Способ обучения игре на фортепияно

Способ обучения игре на фортепиано лиц с умственной отсталостью включает изучение обучаемым клавиатуры фортепиано и нотной грамоты с использованием семи цветов для обозначения каждой клавиши и соответствующей ей ноты. Способ также включает отработку положения руки на фортепиано и обучение игре по нотному тексту музыкального произведения. При этом изучение нотной грамоты осуществляют путем знакомства со скрипичным ключом, с нотоносцем и с нотой ДО первой октавы, для которой в соответствии с выбранным для данной ноты цветом преподаватель пишет словами первое правило, указывающее на расположение ноты ДО на добавачной линейке. Затем в нотной тетради обучаемого преподаватель пишет первую пьесу-попевку на ноте ДО с различными длительностями, а обучаемый поет эту ноту, играет ее, поет пьесу-попевку на этой ноте и играет ее до полного усвоения указанного правила. После чего преподаватель пишет второе правило, указывающее на расположение ноты РЕ под первой линейкой, пишет вторую пьесу-попевку на нотах ДО и РЕ с разными длительностями, а обучаемый поет ноты ДО и РЕ, играет их, поет указанную вторую пьесу-попевку на нотах ДО и РЕ и играет ее до полного усвоения указанного второго правила с последующим аналогичным изучением аналогичных правил для всех нот первой октавы с указанием на то, где пишется изучаемая нота. При изучении каждого последующего цветного правила поют и играют пьесы-попевки, состоящие из уже освоенных нот - для РЕ это ноты ДО и РЕ, для МИ это ноты ДО, РЕ и МИ и так аналогично для всех остальных нот. Предложенное изобретение обеспечивает обучение игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости с одновременной коррекцией их моторики, речи, мышления, памяти. 27 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к системе образования, в частности к обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости.

Известен способ обучения игре на фортепиано, включающий изучение обучающимся клавиатуры фортепиано и нотной грамоты с использованием семи цветов для обозначения каждой клавиши и соответствующей ей ноты определенным цветом, постановку рук на фортепиано с последующим обучением игре по нотному тексту музыкального произведения (см. Т.Б.Юдовина-Гальперина "За роялем без слез, или я - детский педагог", изд. "Союз художников", СПб, 2002, С.99-159).

Этот способ адресован для работы с детьми 2-3-х лет с сохранным интеллектом.

Задачей патентуемого изобретения является обучения игре на фортепиано на основе нотной грамоты лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости с одновременной коррекцией их моторики, речи, мышления, памяти.

Техническим результатом является реальная возможность обучения лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости игре на фортепиано благодаря постепенному и последовательному освоению клавиатуры, нотной грамоты и приемов игры за счет использования цвета, расширения времени урока до 50-60 мин, увеличения количества технических и дикционно-ритмических упражнений, использования наряду с традиционной своей внутриклассной терминологии и постоянного участия детей в концертах.

Указанные задача и технический результат достигаются способом обучения игре на фортепиано, включающим изучение обучающимся клавиатуры фортепиано и нотной грамоты с использованием семи цветов для обозначения каждой клавишы и соответствующей ей ноты определенным цветом и отработку положения руки на фортепиано с последующим обучением игре по нотному тексту музыкального произведения, при этом при изучении обучающимся клавиатуры фортепиано и нотной грамоты с использованием семи цветов каждую клавишу и соответствующую ей ноту обозначают определенным цветом, после чего осуществляют освоение нотной грамоты путем знакомства со скрипичным ключом, с нотоносцем и с нотой ДО I октавы, для которой пишут первое цветное правило в соответствии с выбранным для данной ноты цветом: "Нота ДО пишется на добавочной линейке", после чего преподаватель пишет первую пьесу-попевку на ноте ДО с обозначением ее различными длительностями и пением нот обучающимся, а затем игрой с пением нот и со словами до полного усвоения указанного правила, после усвоения первого цветного правила приступают к изучению второго цветного правила "Нота РЕ пишется под первой линейкой", аналогично изучению первого цветного правила с последующим аналогичным изучением аналогичных цветных правил для всех нот первой октавы, при изучении каждого последующего цветного правила используют исполнение пьес-попевок, основанных на уже освоенных нотах - для РЕ это ноты ДО и РЕ, для МИ это ноты ДО, РЕ и МИ и так для всех остальных нот.

А также тем, что при изучении клавиатуры фортепиано и нотной грамоты используют семь цветов радуги: для ноты ДО - красный. Ре - оранжевый, МИ - желтый, ФА - зеленый, СОЛЬ - голубой, ЛЯ - синий и СИ - фиолетовый.

А также тем, что в качестве песенки-попевки используют:

ДО-ДО-ДО, тра-та-та, - которую пишут красным цветом радуги в тетради обучающегося, и затем обучающийся вместе с преподавателем играет ее в разных октавах то одной, то другой рукой, и одновременно поет.

А также тем, что после освоения первых четырех нот приступают к изучению обучающимся пьес по черно-белым сборникам детских музыкальных школ.

А также тем, что после освоения нотной грамоты обучающемуся дают исполнять пьески или известные детские или народные песни с мелодией в правой руке, написанной в скрипичном ключе с басом для левой руки, подписанным цветными буквенными обозначениями нот заглавными печатными буквами, при этом басы соединяют вертикалями с соответствующими нотами в правой руке.

А также тем, что параллельно с исполнением указанных пьес или песен с мелодией в правой руке, написанной в скрипичном ключе, и с басом для левой руки, обучающийся исполняет пьесы или песни в скрипичном ключе, где руки играют одновременно.

А также тем, что только после того, как обучающийся научился свободно играть двумя руками пьесы в скрипичном ключе или с подписанным басом, приступают к освоению басового ключа - второй знаковой системы, с помощью цветных правил, аналогичных цветным правилам скрипичного ключа с последующим разбором пьес или песен уже в двух ключах.

А также тем, что с самого начала обучающийся развивает чувство ритма, путем работы над дикционно-ритмическими упражнениями и одновременной корректировки в целом его речи, делая ее четкой, ритмически оформленной и улучшая дикцию и память.

А также тем, что дикционно-ритмические упражнения, а именно: скороговорки, считалочки, детские и народные песни, а также фортепианные пьесы начального периода, вместе с обучающимся прохлопывают, притопывают и пританцовывают.

А также тем, что после того, как выучены три-четыре ноты скрипичного ключа на нотоносце и сыграно несколько пьес с этими нотами, приступают к знакомству обучающегося с длительностями и счетом, что преподносится наглядно практически с помощью разрезания яблока на равные доли и рисования «паутинки» из нот различной длительности, которые обучающийся учится играть со счетом, переходя от одних длительностей к другим подряд и вразбивку.

А также тем, что после освоения игры «паутинки» обучающемуся объясняют понятия размера, такта, счета на примере одной из его фортепианных пьес.

А также тем, что обучающийся играет музыкальное произведение всегда со счетом для более ритмичного исполнения музыки.

А также тем, что постепенно обучающийся осваивает основные приемы звукоизвлечения - non legato, legato, staccato и portato, причем освоение начинают с non legato, постепенно по мере освоения переходя к legato, staccato и portato.

А также тем, что также последовательно, прибавляя по одному пальцу, начиная со 2 и 3-го, обучающийся осваивает прием игры legato всеми пятью пальцами вверх и вниз, переходя после этого к игре гамм.

А также тем, что лиги, их снятие, staccato, non legato и portato отмечают для обучающегося в тексте цветными пометками для облегчения ему задачи восприятия и исполнения этих способов игры.

А также тем, что при освоении обучающимся фразировки, сначала обучают его делать тише, мягче окончания фраз, а затем, изображая каждую фразу с помощью цветных пометок в виде поднимающейся вверх дуги, жирной точки - вершины, и ниспадающей дуги, приводят обучающегося к осмысленному исполнению каждой фразы.

А также тем, что только после освоения клавиатуры, нотной грамоты, ритма и штрихов обучающийся осваивает различные виды нюансов - выразительно смысловые, ритмические и динамические, а обучение нюансировке осуществляют с помощью обсуждения и обозначения нюансов пьесы, а также яркого показа ее преподавателем.

А также тем, что обучение нюансировке осуществляется также сенсорным способом путем показа обучающемуся глубины и силы нажима на клавиши пальцами преподавателя на плече обучающегося или игры фрагмента пьесы преподавателем пальцами обучающегося.

А также тем, что значительную часть урока до 20-30 мин обучающийся играет гаммы, аккорды, арпеджио и этюды.

А также тем, что после освоения legato на 5 звуков вверх и вниз всеми пятью пальцами учатся играть это упражнение двумя руками, добиваясь синхронности рук и пальцев, при этом используют цветные столбики.

А также тем, что при подготовке к игре гамм отдельно осваивают колечки, то есть подкладывание 1 пальца под 3-м или 4-м.

А также тем, что для подготовки к игре аккордов обучающийся осваивает последовательно несколько упражнений, сначала для постановки 1-го и 5-го пальцев, или «мостик», затем для подготовки также 3-го пальца к игре аккордов, или «кукушку».

А также тем, что кроме всех мажорных и минорным гамм до 6 знаков при ключе, обучающийся играет также упражнения по Ганону и этюды Шитте, Лемуана, Беренса и Черни.

А также тем, что урок является синтетическим, основанным на сплаве обучения игре на фортепиано с методами дефектологической и логопедической работы.

А также тем, что продолжительность одного урока составляет 50-60 минут, при этом урок состоит из трех частей: первая часть продолжительностью 10-30 минут - пальцевая разминка, вторая часть - работа над пьесами, третья часть 10-15 минут -дикционно-ритмические упражнения, пение песен.

А также тем, что обучение сочетается с подготовкой и регулярным участием обучающихся в концертах 5-6 раз в течение учебного года.

А также тем, что при подготовке концертов проводят несколько дополнительных уроков, чтобы наработать запас прочности знания текста и умение правильно держаться на сцене во время выступления, для чего делают по несколько прогонов пьесы, не жалея времени на отработку выхода и ухода со сцены, поклонов, посадки за инструмент.

А также тем, что на концерте во время выступления преподаватель сидит рядом с обучающимся за инструментом и в случае забывания текста обучающимся срочно вмешивается и помогает ему продолжить выступление.

На фиг.1 изображена нотная запись пьесы-попевки на ноте ДО.

На фиг.2 - нотная запись пьесы-попевки на нотах ДО и РЕ.

На фиг.3 - нотная запись для обеих рук с буквенными обозначениями нот ДО, ФА и СОЛЬ для левой руки.

На фиг.4 нотная запись с различными длительностями нот ("паутинка"),

На фиг.5 - обозначения для legato в виде черных или фиолетовых дуг и снятия лиг в виде крупных галочек розового, желтого, голубого или сиреневого цвета.

На фиг.6 - обозначение для фразы в виде дуги с жирной точкой над нотой-вершинкой, к которой стремится фраза.

На фиг.7 - упражнение для двух рук в виде цветных столбиков.

На фиг.8 - упражнение мостик для постановки первого и пятого пальцев.

На фиг.9 - упражнение КУ-КУ как способ подготовки к игре аккордов.

Патентуемый способ осуществляется следующим образом.

Особенности психического и физического состояния умственно отсталых обучающихся требуют особого подхода при обучении их игре на таком сложном инструменте, как фортепиано.

Наибольшую сложность здесь представляет освоение нотной грамоты. Ноты для фортепиано, как известно, пишутся в двух ключах - скрипичном и басовом, а значит, в двух знаковых системах. Чтобы играть по нотам хотя бы в одном скрипичном ключе, надо сначала выучить названия нот и место нахождения их на клавиатуре, а затем научиться ориентироваться на пяти линейках нотоносца, зная место нахождения каждой ноты на нем и, соответственно, на клавиатуре. Все эти навыки обращения с клавиатурой и с нотоносцем, конечно, требуют от обучаемого предельной концентрации внимания, памяти, а главное, - постоянной мыслительной работы - анализа, синтеза, сравнений, обобщений. Эта задача - самая трудная для людей с интеллектуальной недостаточностью. И поэтому чтобы помочь им освоить эту сухую, скучную, невыразительную для них черно-белую нотную грамоту, ее необходимо эмоционально насытить и обогатить. Умственно отсталые обучающиеся, как, впрочем, и сохранные, лучше усваивают любой учебный материал, если он ярко образный, ярко эмоционально окрашен.

При освоении нотной грамоты в нашем случае наилучшим средством оказался цвет, а именно основные семь цветов радуги, знакомые нам с детства: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, которые соответствуют основным семи нотам до-мажорной гаммы.

Цвет - очень мощное выразительное средство воздействия на человека, не уступающее по силе музыке. И поэтому именно цвет может служить умственно отсталым обучающимся своеобразным «мостиком» в мир нотной грамоты, может помочь им усвоить эти сложные нотные знаки тем, что «окрасит» их, наполнит каждый из них ярким образным содержанием, ведь каждый цвет может ассоциироваться с определенным образом: оранжевый - апельсин, голубой - небо, зеленый - трава и т.д.

Когда обучающийся усвоил связь каждой ноты с определенным цветом, можно переходить к освоению нотной грамоты. Вначале знакомятся с королем и королевой всех нот нашей клавиатуры - с голубым скрипичным ключом и зеленым басовым (по книге Н.Кончаловской «Нотная азбука»), с нотоносцем, на котором живут все ноты - слуги короля и королевы, и тут же - с нотой ДО I октавы, для которой преподаватель пишет первое цветное правило красного цвета: «Нота ДО пишется на добавочной линеике». На следующем уроке пишут в нотной тетради обучающегося первую пьесу на ноте ДО. Это может быть любая небольшая пьеса-попевка, скороговорка, например, приведенная на фиг.1.

Главная задача теперь - приобщить обучающегося к чтению этого нотного текста и исполнению его на фортепиано с пением нот, а затем со словами. Следующий этап - изучение ноты «РЕ» с помощью цветного правила и игра маленьких пьесок уже на двух нотах - ДО и РЕ, например, приведенной на фиг.2.

Для улучшения координации и синхронизации рук часто дают обучающимся пьески или известные детские и народные песни с мелодией в правой руке, написанной в скрипичном ключе с басом для левой, подписанным цветными буквенными обозначениями нот. Басы соединяют вертикалями с соответствующими нотами в правой руке. Так обучающиеся учатся играть по «столбикам» (см. фиг.3).

Параллельно с такими «развлекательными» пьесами подбирают в сборниках для ДМШ пьесы в скрипичном ключе, где руки играют одновременно.

Когда научились свободно играть двумя руками пьесы в скрипичном ключе или с подписанным басом, то есть освоились в первой знаковой системе, можно приступать к освоению басового ключа, то есть второй знаковой системы.

Изучение басового ключа начинается примерно в середине или ближе к концу второго года обучения. Происходит это абсолютно так же, как со скрипичным ключом, то есть с помощью цветных правил. И сразу же начинают разбирать пьесы уже в двух ключах. Однако, проучившись в классе даже несколько лет, обучающийся все равно знает ноты басового ключа хуже, чем скрипичного. Очень помогают обучающимся «цветные столбики» в более трудных пьесах. Они становятся для них своеобразными опорами, помогающими быстрее ориентироваться в нотах и на клавиатуре.

Дикционно-ритмические упражнения и работа над ритмом и счетом осуществляется следующим образом.

Грамотное исполнение музыки невозможно без овладения счетом и ритмом. Природное чувство ритма у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, конечно, есть, однако их общая заторможенность, замедленность психических процессов мешают педагогу оценить его и «вытащить» наружу. Кроме того, у них страдают также речь, дикция и память.

В процессе работы с такими обучающимися стало ясно, что на музыкальных занятиях, кроме обучения игре на фортепиано, можно помочь обучающимся развить эти «западающие» функции.

Поэтому на первоначальных этапах обучения (1-2 года) много времени уделяют дикционно-ритмическим упражнениям, которые одновременно помогают сформировать и развить у обучающегося чувство ритма и корректируют в целом его речь, делая ее более четкой, ритмически оформленной, «вычищают» дикцию и улучшают память.

Дикционно-ритмические упражнения - это всевозможные скороговорки, считалочки, детские и народные песни, которые прохлопывают, притопывают и иногда даже пританцовывают.

Некоторые детские песенки с сюжетом проигрывают, включая также танцевальные элементы. Скороговорки и считалочки также ритмично «обыгрывают», изображая их персонажей.

Кроме того, все фортепианные пьесы начального периода также прохлопывают, причем сразу учатся дифференцировать длинные, короткие доли с помощью разных хлопков. Например, на длинных долях хлопают в ладоши друг друга, придерживая вместе руки после хлопка, на коротких - каждый хлопает мелкими хлопками самостоятельно.

Знакомство с длительностями происходит после того, как выучены 3-4 ноты скрипичного ключа на нотоносце и сыграно несколько пьес с этими нотами.

Это знание необходимо преподносить только наглядно, практически, а именно с помощью яблока, которое с обучающимся постепенно будут разрезать на половинки, а потом на четверти.

Сначала договариваются с обучающимся это целое яблоко, или целую ноту, например ДО, держать и считать до «четырех». Рисуют ее в тетради, подписывают «ЦЕЛАЯ» и счет до «четырех». Затем разрезают яблоко пополам и играют на той же ноте ДО половинки со счетом.

Каждый результат очередного раздела яблока заносят в тетрадь в виде самих длительностей, их названия и счета, соединяя их с предыдущими длительностями длинными линиями. Получается в тетради «паутинка.

Задание «играть «паутинку» со счетом и называть длительности» дают на дом. Если дома все получилось, можно переходить на следующем уроке к объяснению размера, тактов и счета на примере одной из наших фортепианных пьес (лучше с размером 4/4).

Чтобы прочным стало понимание длительностей, к «паутинке» придется обращаться неоднократно, вспоминая ее вновь и просчитывая.

Знакомство с восьмыми понадобится, когда впервые встретятся в тексте эти длительности (первые несколько месяцев или весь год стараются избегать таких пьес).

Для изучения восьмых нот снова понадобится яблоко, которое необходимо будет резать, и «паутинка», которую теперь будут лишь достраивать и писать счет с «и».

И еще об особенностях игры со счетом. При обучении регулярно проходят концерты класса фортепиано, и при подготовке к ним преподаватель вместе с обучающимся пытаются считать не вслух, а про себя. К сожалению, это не всегда получается. В течение первых нескольких тактов обучающемуся удается сохранить ритм и темп, но постепенно все начинает расползаться, так как считать про себя ему так же сложно, как решать в уме математические задачи. Поэтому на всех концертах мы обязательно считаем вслух, только стараемся это делать тихонько.

В целом о темпоритме в игре наших обучающихся можно сказать, что в отличие от игры обучающихся с сохранным интеллектом, несмотря на постоянный счет вслух, эта сторона сильно страдает. Темпы исполнения музыки нашими обучающимися, как правило, замедленные (особенно в «быстрых» произведениях), а также часто подвержены колебаниям, в зависимости от возникающих в тексте трудностей, большей частью связанных с мелкой моторикой.

В связи с тем, что мелкая моторика малоподвижна, хотя и способна меняться к лучшему, в целом обучающимся, конечно, трудно управлять своими мышцами, решая при этом еще и сложные для них интеллектуальные задачи (ноты, счет).

Ритмически обучающиеся тоже играют не идеально, хотя в целом чувствуют ритм и стараются верно его передавать. От их игры складывается впечатление, что они правильно чувствуют и знают, как должно звучать, но зачастую не могут проконтролировать процесс своего исполнения головой и мышцами.

Работа над штрихами и фразировкой происходит следующим образом.

В классе фортепиано обучающиеся овладевают всеми основньми приемами звукоизвлечения, или штрихами, которые существуют на этом инструменте, то есть non legato, legato, staccato и portato. Только происходит это очень медленно, постепенно и последовательно.

В первые месяцы обучения, занимаясь постановкой пальцев, обучающиеся играют только приемом non legato, но обучающиеся этого термина еще не знают.

После того как мы «поставили» все пять пальцев и освоили пять первых нот гаммы До мажор, можно начинать обучение игре legato. Вот тогда преподаватель и объясняет этот термин и пишет его обучающемуся в тетрадь печатными русскими буквами, а заодно и термин non legato, которым пользовались до этих пор:

ЛЕГАТО = СВЯЗНО

НОН ЛЕГАТО = НЕ СВЯЗНО

Вначале учатся соединять legato только два звука 2-м и 3-м пальцами вверх и вниз.

Играем это упражнение как пальцевую разминку в разных октавах.

Следующее упражнение будет на три звука с привлечением 4-го пальца. Оно получается уже легче. Затем - на четыре звука с 1-м пальцем, и на пять звуков всеми пятью пальцами. Так постепенно подбираются к игре гамм и арпеджио, а также пьес, исполняемых legato и non legato. На первых порах лиги в пьесах обводят жирными черными или фиолетовыми дугами, чтобы акцентировать их в тексте, а снятия лиг - крупными галочками какого-нибудь легкого, «воздушного» цвета, так как рука идет вверх - розового, желтого, голубого или сиреневого (см. фиг.5).

После некоторого периода игры пьес с non legato и legato подбирают пьеску со staccato, что дается обычно легко. Обучающимся нравится играть staccato, представляя, как они, обжигаясь, отскакивают пальчиком от горячей сковородки. Снова пишу термин в тетрадке и в пьесе.

Так же поступаю и с portato, когда оно (значительно позже) встречается нам в тексте.

Пожалуй, из всех штрихов труднее всего дается legato в связи с тем, что гипер- или гипотонус мышц, общая мышечная скованность и чрезмерная гибкость и слабость суставов мешают обучающемуся добиться абсолютной гибкости и ровности звучания.

Игра legato напрямую связана с фразировкой. Этому мы начинаем учиться не сразу, а когда обучающийся уже овладел приемом legato и может еще «улучшить» свою игру. Тогда на первых порах можно научить его делать тише, мягче окончания фраз. Чуть позже - разбирать с ним построение фразы с ее развитием, стремлением к «вершинке» и спадом. Фразу мы называем волной, а вершинку - ее гребнем.

Работа над нюансировкой осуществляется следующим образом.

Работа над нюансами начинается не сразу, так как особенностью обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является то, что они не могут одновременно воспринимать и выполнять несколько задач, и поэтому все эти задачи мы реализуем постепенно, «наслаивая» одну на другую, когда с предыдущими уже справились.

Сначала нам необходимо «поставить» руки, освоить клавиатуру, нотную грамоту, ритм, штрихи, то есть научиться правильно и грамотно выучивать музыкальный текст.

Только справившись с этими задачами, можно приступать к работе над динамическими оттенками, агогикой и оттенками характера звучания, хотя последние преподаватель обсуждает с обучающимся при показе каждой новой пьесы и именно эти выразительно-смысловые оттенки наилучшим образом «схватываются» обучающимися и передаются ими в звуке.

То, что ярко-образно, вызывает у них эмоциональный отклик и пережито ими в прошлом, легче передается руками.

Обучающийся сам с интересом начинает «искать» звук, пытаясь передать, например, гордого, задиристого петушка, или важно вышагивающую цаплю, или мягкие, нежные краски колыбельной. Конечно, не все здесь получается, и часто на первых порах желания и умения «выдерживать» звуковой образ у обучающегося не хватает на всю пьесу, так как его поглощают другие трудные задачи (ноты, штриха, пальцы, счет), но главное здесь то, что у маленького человечка рождается желание поделиться своими переживаниями посредством музыки, и начинается самостоятельный творческий поиск выразительности звучания. Старшие обучающиеся передают характер музыки более последовательно и законченно.

Исключение составляют лишь обучающиеся с небольшими нарушениями интеллекта, которые легко передают любые нюансы звучания - и выразительно-смысловые, и ритмические, и динамические.

Работа над динамическими оттенками составляет, пожалуй, одну из самых сложных наших задач. Это напрямую связано с тугоподвижной, «трудной» мелкой моторикой обучающихся.

С обучающимися изучают самые разные динамические оттенки от pianissimo до fortissimo, изучают их обозначения и пытаются их играть, только дается это с большим трудом.

После «разметки» оттенков необходим яркий показ пьесы. Обучающиеся чрезвычайно подражательны в поведении. Они любят и стараются подражать педагогу, и это их качество, конечно, помогает в работе.

Они хорошо чувствуют, если показываешь им глубину и силу нажима на клавиши своими пальцами на их плече или просто играешь какой-то кусочек их же пальцами.

Этот «сенсорный» способ - наилучший, хотя, можно, конечно, и подбирать яркие словесные определения звука, или снова показывать пьесу преподавателем.

Упражнения для развития техники и игра гамм, аккордов, арпеджио и этюдов осуществляют следующим образом.

Упражнения для развития техники чрезвычайно важны для наших обучающихся, потому что помогают «сдвинуть с места» и интенсивно развить их вялую, малоподвижную мелкую моторику и тем самым оказать мощное воздействие на речь, мышление и память.

Поэтому на игру технических упражнений тратится значительная часть урока, иногда до 20-30 минут.

С малышами играют упражнения сначала non legato. Когда они научились играть упражнение legato на 5 звуков вверх и вниз каждой рукой, учатся играть его двумя, добиваясь синхронности рук и пальцев, что не всегда дается легко. Играют его по цветным «столбикам» (см. фиг.7).

Осваивают также «колечки», то есть подкладывание 1-го пальца под 3-м или 4-м. Играем эти колечки вверх и вниз каждой рукой в разных октавах.

После этого переходят к гамме До мажор на одну октаву сначала отдельно каждой рукой, потом двумя.

Параллельно с гаммой учатся играть арпеджио. Сначала - короткое вверх и вниз отдельно, потом двумя.

Потом переходят к игре длинного арпеджио, или «стрелочки». Сделав «стрелочку» двумя, добиваются в ней ровного, гладкого звучания, стараются «стелиться змейкой» по клавишам. «Стрелочка» - самое легкое упражнение для ребят, поэтому в ней можно поработать над звуком.

Когда «стрелочка» получилась, начинают разбирать короткие арпеджио.

Большую сложность для обучающихся представляет игра аккордов. К ним, а точнее - сначала к до-мажорному трезвучию - начинают подбираться задолго, еще во время периода постановки пальцев. Тогда учатся ставить «Мостик» - квинту до-соль в разных октавах. Затем стараемся в этой квинте дифференцировать 1-й и 5-й палец (см. фиг.8).

Когда крайние пальчики окрепнут, добавляют к ним 3-й палец, и получается «Кукушка», которую обучающиеся очень любят играть (см. фиг.9).

Только научившись играть «Кукушку», пробуют поставить каждой рукой до-мажорное трезвучие и играть его в разных октавах.

На освоение аккордов, начиная с «Мостика», требуется несколько месяцев.

Как правило, к концу I года обучения или середине II года обучающиеся полностью овладевают игрой гаммы До мажор, ее арпеджио и аккордов, и могут изучать следующие гаммы, которые выучиваются с каждым разом все быстрее, и на освоение мажорной гаммы в дальнейшем требуется 2-3 урока, минорной 4-5 уроков.

Миноры играют обоих видов, но разбирают их по одному. Выучивают сначала гармонический минор с пением нот и всех знаков, потом мелодический.

На изучение все мажорных, а затем минорных гамм до 6 знаков при ключе требуется примерно 3-4 года, хотя параллельно играют также упражнения по Ганону и легкие этюды.

Когда все гаммы изучены, работа над техникой не заканчивается, и переходят к игре этюдов как более сложных технически и интересных в художественном отношении произведений. Стараются подбирать для обучающихся мелодичные, выразительные этюды Шитте, Лемуана, Беренса и Черни.

Построение урока и соотношение музыкальных и коррекционных задач в обучении осуществляют следующим образом.

Урок фортепиано длится несколько дольше обычного академического часа, - примерно 50-60 минут. Опыт показал, что в 45 минут просто не укладываются в силу особенностей восприятия обучающимися учебного материала. Обучающимся необходимо большее количество объяснений и повторов, чем обучающимся с сохранным интеллектом. Кроме того, немалую часть урока отдают техническим упражнениям (развитие мелкой моторики), дикционно-ритмическим упражнениям (развитие координации движений, речи, памяти), пению песен (развитие речи, памяти, общей музыкальности). Эти занятия крайне важны и необходимы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Поэтому уроки являются не чисто фортепианными, а синтетическими, основанными на сплаве собственно обучения игре на фортепиано с методами дефектологической и логопедической работы.

Что касается коррекционной работы, количество и качество ее меняется по мере взросления обучающегося и приобретения им знаний о музыке и навыков игры. И если с начинающими можно совсем мало играть на фортепиано, но много говорить, петь, хлопать, танцевать, разговаривать о цветах и писать в тетради ноты, то со старшими обучающимися необходимо в основном играть, хотя необходимо оставлять время на уроке и для песен, и для скороговорок или ритмических считалочек.

И все же традиционное построение урока выглядит так:

I часть- пальцевая разминка;

II часть - работа над пьесами;

III часть - дикционно-ритмические упражнения, пение песен.

I. Любой урок, даже у начинающих (кроме первого вводного) начинается с пальцевой разминки, которая может длиться от 10 до 30 минут. Как уже говорилось, в это время играют различные упражнения non legato, legato, гаммы, аккорды, арпеджио и этюды.

II. Следующая, самая большая часть урока - игра пьес. Обычно в работе у каждого обучающегося находится от 2 до 4 пьес, которые по мере их «созревания» они сдают на отметку в классе, инсценируя обстановку концерта.

III. Последняя часть урока (дикционно-ритмические упражнения, песни) обычно длится 10-15 минут, в зависимости от возраста обучающегося и необходимости для него больше или меньше заниматься отработкой дикции, чувства ритма и скорости речи. С малышами это длится дольше, со старшими с каждым годом все меньше.

Но песни под аккомпанемент стараются петь со всеми обучающимися, выбирая разные жанры: народные, детские, эстрадные.

Помимо развития вокальных навыков и умения петь соло под аккомпанемент, песни помогают улучшить дикцию и память. А главное, - песни способствуют оптимизации всего учебного процесса, давая обучающимся в конце урока хорошую эмоциональную и физическую разрядку.

Концерты класса фортепиано проходят регулярно, в среднем 2 раза в полугодии.

Поэтому в классе обучающиеся играют в концерте уже на первом-втором году обучения.

Участие в первом же концерте дает обучающемуся громадный толчок в плане возрастания интереса к занятиям фортепиано, роста чувства серьезности и ответственности в процессе обучения. На концертах, оказываясь рядом с давно играющими «старичками», наши маленькие обучающиеся быстро взрослеют и подтягиваются.

На каждом концерте видна динамика профессионального роста обучающегося: с каждым разом он играет все свободнее, раскованнее, артистичнее, несмотря на то, что сложность пьес возрастает.

На последних уроках перед концертом делают по несколько «прогонов» пьесы, не жалея времени также на отработку выхода и ухода со сцены, поклонов, посадки за инструмент.

На концерте во время выступления преподаватель всегда сидит за инструментом рядом с обучающимся. Опыт выступлений показал, что это делать необходимо. Нельзя бросать обучающегося наедине со зрительным залом, так как для него это всегда колоссальный стресс, и во время исполнения могут произойти самые непредсказуемые вещи: обучающийся может бояться начать пьесу, или забыть текст, или внезапно что-нибудь напутать в тексте, и в этих случаях педагогу необходимо просто вмешаться и выправить ситуацию.

Нельзя забывать, что обучающиеся обладают весьма неустойчивой эмоциональностью, малой устойчивостью к стрессам, совсем небольшой психической выносливостью. Кроме того, у них быстрая утомляемость и физическая, и психическая.

Но участие в концертах им совершенно необходимо, потому что дает очень хорошие результаты и помогает им стать более стрессоустойчивыми и выносливыми людьми.

1. Способ обучения игре на фортепиано лиц с умственной отсталостью, включающий изучение обучаемым клавиатуры фортепиано и нотной грамоты с использованием семи цветов для обозначения каждой клавиши и соответствующей ей ноты, отработку положения руки на фортепиано и обучение игре по нотному тексту музыкального произведения, отличающийся тем, что изучение нотной грамоты осуществляют путем знакомства со скрипичным ключом, с нотоносцем и с нотой ДО первой октавы, для которой в соответствии с выбранным для данной ноты цветом преподаватель пишет словами первое правило, указывающее на расположение ноты ДО на добавачной линейке, а затем в нотной тетради обучаемого пишет первую пьесу-попевку на ноте ДО с различными длительностями, а обучаемый поет эту ноту, играет ее, поет пьесу-попевку на этой ноте и играет ее до полного усвоения указанного правила, после чего преподаватель пишет второе правило, указывающее на расположение ноты РЕ под первой линейкой, пишет вторую пьесу-попевку на нотах ДО и РЕ с разными длительностями, а обучаемый поет ноты ДО и РЕ, играет их, поет указанную вторую пьесу-попевку на нотах ДО и РЕ и играет ее до полного усвоения указанного второго правила с последующим аналогичным изучением аналогичных правил для всех нот первой октавы с указанием на то, где пишется изучаемая нота, при изучении каждого последующего цветного правила поют и играют пьесы-попевки, состоящие из уже освоенных нот - для РЕ это ноты ДО и РЕ, для МИ это ноты ДО, РЕ и МИ и так аналогично для всех остальных нот.

2. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что при изучении клавиатуры фортепиано и нотной грамоты используют семь цветов радуги: для ноты ДО - красный, РЕ - оранжевый, МИ - желтый, ФА - зеленый, СОЛЬ - голубой, ЛЯ - синий и СИ - фиолетовый.

3. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что в качестве указанной пьесы-попевки используют пьесу-попевку с мелодией на изучаемой ноте, которую пишут выбранным для этой ноты цветом радуги в тетради обучаемого, и затем обучаемый вместе с преподавателем играет эту мелодию в разных октавах то одной, то другой рукой, и одновременно поет указанную пьесу-попевку.

4. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что после освоения первых четырех нот обучаемый изучает пьесы по черно-белым сборникам детских музыкальных школ.

5. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что после освоения нотной грамоты обучаемый исполняет пьески или известные детские или народные песни с мелодией в правой руке, написанной в скрипичном ключе с басом для левой руки, подписанным цветными буквенными обозначениями нот заглавными печатными буквами, при этом басы соединяют вертикалями с соответствующими нотами в правой руке.

6. Способ обучения по п.10, отличающийся тем, что параллельно с исполнением указанных пьес или песен с мелодией в правой руке, написанной в скрипичном ключе, и с басом для левой руки, обучаемый исполняет пьесы или песни в скрипичном ключе, где руки играют одновременно.

7. Способ обучения по п.11, отличающийся тем, что после того, как обучаемый научился свободно играть двумя руками пьесы в скрипичном ключе или с подписанным басом, приступают к освоению басового ключа - второй знаковой системы, с помощью цветных правил, аналогичных цветным правилам скрипичного ключа с последующим разбором пьес или песен уже в двух ключах.

8. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что обучаемый развивает чувство ритма, путем работы над дикционно-ритмическими упражнениями и одновременной корректировки в целом его речи для отработки четкости, ритмического оформления и улучшения дикции и памяти.

9. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что дикционно-ритмические упражнения: скороговорки, считалочки, детские и народные песни, фортепианные пьесы начального периода вместе с обучающимся прохлопывают, притопывают и пританцовывают.

10. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что после изучения трех-четырех нот скрипичного ключа на нотоносце и исполнения нескольких пьес с этими нотами, приступают к знакомству обучающегося с длительностями и счетом, что наглядно демонстрируют путем разрезания яблока на равные доли и рисования «паутинки» из нот различной длительности, которые обучаемый учится играть со счетом, переходя от одних длительностей к другим подряд и вразбивку.

11. Способ обучения по п.15, отличающийся тем, что после освоения игры «паутинки» обучающемуся объясняют понятия размера, такта, счета на примере одной из его фортепианных пьес.

12. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что обучающийся играет музыкальное произведение со счетом для более ритмичного исполнения музыки.

13. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что обучаемый осваивает основные приемы звукоизвлечения - non legato, legato, staccato и portato, причем освоение начинают с поп legato, no мере освоения переходя к legato, staccato и portato.

14. Способ обучения по п.13, отличающийся тем, что обучаемый последовательно, прибавляя по одному пальцу, начиная со 2 и 3-го, осваивает прием игры legato всеми пятью пальцами вверх и вниз, переходя после этого к игре гамм.

15. Способ обучения по п.13, отличающийся тем, что лиги, их снятие, staccato, non legato и portato отмечают для обучающегося в тексте цветными пометками для облегчения ему задачи восприятия и исполнения этих способов игры.

16. Способ обучения по п.13, отличающийся тем, что при освоении обучающимся фразировки, сначала обучают его делать тише, мягче окончания фраз, а затем, изображая каждую фразу с помощью цветных пометок в виде поднимающейся вверх дуги, жирной точки - вершины, и ниспадающей дуги, приводят обучающегося к осмысленному исполнению каждой фразы.

17. Способ обучения по п.16, отличающийся тем, что после освоения клавиатуры, нотной грамоты, ритма и штрихов обучаемый осваивает различные виды нюансов - выразительно смысловые, ритмические и динамические, а обучение нюансировке осуществляют с помощью обсуждения и обозначения нюансов пьесы, а также яркого показа ее преподавателем.

18. Способ обучения по п.17, отличающийся тем, что обучение нюансировке осуществляют сенсорным способом путем показа обучающемуся глубины и силы нажима на клавиши пальцами преподавателя на плече обучающегося или игры фрагмента пьесы преподавателем пальцами обучающегося.

19. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что значительную часть урока до 20-30 мин обучаемый играет гаммы, аккорды, арпеджио и этюды.

20. Способ обучения по п.19, отличающийся тем, что после освоения legato на 5 звуков вверх и вниз всеми пятью пальцами обучаемый учится играть это упражнение двумя руками, добиваясь синхронности рук и пальцев, при этом используют цветные столбики.

21. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что при подготовке к игре гамм отдельно осваивают колечки - подкладывание 1 пальца под 3-м или 4-м.

22. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что для подготовки к игре аккордов обучаемый осваивает последовательно несколько упражнений, сначала для постановки 1-го и 5-го пальцев, или «мостик», затем для подготовки так же 3-го пальца к игре аккордов, или «кукушку».

23. Способ обучения по п.19, отличающийся тем, что обучаемый играет мажорные и минорные гаммы до 6 знаков при ключе упражнения по Ганону и этюды Шитте, Лемуана, Беренса и Черни.

24. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что проводят урок обучения игре на фортепиано и методов дефектологической и логопедической работы.

25. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что продолжительность одного урока составляет 50-60 мин, при этом урок состоит из трех частей: первая часть продолжительностью 10-30 мин - пальцевая разминка, вторая часть - работа над пьесами, третья часть 10-15 мин - дикционно-ритмические упражнения, пение песен.

26. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что обучение сочетают с подготовкой и регулярным участием обучающихся в концертах 5-6 раз в течение учебного года.

27. Способ обучения по п.26, отличающийся тем, что при подготовке концертов проводят несколько дополнительных уроков для наработки запаса прочности знания текста и умения правильно держаться на сцене во время выступления, для чего делают по несколько прогонов пьесы с отработкой выхода и ухода со сцены, поклонов, посадки за инструмент.

28. Способ обучения по п.27, отличающийся тем, что на концерте во время выступления преподаватель сидит рядом с обучающимся за инструментом и в случае забывания текста обучающимся срочно вмешивается и помогает ему продолжить выступление.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психофизиологии, а более конкретно к психофизиологии речи и певческого голоса. .

Изобретение относится к средствам обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах и может быть использовано для развития пальцев правой руки как обучающихся игре на гитаре, так и музыкантов.

Изобретение относится к музыке в частности, к использованию в электронном постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) в качестве тонов музыкального инструмента слоговых названий звуков темперированного строя в двенадцатислоговой системе наименований, например "Хроморяда Белецкого".
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки. .

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов.

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов.
Изобретение относится к способу развития и настройки голоса

Изобретение относится к способу игры на балалайке

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями

Изобретение относится к музыкальному контроллеру, то есть к устройству такого типа, которое включает ряд клавиш, которые обеспечивают возможность ввода данных в компьютер или цифровое устройство, и которое с помощью указанных устройств может использоваться в качестве музыкальных инструментов

Изобретение относится к устройству для упражнений на клавиатуре, облегчающему правильную постановку рук при игре. Устройство для упражнений на клавиатуре содержит опорный узел, установленный на направляющей с возможностью скольжения и выполненный с возможностью поддержания руки пользователя, и средство поддержания направляющего элемента в непосредственной близости от клавиатуры инструмента. Пользователю, играющему на клавишном инструменте в положении сидя, устройство обеспечивает опору предплечья на опорный узел и возможность перемещения предплечья вдоль клавиатуры за счет скольжения опорного узла по направляющей. Техническим результатом изобретения является выработка навыка правильного положения рук на клавиатуре. 3 н. и 43 з.п. ф-лы, 28 ил.
Наверх