Прицеп

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп состоит из кузова, расположенного на раме шасси. Шасси снабжено ведомыми колесами, поворотным кругом и подкатной тележкой с дышлом и рулевыми колесами. На подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга. Торсион своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными подпружиненной пружиной сжатия втулки. Втулка подвижно установлена в направляющих рамы прицепа. На торце втулки, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, так же жестко присоединенного к его рычагу. Повышается устойчивость движения прицепа. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных и тракторных прицепов.

Известен двухосный тракторный самосвальный прицеп модели 785А, описанный в руководстве по уходу и эксплуатации, Сербодский машиностроительный завод, Приволжский информцентр, г.Саратов, 1969 г. Такой прицеп показан на странице 5 руководства и состоит из кузова, установленного на раме, в задней части которой с помощью рессор присоединены ведомые колеса, а в передней установлен поворотный круг, взаимосвязанный с подкатной тележкой, снабженной рулевыми колесами. К подкатной тележке присоединено дышло, предназначенное для сцепа прицепа с трактором тягачом. Несмотря на достаточно высокие эксплутационные показатели, такой прицеп обладает весьма важным недостатком, заключающимся в том, что при транспортировке его в составе тракторного поезда последний подвержен вилянию, то есть колебаниям в поперечной плоскости движения, причем амплитуды виляния настолько велики, что способствует возникновению опасных ситуаций столкновения прицепа со встречно движущимся или обгоняющим его транспортом.

Известен также прицеп 2ПТС-4-793-01, описанный в брошюре «Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01». Техническое описание и инструкция по эксплуатации, ПО Ташкентский тракторный завод, Ташкент, 1983 г. Конструкция такого тракторного прицепа в целом аналогична вышеописанной, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является разработка технического решения, исключающего виляние прицепов.

Поставленная цель достигается тем, что на подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга и своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными подпружиненной пружиной сжатия втулки, подвижно установленной в направляющих рамы прицепа, а на ее торце, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, также жестко присоединенного к его рычагу.

На фиг.1 показан общий вид прицепа сбоку, на фиг.2 - часть его со стороны подкатной тележки с вырывом и на фиг.3 - часть узла сопряжения деталей устройства по устранению виляния прицепа.

Прицеп состоит из кузова 1, размещенного на раме 2, в задней части которой установлены ведомые колеса 3, а в передней подкатная тележка 4 с рулевыми колесами 5 и дышлом 6. На подкатной тележке 4 установлен поворотный круг 7, связанный с рамой 2, и жестко закреплен рычаг 8 торсиона, на которой также жестко закреплен стержень 9 торсиона, причем последний выполнен пустотелым и в нем размещен неподвижно дополнительный стержень 10. Стержень 9 торсиона снабжен шлицами 11, взаимосвязанными с ответными, выполненными во втулке 12, имеющей выступы 13, расположенные в пазах 14 направляющей 15, жестко закрепленной на раме 2. Между направляющей 15 с втулкой 12 размещена пружина сжатия 16. К верхнему торцу втулки 12 присоединен диск криволинейной формы 17, поверхность которого контактирует с упорами 18, жестко закрепленными на дополнительном стержне 10.

Работает прицеп следующим образом. При прямолинейном движении прицепа в составе тракторного поезда продольная ось подкатной тележки 4 и рамы прицепа 2 лежат в одной продольной плоскости симметрии и такое движение можно считать устойчивым. Как только одно из рулевых колес 5 получит динамическое возмущение, например, от микро- или макропрофиля дороги, подкатная тележка 4 стремится повернуться на некоторый угол относительно продольной оси симметрии рамы 2 прицепа. В этом случае рычаг 8 торсиона также повернется на такой же угол, закрутив стержень 9 торсиона, так как последний другим своим концом с помощью шлицов 11 связан с неподвижной в этом угловом направлении втулкой 12. Такая угловая неподвижность втулки 12 вызвана тем, что ее выступы 13 размещены в пазах 14 направляющей 15, жестко закрепленной на раме 2 прицепа. Следовательно, закрутка стержня 9 торсиона на небольшой угол позволит демпфировать такой угловой поворот подкатной тележки 4. В случае же, если поперечные колебания рулевых колес 5 вызовут значительную амплитуду колебаний и демпфировать их в силу ограниченной жесткости стержня 9 торсиона невозможно, то за счет жесткого соединения дополнительного стержня 10 с тележкой он провернется в полости стержня 9 торсиона на такой же угол, как и последний, и своими упорами 18 переместится на выпуклую сторону диска криволинейной формы 17. А так как он жестко связан с втулкой 12, то она, сжав пружину сжатия 16, переместится по стрелке А по шлицам 11 стержня 9 торсиона, несколько изменив его рабочую длину. Известно, что уменьшение рабочей длины стержня 9 торсиона способствует увеличению его крутильной жесткости, что хорошо подтверждается зависимостью Ж=(GI)/(ld2), где l - длина рабочей части торсиона, a d - его диаметр. Такое явление приведет к увеличению демпфирующей способности стержня 9 торсиона и, следовательно, к возникновению дополнительных сил сопротивления, препятствующих угловому повороту подкатной тележки 4 при ее вилянии. Затем под действием упругих сил стержня 9 торсиона подкатная тележка 4 возвращается в исходное положение, а под действием пружины сжатия 16 криволинейной формы диск 17 и втулка 12 займут такое положение, как это показано на фиг.2 и 3. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно направлено на повышение устойчивости движения прицепных звеньев, следующих в составе тракторных поездов.

Прицеп, состоящий из кузова, расположенного на раме шасси, снабженном ведомыми колесами, поворотным кругом и подкатной тележкой с дышлом и рулевыми колесами, отличающийся тем, что на подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга и своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными шлицами подпружиненной пружиной сжатия втулки, подвижно установленной в направляющих рамы прицепа, а на ее торце, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, также жестко присоединенного к его рычагу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Прицеп // 2258018
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к категории безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, на транспортных средствах большой и особо большой грузоподъемности при их движении по дорогам, имеющим значительные уклоны, или по пересеченной местности.

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в конструкции автомобильных поездов, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем увеличения надежности сцепа тягача и полуприцепа .

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных свойств путем обеспечения опускания задней части грузовой платформы при продольном ее смещении в процессе разгрузки.

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в конструкции автомобиля. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2368528
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2372241
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к стыковочной системе для соединения, по меньшей мере, одной питающей линии между тягачом и полуприцепом, причем, по меньшей мере, одна питающая линия своим первым концом неподвижно расположена на тягаче, а на своем втором конце содержит разъем, выполненный с возможностью подключения к питающей консоли полуприцепа

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к регулирующему устройству для седельно-сцепного устройства

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх