Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе



Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе
Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе
Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе
Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе

Владельцы патента RU 2350491:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ") (RU)

Изобретение относится к химическим лазерам, размещенным на передвижном носителе. Мобильная станция для обслуживания химического лазера, размещенного на передвижном носителе, содержит кузов-фургон с системой жизнеобеспечения станции, системами вакуумирования, газонапуска и заправки маслом и пультом автономного управления химическим лазером. Кузов-фургон разделен на четыре отсека. В первом отсеке по ходу движения размещены вакуумный агрегат (15), вакуумный насос (16), насос масляный (17), баки (18) накопления масла, во втором отсеке размещены: пульт газовый (19), пульт масляный, пульт автономного управления химическим лазером, комплект контрольно-проверочной аппаратуры, баллоны с газами и баллоны (21) для приготовления смесей газов, в третьем отсеке размещены контейнеры (28) для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом, в четвертом размещены баллоны (29) с водородом. Станция снабжена системами безопасности, включающими систему контроля концентрации водорода и систему контроля концентрации кислорода, систему обнаружения и тушения пожара. Изобретение повышает эффективность и безопасность обслуживания. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области обслуживания химических лазеров (ХЛ), размещенных на передвижных носителях.

Разработанная мобильная станция для обслуживания ХЛ относится к специализированным передвижным станциям технического обслуживания. Она предназначена для проведения комплекса работ, обеспечивающих подготовку ХЛ к эксплуатации: заправке рабочими компонентами через бортовые панели передвижного носителя, проверке функционирования всех систем ХЛ, проверке параметров лазерного излучения, проведению регламентного обслуживания ХЛ.

Аналогом может служить передвижная станция для очистки масел «ПСОМ-Э» (http://www.fsk-ees.ru/common/img/uploaded/fsk/perechni2005/ez61.pdf), предназначенная для обслуживания маслонаполненного электрооборудования на отдаленных подстанциях. ПСОМ-Э может использоваться для подготовки трансформаторного масла при его заливе (доливе) в электрооборудование, хранении и транспортировании необходимого запаса масла и восстановлении эксплуатационных свойств масла, залитого в электрооборудование.

Данная установка имеет недостаточное количество исполняемых функций для обслуживания ХЛ.

Задачей изобретения является создание безопасной мобильной станции по комплексному обслуживанию ХЛ, размещенного на передвижном носителе.

Указанная задача достигается тем, что мобильная станция для обслуживания ХЛ, размещенного на передвижном носителе, содержит кузов-фургон, установленный на шасси автоприцепа, оснащенный системой жизнеобеспечения станции; системой вакуумирования и газонапуска, включающей в себя баллоны с необходимыми газами, баллоны для приготовления газовых смесей, баллоны со сжатым и осушенным воздухом, пульт газовый, агрегат вакуумный; системой заправки маслом, включающей в себя баки накопления масла, насос масляный, сорбционные колонны, пульт масляный, насос вакуумный; комплектом контрольно-проверочной аппаратуры (КПА); контейнерами для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом; пультом автономного управления ХЛ.

Кузов-фургон станции разделен на четыре отсека, при этом в первом отсеке по ходу движения автомобиля размещены: вакуумный агрегат, обслуживающий систему газонапуска, вакуумный насос для обслуживания масляной системы, насос масляный, баки накопления масла. Во втором отсеке размещены: пульт газовый, пульт масляный, пульт автономного управления ХЛ, комплект контрольно-проверочной аппаратуры, баллоны с газами и баллоны для приготовления смесей газов. В третьем отсеке размещены контейнеры для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом, в четвертом размещены баллоны с водородом.

Четвертый отсек снабжен герметизированной дверью между третьим и четвертым отсеком и отдельной наружной дверью для загрузки баллонов с водородом.

Станция снабжена системами безопасности, включающими систему контроля концентрации водорода и систему контроля концентрации кислорода, систему обнаружения и тушения пожара.

Кузов-фургон снаружи снабжен люком для закачки и слива масла, люком для подвода электропитания, люком для подвода электрических и волоконно-оптических кабелей, нишей для укладки газовых и гидравлических рукавов.

Система жизнеобеспечения станции включает в себя систему кондиционирования, систему отопления, вентиляцию, систему электропитания, включающую в себя рабочее и автономное освещение.

Пульт масляный включает в себя фильтры очистки, систему вентилей, приборы контроля электропроводности, расхода и давления масла.

Для создания мобильной станции по обслуживанию ХЛ в условиях холодного климата был выбран утепленный кузов-фургон, установленный на шасси автоприцепа. Для обеспечения нормальных условий работы обслуживающего персонала и встроенной аппаратуры внутри смонтированы системы жизнеобеспечения: кондиционирования, отопления, вентиляции и электропитания. Комплексное обслуживание ХЛ заключается в проведении следующих операций: вакуумирование и последующее заполнение рабочих объемов лазера газовыми смесями с определенными параметрами; замена масла в генераторе импульсных напряжений, очистка и контроль его электропроводности; проверки параметров лазерного излучения и функционирования систем ХЛ; периодической замене сорбционных фильтров лазера и проведении регламентного обслуживания. Для реализации этих функций внутри станции были размещены следующие системы обслуживания: система вакуумирования и газонапуска; система заправки маслом; комплект контрольно-проверочной аппаратуры; контейнеры для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом; пульт автономного управления ХЛ из мобильной станции. Ряд компонентов, необходимых для функционирования лазера, является взрывоопасными и пожароопасными, поэтому станция оборудована системами безопасности: системой контроля концентрации водорода и системой контроля концентрации кислорода, системой обнаружения и тушения пожара. Система контроля концентрации водорода имеет световую, звуковую предупредительную и звуковую аварийную сигнализации. Система контроля концентрации кислорода установлена на случай аварийной утечки газов, таких как азот, гелий. Она также имеет световую и звуковую сигнализации.

Изобретение поясняется чертежами, на которых представлены:

фиг.1 - продольное и поперечное сечение станции с указанием расположения отсеков и составных частей системы жизнеобеспечения;

фиг.2 - расположение в мобильной станции систем обслуживания ХЛ;

фиг.3 - расположение в мобильной станции систем безопасности;

фиг.4 - расположение мест стыковки внешних связей мобильной станции.

Мобильная станция оборудована системой жизнеобеспечения, которая включает в себя систему кондиционирования, систему отопления, вентиляцию, систему электропитания. Расположение отсеков и составных частей системы жизнеобеспечения показано на фигуре 1. Кузов-фургон разделен на четыре отсека 1, 2, 3 и 4. В первом отсеке по ходу движения автоприцепа размещены: конденсор 5, компрессор 6 и пульт 7 системы кондиционирования, а также щиты электропитания 8, тепловая завеса 9 и вентилятор 10. Во втором отсеке 2 размещены: тепловая завеса 9 и вентилятор 10, испаритель кондиционера 11, стеллаж 12 для хранения КПА. В третьем отсеке размещен стеллаж 13, где хранятся контейнеры для фильтров с активированным и отработанным сорбентом. Все отсеки оборудованы рабочим и автономным освещением. Автономное освещение работает от аккумуляторных батарей 14, размещенных в нише под кузов-фургоном.

Расположение в мобильной станции систем обслуживания ХЛ показано на фигуре 2. В первом отсеке по ходу движения автомобиля размещено мало обслуживаемое и наиболее шумное оборудование - вакуумный агрегат 15, обслуживающий систему газонапуска, вакуумный насос 16 для вакуумирования масляной системы, насос масляный 17, баки накопления масла 18. Во втором отсеке размещены устройства управления и контроля: пульт газовый 19, баллоны с газами и с осушенным воздухом 20, баллоны для приготовления смесей газов 21, сорбционные колонны 22, составные части пульта масляного - система вентилей 23, фильтры очистки 24, прибор контроля электропроводности масла 25, а также пульт автономного управления ХЛ 26. На полках стеллажа хранятся упаковки с комплектом контрольно-проверочной аппаратуры 27. В третьем отсеке на стеллаже расположены контейнеры 28 для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом. В четвертом отсеке установлены баллоны с водородом 29. Отсек снабжен герметизированной дверью 30 и отдельной наружной дверью 31 для загрузки баллонов с водородом и безопасности работы с ними.

Мобильная станция оборудована системами безопасности, расположение которых показано на фигуре 3. Система контроля концентрации водорода состоит из пульта контроля 32 и четырех датчиков водорода 33, расположенных под потолком в каждом из отсеков кузов-фургона. Система контроля концентрации кислорода состоит из пульта контроля 34 и трех датчиков кислорода 35, расположенных во всех отсеках, кроме четвертого. Система обнаружения и тушения пожара установлена в отсеках 1 и 2 (фигура 1) и состоит из дымовых пожарных извещателей 36 со звуковой сигнализацией, автоматических сигнально-пусковых устройств 37, которые срабатывают от повышенной температуры, автоматических модулей порошкового пожаротушения 38 и переносных огнетушителей 39. Система обнаружения и тушения имеет автономное электропитание.

Мобильная станция соединяется с передвижным носителем, на котором установлен ХЛ, посредством газогидравлических рукавов, электрических и волоконно-оптических кабелей. Расположение мест стыковки внешних связей мобильной станции показано на фигуре 4. Мобильная станция снаружи оборудована люком 40 для подключения электрических и оптоволоконных кабелей, нишей 41 с откидными дверками 42 для укладки газовых и гидравлических рукавов и люком 43 подвода электропитания. С левой стороны по ходу станции имеется люк для закачки и слива масла.

Работа на мобильной станции начинается с установки на нее необходимых баллонов с газами 20, 21, 29 фиг.2 и буксировки ее к передвижному носителю ХЛ (не показан). Работы ведутся при автономном освещении от аккумуляторных батарей 14 фиг.1. Станция подключается к внешнему источнику электропитания (не показан), после чего включаются системы контроля концентрации водорода и концентрации кислорода, а также, в зависимости от времени года, необходимые системы жизнеобеспечения (отопление, кондиционирование, вентиляция, освещение). Мобильная станция подсоединяется к панелям передвижного носителя посредством газогидравлических рукавов, уложенных в нише 41 фиг.4, электрических и оптоволоконных кабелей. Операции по обслуживанию ХЛ выполняются поочередно и в необходимом на данный момент объеме. Перед заполнением газовыми смесями рабочие объемы лазера и баллоны для приготовления смесей вакуумируются при помощи агрегата 15, фиг.2. Газовые смеси готовятся в баллонах 21 и перепускаются в отвакуумированные рабочие объемы лазера посредством переключения соответствующих вентилей пульта газового 19. При обслуживании генератора импульсных напряжений насосом 17 масло сливается в накопительные баки 18 и проверяется его электропроводность прибором контроля масла 25. Если электропроводность ниже требуемых значений, масло прокачивается через фильтры 24, где очищается от примесей, и через сорбционные колонны 22, где происходит адсорбция влаги. Подготовленное масло насосом 17 закачивается в генератор импульсных напряжений ХЛ (не показан) и вакуумируется насосом 16 для удаления воздушных пузырьков. Проверка параметров лазерного излучения выполняется на борту носителя, для чего из комплекта контрольно-проверочной аппаратуры 27 собирается необходимая оптическая схема. Управление лазером при проверке контролируемых параметров и функционирования всех систем выполняется с автономного пульта 26. Работа системы обнаружения и тушения пожара автономна, она имеет свое электропитание. При появлении внутри станции дыма срабатывает звуковая сигнализациия дымовых пожарных извещателей 36, фиг.3, а при превышении температуры 93°С срабатывает автоматическое сигнально-пусковое устройство 37 и генерирует электрический импульс, от которого срабатывает модуль порошкового пожаротушения 38.

1. Мобильная станция для обслуживания химического лазера (ХЛ), размещенного на передвижном носителе, содержащая кузов-фургон, установленный на шасси автоприцепа, оснащенный системой жизнеобеспечения станции, системой вакуумирования и газонапуска, включающей в себя баллоны с необходимыми газами, баллоны для приготовления газовых смесей, баллоны со сжатым и осушенным воздухом, пульт газовый, агрегат вакуумный; системой заправки маслом, включающей в себя баки накопления масла, насос масляный, сорбционные колонны, пульт масляный, насос вакуумный; комплектом контрольно-проверочной аппаратуры, контейнерами для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом, пультом автономного управления ХЛ.

2. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что кузов-фургон разделен на четыре отсека, при этом в первом отсеке по ходу движения автомобиля размещены вакуумный агрегат, обслуживающий систему газонапуска, вакуумный насос для обслуживания масляной системы, насос масляный, баки накопления масла, во втором отсеке размещены пульт газовый, пульт масляный, пульт автономного управления ХЛ, комплект контрольно-проверочной аппаратуры, баллоны с газами и баллоны для приготовления смесей газов, в третьем отсеке размещены контейнеры для хранения фильтров с активированным и отработанным сорбентом, в четвертом размещены баллоны с водородом.

3. Мобильная станция по п.2, отличающаяся тем, что четвертый отсек снабжен герметизированной дверью между третьим и четвертым отсеком и отдельной наружной дверью для загрузки баллонов с водородом.

4. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что станция снабжена системами безопасности, включающими систему контроля концентрации водорода и систему контроля концентрации кислорода, систему обнаружения и тушения пожара.

5. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что кузов-фургон снаружи снабжен люком для закачки и слива масла, люком для подвода электропитания, люком для подвода электрических и волоконно-оптических кабелей, нишей для укладки газовых и гидравлических рукавов.

6. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что система жизнеобеспечения станции включает в себя систему кондиционирования, систему отопления, вентиляцию, систему электропитания, включающую в себя рабочее и автономное освещение.

7. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что пульт масляный включает в себя фильтры очистки, систему вентилей, приборы контроля расхода масла, электропроводности масла и давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным перевозкам, а более конкретно к устройствам для крепления колес перевозимых на транспортных средствах автомобилей. .

Изобретение относится к транспортным перевозкам, а более конкретно к устройствам для крепления колес перевозимых на транспортных средствах автомобилей. .

Изобретение относится к области медицинского оборудования, а именно к передвижному пункту для заготовки и переработки донорской крови в выездных условиях. .

Изобретение относится к малогабаритным прицепным транспортным средствам, буксируемым легковым автомобилем, а именно к прицепам-«караванам» (в дальнейшем - прицеп).

Изобретение относится к транспортным средствам для проведения различных концертов, рекламных и культурно-массовых мероприятий. .

Изобретение относится к транспортной медицинской технике и может быть использовано при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. .

Изобретение относится к устройствам захвата и удержания длинномерных грузов на раме самоходного шасси и может быть использовано, например, в лесной промышленности и лесном хозяйстве.

Изобретение относится к устройствам захвата и удержания длинномерных грузов на раме самоходного шасси и может быть использовано, например, в лесной промышленности и лесном хозяйстве.
Изобретение относится к способам жизнеобеспечения, в частности в изолированных объектах. .

Изобретение относится к транспорту, а именно к железнодорожным вагонам для перевозки автомобилей. .

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки ответственных изделий с обеспечением их защиты как при транспортировке, так и при погрузке и выгрузке, а также стыковки транспортируемого изделия с объектом

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов космических ракетных комплексов и предназначено для транспортирования на универсальные транспортные комплексы и установки на пусковой стол ракет космического назначения легкого, среднего и тяжелого класса одного семейства

Изобретение относится к средствам опирания длинномерных нежестких и невибростойких грузов при их транспортировке по автомобильным и железным дорогам

Изобретение относится к транспортным средствам, приспособленным для грузовых перевозок топлива и для заправки летательных аппаратов на аэродроме

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения

Изобретение относится к передвижной специализированной технике, предназначенной для электросварки, резки и других работ с постоянным током

Изобретение относится к области сельского хозяйства

Изобретение относится к подвижной технике экстремальной медицины

Изобретение относится к специализированным транспортным средствам, в частности, для перевозки самоходной техники
Наверх