поверхности, описываемой хордой профиля закрылка, расположенной в плоскости примыкающего к внутреннему борту поплавка торца крайней бортовой секции закрылка, при его повороте от крайнего верхнего до крайнего нижнего положения, а крайние бортовые секции закрылка центроплана снабжены прикрепленными к их примыкающим к внутренним бортам поплавков торцам эластичными уплотнительными профилями, обеспечивающими отсутствие открытого для воздуха зазора между ними и поверхностями внутренних бортов соответствующих поплавков экраноплана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экранопланам, предназначенным для перевозок по воздуху, воде, снегу, с их посадкой в труднодоступные районы, в том числе в заросли тростника, в места, не оборудованные взлетно-посадочными полосами, при возможности осуществления вертикального взлета и посадки с воды и суши.

Экранолет // 2333854
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания транспортных средств на динамической воздушной подушке, в частности экранопланов и экранолетов, использующих экранный эффект в той или иной степени.

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к судам с динамическим поддержанием корпуса над поверхностью воды. .

Экранолет // 2317221
Изобретение относится к воздушному транспорту и может быть использовано для создания транспортных средств на динамической воздушной подушке. .

Изобретение относится к транспорту и касается создания экранопланов. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов на динамической воздушной подушке. .

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания экранопланов. .

Изобретение относится к экранопланам с поддувом. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания тримаранных экранопланов. .

Изобретение относится к транспорту и касается создания экранопланов. .

Судно // 2352492
Изобретение относится к судостроению и касается создания судов с воздушной разгрузкой

Экранолет // 2354566
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования экранолетов

Экранолет // 2354567
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования экранолетов

Изобретение относится к транспортным средствам на газовой подушке и касается строительства экранопланов

Экранолет // 2360811
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания экранолетов, осуществляющих взлет и посадку на суше

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самостабилизирующихся экранопланов

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания экранопланов

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания стабилизирующихся экранопланов

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания экранопланов с поддувом
Наверх