Стартовый комплекс для запуска ракет

Изобретение относится к космической технике, а точнее к наземным стартовым сооружениям. Предлагаемый стартовый комплекс включает шахту, в нижней части которой выполнен стартовый выступ для установки наземного разгонного блока. Этот блок предварительно ускоряет ракету в шахте. Ниже стартового выступа шахта переходит в газоотводный канал. На участках стен, примыкающих к углам шахты, закреплены направляющие дорожки, а между ними закреплены зубчатые стойки. В стенах верхней и нижней частей шахты между стойками выполнены многоярусные ниши, в которых размещены тормозные плиты. Торцевая сторона плит, обращенная к шахте, образует с плоскостью стены острый угол, который в верхней части шахты направлен вершиной вниз, а в нижней части шахты - вершиной вверх. Масса тормозных плит увеличивается в направлении снизу вверх для плит верхней части шахты и в направлении сверху вниз для плит нижней части. По периметру разгонного блока на двух уровнях размещены направляющие и тормозные катки с гладкими цилиндрическими частями и зубчатыми венцами, сопряженными с зубчатыми стойками шахты. На верхней стороне блока выполнен кольцевой выступ для установки ракеты, а по углам установлены опорные мачты для поддержания ракеты, шарнирно соединенные своими основаниями с блоком. На нижней стороне блока закреплены ракетные двигатели. За счет этих двигателей производится разгон ракеты в шахте до скорости примерно 200 м/сек, а затем включаются двигатели ракеты. Разгонный блок, взаимодействуя с тормозными плитами, затормаживается и останавливается в верхней части шахты, а затем опускается вниз на стартовый выступ шахты. Предлагаемый комплекс дает, в частности, принципиальную возможность запуска на орбиту ракет, стартовая тяга которых равна их стартовому весу. Техническим результатом изобретения является увеличение массы выводимого на орбиту полезного груза по отношению к стартовой массе ракеты. 10 ил.

 

Изобретение относится к космической технике, а точнее к наземным стартовым сооружениям.

Известны открытые стартовые комплексы для запуска ракет-носителей, а также шахтные установки, которые служат, в частности, направляющими при движении ракет со старта.

На открытых стартовых комплексах разгон ракеты со старта от нулевой до космической скорости осуществляется за счет работы двигателей ракеты, при этом известно, что вертикальный участок траектории очень не выгодный по расходу горючего, что в конечном счете отрицательно отражается на отношение массы полезного груза к стартовой массе ракеты.

Целью изобретения является увеличение массы полезного груза, выводимого на орбиту, по отношению к стартовой массе ракеты.

Эта цель достигается за счет предварительного ускорения ракеты с помощью наземного многоразового разгонного блока в стартовом комплексе, включающем шахту квадратного поперечного сечения, в нижней части которой, по периметру сечения, выполнен стартовый выступ для установки ракеты, а на вертикальных участках стен, примыкающих к углам шахты, закреплены направляющие дорожки; в шахте размещен разгонный блок, на боковых сторонах которого, по периметру поперечного сечения, на двух уровнях установлены катки, сопряженные с направляющими дорожками; нижняя честь шахты соединена с атмосферой газоотводным каналом. Причем в отличие от общеизвестных устройств (лифты, клети и т.д.) на стенах шахты, между направляющими дорожками, закреплены стойки с зубчатой поверхностью, обращенной к шахте; в стенах верхней и нижней частей шахты между зубчатыми стойками выполнены многоярусные ниши, при этом нижняя сторона ниш верхней части шахты выполнена плоской, с уклоном в сторону шахты, а нижняя сторона ниш нижней части шахты выполнена вогнутой и образована в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты, дугой с центром, находящимся за пределами шахты; в нишах размещены тормозные плиты, нижняя сторона каждой из них соответствует нижней стороне ее ниши, а торцевая сторона плит, обращенная к шахте (в рабочем положении плит), образует с плоскостью стены шахты острый угол, при этом угол, образованный плоскостью стены шахты и торцевой стороной плит верхней части шахты, направлен вершиной вниз, а угол, образованный плоскостью стены шахты и торцевой стороной плит нижней части шахты, направлен вершиной вверх, причем торцевая сторона плит выполнена вогнутой и образована в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты, плавной кривой, соединяющей нижнюю и верхнюю стороны плит; масса тормозных плит, размещенных на разных ярусах, не одинакова, при этом масса плит, размещенных в верхней части шахты, увеличивается в направлении снизу вверх, а масса плит, размещенных в нижней части шахты, увеличивается в направлении сверху вниз, для чего плиты нижней части шахты выполнены с пустотами, расположенными в ближних к шахте половинах плит; в самой верхней части шахты, между предпоследними и последними тормозными плитами, установлены фиксирующие механизмы, каждый в плоскости сечения, перпендикулярной стене шахты, в виде подпружиненного в направлении шахты фигурного коромысла; тормозные плиты и фиксирующие механизмы связаны с гидроцилиндрами двойного действия; в стенах средней по высоте части шахты между зубчатыми стойками выполнены окна, соединенные с газоотводным каналом; по периметру поперечного сечения разгонного блока между направляющими катками установлены тормозные катки; все катки, кроме гладкой цилиндрической части, содержат зубчатые венцы, сопряженные с зубчатыми стойками шахты, при этом радиус цилиндрической части направляющих катков равен радиусу начальной окружности зубчатых венцов этих катков, а радиус цилиндрической части тормозных катков относится к радиусу начальной окружности зубчатых венцов этих катков, как длина наклонной кривой торцевой стороны тормозных плит к вертикальной прямой, соединяющей нижнюю и верхнюю стороны тормозных плит, в плоскости стены шахты; на верхней стороне разгонного блока, концентрично его вертикальной оси, выполнен кольцевой силовой выступ для установки ракеты, а по углам установлены опорные мачты, шарнирно соединенные с разгонным блоком, на нижней стороне блока закреплены ракетные двигатели.

На фиг.1 показана общая схема стартового комплекса, в разрезе.

На фиг.2 показан увеличенный фрагмент А фиг.1.

На фиг.3 - положение разгонного блока и ракеты на старте, вид сверху.

На фиг.4 - положение разгонного блока и ракеты на старте, вид сбоку (фр. В фиг 1).

На фиг.5 - положение разгонного блока и ракеты на старте, вид снизу.

На фиг.6 показана схема системы торможения разгонного блока при запуске ракеты.

На фиг.7 и 8 показаны варианты углового положения верхних тормозных плит перед процессом торможения разгонного блока (фр.С фиг.6).

На фиг.9 показано положение нижних тормозных плит перед торможением разгонного блока, в нижней части шахты (фр.Д фиг.4)

На фиг.10 показана конструктивная схема размещения направляющих и тормозных катков (фр.Е фиг.3).

Стартовый комплекс включает шахту 1 (фиг.1) квадратного поперечного сечения, выполненную, на пример, в горном массиве, стены шахты усилены металлическим каркасом. В нижней части шахты по периметру сечения выполнен силовой стартовый выступ 2 (фиг.4). На вертикальных участках стен, примыкающих к углам шахты, закреплены направляющие дорожки 3 (фиг.2), а на части стен, между направляющими дорожками, закреплены вертикальные стойки 4 с зубчатой поверхностью, обращенной внутрь шахты (фиг.2). В стенах верхней и нижней частей шахты в промежутках между зубчатыми стойками выполнены многоярусные ниши 5 (фиг.6) и 6 (фиг.4), при этом нижняя сторона ниш 5 выполнена плоской и с уклоном (15-30°) в сторону шахты (фиг.7 и 8), а нижняя сторона ниш 6 выполнена вогнутой и образована (в вертикальной плоскости перпендикулярной стене шахты) дугой с центром, находящимся за пределами шахты (фиг.4).

В нишах размещены тормозные плиты 7 (фиг.6) и 8 (фиг.4), нижняя сторона каждой из них соответствует нижней стороне ее ниши, а торцевая сторона плит, обращенная к шахте, образует с последней (в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты) острый угол ≈30° (фиг.7), при этом торцевая сторона плит выполнена вогнутой и образована (в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты) плавной кривой, соединяющей нижнюю и верхнюю стороны плит (фиг.7). Масса тормозных плит, размещенных на разных ярусах в верхней и нижней частях шахты, не одинакова - в верхней части шахты масса плит увеличивается в направлении снизу-вверх, а в нижней части шахты масса плит увеличивается в направлении сверху-вниз, для чего плиты 8 нижней части шахты выполнены с пустотами 9 (фиг.4), расположенными в ближних к шахте половинах плит. В самой верхней части шахты установлены фиксирующие механизмы 10, каждый в виде подпружиненного, в направлении шахты, коромысла, и особомассивные ограничительные плиты 14 (фиг.6). Все тормозные плиты и фиксаторы снабжены силовыми гидроцилиндрами 12 (фиг.4 и 6) двухстороннего действия. Часть шахты ниже стартового выступа 2 переходит в газоотводный канал 13, соединенный с атмосферой, кроме этого, в средней, по высоте, части шахты в промежутках между зубчатыми стойками 4 выполнены окна 14, переходящие в каналы, соединенные с основным газоотводным каналом 13. Для предотвращения температурной деформации металлические элементы шахты снабжены каналами жидкостного охлаждения 15 (фиг.10). На фиг.1 и 2 показаны (как пример) основные размеры стартового комплекса.

В шахте размещен разгонный блок 16 (фиг.1) четырехгранной (в поперечном сечении) формы, на боковых сторонах которого, по периметру сечения, на двух уровнях на горизонтальных осях установлены направляющие катки 17, постоянно контактирующие с направляющими дорожками 3, и тормозные катки 18 (фиг.10). Все катки, кроме гладкой цилиндрической части, содержат зубчатые венцы 19 (фиг.10), которыми они постоянно сопряжены с зубчатыми стойками 4 (фиг.7, 8, 9, 10), при этом радиус цилиндрической части направляющих катков равен радиусу начальной окружности зубчатых венцов этих катков (фиг.10), а радиус цилиндрической части (r) тормозных катков относится к радиусу начальной окружности зубчатых венцов (rw) этих катков, как длина наклонной кривой торцевой стороны - (Lнакл) тормозных плит к вертикальной прямой - (Lверт), соединяющей нижнюю и верхнюю стороны тормозных плит.

Т.е. (фиг.7, 8, 9, 10).

На верхней стороне разгонного блока 16, концентрично его вертикальной оси симметрии, выполнен силовой кольцевой выступ 20 для установки ракеты 21, а по углам блока установлены опорные мачты 22, шарнирно соединенные своими основаниями с разгонным блоком, а своими шаровыми наконечниками входят в сферические гнезда силовых кронштейнов 23 ракеты (для поддержания ракеты в вертикальном положении и уменьшения нагрузки на нижнюю половину ракеты).

Все нагруженные части блока закреплены на его силовом каркасе, внутри которого размещены баки с горючим и окислителем. На нижней стороне блока закреплены ракетные двигатели 24, размещенные, например, в шахматном порядке для более полного использования площади нижней стороны блока в связи с большим числом двигателей, (поскольку при ускорении 50 м/сек2, тяга двигателей превышает стартовый вес системы «разгонный блок-ракета» в шесть раз)

В стартовый комплекс входит монтажный кран 25, грузоподъемность и высота которого превышают сухой вес и длину ракеты.

Работа стартового комплекса складывается из следующих операций:

1) Подготовка к запуску

а) Подвезенную на спецтранспорте ракету 21 стропуют к крану, поднимают в вертикальное положение, опускают в шахту и устанавливают на блок: основанием - на кольцевой выступ 20, а силовыми кронштейнами 23 - на опорные мачты 22.

б) Разгонный блок и ракету заправляют топливом и окислителем (система заправки не показана).

в) Тормозные плиты 7, фиксаторы 10 и ограничительные плиты 11 с помощью гидроцилиндров выдвигают в рабочее положение (фиг.6).

2) Запуск и ускорение разгонного блока

а) Включают двигатели 24 разгонного блока 16, под действием которых блок вместе с ракетой с ускорением на пример 50 м/сек2 начинает движение вверх, при таком ускорении общая тяга двигателей разгонного блока превышает стартовый вес системы «разгонный блок-ракета» в шесть раз. Например, при стартовом весе системы 5000 тонн тяга двигателей блока должна составлять 30000 тонн (без учета аэродинамического сопротивления).

На систему «разгонный блок-ракета» действует две силы:

1) Сила притяжения к земле, вес Р=5000000 кг;

2) Сила тяги двигателей, направленная вверх, F;

F=Р(а+9.8) н; F≈5000000*(50+10) н;

F≈300000000 н = 30000000 кг = 30000 тонн.

При движении разгонного блока вверх зубчатые венцы 19 всех катков, взаимодействуя с зубчатыми стойками 4, в соответствии с увеличивающейся скоростью блока увеличивают угловую скорость катков 17 и 18 (фиг.7, 8, 9, 10), при этом направляющие катки 17 без скольжения катятся по направляющим дорожкам 3, а тормозные катки 18 большую часть пути просто раскручиваются до нужной угловой скорости (примерно до 6000 об/мин). В момент контакта тормозных катков с тормозными плитами 7 большую часть двигателей блока выключают, а катки 18 без скольжения катятся по торцевым сторонам плит, вдавливая последние в их ниши, преодолевая при этом силы трения плит о нижнюю сторону ниш, а также поднимая центр масс плит вверх («h» фиг.7, 8) и преодолевая сопротивление, вызванное дросселированием жидкости из цилиндров в гидросистему.

(При этом силы давления Pн преобразуются в силы торможения Fт фиг.6).

Благодаря вогнутости торцевой стороны плит тормозные катки накатываются на ее поверхность под очень острым углом, чем обеспечивается безударное, постепенно нарастающее давление катка на торцевую поверхность плиты, в частности, в момент трогания плиты с места, что особенно важно для плит нижних ярусов, которые при торможении блока задвигаются в свои ниши с большей скоростью (примерно 100 м/сек).

Сразу после старта разгонного блока с ракетой нижние тормозные плиты 8 с помощью гидроцилиндров быстро (за 10-15 сек) выдвигают в рабочее положение.

По мере торможения блока его скорость уменьшается, а ракета с максимальной скоростью, примерно 200 м/сек, отделившись от блока по инерции летит вверх, в это время включаются двигатели ракеты и она под действием сил инерции и работы двигателей продолжает вертикальный полет.

3) Дальнейшее действия разгонного блока могут развиваться по двум вариантам

а) Разгонный блок, израсходовав всю кинетическую энергию на преодоление сил трения тормозных плит 7 и пружин фиксаторов 10, упирается в ограничительные плиты 11, частично смещая их в ниши (что смягчает удар), к этому моменту фиксаторы 10, имеющие сравнительно небольшую массу, под действием пружин быстро возвращаются в рабочее (выдвинутое) положение и разгонный блок своими тормозными катками опускается на фиксаторы. (Во время торможения блока «дежурная» часть двигателей работает, создавая тягу, меньшую, чем вес блока, но достаточную, чтобы обеспечить мягкую посадку блока на фиксаторы).

б) Во втором варианте разгонный блок, поднявшись при торможении на некоторую высоту (не обязательно в верхнюю точку), останавливается, а затем под действием веса начинает падать вниз (либо опускаться, притормаживаясь «дежурными» двигателями), но в любом случае окончательно затормаживается нижними тормозными плитами (не опускаясь, однако, при этом до стартового выступа во избежание жесткого удара).

После остановки блока его двигатели выключают, блок стропуют к крану и удерживают, пока тормозные плиты 8, с помощью гидроцилиндров, втягивают в их ниши. После чего блок с помощью крана устанавливают на стартовый выступ 2.

Благодаря дугообразной форме и пустотам 9 в теле плит 8 их дальние от шахты половины, заключающие в себе большую часть массы плиты, при торможении блока несколько подымаются вверх, поглощая при этом часть кинетической энергии блока (и запасая ее для использования при быстром, примерно за 10-15 сек, после старта выдвижение тормозных плит 8 в рабочее положение). Образующиеся при работе двигателей газы уходят в газоотводный канал; вместе с тем, за разгонным блоком может образоваться повышенное давление, что не выгодно для торможения блока, поэтому в стенах средней части шахты выполнены дополнительные окна 14 и газоотводные каналы, соединенные с основным каналом 13 (фиг.1 и 2)

Самым существенным фактором работоспособности стартового комплекса является процесс торможения разгонного блока посредством силового взаимодействия его тормозных катков с тормозными плитами шахты. Процесс торможения определяют следующие параметры:

1) «Сухой» вес разгонного блока - Рб=400000 кг.

2) Тормозной путь - S=100 м.

3) Время торможения - t=1 сек.

4) Ускорение разгонного блока (-а)=(-200 м/сек2).

5) Суммарная длина тормозных катков - l=7000 см.

6) Ширина контактной полоски между тормозными катками и тормозными плитами - b≈0.5 см (зависит от твердости поверхности катков и упругости торцевой поверхности тормозных плит).

7) Общая площадь контакта катков с плитами - А=l*b;

А≈7000 см*0,5=3500 см2.

На основании этих параметров, можно определить следующее:

1) Сила торможения разгонного блока - Fт=Pб(-а+9,8) н;

Fт=400000(-200+10) н = 76000000 н = 7600000 кг.

2) Суммарная сила давления между тормозными катками и плитами - Pн=Fт:sin 30°; Pн=7600000:0,5=15200000 кг.

3)Удельное давление между тормозными катками и плитами -q=Pн:A; q=15200000:3500≈4343 кгс/см2.

(можно считать приемлемым, например, см. (4)).

Данное удельное давление катков на тормозные плиты соизмеримо с удельным давлением колеса железнодорожного вагона на рельсы, т.е.

1) Р - вес вагона ≈100000 кг.

2) А1 - площадь контакта одного колеса с рельсом ≈3 см2.

3) A8 - площадь контакта восьми колес с рельсами ≈24 см2.

4) q - удельное давление колес на рельсы P:A8; 100000:24≈4167 кгс/см2.

4) Давление на одну плиту - Рн1=Рн:16; Рн1=15200000 кг: 16=950000 кг.

Указанное давление (Pн) как сила расходуется:

1) При взаимодействии тормозных катков с плитами нижних ярусов - в основном на придание плитам ускорения ≈100...50...м/сек2, а также на преодоление сил трения и дросселирование жидкости из гидроцилиндров в систему.

2) При взаимодействии тормозных катков с плитами верхних ярусов, где скорости смещения плит меньше, в основном на преодоление сил трения, подъем плиты на высоту «h»≈50 см, а также на дросселирование жидкости из гидроцилиндров в систему.

Предлагаемый стартовый комплекс многоразового действия (1000 запусков) и осуществляемое в нем предварительное ускорение ракет весом 3000-5000 тонн (чем больше масса ракет и количество запусков, тем целесообразнее строительство комплекса) экономит при каждом запуске примерно 30-секундный расход топлива ракетой, который может составить до 20% общего запаса топлива ракеты, и два километра вертикального участка ее траектории, если при этом исходить из того, что до высоты 2 км ракета летит по инерции с начальной скоростью 200 м/сек и ускорением (-9,8 м/сек2), т.е. ν=200 м/сек; а≈(-10 м/сек2); тогда

а с 2-х км ракета начинает полет за счет тяги своих двигателей с ускорением 5 м/сек2 (без учета аэродинамического сопротивления).

При определении экономии топлива ракетой предполагается, что ракета стартует, как обычно, с поверхности земли с ускорением 5 м/сек2 и проходит вертикальный участок траектории 2 км, как обычно, за 30 сек, набирая скорость 150 м/сек, т.е. тогда значит νt=5*29≈150 м/сек.

Количество израсходованного топлива на данном участке траектории ракеты обусловлено законом о равенстве количеств движения, полученных каждым из двух тел в результате их взаимного отталкивания. Отношение скоростей, полученных этими телами (ракета и масса сгоревшего топлива), обратно пропорционально отношению их масс, т.е.

значит

где m1 - масса ракеты (4000000 кг).

ν1 - скорость ракеты (150 м/сек).

m2 - масса сгоревшего топлива (искомая величина).

ν2 - скорость газовой струи (3000 м/сек).

Причем в связи с тем, что взаимодействие ракеты и газа происходит на вертикальном участке траектории при движении ракеты вверх, то для ускорения ракеты (5 м/сек2) необходимо сжечь топлива в 3 раза больше, чем для такого же ускорения в горизонтальном полете, т.е 200*3=600 тонн.

Пример: на ракете установлены 3 двигателя, тяга каждого из них составляет 0,5 стартового веса ракеты, при этом только один двигатель работает на ускорение ракеты (5 м/сек2), а два двигателя придают ракете «невесомость».

Как следует из выше изложенного, экономия составляет 600 тонн топлива, что может составить до 20% общего количества топлива на ракете. Пример: стартовый вес ракеты 4000 тонн. Если количество топлива составляет 3600 тонн (90% общего веса ракеты), то экономия составит 17%, а если количество топлива составляет 3000 тонн (75% общего веса ракеты), то экономия составит 20%.

Уменьшение стартовой массы ракеты за счет уменьшения запаса топлива (на величину сэкономленного) плюс уменьшение объема баков автоматически увеличивает относительную массу полезного груза, выводимого на орбиту. Кроме этого появляется принципиальная возможность запуска ракет на орбиту со стартовой тягой двигателей, равной стартовой массе ракеты. Это возможно в следующем случае (без учета аэродинамического сопротивления):

Ракета, ускоренная разгонным блоком, вылетает из шахты со скоростью 200 м/сек, с включенными к этому времени двигателями. В этом случае ракета сохранит полученную в шахте скорость 200 м/сек и может с этой скоростью подниматься вверх (пока не кончится топливо), поскольку по закону инерции тело (ракета), получив однажды какую-либо скорость (200 м/сек), будет двигаться с этой скоростью до тех пор, пока на тело не начнут действовать силы сопротивления, а силы сопротивления для ракеты - это ее вес, который в данном случае нейтрализуется тягой ее двигателей, и следовательно, ракета становится «невесомой». Это значит, что наклонную траекторию ракета начнет при скорости 200 м/сек и с тягой, равной стартовому весу ракеты. Такая тяга на наклонной траектории может сообщить ракете необходимое ускорение, к тому же, масса ракеты к этому времени уменьшится.

Положительный результат предварительного ускорения ракет еще более повысится, если стартовый комплекс построить в горной местности, например на высоте 2 км. В этом случае доля сэкономленного топлива увеличивается, что позволит еще больше увеличить массу полезного груза, выводимого на орбиту, относительно стартовой массы ракеты.

Стартовый комплекс для запуска ракет, включающий шахту квадратного поперечного сечения, в нижней части которой по периметру сечения выполнен стартовый выступ, а на участках стен, примыкающих к углам шахты, закреплены направляющие дорожки, в шахте размещен разгонный блок, на боковых сторонах которого по периметру поперечного сечения на двух уровнях установлены направляющие катки, сопряженные с направляющими дорожками, нижняя часть шахты соединена с атмосферой газоотводным каналом, при этом на стенах шахты между направляющими дорожками закреплены стойки с зубчатой поверхностью, а в стенах верхней и нижней частей шахты между указанными стойками выполнены многоярусные ниши так, что нижняя сторона ниш верхней части шахты выполнена плоской, с уклоном в сторону шахты, а нижняя сторона ниш нижней части шахты выполнена вогнутой и в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты, образована дугой с центром, находящимся за пределами шахты, в нишах размещены тормозные плиты, нижняя сторона каждой из которых соответствует нижней стороне ее ниши, а торцевая сторона, обращенная к шахте, образует с плоскостью стены шахты острый угол, который для плит верхней части шахты направлен вершиной вниз, а для плит нижней части шахты - вершиной вверх, указанная торцевая сторона плит выполнена вогнутой и в вертикальной плоскости, перпендикулярной стене шахты, образована плавной кривой, соединяющей нижнюю и верхнюю стороны плит, причем масса тормозных плит увеличивается в направлении снизу-вверх для плит верхней части шахты и в направлении сверху-вниз для плит нижней части, которые выполнены с пустотами, расположенными в ближних к шахте половинах плит, при этом в верхней части шахты между предпоследним и последним ярусами тормозных плит установлены фиксирующие механизмы в виде подпружиненных в направлении шахты фигурных коромысел, между указанными направляющими катками установлены тормозные катки, причем все катки имеют гладкую цилиндрическую часть и зубчатые венцы, сопряженные с зубчатой поверхностью указанных стоек шахты, радиус цилиндрической части направляющих катков равен радиусу начальной окружности зубчатых венцов этих катков, а радиус цилиндрической части тормозных катков относится к радиусу начальной окружности зубчатых венцов этих катков как длина указанной плавной кривой торцевой стороны тормозных плит к вертикальной прямой, соединяющей нижнюю и верхнюю стороны этих плит, на верхней стороне разгонного блока концентрично его оси симметрии выполнен кольцевой выступ для установки ракеты, а по углам установлены опорные мачты для поддержания ракеты, шарнирно соединенные с разгонным блоком, на нижней стороне которого закреплены ракетные двигатели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а конкретнее к способу подготовки и пуска ракет-носителей на ракетно-космическом комплексе и ракетно-космическому комплексу для его осуществления.

Изобретение относится к устройствам в составе пусковых установок стартовых комплексов, обеспечивающим снижение акустического воздействия на ракету-носитель и охлаждение газовой струи ее ракетного двигателя при старте.

Изобретение относится к способам защиты ракеты-носителя и ее полезного груза главным образом от акустического воздействия газовой струи ракетного двигателя при старте.

Изобретение относится к ракетной технике к химической промышленности, к снабжению горючими веществами и топливом, в различных областях машиностроения. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а более конкретно к стартовым комплексам ракет-носителей космического назначения. .

Изобретение относится к наземному оборудованию объектов ракетно-космической техники и обеспечивает автоматическое поддержание требуемого температурно-влажностного режима и степени чистоты среды этих объектов

Изобретение относится к стартовым системам ракетно-космических комплексов для запусков ракет класса "СОЮ3-ПРОГРЕСС", а конкретно к электрогидравлическим приводам дистанционного управления перемещением опорных ферм

Изобретение относится к наземному оборудованию для дозированного заполнения емкостей сжатыми газами и может быть использовано для заправки баков космических аппаратов ксеноном, предназначенным для применения в качестве рабочего тела в плазменных двигателях

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для запуска с Земли как беспилотных, так и пилотируемых воздушно-космических аппаратов (ВКА)

Изобретение относится к технике запуска ракет-носителей с морских плавсредств

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к отражающим устройствам, обеспечивающим защиту оборудования, расположенного непосредственно на поверхности стартовой площадки ракеты, от воздействия растекающегося потока высокотемпературного газа, образующегося при встрече газовой струи, истекающей из сопел ракетного двигателя, с плоской преградой

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов космических ракетных комплексов и предназначено для транспортирования на универсальные транспортные комплексы и установки на пусковой стол ракет космического назначения легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства

Изобретение относится к способам и средствам термостатирования космических объектов преимущественно в ходе предстартовой подготовки

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам обеспечения термостатирования объектов ракеты-носителя (РН), например полезного груза (ПГ), приборов системы управления (СУ) и других объектов, размещаемых в головном блоке (ГБ), блоке полезного груза (БПГ) космической головной части (КГЧ) и ракетном блоке (РБ) РН, и предназначено для термостатирования этих объектов в период предстартовой подготовки блоков РН

Изобретение относится к космической промышленности и может найти применение в области строительства
Наверх