Устройство для самовытаскивания транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам, обеспечивающим самовытаскивание транспортных средств. Устройство для самовытаскивания транспортного средства содержит подвижный тяговый орган. Один конец тягового органа смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом. Его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа. Устройство размещено под рамой транспортного средства. Силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия. Тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма. Ось центрального шарнира первых звеньев указанного механизма жестко смонтирована на раме. Упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу. Концы звеньев шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу в плоскости механизма. Корпуса звеньев шарнирно связаны с рамой. Рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма. Фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами. Рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью. Повышается проходимость транспортных средств. 1 з.п. ф-лы, 18 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам, обеспечивающим самовытаскивание транспортных средств, а следовательно, повышение их проходимости.

Известно устройство для самовытаскивания транспортного средства (см. а.с. SU №918163, кл. B62D 57/00, 1982 г.), включающее лебедку и блок с крюком, размещенный в перегибе троса лебедки между барабаном и крюком троса лебедки, при этом на раме под мостами транспортного средства смонтированы направляющие, а трос лебедки расположен под двумя параллельными ветвями в этих направляющих, причем крюки троса лебедки и блока размещены соответственно в передней и задних частях транспортного средства.

Известно также устройство для самовытаскивания транспортного средства (см. Каталог "Автомобили УРАЛ-375, 375Д, 377", Автоэкспорт, 1970 г., с.378-391), содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа.

Недостатки известного устройства заключаются в том, что его использование требует больших трудозатрат и имеет низкую производительность и эффективность, т.к. оператору необходимо разматывать трос, перемещать его вместе с крюком до опоры, устанавливать в требуемом направлении трос с крюком и опору. После выполнения подтягивания транспортного средства указанные операции повторяются. Необходимо отметить, что указанные работы часто выполняются в условиях бездорожья необходимое количество раз, что требует существенных трудозатрат, ограничивает возможности устройства.

Кроме того, неприспособленность известных устройств для работы в экстремальных условиях (низкая температура, повышенная радиация и т.п.) существенно снижает их эффективность и ограничивает существенно функциональные возможности.

Задачей предложенного решения является расширение функциональных возможностей устройства.

Эта задача достигается тем, что устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа, размещено под рамой транспортного средства, силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия, тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, ось центрального шарнира первых звеньев которого жестко смонтирована на раме, при этом упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу, а их концы шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу - в плоскости механизма, при этом их корпуса шарнирно связаны с рамой, а рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма.

Кроме того, фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами, а рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью.

По сравнению с известным предложенное устройство для самовытаскивания транспортного средства позволяет эффективно осуществлять самовытаскивание транспортного средства при минимальных затратах ручного труда, обеспечивая управление процессом из кабины транспортного средства.

На фиг.1 изображено устройство для самовытаскивания в транспортном положении (вид сбоку в исходном положении); на фиг.2 - то же (вид сверху); на фиг.3 - устройство для самовытаскивания продольной оси транспортного средства; на фиг.4 - то же (вид сбоку); на фиг.5 - то же, в конечном положении; на фиг.6 - самовытаскивание назад (начальное положение); на фиг.7 - то же, конечное положение; на фиг.8 - устройство для самовытаскивания влево; на фиг.9 - то же, самовытаскивание вправо; на фиг.10 - схема работы устройства при вытаскивании навстречу застрявшего транспортного средства в начальном положении; на фиг.11 - то же, в конечном положении; на фиг.12 - схема работы устройства при выталкивании вперед застрявшего транспортного средства; на фиг.13 - то же, в конечном положении; на фиг.14 - электрогидравлическая система управления; на фиг.15 - рабочая опора; на фиг.16 - вид А на фиг.15; на фиг.17 - вид Б на фиг.15; на фиг.18 - вид В на фиг.15.

Устройство для самовытаскивания транспортного средства 1 содержит под рамой 2 в продольной плоскости симметрии впереди переднего или сзади заднего моста жестко смонтированную ось 3, на которой установлен тяговый орган 4, выполненный в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, при этом концы его продольных звеньев 5 и 6 за пределы центрального шарнира на ось 3 соединены шарнирно со штоками 7 и 8 гидроцилиндров 9 и 10, ориентированных навстречу друг другу в плоскости тягового органа 4, при этом корпуса цилиндров 9 и 10 шарнирно связаны с рамой 2, а их полости соединены с системой управления 11, к примеру выполненной электрогидравлической, на оси центрального шарнира 12 последнего звена тягового органа 4 (параллелограммного механизма) расположен в корпусе 13 рабочий орган 14 с возможностью самоустановки в транспортное положение. Фиксатор 15 транспортного положения рабочего органа 14, выполненный в виде наклонной пластины 16 с центральной прорезью и скосами 17, при этом рабочий орган 14 снабжен конусным оголовком 18 для взаимодействия с указанной прорезью пластины 16.

Система управления 11, к примеру электрогидравлическая, содержит два электроуправляемых 4-ходовых 3-позиционных гидрораспределителей 19 и 20, соединенных с нагнетающей 21 и сливной 22 магистралями гидросистемы транспортного средства, включающей насосную установку 23 с предохранительным клапаном 24 и емкость 25 для рабочей жидкости. Управление гидрораспределителями 19 и 20 осуществляется с помощью переключателей 26 и 27, с возможностью подачи питания от аккумуляторной батареи 28 через диоды 29-36.

Устройство работает следующим образом.

В транспортном положении система управления 11 выключена, штоки 7 и 8 гидроцилиндров 9 и 10 находятся в исходном положении, рабочий орган 14 с помощью конусного оголовка 18 расположен на фиксаторе 15.

Для самовытаскивания транспортного средства 1 по ходу движения система управления 11 отрабатывает управляющее воздействие на выдвижение оператора. Рабочая жидкость под давлением поступает в бесштоковые полости гидроцилиндров 9 и 10. Штоки 7 и 8, выдвигаясь, поворачивают первые звенья 5 и 6 относительно оси 3, которые раздвигают тяговый орган 4 в осевом направлении, выводя его из фиксатора 15 транспортного положения. Рабочий орган 14 скользит по опорной поверхности. По достижению положения полностью выдвинутых штоков 7 и 8, оператор воздействует на управляющие элементы системы управления 11, при этом рабочая жидкость под давлением поступает в штоковые полости гидроцилиндров 9 и 10. Штоки 7 и 8, вдвигаясь, поворачивают назад первые звенья 5 и 6 относительно оси 3, при этом тяговый орган 4 складывается. Рабочий орган 14 движется к транспортному средству 1, внедряясь в грунт, и останавливается. Тяговый орган 4, воспринимая сопротивление со стороны застрявшего транспортного средства 1, будет подтягивать последнее к рабочему органу. Эффективность устройства возрастет в случае вращения движителей в том же направлении. Транспортное средство 1 подтягивается к рабочему органу 14 и преодолевает труднопроходимый участок.

В отдельных случаях движение транспортного средства 1 вперед не представляется возможным или целесообразным. В этом случае необходимо двигаться назад. Для этого рабочий орган 14 разворачивают в корпусе 13 на 180 градусов и фиксируют в этом направлении. Далее оператор воздействует на систему управления 11, и рабочий орган 14, покинув фиксатор 15, начнет скользя перемещаться по опорной поверхности, внедряясь в грунт, а затем остановится. Тяговый орган 4, опираясь рабочим органом 14 в грунт и воспринимая сопротивление со стороны застрявшего транспортного средства 1, будет отталкивать последнее, преодолевая труднопроходимый участок местности.

При необходимости система управления 11 обеспечивает необходимый поворот тягового органа 4 с рабочим органом 14 относительно оси 3 вправо или влево и выполнения в этих направлениях самовытаскивания, что расширяет зону взаимодействия рабочего органа 14 с опорной поверхностью.

При эксплуатации двух и более транспортных средств в районах бездорожья предлагаемое устройство также может быть эффективно использовано. В этом случае с помощью тягового органа 4 рабочий орган 14 транспортного средства 1 соединяют с застрявшей машиной. Водитель транспортного средства 1 включает тормозную систему в работу и дает с помощью системы управления команду на складывание тягового органа 4. Результирующая сила последнего обеспечивает подтягивание застрявшей машины к транспортному средству 1.

Аналогично происходит выталкивание застрявшей машины.

Описанные процессы могут быть реализованы требуемое число циклов.

Предлагаемое устройство может быть установлено на каждом транспортном средстве в количестве от 1 до 2 штук. При установке устройства на шарнирно-сочлененном транспортном средстве возможности устройства расширяются.

Управление осуществляется с помощью переключателей 26 и 27, которые через диоды 29-36 обеспечивают подвод электрического тока от аккумуляторной батареи 28 к соответствующим катушкам гидрораспределителей 19 и 20, которые соединяют гидроцилиндры 9 и 10 с насосной установкой 23 транспортного средства 1.

Таким образом, предложенная конструкция устройства для самовытаскивания позволяет эффективно при минимальных затратах осуществлять самовытаскивание транспортного средства, при этом диапазон, зона действия расширена в сравнении с известными.

1. Устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа, отличающееся тем, что оно размещено под рамой транспортного средства, силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия, тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, ось центрального шарнира первых звеньев которого жестко смонтирована на раме, при этом упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу, а их концы шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу - в плоскости механизма, при этом их корпуса шарнирно связаны с рамой, а рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма.

2. Устройство для самовытаскивания транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами, а рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для ремонта автомобилей и других транспортных средств и предназначено для их подъема при ремонте. .

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, в частности для ремонта люка полувагона. .

Изобретение относится к устройствам для обслуживания и хранения колесных транспортных средств, сельскохозяйственной техники, в частности посевной техники. .

Изобретение относится к устройствам для подъема груза, имеющим изменяющие скорость зубчатые передачей, и может быть использовано в качестве подъемного устройства подвижного средства.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности смену пружин тележек и фрикционного клина.

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к гидроцилиндрам двухстороннего действия для опускания и подъема опорно-установочных лап выносных аутригеров краноманипуляторных установок (КМУ).

Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания колесных транспортных средств. .

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для подъема и постановки на путь сошедшего с рельсов транспортного средства, преимущественно путевых машин и трамваев.

Изобретение относится к колесным и гусеничным машинам, использующим съемные (откидные) поддоны для защиты двигателя, трансмиссии и других узлов от повреждений при наезде на препятствия.

Изобретение относится к области буровых установок и может быть использовано для перевозки грузов, укладки труб и строительства дорог на болотах. .

Изобретение относится к тракторои автомобилестроению, преимущественно к машинам с классической колесной схемой, оснащенным в качестве средств повышения проходимости полугусеничным ходом, установленным с зазором относительно поверхности твердого грунта.

Изобретение относится к тракторостроению, касается транспортных средств, оборудованных устройствами для самовытаскивания, и является усовершенствованием устройства по авт.св.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к оборудованию и устройствам для повьш1ения проходимости транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к транспортным средствам,предназначенным для движения в тяжелых дорожных условиях, а также по грунтам с низкой несущей способностью.

Изобретение относится к автомобилестроению и тракторостроению и касается транспортных средств, оборудованных устройствами для самовытаскивания, и обеспечивает расширение его функциона.чьных возможностей путем обеспечения его включения при невращающихся колесах.

Изобретение относится к самобуксировке транспортного средства
Наверх