Система отображения информации для самолетов малой авиации

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к приборным доскам летчика самолетов. Система содержит рабочее место летчика в кабине экипажа самолета, органы и датчики управления самолетом и силовой установки, датчики пилотажно-навигационной информации и силовой установки, блок приборной доски летчика с одним или двумя многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами. Последние соединены с вычислителем, содержащим программный комплекс. В состав комлекса входят блок электронной карты, совмещенный со спутниковой навигационной системой, блок автоматизации контроля управления воздушным движением и блок электронного ключа системы антитеррора. В систему введен блок виртуального тренажера летчика на основе ноутбука, вход которого сопряжен с органами управления самолетом и силовой установкой, а выход - с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами. Кроме того, сформированы блок виртуальной реальности полета самолета и блок оценки рациональной деятельности летчика в режиме тренажа виртуального пилотирования. В предложенной системе имеет место комплексное использование в блоке приборной доски многофункциональных жидкокристаллических индикаторов, обеспечивающих не только реальный полет, но и виртуальное пилотирование самолета на земле в качестве тренажера. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к приборным доскам летчика самолетов малой авиации.

Известны приборные доски летчика для самолетов, оснащенные механическими и электромеханическими приборами [1].

Увеличение сложности задач, решаемых малой авиацией, необходимость специфического подхода к обеспечению безопасности полетов и управления воздушным движением, внедрение новых информационных технологий отображения пилотажно-навигационной информации и систем антитеррора, препятствующих противоправному использованию малой авиации, и другое не позволяют эффективно использовать обычные приборные доски летчика самолетов малой авиации.

Наиболее близким к изобретению является установка на приборных досках летчика дополнительно новых систем, использующих многофункциональные жидкокристаллические индикаторы [2, 3]. Однако в них не предусмотрено подключение виртуальных тренажеров летчика для самолетов малой авиации.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в комплексном использовании на приборных досках летчика многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (МФИ), обеспечивающих не только реальный полет, но и виртуальное пилотирование самолета на земле в качестве тренажа [4].

Указанная задача решается за счет того, что в известную систему, содержащую рабочее место летчика в кабине реального самолета с органами управления самолетом и силовой установки, датчики пилотажно-навигационной информации и силовой установки, один (два) многофункциональных жидкокристаллических индикатора, сопряженных с бортовым вычислителем, вход которого соединен с датчиками пилотажно-навигационной информации и силовой установки, органами управления самолетом и силовой установки, а выход совмещен с входом многофункциональных жидкокристаллических индикаторов, при этом в бортовом вычислителе сформулирован блок программного комплекса, включающего в себя блок электронной карты, совмещенный со спутниковой навигационной системой, блок автоматизации контроля управления воздушным движением, блок электронного ключа системы антитеррор, препятствующий противоправному использованию малой авиации в условиях малооснащенных аэродромов. Дополнительно для обеспечения тренажа подключен виртуальный тренажер летчика с использованием ноутбука, вход которого сопряжен с органами управления самолетом и силовой установки, а также сформирован блок виртуальной реальности полета самолета и блок оценки рациональной деятельности летчика в режиме тренажа.

Изобретение иллюстрирует чертеж.

Система отображения информации для самолетов малой авиации содержит рабочее место летчика в кабине экипажа самолета 1, органы и датчики управления самолетом и силовой установки 2, датчики пилотажно-навигационной информации и силовой установки 3, приборную доску летчика с одним (двумя) многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами 4, бортовой вычислитель 5, вход которого соединен с датчиками пилотажно-навигационной информации и силовой установки 3 и далее с органами управления самолетом и силовой установки 2, а выход бортового вычислителя 5 соединен соответственно со входом многофункциональных жидкокристаллических индикаторов 4, при этом в бортовом вычислителе 5 сформирован блок электронной карты, совмещенный со спутниковой навигационной системой 9, блок автоматизации контроля управления воздушным движением 10, блок электронного ключа системы антитеррор 11, препятствующий противоправному использованию малой авиации в условиях малооснащенных аэродромов. Одновременно для обеспечения тренажа введен блок виртуального тренажера летчика с использованием ноутбука 6, вход которого сопряжен с органами управления самолетом и силовой установки 2, а также сформирован блок виртуальной реальности полета самолета 7 и блок оценки рациональной деятельности летчика в режиме тренажа 8.

Система отображения информации для самолетов малой авиации работает следующим образом.

Летчик для тренажа занимает свое рабочее место в кабине самолета 1, включает ноутбук 6, активизирует программу блока виртуальной реальности полета самолета 7 и, используя органы и датчики управления самолетом и силовой установки 2, а также один (два) многофункциональных жидкокристаллических индикатора 4, осуществляет виртуальное пилотирование самолета по выбранной программе. После выполнения виртуального полета летчик, используя один из многофункциональных жидкокристаллических индикаторов 4 и результаты блока оценки рациональной деятельности летчика в режиме тренажа 8, принимает решение о выполнении реального полета.

Перед реальным полетом летчик находится в кабине самолета 1, используя органы управления самолетом и силовой установки 2, подключенные датчики пилотажно-навигационной информации и силовой установки 3, бортовой вычислитель 5, один-два многофункциональных жидкокристаллических индикатора 4, осуществляет взлет и реальный полет самолета по заданной программе, как будто не в первый раз, при этом функционирует блок электронной карты, совмещенной со спутниковой навигационной системой 9, блок автоматического контроля управления воздушным движением 10, блок электронного ключа системы антитеррор 11, препятствующий противоправному использованию малой авиации в условиях малооснащенных аэродромов.

Все перечисленные выше блоки изобретения существенно расширяют возможность и сферу комплексного применения многофункциональных жидкокристаллических индикаторов и обеспечивают безопасность полетов самолетов малой авиации с заданными требованиями.

Следует заметить, что установка такого комплексного МФИ на приборную доску летчика позволяет использовать их не только в реальном полете, но и на земле в режиме тренажа для виртуального пилотирования самолета.

В этом проявляется замечательное свойство таких индикаторов по сравнению с обычными авиационными приборами, непосредственное применение которых в тренажерах практически исключено.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.П.Селезнев. Навигационные устройства. Оборонгиз, Москва, 1961.

2. RU 2215668 С1, В64С 13/00, 10.11.2003.

3. RU 2219108 С1, B64D 45/00, 20.12.2003.

4. Виртуальный тренажер летчика для самолета Л-39, журнал АВИАПАНОРАМА, апрель-май 2006 г.

Система отображения информации для самолетов малой авиации, содержащая рабочее место летчика в кабине экипажа самолета, органы и датчики управления самолетом и силовой установки, датчики пилотажно-навигационной информации и силовой установки, блок приборной доски летчика с одним или двумя многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, соединенными с вычислителем, содержащим программный комплекс, включающий в себя блок электронной карты, совмещенный со спутниковой навигационной системой, блок автоматизации контроля управления воздушным движением, блок электронного ключа системы антитеррора, отличающаяся тем, что в нее введен блок виртуального тренажера летчика на основе ноутбука, вход которого сопряжен с органами управления самолетом и силовой установкой, а выход - с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, а также сформированы блок виртуальной реальности полета самолета и блок оценки рациональной деятельности летчика в режиме тренажа виртуального пилотирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам навигации, самолетовождения, управления воздушным движением и наблюдения за подвижными объектами в воздушном пространстве, на земной и водной поверхности.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам компенсации электрического заряда, образующегося на поверхности летательного аппарата при его обтекании потоком воздуха.

Изобретение относится к защитному оборудованию гражданских самолетов и предназначено для пресечения действий по захвату самолетов. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. .

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов

Изобретение относится к области радиолокационного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и оборудования взлетно-посадочных полос (ВПП)

Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях молниезащиты летательных аппаратов с помощью высоковольтных испытательных установок

Изобретение относится к технике посадки летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для использования в автономных бортовых системах посадки на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности

Изобретение относится к способу и устройству для ограничения силовой нагрузки в комплексе средств для увеличения подъемной силы летательных аппаратов, который имеет разветвленную приводную систему для механической передачи мощности к приводным установкам систем отдельных секций посадочных закрылков и/или отклоняемых предкрылков, приводной установке датчиков относительных положений и к приводной установке приводного агрегата

Изобретение относится к способу и устройству измерения турбулентности воздуха вокруг летательного аппарата, в частности транспортного самолета
Наверх