Винторулевая колонка системы прямого привода

Изобретение относится к водоплавающему оборудованию и может быть использовано для пространственного перемещения объекта на поверхности или внутри жидкой среды при одновременном обеспечении возможности изменения направления такого перемещения. Винторулевая колонка представляет собой электроприводной движитель плавучего объекта и содержит винтовые лопасти, лопастной винт, синхронный электродвигатель с постоянными магнитами на роторе. Статор синхронного двигателя посредством других безвальных синхронных двигателей может поворачиваться вокруг вертикальной оси с фиксацией необходимого положения. Технический результат состоит в исключении механических передаточных звеньев, сокращении материалоемкости, повышении маневренности перемещения и экономичности полезного преобразования энергии. 3 ил.

 

Изобретение относится к основным элементам судового оборудования, а именно к судовым движителям, и предназначено для пространственного перемещения объектов движения на поверхности или внутри жидкой среды при одновременном обеспечении возможности изменения направления такого перемещения.

Известны устройства (каталог фирмы Schottel GmbH & Со. KG. Schottel Transverse Thruster Mainzer Str. 99-D-56322 Spay/Germany e-mail: info@schottel.de.wwwschottel.de.) (см. приложение 1), предназначенные для перемещения судов в виде винторулевых колонок типа «Aquamaster" или "Schottel", осуществляющие поступательное движение произвольного направления за счет энергии двигателя внутреннего сгорания, в частности дизеля. Недостатками таких устройств являются: низкий коэффициент полезного действия, сложность механических передач, участвующих в процессе передачи энергии винту для вращения и поворота его плоскости гидравлическим приводом, очень большой уровень вибраций элементов самого устройства и передача их на конструктивные элементы объекта движения, низкая эксплуатационная надежность.

Известны устройства (каталог фирмы ABB Azimuthing Electric Propulsion Drive Azipod Oy Laivanrakentajantie 2, 00980 HELSINKI, Finland. Tel. + 35810222030) (см. приложение 2) типа "Azipod», предназначенные для перемещения судов и изменения направления их движения за счет использования электроэнергии двумя электродвигателями - первым, вращающим винт, и вторым, поворачивающим плоскость его вращения на определенный угол. Недостатком таких устройств являются значительные массогабаритные показатели, с одной стороны, ввиду наличия вала между первым электродвигателем и винтом, обеспечивающем вращение последнего, и, с другой стороны, ввиду сложности механической передачи вращения от удаленного второго электродвигателя к гондоле, содержащей первый электродвигатель. Эти недостатки приводят не только к увеличению материальных затрат на изготовление, но и к снижению коэффициента полезного действия винторулевой колонки.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности признаков является устройство «Винторулевая колонка с безвальным электромагнитным движителем» по заявке №2005137267/11 (041629) от 30.11.2005 г., рассматриемой ФИПС. В нем использован электромагнитный движитель в жидких средах по патенту №2265550 от 10.12.2005 г. и два электродвигателя, поворачивающие через одноступенчатую косозубую механическую передачу плоскость вращения лопастей движителя, причем в электродвигателях встроены электромагнитные тормозы.

Недостатками прототипа является следующее.

1. Наличие механической зубчатой передачи.

2. Ограниченность в числе винтовых лопастей движителя со встроенными постоянными магнитами только четным и малым числом для реализации принципа работы синхронного двигателя и соответственно невозможность получения без промежуточного преобразователя для питания обмотки статора низкой потребной частоты вращения лопастей движителя.

3. Сложность изготовления лопастей со встроенными постоянными магнитами из порошкового материала.

4. Наличие у движителя шихтованного сердечника ротора синхронного двигателя.

5. Наличие встроенных электромагнитных тормозов в каждом из электродвигателей привода косозубой механической передачи не позволяет работать каждому из них раздельно, что снижает надежность работы винторулевой колонки.

6. Наличие центральной стальной ступицы винтовых лопастей движителя увеличивает потери на трение жидкости, в которой работает винт и ухудшает гидродинамику ее движения, создавая опасность наматывания на винт посторонних объектов (сетей, тросов, фалов и прочего).

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение, являются:

устранение механической зубчатой передачи, упрощение и унификация конструкций всех электродвигателей с возможностью их применения для любой из скоростей вращения лопастей движителя, повышение эффективности преобразования потребляемой электроэнергии.

Технические результаты - устранение механической зубчатой передачи, упрощение и унификация всех применяемых в конструкции электродвигателей, снижение материалоемкости, повышение эффективности преобразования электроэнергии.

Указанные технические результаты при осуществлении изобретения достигаются тем, что винторулевая колонка системы прямого привода, которая устанавливается на объекте движения, содержит безвальный винтолопастный электромагнитный движитель с постоянными магнитами радиальной намагниченности и механизм поворота плоскости вращения с двумя электродвигателями в корпусной части объекта перемещения, отличается тем, что магниты расположены вне лопастей движителя на роторе синхронного электродвигателя, а в механизме поворота плоскости вращения лопастей исключена механическая зубчатая передача и использованы два безвальных синхронных электродвигателя с постоянными магнитами радиальной намагниченности, при этом электродвигатели и ротор движителя снабжены демпферными обмотками, выполненными в виде медных гильз, а электромагнитный тормоз расположен вне электродвигателей у корпусной части объекта движения.

Сущность изобретения заключается в том, что в винторулевой колонке любой из электродвигателей, являясь по принципу действия синхронным, содержит: шихтованный цилиндрический ферромагнитный сердечник статора с пазами, в которые уложена трехфазная распределенная капсулированная обмотка статора, получающая питание от трехфазного источника электроэнергии, ротор с постоянными магнитами из спекаемого порошкового материала, поверх которых расположены сплошные медные гильзы, выполняющие роль демпферной обмотки, а сами магниты расположены в углублениях стальных ферромагнитных цилиндров, выполняющих, с одной стороны, роль ярма ротора магнитной цепи синхронных электродвигателей, а с другой стороны, роль несущих конструкций передачи моментов для винтовых лопастей движителя и для поворотной части конструкции винторулевой колонки в целом. Используемая конструкция винтовых лопастей «обратной стреловидности» для движителя ввиду особого гидродинамического движения жидкости не позволяет посторонним протяженным объектам (сети, тросы, фалы) наматываться на лопасти винта движителя.

Отличительными признаками заявляемого изобретения от прототипа является то, что для обеспечения возможности смены направления перемещения объекта движения колонка оснащается устройством с двумя синхронными электродвигателями с возбуждением от постоянных магнитов и одним вынесенным за их пределы электромагнитным тормозом без использования механической зубчатой передачи.

Другим отличительным признаком заявляемого изобретения от прототипа является то, что для безвального винтолопастного электромагнитного движителя постоянные магниты размещаются не в лопастях винта, а в углублениях наружной стороны стальной ферромагнитной цилиндрической конструкции и при этом винтовые лопасти крепятся с внутренней стороны конструкции с исключением стальной центральной ступицы.

Использование в винторулевой колонке безвального винтолопастного электромагнитного движителя позволяет, исключив ступицу (вал), сократить материальные затраты и уменьшить вероятность намотки на лопасти посторонних предметов, например сетей или тросов.

Использование в винторулевой колонке механизма поворота плоскости вращения лопастей движителя позволяет изменять направление движения объекта, а также исключение в нем зубчатой механической передачи сокращает материальные затраты на изготовление конструкции и повышает надежность и экономичность работы и быстродействие при маневрах объекта.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен схематический разрез устройства в вертикальной плоскости, на фиг.2 - частичный разрез в аналогичной поперечной плоскости и на фиг.3 частичный разрез в горизонтальной плоскости.

Конструкция винторулевой колонки как единого технического устройства состоит из двух узлов. Первый узел, обеспечивающий само перемещение объекта движения, есть электромагнитный движитель в жидких средах безвальной винтолопастной конструкции, то есть по принципу действия синхронного электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов 1 на фиг.1 и фиг.2, шихтованный из листов электротехнической стали сердечник статора 2 на фиг.1 и фиг.2 электродвигателя расположен внутри корпуса 3 на фиг.1 - фиг.2, имеющего возможность ввиду подшипников скольжения 4 на фиг.1 поворачиваться вокруг вертикальной оси на произвольный угол действием любого из двух синхронных электродвигателей узла (второго) поворота плоскости вращения винтовых лопастей. Корпус 3 на фиг.1 имеет с двух сторон направляющие насадки 5 на фиг.1 и по горизонтальной линии оси вращения лопастей является разъемным. Внутри сердечника статора электродвигателя движителя, имеющего трехфазную капсулированную обмотку 6 на фиг.2, ввиду подшипников скольжения 7 на фиг.1 ротор электродвигателя может вращаться вокруг горизонтальной оси за счет электромагнитного момента. Ротор представляет собой полый стальной ферромагнитный цилиндр 8 на фиг.1 и фиг.2, внутри которого размещены винтовые лопасти 9 на фиг.1 и на фиг.2, а с наружи цилиндра в специальных выемках размещены постоянные магниты 1 на фиг.1 и фиг.2, которые в радиальном направлении охвачены тонким медным цилиндром 10, выполняющим роль короткозамкнутой (демферной) обмотки синхронного электродвигателя. Рабочий воздушный зазор между сердечником статора и ротора обеспечивается двумя кольцевыми подшипниками скольжения 7 на фиг.1, а сами постоянные магниты изготовлены из порошкового сплава Nb-Fe-B (ниодим-железо-бор) и имеют радиальную намагниченность.

Второй узел для поворота плоскости вращения винтовых лопастей по конструкции электродвигателей аналогичен описанному синхронному двигателю. Ротор каждого из электродвигателей содержит цилиндрическую полую внутри часть стального корпуса 3 на фиг.1 и снаружи его в выемках размещены постоянные магниты 11 на фиг.1 и фиг.3, поверх которых расположены медные тонкие цилиндры 12 на фиг.1 и фиг.2. Роторы от шихтованных сердечников статоров 13 на фиг.1 и фиг.3 отделяются рабочим воздушным зазором ввиду подшипников скольжения 14 на фиг.1. Сердечники статоров запрессованы в цилиндрическую неподвижную конструкцию 15 на фиг.1 и фиг.3 корпуса объекта движения. Неподвижное состояние плоскости вращения винтовых лопастей обеспечивается электромагнитным тормозом 16 на фиг.1 аналогично тормозам крановых механизмов грузоподъемных лебедок.

Предлагаемая винторулевая колонка работает следующим образом. При определенном положении плоскости вращения лопастей винта 9 на фиг.1 и фиг.2 от источника электроэнергии объекта движения запускается электродвигатель движителя и осуществляется пространственное перемещение объекта - судна или аппарата.

При необходимости смены направления перемещения объекта без отключения электродвигателя движителя 1, 2, 5, 7, 8, 9 на фиг.1 и фиг.2 растормаживается тормоз 16 на фиг.1 и включается от того же источника на короткое время один или два электродвигателя узла поворота 11, 12, 13, 14 на фиг.1 и фиг.3. Этим самым изменяется положение плоскости вращения винтовых лопастей на необходимый угол и осуществляется смена направления перемещения объекта движения. Новое направление перемещения фиксируется отключением (остановкой) электродвигателя узла поворота и фиксацией тормоза.

Винторулевая колонка системы прямого привода, устанавливаемая на объекте движения, содержащая безвальный винтолопастной электромагнитный движитель с постоянными магнитами радиальной намагниченности и механизм поворота плоскости вращения с двумя электродвигателями в корпусной части объекта перемещения, отличающаяся тем, что магниты расположены вне лопастей движителя на роторе синхронного электродвигателя, а в механизме поворота плоскости вращения лопастей использованы два безвальных синхронных электродвигателя с постоянными магнитами радиальной намагниченности, при этом электродвигатели и ротор движителя снабжены демпферными обмотками, выполненными в виде медных гильз, а электромагнитный тормоз расположен вне электродвигателей у корпусной части объекта движения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к многоцелевым сухогрузным судам, предназначенным для перевозки грузов по акватории как покрытой льдами, так и по чистой воде.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для перевозки преимущественно наливных грузов по акватории как покрытой льдами, так и по чистой воде.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров. .

Изобретение относится к несущим системам для судовых пропульсивных установок, способам монтажа двигательных модулей этих установок и штыревым соединителям стыковочных средств, обеспечивающих проведение указанного монтажа.

Изобретение относится к судостроению, в частности к приводной системе гребного винта, а также к способу обеспечения движения судна и управления им по курсу. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движительно-рулевым комплексам. .

Изобретение относится к забортным движительно-рулевым комплексам плавсредств преимущественно гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к дополнительному приводному устройству в качестве вспомогательного устройства для судов
Изобретение относится к водным транспортным средствам, в которых предусмотрено использование привода с винтовым движителем

Изобретение относится к способу, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, создания водного судна, главным образом, ледокола или грузового судна, танкера или подобного транспортного судна с улучшенными характеристиками проникновения в лед, при этом судно имеет корпус с первым концом и вторым концом и снабжено на втором конце узлом двигателя, которое создает основную двигательную силу судна, тогда как судно перемещается любым концом вперед, и рулевое управление судна, в соответствии с чем упомянутый второй конец судна имеет такую форму и размеры, чтобы как таковой он имел бы характеристики эффективного проникновения в лед

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК), установленным за пределами корпуса судна. Кормовая оконечность судна снабжена кринолином. В настиле кринолина выполнено отверстие, которое закрывается съемной платформой, на которой закреплен ДРК. По периметру отверстия установлены направляющие стойки, у которых верхний конец жестко связан с кронштейном, закрепленным на корпусе судна. Технический результат заключается в улучшении условий эксплуатации и технического обслуживания ДРК. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен дополнительной системой выдвижения, кинематически связанной с этим щитом и расположенной внутри корпуса плавательного средства. Реализация изобретения позволяет снизить гидравлическое сопротивление вспомогательного движительного комплекса и повысить его суммарную тягу. 1 ил.

Группа изобретений относится к области судостроения, а более конкретно к движителям с частично погруженным винтом (ЧПВ). Частично погруженный винторулевой привод содержит частично погруженный винт, поворотную дейдвудную трубу с шаровой частью, упорный корпус, сферические шарниры управляющих гидроцилиндров расположены в дейдвудной трубе, ведущий, промежуточный и ведомый валы соединены с винтами. Узел крепления гидроцилиндра привода к транцу судна содержит управляющий гидроцилиндр, корпус который снабжен опорной чашкой для двух полусфер. Гидроцилиндр осуществляет управление приводом и содержит корпус гидроцилиндра, в котором расположен гидроцилиндр, шланги и фитинги. Достигается высокая техническая эффективность. 4 н.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к пропульсивной установке на судне. Пропульсивная установка содержит, по меньшей мере, один неподвижный пропульсивный агрегат, который расположен в корме судна. Пропульсивный агрегат содержит полую опорную конструкцию, которая прикреплена к корпусу судна. Камера имеет передний и задний концы и прикреплена к опорной конструкции. Электрический двигатель установлен внутри камеры. Вал имеет первый и второй концы. Винт соединен посредством вала с электрическим двигателем. Руль установлен с возможностью поворачивания на заднем конце камеры. Пропульсивный агрегат установлен так, что линия (SL) вала образует угол (α) вертикального наклона в диапазоне от 1 до 8 градусов относительно ватерлинии (WL) так, что передний конец камеры находится ниже, чем задний конец камеры относительно ватерлинии (WL). Достигается улучшение пропульсивной установки на судах. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к втягиваемому движительному устройству. Судно содержит втягиваемое движительное устройство, которое содержит движительный контейнер, желоб, первое и второе уплотнительные устройства. Внутри желоба установлен с возможностью перемещения движительный контейнер. Движительный контейнер с помощью желоба может перемещаться между первым положением и вторым положением к первому уплотнительному устройству. Первое и второе уплотнительные устройства выполнены с возможностью герметизации в первом и втором положении движительного контейнера. Привод гребного винта расположен в движительном контейнере втягиваемого движительного устройства в судне и имеет первое и второе положение, в котором гребной винт находится ниже и выше основной плоскости судна. Достигается легкость в эксплуатации втягиваемого движительного устройства. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительному агрегату корабля. Движительный агрегат корабля содержит конструкцию (1) оболочки, электрический двигатель (3), замкнутую жидкостную систему (9) охлаждения, которая имеет внутреннее пространство (10). Внутреннее пространство (10) содержит жидкость и частично ограничено цилиндрической наружной поверхностью цилиндрической секции (7) секции (6) размещения двигателя движительного агрегата для обмена тепловой энергией между электрическим двигателем (3), расположенным в цилиндрической секции (7) секции (6) размещения двигателя, и жидкостью во внутреннем пространстве (10). Внутреннее пространство (10) замкнутой жидкостной системы (9) охлаждения частично ограничено конструкцией (1) оболочки движительного агрегата, так что жидкость во внутреннем пространстве (10) находится в непосредственном контакте с конструкцией (1) оболочки движительного агрегата для обмена тепловой энергией между жидкостью во внутреннем пространстве и водой. Вода окружает движительный агрегат через конструкцию (1) оболочки движительного агрегата. Достигается эффективное охлаждение движительного агрегата корабля. 15 з.п. ф-лы, 36 ил.
Наверх