Устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения безопасности водителя и пассажиров. Устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием содержит закрепленный на транспортном средстве (1) жесткий кожух (2) с передней стенкой (3), надувную эластичную подушку (11), размещенную внутри жесткого кожуха (2), и установленный на транспортном средстве генератор газа, сообщенный с надувной эластичной подушкой (11). Устройство снабжено разрываемой уплотнительной оболочкой (10). Передняя стенка (3) выполнена из хрупкого разрушаемого материала. Надувная эластичная подушка (11) размещена внутри разрываемой уплотнительной оболочки (10) и в ее передней части выполнены сквозные отверстия (14) для прохода газа от генератора, инициируемого водителем. Технический результат заключается в упрощении конструкции, расширении функциональных возможностей и повышении безопасности. 4 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения безопасности водителя и пассажиров.

Известно устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием, содержащее бампер, имеющий корытообразный кожух, связанный кронштейнами с рамой транспортного средства, энергопоглощающее устройство, размещенное между кожухом и рамой и имеющее демпфирующие элементы, выполненные в виде полос корытообразного сечения, последовательно установленные в кожухе перпендикулярно продольной оси транспортного средства с относительным частичным перекрытием одна другой и образующие в сборе пакет, повторяющий форму кожуха, внутренняя ближайшая к раме полоса выполнена плоской, перекрывающей полость смежной корытообразной полосы, а в полостях между полостями размещены пружины кручения, имеющие прямолинейные концевые участки и навитые на оси, закрепленные вдоль полос на наружных поверхностях их днищ со смещением относительно друг друга в поперечном направлении, при этом концевые участки пружин оперты в днища соседних полок, днища крайних полок стянуты гибкими связями, а упомянутые кронштейны установлены под углом к продольной оси транспортного средства, и каждый из них скобами связан, по меньшей мере, с парой захватов в виде пластин, охватывающих стенки полос снаружи (SU 745738 A1, B60R 19/18, 1978).

Недостатком этого устройства является сложность конструкции, обусловленная наличием большого количества деталей, механически взаимодействующих между собой.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием, содержащее закрепленный на остове транспортного средства жесткий кожух с передней стенкой, надувную эластичную подушку, размещенную внутри жесткого кожуха, и установленный на транспортном средстве генератор газа, сообщенный с надувной эластичной подушкой (US 5725265 А, B60R 19/20, 1998).

Недостатком его является избыточная чувствительность срабатывания при столкновении транспортного средства с небольшим препятствием, например легкими заграждениями, временно устанавливаемыми на дорогах, небольшими кустарниками при движении по лесным дорогам.

Этот недостаток обусловлен тем, что в известном устройстве передняя стенка имеет возможность свободного продольного перемещения под действием небольшого усилия до соприкосновения с клапанами, связанными с надувной эластичной подушкой. Этот недостаток ограничивает область применения устройства, поскольку при этом может произойти нежелательное срабатывание устройства под действием даже встречного потока воздуха.

Кроме этого, известное устройство не обеспечивает рассеивание энергии в процессе столкновения с препятствием, что приводит к обратному неуправляемому отскоку транспортного средства от препятствия.

Задачей, на которую направлено настоящее изобретение, является устранение указанных недостатков, упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и повышение безопасности.

Технический результат заключается в предотвращении нежелательного срабатывания устройства при столкновении с небольшими препятствиями за счет возможности инициирования надувания эластичной подушки водителем и в рассеивании энергии удара при столкновении с большими препятствиями за счет выполнения в надувной эластичной подушке отверстий и размещения ее в уплотнительной оболочке.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием, содержащее закрепленный на транспортном средстве жесткий кожух с передней стенкой, надувную эластичную подушку, размещенную внутри жесткого кожуха, и установленный на транспортном средстве генератор газа, сообщенный с надувной эластичной подушкой, снабжено уплотнительной оболочкой, передняя стенка выполнена из хрупкого разрушаемого материала, а надувная эластичная подушка размещена внутри разрываемой уплотнительной оболочки и в ее передней части выполнены сквозные отверстия для прохода газа от генератора, инициируемого водителем.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для достижения указанного технического результата.

Настоящее изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков технического результата.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено транспортное средство перед ударом о препятствие;

на фиг.2 - передняя разрушаемая стенка бампера, вид сбоку;

на фиг.3 - вид спереди на надувную эластичную подушку;

на фиг.4 - бампер, вид сверху.

Согласно изобретению устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием содержит закрепленный на транспортном средстве 1 жесткий кожух 2 (фиг.1), выполненный из металлического (стального) листа толщиной 2-3 мм. Передняя стенка 3 кожуха 2 (фиг.4) ограничена линиями 4 и 5 и выполнена из хрупкого материала, например полистирола, и жестко соединена с остальной (металлической) частью жесткого кожуха 2. При этом угол α=45-50°. Конструкция узлов, обеспечивающих жесткое соединение передней стенки 3 с металлической частью жесткого кожуха 2, на чертежах не изображена, так как такое соединение может быть выполнено на уровне обычного проектирования, не требующего изобретательского творчества. Жесткий кожух 2 посредством резьбовых соединений 6 прикреплен к раме транспортного средства 1. На наружной поверхности 7 передней стенки 3 выполнены продольные и поперечные канавки 8 и 9, глубина которых составляет 0,5-0,6 толщины передней стенки 3. Продольные и поперечные канавки 8 и 9 образуют на наружной поверхности 7 равномерно расположенные выступы квадратной формы.

Внутри жесткого кожуха 2 размещена плотно прилегающая к его внутренней поверхности путем приклеивания уплотнительная оболочка 10, выполненная, например, из резины. Внутри уплотнительной оболочки 10 размещена надувная эластичная подушка 11, в передней части которой, ограниченной линиями 12 и 13, выполнены сквозные отверстия 14, расстояние (с) между которыми равно (2-3) d, где d - диаметр отверстий 14, а расстояние (е) равно (4-5) d (фиг.3). Угол β=35-40° (фиг.3).

В рабочем состоянии при номинальном давлении газов в надувной эластичной подушке 11 соприкасающиеся поверхности жесткого кожуха 2, уплотнительной оболочки 10 и надувной эластичной подушки 11 эквидистантны. Номинальное давление газов в надувной эластичной подушке 11 составляет 0,6-0,8 от максимального давления, при котором происходит разрыв надувной эластичной подушки 11.

Внутри надувной эластичной подушки 11 размещен генератор газа, выполненный в виде порохового шнура 15, подключенного к аккумуляторной батарее через нормально разомкнутый контакт (на чертежах не показаны), управляемый водителем.

Пороховой заряд (шнур) может быть подключен к выходу бортового компьютера. В этом случае транспортное средство комплектуется радиолокатором для определения его скорости движения и расстояния до препятствия. В бортовой компьютер вводится программа для определения отношения скорости движения к расстоянию, которая позволяет водителю более точно определить время для момента инициирования устройства.

Уплотнительная оболочка 10 имеет разрез, через который в нее укладывается надувная эластичная подушка 11 и пороховой шнур 15, после чего этот разрез заклеивается.

Устройство работает следующим образом.

При столкновении с небольшим препятствием, когда водитель видит его размеры и оценивает скорость движения транспортного средства, передняя стенка 3 выполняет функцию бампера и не разрушается, т.к. не возникает достаточного усилия для этого.

При возникновении аварийной ситуации, которую оценивает водитель, когда возникает опасность столкновения транспортного средства 1 о препятствие, которое может нанести вред, водитель инициирует включение газогенератора - порохового шнура 15, на который подается от аккумулятора напряжение, он воспламеняется и в течение (0,05-0,1) с вырабатывает большое количество газа, который наполняет надувную эластичную подушку 11, резко повышая в ней давление до рабочего уровня (20-25) кгс/см2. Под действием усилия, создаваемого надувной эластичной подушкой 11, передняя стенка 3 разрушается на мелкие квадратные кусочки, падающие на дорогу.

Таким образом, до удара транспортного средства 1 о препятствие жесткая передняя стенка 3 разрушается и удар о препятствие воспринимается надувной эластичной подушкой 11, надутой до рабочего давления, что обеспечивает упругий удар, снижающий уровень замедления.

После разрушения передней стенки 3 уплотнительная оболочка 10 лишается реактивной опоры, которую создавала передняя стенка 3. В результате под действием давления газов уплотнительная оболочка 10 прогибается и разрывается, обеспечивая выход газов из надувной эластичной подушки 11 через дросселирующие отверстия 14, при этом энергия удара рассеивается, что предотвращает неуправляемый отскок транспортного средства 1 от препятствия.

Таким образом, в предлагаемом устройстве предотвращается нежелательное срабатывание при столкновении с небольшим препятствием и обеспечивается рассеивание энергии удара, что повышает безопасность водителя и пассажиров.

Изобретение соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость", поскольку осуществимо с использованием известных средств производства.

Применение изобретения позволяет упростить конструкцию, расширить функциональные возможности и повысить безопасность.

Устройство для защиты транспортного средства при столкновении с препятствием, содержащее закрепленный на транспортном средстве жесткий кожух с передней стенкой, надувную эластичную подушку, размещенную внутри жесткого кожуха, и установленный на транспортном средстве генератор газа, сообщенный с надувной эластичной подушкой, отличающееся тем, что оно снабжено разрываемой уплотнительной оболочкой, передняя стенка выполнена из хрупкого разрушаемого материала, а надувная эластичная подушка размещена внутри разрываемой уплотнительной оболочки и в ее передней части выполнены сквозные отверстия для прохода газа от генератора, инициируемого водителем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности для безопасности экипажа и исключения повреждения автомашины при лобовом столкновении. .

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам для защиты транспортного средства, поглощающим энергию удара при столкновении с другими транспортными средствами или внешними объектами, и может быть использовано в конструкциях бамперов транспортных средств, в том числе движущихся на высоких (максимальных) скоростях, например в грузовых и легковых автомобилях.

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к энергопоглощающим устройствам для обеспечения пассивной безопасности транспортных средств и пассажиров при авариях.

Изобретение относится к средствам защиты транспортных средств при столкновениях и является управляемой системой пассивной безопасности автомобиля, и может быть использовано в качестве переднего и заднего буферов различных автомобилей

Бампер транспортного средства относится к устройствам для гашения кинетической энергии при ударных столкновениях транспортного средства с препятствием. Бампер содержит смонтированные на кузове (1) внешнюю подвижную (2) и внутреннюю опорную (3) рамы, соединенные упругими энергопоглощающими элементами (4). Последние выполнены в виде гофрированных сварных сильфонов, представляющих собой блок мембранных коробок (5), соединенных сварным швом (6) по торцам кольцевых центров (7). Полость (9) сильфонов (4) заполнена вязкой жидкостью (10). На сильфонах установлены полые стальные тарелки (11, 12), герметично соединенные своими внутренними полостями (14) с полостью сильфонов дросселирующими отверстиями (13). Тарелки установлены на сильфонах вблизи их концов, обращены к рамам своими вогнутыми поверхностями, выполнены с увеличивающимися от краев сильфонов диаметрами и концентрично охватывают друг друга, причем введены своими наружными краями в упругий силовой контакт с внутренними поверхностями близрасположенных рам. Обеспечивается повышение эффективности защиты транспортного средства при его столкновении с препятствием. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Энергопоглощающий бампер транспортного средства содержит ударный брус, упруго укрепленный на кузове с помощью боковых направляющих и промежуточных деформирующих элементов. Промежуточные деформирующиеся элементы выполнены в виде системы стальных, гофрированных и изогнутых в U-образную форму сильфонов, частично заполненных вязкой морозоустойчивой жидкостью и герметично закрытых по концам. Основание каждого из сильфонов зажато между плоскостями двух пластин с помощью выполненных вдоль одного края пластин последовательности оппозитных углублений с полукруглым поперечным сечением, имеющих контур нижней части изогнутых сильфонов. Пластины жестко соединены плоскостями в пакет, обращенный к брусу стороной с выступающими из него наружу верхними частями сильфонов и жестко прикрепленный к кузову своей противоположной стороной. Верхние свободные концы сильфонов введены в силовой контакт с внутренней поверхностью бруса. Достигается повышение эффективности защиты транспортного средства при столкновении с препятствием. 2 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Пластмассовая защитная панель содержит пластинку из жесткой пластмассы и пластинку из мягкой пластмассы. Пластинки контактируют друг с другом в зонах. Пластинка из жесткой пластмассы содержит на одной из своих сторон средства крепления к кузову. Каждая зона, в которой между пластинками имеется определенный промежуток, образует ячейку, заполненную воздухом. Ячейка ограничена герметичным соединением между мягкой пластинкой и жесткой пластинкой. Каждая зона, в которой между пластинками имеется определенный промежуток, сообщается с внешней средой панели через воздушное отверстие. Способ производства пластмассовой защитной панели содержит этапы, на которых изготавливают путем отливки две пластинки. Накладывают мягкую пластинку против жесткой пластинки таким образом, чтобы эти две пластинки контактировали друг с другом и образовывали ячейку. В ячейке выполняют воздушное отверстие. Автотранспортное средство содержит упомянутую защитную панель, закрепленную на части его кузова. Достигается повышение защитных характеристик защитной панели. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области аварийных тормозных устройств для экстренного торможения транспортных средств. Устройство содержит два резервуара для размещения текучей среды, связанные между собой каналом с установленным в нем разрушаемым под действием определенного давления клапаном. Один из резервуаров выполнен в виде установленного в передней части кузова бампера, а второй резервуар - в виде герметичной замкнутой полости из эластичного материала, вставленной внутрь эластичного замкнутого мешка из толстой шипованной резины. Резервуар с мешком закреплены своей верхней частью на нижней поверхности несущей рамы кузова автомобиля. При разрушении клапана в момент удара и раздутии мешка шипы на его внешней поверхности входят в контакт с поверхностью дорожного полотна. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Пластмассовая защитная панель содержит пластинку из жесткой пластмассы и пластинку из мягкой пластмассы. Пластинки контактируют друг с другом в определенных зонах. Каждая зона, в которой между пластинками имеется определенный промежуток, образует ячейку. Ячейка ограничена герметичным соединением и заполнена воздухом. Герметичное соединение выполнено сваркой или приклеиванием таким образом, чтобы обеспечить механическую прочность, превышающую механическое напряжение, возникающее при повышении давления в ячейке во время удара. Способ производства защитной панели из пластмассы содержит этапы, на которых изготавливают путем отливки две пластинки. Накладывают мягкую пластинку на жесткую пластинку для образования ячейки. Ячейку заполняют воздухом и ограничивают герметичным соединением. Герметичное соединение осуществляют посредством лазерной сварки или клеевого соединения. Автотранспортное средство содержит упомянутую защитную панель, закрепленную на части кузова. Достигается повышение защитных характеристик защитной панели. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх