Резервированный электрогидравлический привод

Резервированный электрогидравлический привод предназначен для использования в системах управления летательных аппаратов. Привод выполнен таким образом, что на золотнике каждого клапана включения привода выполнен дополнительный бурт с проточкой. Проточка примыкает к бурту со стороны управляющей камеры. Посредством указанной проточки при выключенном электрогидравлическом клапане гидролиния нагнетания сообщается с соответствующими полостями силового гидрораспределителя, обеспечивающими перемещение его и последующее перемещение силового поршня в крайнее убранное положение. При этом полости силового гидрораспределителя, противоположные указанным, посредством канала в золотнике клапана включения соединяются с гидролинией слива. Изобретение направлено на повышение надежности работы привода. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к устройству, которое может быть использовано в системах управления летательных аппаратов, где требуется посредством подачи сигналов управления на электрогидравлические усилители мощности приводить в движение органы управления летательных аппаратов, а также приводить указанные органы в убранное положение в случае отказов в работе.

Известен электрогидравлический следящий привод, содержащий сдвоенный силовой гидроцилиндр с позиционной обратной связью, исполнительный шток, двухсистемный силовой гидрораспределитель, выполненный в виде единого цилиндра со ступенчатым плунжером, дополнительно снабженного буртами и ступенями с образованием полостей на торцах плунжера для одной гидросистемы и на ступенях плунжера для другой гидросистемы (патент РФ №2262467).

Известен также резервированный электрогидравлический привод, содержащий двухкамерный гидроцилиндр и два электрогидравлических канала управления с электрогидравлическими усилителями мощности, электромагнитными клапанами включения, клапанами кольцевания-демпфирования с плунжерами, управляющая камера которого связана с выходом электромагнитного клапана включения другой гидросистемы (патент РФ №2167345).

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является резервированный электрогидравлический привод, содержащий гидроцилиндр и два электрогидравлических канала управления, каждый из которых содержит электрогидравлический усилитель мощности, электромагнитный клапан включения, клапан кольцевания, снабженный расположенным в нем со стороны управляющей камеры плунжером с управляющей камерой и упором для ограничения перемещения плунжера в сторону клапана кольцевания, при этом управляющая камера плунжера связана с выходом электромагнитного клапана соседнего канала (патент РФ №2092388).

Недостатком известных электрогидравлических приводов является то, что после отказа двух электрогидравлических каналов не обеспечивается сохранение отказобезопасности системы управления летательного аппарата в виде приведения его органов управления в убранное положение - заподлицо с поверхностью крыла, руля направления и т.д.

Неубранный орган управления может привести к искажению полетного режима и в конечном итоге к созданию нештатной ситуации.

Это обусловлено следующим.

При отказе электрогидравлических каналов управления снимается сигнал с их электромагнитных клапанов и выход клапанов, а также соединенных с ними управляющих камер и камер дополнительных плунжеров соединяются с гидролиниями слива. При этом золотники клапанов кольцевания под действием пружин перемещаются в сторону управляющих камер до упора и своими буртами перекрывают доступ жидкости из гидролинии нагнетания в полости гидроцилиндра и тем самым исключается перемещение его силового штока в убранное положение.

Все это приводит к снижению надежности в работе привода, а также системы управления в целом.

Причины, способствующие этому, - отсутствие выполнения их элементов определенной конструкции, требуемой связи между ними, что не позволяет исключить указанный недостаток, снижающий надежность в работе привода.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков.

Поставленная задача решается тем, что в заявляемом резервированном электрогидравлическом приводе, содержащем корпус, соединенный с гидролиниями нагнетания и слива, двухкамерный гидродвигатель с силовым поршнем и позиционной обратной связью, силовой гидрораспределитель, выполненный в виде единого ступенчатого плунжера с буртами и ступенями, с образованием полостей на торцах плунжера для одной гидросистемы и полостей на ступенях плунжера для другой гидросистемы, два электрогидравлических канала управления, каждый из которых содержит электрогидравлический усилитель мощности, электрогидравлический клапан, клапан включения в виде подпружиненного золотника с буртами, проточками, управляющей камерой, к которому подведены гидролинии нагнетания, слива, силового гидрораспределителя, электрогидравлического усилителя мощности, электрогидравлического клапана, снабженного расположенным в нем со стороны управляющей камеры, плунжером с управляющей камерой и упором для ограничения перемещения плунжера в сторону золотника, при этом управляющая камера плунжера связана с выходом электрогидравлического клапана соседнего электрогидравлического канала другой гидросистемы, согласно изобретению на золотнике каждого клапана включения выполнен дополнительный бурт с проточкой, примыкающей к бурту со стороны управляющей камеры, причем посредством указанной проточки при выключенном электрогидравлическом клапане, гидролиния нагнетания сообщается с соответствующими полостями силового гидрораспределителя, обеспечивающими перемещение его и последующее перемещение силового поршня в крайнее убранное положение, при этом полости силового гидрораспределителя, противоположные указанным, посредством канала в золотнике клапана включения соединяются с гидролинией слива.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на

Фиг.1 представлена общая схема привода с включенными электрогидравлическими клапанами каналов управления, в среднем положении силового гидрораспределителя, силового штока и включенными гидросистемами;

Фиг.2 представлена общая схема привода с включенными гидросистемами, с выключенными электрогидравлическими клапанами каналов управления, в крайнем положении силового гидрораспределителя, которое соответствует крайнему убранному положению силового штока;

Фиг.3 показана схема одного из клапанов включения, левого на Фиг.2 (схема другого клапана включения, правого по Фиг.2, аналогична).

Резервированный электрогидравлический привод содержит корпус 1, соединенный с гидролиниями нагнетания и слива, двухкамерный гидродвигатель с силовым поршнем 2 и позиционной обратной связью 3, силовой гидрораспределитель 4 с датчиками обратной связи 5, выполненный в виде единого ступенчатого плунжера с буртами и ступенями, с образованием полостей 6 и 7 на торцах 8 и 9 плунжера одной гидросистемы и полостей 10 и 11 на ступенях 12 и 13 плунжера для другой гидросистемы.

Привод содержит также два электрогидравлических канала управления 14 и 15, в каждый из которых входит электрогидравлический усилитель мощности 16 (17), электрогидравлический клапан 18 (19), клапан включения в виде подпружиненного золотника 20 (21) с буртами 22 (Фиг.3), 23, 24, 25, проточками 26 (Фиг.3), 27, 28. 29, управляющей камерой 30. К клапану включения подведены по каналам (Фиг.2):

- 31, 32, 33 - гидролиния нагнетания;

- 34, 35, 36 - гидролиния слива;

- 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 (Фиг.1) - гидролинии силового распределителя;

- 45, 46 - гидролинии электрогидравлического усилителя мощности 16;

- 47, 48 (Фиг.2) - гидролинии электрогидравлического клапана 18.

Клапан включения также снабжен расположенным в нем со стороны управляющей камеры 30 плунжером 49 (Фиг.3) с управляющей камерой 50 и упором 51 для ограничения перемещения плунжера 49 в сторону золотника 20, при этом управляющая камера 50 по каналам 52, 53 (Фиг.1) связана с выходом 54 электрогидравлического клапана 19 соседнего электрогидравлического канала управления 15. Кроме того, в золотнике 20 (Фиг.3) выполнен дополнительный бурт 55 с проточкой 56, примыкающей к бурту 25, со стороны управляющей камеры 30, а также канал 57.

Привод работает следующим образом. При нормальной работе привода на электрогидравлические усилители мощности 16 и 17 и электрогидравлические клапаны 18 и 19 подаются управляющие сигналы. Клапаны включаются, а рабочая жидкость от выхода электрогидравлических клапанов поступает в управляющую камеру 30 (Фиг.3) клапана включения 20 канала управления 14 (и аналогичную камеру клапана включения 21 другого канала управления 15) и в управляющую камеру 50 плунжера 49 (и в аналогичную камеру плунжера другого канала управления).

Под действием давления золотник 20 клапана включения канала управления 14 перемещается до упора, соединяя электрогидравлический усилитель мощности 16 по каналам 45, 40, 38, 37 (Фиг.1) с полостью 7, а по каналам 46, 43, 42, 41 с полостью 6 силового гидрораспределителя 4.

Одновременно таким же образом перемещается золотник 21 клапана включения канала управления 15, соединяя электрогидравлический усилитель мощности 17 по аналогичным каналам с полостями 10 и 11 указанного силового гидрораспределителя.

При воздействии управляющего сигнала давление нагнетания от электрогидравлических усилителей мощности 16 и 17 поступает в соответствующие полости силового гидрораспределителя и, посредством которого, в рабочие полости гидродвигателя, вызывая необходимые перемещения силового поршня 2.

В случае отказа одного канала управления, например 14, с обмотки его электрогидравлического клапана 18 снимается сигнал и канал 47 выхода клапана, а также соединенная с ним управляющая камера 30 (Фиг.3) золотника 20 клапана включения канала и управляющая камера 58 (Фиг.1) плунжера 59 клапана включения канала 15 соединяются через электрогидравлический клапан 18 с гидролинией слива.

При этом плунжер 49 под действием давления, подводимого в его управляющую камеру 50 от электрогидравлического клапана 19 работающего канала управления 15, перемещается до упора 51, а золотник 20 - до упора в плунжер 49 (Фиг.3), закольцовывая (соединяя между собой) через каналы 37, 38 (Фиг.1), 40, 43, 42, 41 полости 6 и 7 силового гидрораспределителя 4.

Привод работает от одного канала управления.

После отказа второго канала управления 15 с его электрогидравлического клапана 19 также снимается сигнал и его выход, а также соединенные с ним управляющие камеры золотника 21 и плунжера 49 ранее отказавшего канала 14 соединяются с гидролинией слива. Золотники 20 и 21 клапанов включения обоих каналов управления 14 и 15 вместе с плунжерами 49 и 59 под усилием пружин перемещаются в положение, показанное на Фиг.2, Фиг.3. В результате этого рабочая жидкость из гидролинии нагнетания по каналам 31, 32, 33 посредством проточки 56 золотника 20 клапана включения, каналов 44, 42, 41 поступает в полость 6 плунжера силового гидрораспределителя 4.

Под действием давления в указанной полости и за счет того, что при этом противоположная полость 7 через каналы 37, 38, 39 и 57 соединяется с гидролинией слива, плунжер силового гидрораспределителя перемещается в положение, показанное на Фиг.2 (аналогично жидкость поступает в полость 10 плунжера через другой клапан управления от второй гидросистемы), вследствие чего силовой шток 2, а следовательно, и органы управления перемещаются в крайнее убранное положение.

Таким образом, улучшается эффективность управления летательным аппаратом после отказов двух каналов управления и обеспечивается сохранение отказобезопасности системы управления и повышается надежность ее работы в целом.

Многочисленные испытания, в том числе и летные, резервированных электрогидравлических приводов, выполненных в соответствии с прилагаемой схемой, подтвердили их преимущество по сравнению с известными приводами в повышении надежности в работе системы управления.

Резервированный электрогидравлический привод, содержащий корпус, соединенный с гидролиниями нагнетания и слива, двухкамерный гидродвигатель с силовым поршнем и позиционной обратной связью, силовой гидрораспределитель, выполненный в виде единого ступенчатого плунжера с буртами и ступенями с образованием полостей на торцах плунжера для одной гидросистемы и полостей на ступенях плунжера для другой гидросистемы, два электрогидравлических канала управления, каждый из которых содержит электрогидравлический усилитель мощности, электрогидравлический клапан, клапан включения в виде подпружиненного золотника с буртами, проточками, управляющей камерой, к которому подведены гидролинии нагнетания, слива, силового гидрораспределителя, электрогидравлического усилителя мощности, электрогидравлического клапана, снабженного расположенным в нем со стороны управляющей камеры плунжером с управляющей камерой и упором для ограничения перемещения плунжера в сторону золотника, при этом управляющая камера плунжера связана с выходом электрогидравлического клапана соседнего электрогидравлического канала другой гидросистемы, отличающийся тем, что на золотнике каждого клапана включения выполнен дополнительный бурт с проточкой, примыкающей к бурту со стороны управляющей камеры, причем посредством указанной проточки при выключенном электрогидравлическом клапане гидролиния нагнетания сообщается с соответствующими полостями силового гидрораспределителя, обеспечивающими перемещение его и последующее перемещение силового поршня в крайнее убранное положение, при этом полости силового гидрораспределителя, противоположные указанным, посредством канала в золотнике клапана включения соединяются с гидролинией слива.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборонной технике, к управляемым ракетам и снарядам и может быть использовано в пневматических рулевых приводах систем управления ракет и снарядов.

Изобретение относится к авиационной технике, касается создания устройств для гидроподвода к силовому приводу для сброса воды с гидросамолета и может быть использовано в других гидравлических системах силовых машин любой отрасли, подверженных активному воздействию окружающей среды (например, в экскаваторной технике или шахтном оборудовании, в робототехнике, сельскохозяйственных машинах и т.д.).

Изобретение относится к области автоматики, связанной с проектированием силовых систем управления, и может быть использовано для рулевых приводов управляемых летательных аппаратов, работающих на газообразном рабочем теле.

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, к системам управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, а именно к электрогидравлическим приводам, предназначенным для использования преимущественно в автономных системах управления с ограниченной энергией источников питания, например в беспилотных летательных аппаратах.

Изобретение относится к области электрогидромеханики и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении и судостроении. .

Изобретение относится к оборонной технике, а именно к управляемым снарядам и ракетам. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пневмогидравлическим системам передачи для приведения в действие поверхностей управления летательных аппаратов, и может быть использовано для создания устройств, повышающих живучесть гидравлических систем летательного аппарата.

Изобретение относится к области гидромеханических приводов для систем управления летательными аппаратами. .

Изобретение относится к электрогидравлическим следящим приводам большой мощности, предназначенным для перемещения органов управления летательного аппарата по сигналам электродистанционной системы управления полетом.

Изобретение относится к электрогидравлическим следящим рулевым приводам объемно-дроссельного регулирования. .

Изобретение относится к оборудованию для сборки устройств управления, преимущественно для ракетно-космической техники

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно для ракетно-космической техники

Изобретение относится к области электрогидромеханики

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гидравлической системе самолета

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к двухрежимному электрогидравлическому приводу с дополнительными режимами кольцевания и демпфирования выходного звена

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к автономному электрогидравлическому приводу с комбинированным регулированием скорости выходного звена и клапаном демпфирования

Изобретение относится к следящим электрогидравлическим системам управления, а именно к электрогидростатическому приводу с взводимым гидрокомпенсатором и клапаном демпфирования

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к способам и устройствам формирования управления газогидравлическим рулевым приводом. Способ заключается в том, что формируют синусоидальный сигнал, определяют модуль сигнала разности заданного и текущего значений давления, определяют интеграл модуля сигнала разности, суммируют модуль сигнала разности и интеграл модуля сигнала разности и полученный сигнал умножают на синусоидальный сигнал и суммируют с сигналом управления. Устройство содержит три сумматора, три усилителя, два блока умножения, логический блок, источник синусоидального сигнала и интегратор. Выход датчика текущего давления через последовательно соединенные первый сумматор, первый блок умножения, первый усилитель, второй сумматор, второй усилитель, второй блок умножения и третий сумматор подключен к электрическому входу рулевой машины, а выход источника синусоидального сигнала через третий усилитель соединен со вторым входом второго блока умножения, выход устройства управления соединен со вторым входом третьего сумматора, выход задатчика давления соединен со вторым входом первого сумматора и через логический блок со вторым входом первого блока умножения, выход датчика текущего давления соединен со вторым входом первого сумматора, выход первого блока умножения, через интегратор соединен со вторым входом второго сумматора. Повышается качество и стабильность переходных процессов на выходе газогидравлического рулевого привода. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается электрогидравлических силовых приводов для управления летательными аппаратами. Электрогидравлический рулевой привод содержит электрогидравлический усилитель, гидроцилиндр, поршень и втулки цилиндра с пакетами уплотнений, полый шток с установленным внутри него ложным штоком и блок датчиков обратной связи. Блок датчиков установлен внутри ложного штока и электрически соединен с электрогидравлическим усилителем. Ложный шток выполнен с резьбовым хвостовиком с центральным отверстием, через которое выведены электрожгуты (провода) датчиков обратной связи, и зафиксирован в осевом направлении фланцевой гайкой. Внутри фланцевой гайки расположена винтовая пружина, опирающаяся на внутренний торец гайки и на торец ложного штока. Фланец гайки зафиксирован в корпусе накладкой. Предварительное поджатие пружины превышает величину, соответствующую усилию трения по уплотнениям ложного штока. Рабочий ход пружины превышает диапазон регулировки положения блока датчиков обратной связи. Достигается повышение надежности, возможность осевого перемещения блока датчиков обратной связи для регулировки совмещения «нуля» блока датчиков со средним положением выходного звена привода. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к системам управления створками люков водобаков противопожарного летательного аппарата. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата содержит минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков выполнена так, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан. Один штуцер челночного клапана соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель. Линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан. Дроссель может быть управляемым. Все перенастройки гидросистемы происходят при выборе режимов открытия створок во время полета самолета от места забора воды к пожару. Расширяются функциональные возможности путем обеспечения двух режимов открытия створок люков водобаков. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх