Транспортное средство

Изобретение относится к области транспортного машиностроения отсека. Транспортное средство содержит двигатель внутреннего сгорания, установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий крыльчатку, приводной электродвигатель и направляющий кожух. Несущий каркас направляющего кожуха вентилятора выполнен в виде перфорированной или сетчатой детали со смонтированной, по крайней мере, на одной из ее сторон пористой звукопоглощающей футеровкой, при этом лицевая поверхность звукопоглощающей футеровки по крайней мере частично облицована звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой. Футеровка может быть выполнена плосколистовой и смонтирована на поверхности направляющего кожуха вентилятора с помощью липкого клеевого или термоадгезивного слоя или смонтирована с помощью крепежных механических элементов. Такое выполнение улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства и улучшает его экологические характеристики путем снижения уровней шума. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и представляет собой конструкцию колесного транспортного средства, в частности легкового автомобиля, содержащего устройства снижения шума, генерируемого его агрегатами и системами, в пространстве моторного отсека.

Известны устройства колесных транспортных средств, содержащие в качестве энергетической установки двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с системами впуска, выпуска отработавших газов, жидкостного охлаждения, являющиеся интенсивными источниками его шумового излучения, передаваемого как в пассажирский салон (кабину), так и в окружающую среду. В частности, одним из потенциальных интенсивных источников шума колесных транспортных средств является вентилятор системы жидкостного охлаждения ДВС (далее вентилятор), смонтированный на радиаторе системы жидкостного охлаждения ДВС (далее радиатор), содержащий три основных элемента - крыльчатку, приводной двигатель и направляющий кожух. Подобные конструкции вентиляторов имеют большинство известных технических решений, отличающихся лишь компоновкой, конструктивными особенностями крыльчатки, направляющего кожуха и типом приводного двигателя. Они описаны, к примеру, в следующих патентах:

- в патенте Франции на изобретение №2816360, опубликованном 10.05.2002;

- в патенте России на полезную модель №19401, опубликованном 27.08.2001;

- в Европейском патенте на изобретение №0233362, опубликованном 26.08.1987;

- в патенте Франции на изобретение №2816361, опубликованном 10.05.2002;

- в патенте Франции на изобретение №2815676, опубликованном 26.04.2002;

- в патенте РФ на изобретение №2168069, опубликованном 27.05.2001;

- в патенте США на изобретение №2729389, опубликованном 03.01.1956;

- в патенте Германии на изобретение №3831081, опубликованном 06.04.1989;

- в патенте Франции на изобретение №2816013, опубликованном 03.05.2002.

Общим недостатком приведенных выше известных технических устройств, является отсутствие в них интегрированных конструктивных шумопонижающих элементов, направленных на подавление интенсивного звукового излучения, генерируемого как непосредственно крыльчаткой вентилятора, так и расположенными в пространстве моторного отсека другими шумоактивными элементами колесного транспортного средства - вибрирующими стенками корпусных деталей ДВС, системой впуска, вибрирующими стенками выхлопного коллектора системы выпуска отработавших газов (в особенности тонкостенной конструкцией катколлектора). Это, в конечном итоге, приводит к беспрепятственной (или с недостаточной степенью ослабления) передаче генерируемых звуковых волн из пространства моторного отсека в пассажирский салон (кабину) транспортного средства и в окружающую среду, вызывая, в целом, отрицательное воздействие на водителя, пассажиров и окружающую среду.

Известны технические решения, в которых в определенной мере решается проблема снижения транспортного шума, генерируемого непосредственно вентилятором системы охлаждения ДВС.

В частности, известно устройство вентилятора, смонтированного на радиаторе, описанное в патенте РФ на изобретение №2282731, опубликованном 10.04.2005, содержащего два приводных электродвигателя, две крыльчатки и направляющий кожух. При этом лопатки крыльчаток в процессах вращения перекрывают друг друга на подобранную определенным образом величину. За счет исполнения такого конструктивного приема обеспечивается повышение производительности работы вентилятора при снижении производимого им уровне шума. Недостатком приведенного технического решения является усложнение и существенное удорожание конструкции такого вентилятора.

В источнике [1] ([1] - «Weifere Untersuchungen an gerauseharmen Kuhsystemen fur Fachrzeugmotoren», Hofe Rudiger, Thien Gerhard. Automobiletechn. Z., 1987, 89, №4, 175-181) в качестве рекомендуемого приема снижения уровней шума, генерируемого лопатками крыльчатки вентилятора, предлагается вибродемпфировать поверхностную структуру крыльчатки или изготавливать ее из материалов, обладающих высокой изгибной жесткостью. Недостатком данного технического решения является существенное увеличение массы крыльчатки, в особенности при варианте ее демпфирования вязкоэластичными материалами, увеличение энергозатрат при эксплуатации, усложнение операции балансировки, удорожание конструкции.

Известно устройство колесного транспортного средства, описанное в патенте России на изобретение №2140553, опубликованном 27.10.1999, включающее ДВС, установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий крыльчатку, приводной электродвигатель, направляющий кожух, изготовленный из металлического виброшумодемпфирующего пористого газопроницаемого материала. Недостатком данного технического решения является удорожание конструкции колесного транспортного средства вследствие применения дорогостоящего пористого металлического материала, также возможны дополнительные потери напорных характеристик воздушного потока, обдувающего ДВС, потеря звукопоглощающих свойств открытой пористой структуры вследствие длительной эксплуатации (в условиях высокого содержания пыли).

Известны также различные технические решения, в которых для снижения уровней шума вентилятора применяют дополнительные шумопонижающие элементы.

Известно, в частности, устройство глушителя шума вентилятора, описанное в патенте России на изобретение №1334840, опубликованном 27.01.2006, представляющий собой корпус, устанавливаемый со стороны забора воздуха вентилятора, содержащего боковые кольца, наружную перфорированную обечайку, радиальные ребра и направляющие элементы.

Известно устройство колесного транспортного средства типа дорожно-строительной машины, описанное в патенте США на изобретение №4260037, опубликованном 07.04.1981, содержащее ДВС, установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий приводной механический двигатель, крыльчатку, шумопоглощающий воздупроницаемый элемент (кожух), смонтированный в передней части машины.

Известно устройство глушителя шума вентилятора, описанное в патенте РФ на полезную модель №37781, опубликованном 10.05.2004, содержащее корпус с отверстием всасывания и нагнетания, имеющий боковые стенки, перпендикулярные плоскостям торцов, на которых смонтирована плосколистовая звукопоглощающая футеровка, а также расположенные внутри корпуса фильтрующие элементы.

Общим недостатком, выше приведенных трех известных технических решений, является существенное усложнение конструкций, потеря звукопоглощающих характеристик при длительном периоде эксплуатации, увеличение габаритных размеров вентилятора, что трудновыполнимо при их реализации в стесненной компоновке весьма ограниченного пространства моторного отсека современных колесных транспортных средств и, в особенности, в легковых автомобилях.

В качестве прототипа выбрано устройство колесного транспортного средства, описанное в патенте Германии на изобретение №4011181, опубликованном 10.10.1991, содержащее ДВС, установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий крыльчатку, приводной электродвигатель и направляющий кожух, выполняющий также функцию звукоизолирующего устройства. Недостатком данного технического решения является недостаточно высокая звукоизолирующая способность направляющего кожуха ввиду необеспечения герметичности сопрягаемых элементов рабочей зоны вентилятора, наличия шумопередающих окон, образуемых между лопатками крыльчатки, наличия шумопередающих вентиляционных окон в структуре направляющего кожуха, что, в целом, не позволяет в должной степени снижать уровни шума, генерируемые непосредственно вентилятором. Одновременно с этим при работе ДВС транспортного средства происходит неизбежное паразитное резонансное излучение структурного шума направляющим кожухом, вызванное вибрационным возбуждением его жесткой монолитной пластинчатой структурой, передаваемым от ДВС, генерируемым крыльчаткой и приводным электродвигателем. Также известная конструкция вентилятора транспортного средства не позволяет попутно снижать шумовое излучение, образуемое в пространстве моторного отсека, генерируемых со стороны других шумоактивных узлов и систем, помимо вентилятора расположенных в пространстве моторного отсека транспортного средства. Следовательно, использование такой конструкции вентилятора транспортного средства не позволяет в должной степени улучшать акустический комфорт в его пассажирском салоне (кабине), что, в конечном итоге, ухудшает его потребительские и эксплуатационные свойства, а также не позволяет снизить уровни шума, излучаемого транспортным средством из пространства моторного отсека в окружающую среду.

Техническая задача, решаемая заявляемым изобретением, заключается в улучшении потребительских и эксплуатационных свойств транспортного средства в части улучшения акустического комфорта в пассажирском салоне (кабине) и улучшении его экологических характеристик путем снижения уровней шума, излучаемого транспортным средством в окружающую среду (уменьшения акустического загрязнения окружающей среды), путем реализации технического эффекта, обеспечивающего эффективное поглощение энергии звуковых волн, генерируемых как непосредственно шумоактивными элементами вентилятора (крыльчаткой, направляющим кожухом), так и энергии звуковых волн, излучаемых другими источниками шума, находящимися в пространстве моторного отсека, пористой звукопоглощающей футеровкой облицованной тонким защитным звукопрозрачным слоем, а также исключение паразитного резонансного излучения структурного шума, образуемого вибрирующей жесткой монолитной структурой направляющего кожуха, вследствие ее перфорирования, обеспечивающего процесс короткого акустического замыкания между лицевой и тыльной поверхностями такой пластинчатой структуры (стенок направляющего кожуха).

Техническая задача в предлагаемой конструкции транспортного средства решается путем создания многослойной звукопоглощающей структуры направляющего кожуха вентилятора с определенным образом перфорированным его несущим каркасом, существенно усиливающей процесс поглощения звуковой энергии как генерируемой непосредственно вентилятором, так и образуемой другими шумоактивными узлами, расположенными в пространстве моторного отсека транспортного средства.

Поставленная техническая задача решается за счет того, что в заявляемой конструкции колесного транспортного средства, содержащей, в частности, ДВС установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий крыльчатку, направляющий кожух, приводной электродвигатель, направляющий кожух содержит закрепленную на нем одно- (по крайней мере) или двухстороннюю плосколистовую звукопоглощающую футеровку, при этом направляющий кожух выполнен в виде несущей перфорированной или сетчатой детали, а лицевая поверхность плосколистовой звукопоглощающей футеровки облицована звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой.

Плосколистовая звукопоглощающая футеровка может быть закреплена на поверхности направляющего кожуха с помощью клеевого или термоадгезивного слоя, или с помощью механических крепежных элементов.

В качестве материала для плосколистовых звукопоглощающих футеровок может использоваться открытоячеистый пенополиуретан (ППУ), пористые волокнистые органические или синтетические материалы, например, на основе базальтовых, стеклянных или хлопковых волокон.

Для исключения отслаивания в процессе эксплуатации транспортного средства сопрягаемых пористых слоев двухсторонней плосколистовой звукопоглощающей футеровки от поверхности направляющего кожуха, выполненного в виде перфорированной или сетчатой детали, пористые слои двухсторонней плосколистовой звукопоглощающей футеровки могут взаимно скрепляться сопрягаемыми поверхностями в соприкасающихся промежутках отверстий перфорации или ячеек структуры направляющего кожуха посредством монтажных адгезионных слоев (липких клеевых, термоадгезивных).

Отверстия перфорации в структуре направляющего кожуха, выполненного в виде несущей перфорированной детали, могут быть сквозными круглыми, либо могут быть выполнены в виде сквозных открытых просечек с отгибами, либо иметь иную геометрическую форму.

Несущий каркас направляющего кожуха в виде сетчатой детали может быть выполнен из проволочной сетки, изготовленной из металлической проволоки с заданным размером ячеек, или может быть скомпонован («связан») из проволочных элементов, например, прямоугольного, круглого, либо любой другой геометрической формы поперечного сечения.

Технический результат, достигаемый при использовании заявляемого изобретения, заключается в том, что за счет преднамеренного использования конструкции направляющего кожуха в виде многослойной «сэндвичевой» структуры, состоящей из жесткого несущего каркаса в виде перфорированной или сетчатой детали, футерованного с одной (по крайней мере) или двух сторон слоем эффективного пористого звукопоглощающего материала типа открытоячеистого пенополиуретана, облицованного в свою очередь, с внешней стороны защитным, гладким, звукопрозрачным, газовлагонепроницаемым слоем пленки или ткани, увеличивается эффективность поглощения звуковой энергии, генерируемой как элементами вентилятора, так и другими шумоактивными узлами, расположенными в пространстве моторного отсека транспортного средства, а также исключается паразитное резонансное излучение структурного шума, вызванное вибрационным возбуждением жесткой структуры стенок направляющего кожуха. Следовательно, в конечном итоге улучшается акустический комфорт в пассажирском салоне (кабине) и снижается внешний шум транспортного средства, распространяемый в окружающую среду, а соответственно повышаются его потребительские и эксплуатационные свойства и уменьшается акустическое загрязнение окружающей среды.

Сравнение и анализ научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что заявляемое устройство транспортного средства имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический результат, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Другие особенности и преимущества заявляемого изобретения станут понятны из чертежей, результатов испытаний и следующего детального описания заявляемого устройства, где

- На фиг.1 представлена схема моторного отсека легкового автомобиля с установленным в нем ДВС и вентилятором, смонтированным совместно с направляющим кожухом на радиаторе системы жидкостного охлаждения ДВС.

- На фиг.2 представлен общий вид вентилятора, направляющий кожух которого содержит несущий перфорированный каркас, футерованный плосколистовой звукопоглощающей панелью.

- На фиг.3 представлена схема в виде поперечного разреза варианта конструктивного исполнения направляющего кожуха вентилятора, плосколистовая звукопоглощающая футеровка которого смонтирована на внешней стороне несущего каркаса, выполненного в виде перфорированной детали.

- На фиг.4 представлена схема, в виде поперечного разреза варианта конструктивного исполнения направляющего кожуха вентилятора, двухсторонняя плосколистовая звукопоглощающая футеровка которого смонтирована на внешней и внутренней сторонах несущего каркаса, выполненного в виде перфорированной детали.

- На фиг.5 представлен вариант исполнения структуры несущего каркаса направляющего кожуха вентилятора, в виде перфорированной пластинчатой детали, имеющей отверстия перфорации круглой геометрической формы.

- На фиг.6 представлен вариант исполнения структуры несущего каркаса направляющего кожуха вентилятора, в виде перфорированной пластинчатой детали, имеющего отверстия перфорации в виде просечек и отгибами.

- На фиг.7 представлен вариант исполнения структуры несущего перфорированного каркаса направляющего кожуха вентилятора, в виде сетчатой детали из проволоки прямоугольного сечения.

- На фиг.8 представлены результаты стендовых акустических испытаний вентилятора системы жидкостного охлаждения ДВС легкового автомобиля класса В.

Транспортное средство содержит установленный в моторном отсеке ДВС 1, вентилятор, смонтированный на радиаторе 2, содержащий крыльчатку 3, приводной электродвигатель 4, направляющий кожух 5. Направляющий кожух 5 содержит несущий каркас 6, представляющий собой перфорированную или сетчатую деталь с отверстиями перфорации или ячейками 7, одного крайней мере) или двухстороннюю плосколистовую звукопоглощающую футеровку 8 из пористого (открытоячеистого вспененного или волокнистого) слоя эффективного звукопоглощающего материала, облицованного с внешней стороны защитным, гладким, звукопрозрачным, газовлагонепроницаемым слоем пленки или ткани 9, а с внутренней монтажной стороны нанесенным монтажным адгезионным (липким клеевым, термоадгезивным) слоем 10 сопряженным с встречной поверхностью несущего каркаса 6.

При эксплуатации транспортного средства, вследствие реализации рабочих процессов, протекающих в ДВС 1, происходит интенсивное образование тепловой энергии. Для интенсификации теплосъема с ячеек радиатора применяется вентилятор. При работе вентилятора на валу приводного электродвигателя 4 вращается крыльчатка 3, обеспечивая всасывание воздушного потока из внешней воздушной (окружающей) среды в моторный отсек через ячейки решетки радиатора 2 и последующий обдув набегающим потоком воздуха ДВС 1. При работе вентилятора генерируются паразитные пульсации воздуха, являющиеся причиной возникновения широкополосного аэродинамического шума. Также происходит динамическое возбуждение структурных вибраций и резонансное излучение паразитного структурного шума (в виде дискретных составляющих) твердыми структурными элементами вентилятора, в том числе и динамически возбуждаемой структурой несущего каркаса направляющего кожуха 5. Вибрационное возбуждение структуре несущего каркаса направляющего кожуха 5 сообщается через твердые пути (от зон присоединения с радиатором, корпусом электродвигателя и элементами моторного отсека), а также и воздушным путем - от аэродинамического возбуждения крыльчатки, набегающего воздушного потока, в особенности при движении с высокими скоростями. Одновременно при эксплуатации транспортного средства вибрирующие стенки корпусных деталей ДВС 1 (блок и головка цилиндров, масляный поддон, клапанная крышка головки блока, кожух ограждения привода вспомогательных агрегатов), другие вибрирующие жесткие структуры ДВС 1 транспортного средства, сосредоточенные в пространстве моторного отсека, а также открытый воздухозаборный срез патрубка воздухоочистителя, крыльчатка генератора и прочие излучатели шума формируют в частично замкнутом пространстве моторного отсека диффузное звуковое поле высокой концентрации звуковой энергии. Часть звуковой энергии, генерируемой вентилятором и другими источниками, расположенными в пространстве моторного отсека, передается в пассажирский салон (кабину) транспортного средства, в виде распространяемых звуковых волн, проходящих через пористую звукопоглощающую футеровку, смонтированную на внутренней поверхности панелей щитка передка, металлическую структуру щитка передка, коммуникационные связи в его структуре (окно рециркуляции, проходящие жгуты проводов, тросы управления и т.д.). Другая часть звуковой энергии передается свободно в окружающую среду через проемы нижней зоны моторного отсека, открытые вентиляционные отверстия брызговика моторного отсека, звукопоглощающую обивку капота и структуры панелей капота, боковых панелей кузова моторного отсека. Звуковая энергия, проходящая в пространство пассажирского салона (кабины) распространяется в виде надоедливого утомляющего шума, вызывающего дискомфорт, чувство усталости водителя и пассажиров, и может быть причиной аварийных ситуаций. В то же время звуковая энергия, излучаемая во внешнюю окружающую среду, ухудшает экологическую обстановку в городе, вызывая акустическое загрязнение селитебной территории, при этом уровни внешнего шума колесных транспортных средств регламентируется международными и национальными (Российскими) стандартами и директивами. Звуковые волны в процессе излучения и распространения в пространстве моторного отсека, многократно отражаясь от поверхностей его стенок панелей кузова, стенок корпусных деталей ДВС и агрегатов ходовой части, падают на звукопоглощающие футеровки, смонтированные на внутренних поверхностях капота, брызговика моторного отсека, брызговика арок передних колес (если такие имеются в составе комплектации транспортного средства) и частично поглощаются в них. При использовании в конструкции транспортного средства вентилятора, описанного в прототипе, звуковая энергия, генерируемая элементами вентилятора, также распространяется в пространство моторного отсека, внося свой вклад в общее звуковое поле, проходя через вентиляционные окна направляющего кожуха, структуру несущего каркаса направляющего кожуха. С другой стороны, звуковые волны (прямые и многократно отраженные), падающие со стороны ограждающих стенок (панелей) моторного отсека на поверхность направляющего кожуха вентилятора, отражаются обратно в пространство моторного отсека, или в открытое пространство, или в направлении панелей кузова, ограждающих пассажирский салон (кабину).

При использовании транспортного средства, вентилятор которого содержит направляющий кожух, состоящий из несущего каркаса в виде перфорированной или сетчатой детали и плосколистовой звукопоглощающей футеровки, прямые и многократно отраженные звуковые волны, падающие на поверхность звукопоглощающей футеровки направляющего кожуха, проходят через тонкий защитный, звукопрозрачный слой, проникая в структуру пористого слоя плосколистовой звукопоглощающей футеровки, и поглощаются в этом слое в результате демпфирования пульсаций нагнетаемого воздуха и звуковых волн за счет преобразования их в работу динамических деформаций пористого скелета и процесса трения распространяемых звуковых волн в сообщающихся каналах пористой структуры с необратимым преобразованием (рассеиванием) в тепловую энергию. Звуковые волны также частично проходят через сквозные отверстия перфорации (через промежутки, ограниченные семейством ячеек - при использовании несущего каркаса в виде сетчатой детали) в структуре направляющего кожуха и дополнительно теряют звуковую энергию при таком прохождении. При использовании двухсторонней плосколистовой звукопоглощающей футеровки несущего каркаса направляющего кожуха звуковые волны вынужденно дополнительно поглощаются и в пористой структуре, расположенной на обратной (тыльной) стороне несущего каркаса (закладного несущего элемента) направляющего кожуха. Одновременно использование перфорированной структуры несущего каркаса направляющего кожуха позволяет также дополнительно увеличить степень звукопоглощения за счет реализации эффекта «короткого акустического замыкания», возникающего между лицевой и тыльной стороной колеблющейся структуры направляющего кожуха, излучающих звук как пластинчатые двухсторонние «поршневые» излучатели звука (типа акустического диполя). В результате многократных падений и отражений они, проходя через многослойную структуру направляющего кожуха, многократно теряют звуковую энергию вследствие процесса ее поглощения в пористом слое плосколистовой звукопоглощающей футеровки направляющего кожуха. Передаваемое вибрационное возбуждение, которому подвергается несущий каркас направляющего кожуха, вызывает соответствующие упругие деформации изгиба его структуры, сопровождаемые излучением паразитного структурного шума. При формировании деформаций изгиба несущего каркаса направляющего кожуха между противолежащими зонами лицевой и тыльной сторонами его стенки формируются соответствующие поля динамических давлений (повышенных и пониженных знакопеременных давлений). Благодаря наличию в структуре несущего каркаса перфорированных отверстий или ячеек сетки происходит их быстрое компенсационное выравнивание (быстрое «перетекание» воздушной среды через образованные сквозные отверстия из зон повышенного давления в зоны пониженного давления). Именно этим обусловлен дополнительный шумопонижающий эффект по ослаблению паразитного структурного шума, излучаемого непосредственно вибрирующей структурой несущего каркаса направляющего кожуха. Использование в структуре плосколистовой звукопоглощающей футеровки направляющего кожуха звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленки или аналогичной газовлагонепроницаемой ткани позволяет также исключить попадание и накапливание в пористой открытоячеистой структуре звукопоглощающего материала футеровки мелких частиц, жидкостей, насекомых, исключить разрушение пористой структуры звукопоглощающего материала футеровки вследствие возможного замерзания попавшей в поры влаги при низких (знакопеременных) температурах эксплуатации. Также наличие такой пленки позволяет снизить аэродинамическое сопротивление воздушного потока в процессе обтекания гладкой, а не «шероховатой» пористой поверхности плосколистовой звукопоглощающей футеровки, не содержащей такой пленки, при полном сохранении выполнения непосредственных регулирующих поток функций направляющего кожуха вследствие использования газовлагонепроницаемой структуры внешнего защитного слоя (пленки) футеровки.

Стендовые акустические испытания вентилятора системы жидкостного охлаждения ДВС легкового автомобиля класса В, проведенные в условиях свободного акустического поля (в безэховой акустической камере), показали, что выполнение его в соответствии с заявляемьми конструктивными исполнениями позволяет значительно снизить уровни шума в широком частотном диапазоне, регистрируемом аппаратными средствами измерений. В частности, как следует из результатов испытаний, представленных на фиг.8, использование конструкции вентилятора, содержащего несущий каркас в виде перфорированной детали с односторонней плосколистовой звукопоглощающей футеровкой, в сравнении с результатами зарегистрированного шумового спектра этого же вентилятора при соблюдении аналогичных условий испытаний, но оборудованного направляющим кожухом, имеющим несущий каркас в виде монолитной (неперфорированной) детали - позволяет снизить уровни шума, излучаемые вентилятором на величину до 5,0 дБ в широком частотном диапазоне 315…20000 Гц. Приведенные результаты испытаний конструкции вентилятора соответствуют варианту, в котором направляющий кожух с перфорированным несущим каркасом имел следующую конфигурацию перфорирования - 200 круглых отверстий диаметром 10 мм, межцентровой шаг 20 мм, коэффициент перфорации kпер=0,2 (где , где Sпер - суммарная площадь проекции отверстий перфорации на плоскость поверхности несущего каркаса, Sкар - площадь лицевой поверхности несущего каркаса), и плосколистовую звукопоглощающую футеровку смонтированную с внешней стороны из пористого слоя эффективного звукопоглощающего материала открытоячеистого пенополиуретана типа АА 25 SMT толщиной пористого слоя 25 мм, облицованного с внешней стороны защитным, гладким, звукопрозрачным, газовлагонепроницаемым слоем полиэстеровой алюминизированной пленки толщиной 0,012 мм, а с внутренней монтажной стороны - нанесенным монтажным липким клеевым слоем, сопряженным с поверхностью несущего каркаса.

Соответственно, использование двухсторонней футеровки несущего каркаса направляющего кожуха позволяет еще на большую величину снижать уровни шума вентилятора и уровни шума в моторном отсеке транспортного средства. Выбор одно- или двухстороннего варианта футеровки конкретного типа, толщины и пористости звукопоглощающего слоя футеровки, использование заданного типа и конкретного коэффициента перфорации «kпер» несущего каркаса зависит от величины необходимого (задаваемого конкретным техническим заданием на разработку) эффекта снижения уровней шума, и других технических требований, предъявляемых к элементам конструкции вентилятора транспортного средства, а также конструктивными, технологическими и стоимостными соображениями (возможностями).

Разумеется, заявляемое изобретение не ограничивается конкретными конструктивными примерами его осуществления описанными в тексте и показанными на прилагаемых чертежах. Остаются возможными и некоторые несущественные изменения различных элементов или материалов, из которых эти элементы выполнены, либо замена их технически эквивалентными, не выходящими за пределы объема притязаний, обозначенного формулой изобретения.

1. Транспортное средство, содержащее двигатель внутреннего сгорания, установленный в моторном отсеке, вентилятор, смонтированный на радиаторе и содержащий крыльчатку, приводной электродвигатель и направляющий кожух, отличающееся тем, что несущий каркас направляющего кожуха выполнен в виде перфорированной или сетчатой детали со смонтированной, по крайней мере, на одной из ее сторон пористой звукопоглощающей футеровкой, при этом лицевая поверхность звукопоглощающей футеровки, по крайней мере, частично облицована звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что звукопоглощающая футеровка выполнена плосколистовой и смонтирована на поверхности направляющего кожуха с помощью липкого клеевого или термоадгезивного слоя.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что звукопоглощающая футеровка выполнена плосколистовой и смонтирована на поверхности направляющего кожуха с помощью крепежных механических элементов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано в многоцилиндровых ДВС с воздушным охлаждением, а также поршневых компрессорах.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к корпусным деталям машин и механизмов, а конкретно - к кожухам силовых агрегатов колесных транспортных средств, например легковых автомобилей.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию верхнего декоративного шумопоглощающего кожуха двигателя внутреннего сгорания транспортного средства.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию транспортного средства, в частности автомобиля, снабженного шумопонижающим кожухом, смонтированным в зоне привода газораспределительного механизма (далее - ГРМ) двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС) транспортного средства.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а более конкретно к усовершенствованию конструкции шатунно-поршневой группы, и направлено на улучшение виброакустических характеристик двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумодемпфирующим декоративным кожухом верхней части двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в двигателестроении. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумовибродемпфирующим декоративным кожухом верхней части двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к двигателестроению и касается усовершенствования конструкции поршня. .

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к защитным кожухам силовых агрегатов колесных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения, и представляет собой конструкцию наземного транспортного средства, в частности легкового автомобиля, снабженного шумопонижающим кожухом, смонтированным в подкапотном пространстве на приводе газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и представляет собой конструкцию устройства, применяемого в шумоактивных транспортных средствах, а также в зашумленных машинных отделениях стационарных энергетических установок и прочих областях техники, в которых актуальна проблема уменьшения шумовых излучений

Изобретение относится к области машиностроения, в частности транспортного машиностроения

Группа изобретений относится преимущественно к области машиностроения. Сущность изобретения: шумоглушитель содержит, по крайней мере, один диссипативный пористый звукопоглощающий модуль волокнистой или вспененной открытоячеистой структуры с защитным звукопрозрачным слоем, который расположен в замкнутой полости несущей корпусной оболочки типа расширительной или резонаторной камеры, к которой присоединены подводящий впускной и отводящий выпускной патрубки. Внутри патрубков расположены разделительные трубчатые и/или разделительные пластинчатые перегородки, которые содержат перепускные каналы, представленные отверстиями перфорации или ячейками сетчатой основы. Пористый звукопоглощающий модуль образован обособленными дроблеными фрагментированными звукопоглощающими элементами. Они изготовлены из идентичных или различных типов и марок звукопоглощающих материалов с идентичными или отличающимися физическими характеристиками, химическим составом, пористостью, количеством и сочетанием типов структур пористых слоев в составе одно- и/или многослойных комбинаций, идентичной или отличающейся геометрической формы и габаритных размеров, которые находятся преимущественно в размерном диапазоне 5…100 мм, произведенными из исходного утилизируемого сырья в виде технологически переработанных методом дробления пористых звукопоглощающих структур утилизируемых деталей, демонтированных с утилизируемых технических объектов, преимущественно деталей шумоизоляционных пакетов автотранспортных средств, завершивших свой жизненный цикл, и/или из технологических отходов и брака производства пористых звукопоглощающих материалов и деталей из них. По второму варианту конструктивного исполнения шумоглушителя пористый звукопоглощающий модуль состоит из изготовленного исходного сырья в виде соответствующего полуфабриката пористой звукопоглощающей структуры волокнистого или открытоячеистого материала, преимущественно плосколистного типа, в результате проведенных с ним последующих технологических операций дробления/вырубки/нарезки. Особенностью третьего независимого варианта конструктивного исполнения шумоглушителя является то, что структурный состав его пористого звукопоглощающего модуля представлен образованной смесью задаваемых дозированных сочетаний обособленных дробленых фрагментированных звукопоглощающих элементов, полученных в виде продуктов вторичной рециклированной утилизационной переработки пористых звукопоглощающих структур материалов (применяемых по первому независимому пункту изобретения), в состав которой добавляется определенное количество обособленных дробленых фрагментированных звукопоглощающих элементов определенной геометрической формы и габаритных размеров (применяемых по второму независимому пункту изобретения). Техническим результатом изобретения является улучшение звукопоглощающих свойств, улучшение экологических характеристик технического устройства (и окружающей среды), повышение экономической и экологической эффективности и целесообразность применения заявляемого технического устройства (группы изобретений). 3 н. и 45 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение может быть использовано в устройствах для подавления звуков, созданных элементами оборудования. Устройство для подавления звуков содержит корпус (11), предназначенный для размещения вокруг одного или более создающих звук элементов оборудования для того, чтобы ограждать их от окружающей среды и, тем самым, подавлять их звуки. Корпус (11) имеет впуск (12), через который воздух проходит в корпус (11) для охлаждения оборудования, и звукоподавляющую панель (20), расположенную в корпусе (11), через которую воздух выходит из корпуса (11). Звукоподавляющая панель (20) содержит первую стенку (21), которая обращена внутрь корпуса, и вторую стенку (22), которая продолжается вдоль и на расстоянии от первой стенки (21), образуя пространство (23) потока между первой стенкой (21) и второй стенкой (22). Первая стенка (21) имеет отверстия (24), через которые воздух проходит в пространство (23) потока между стенками (21, 22). Средство (25) рассеивания расположено на второй стенке (22) прямо противоположно каждому отверстию (24) и выступает от второй стенки (22) по направлению к соответственному отверстию (24) в первой стенке (21) и выполнено с возможностью отклонять воздух, который через отверстие (24) проходит по направлению ко второй стенке (22) так, что далее этот поток воздуха направляется в различных направлениях в пространстве (23) потока. По меньшей мере некоторые внутренние поверхности пространства (23) потока покрыты звукопоглощающим материалом. Звукоподавляющая панель (20) содержит по меньшей мере одно выпускное отверстие (31), которое соединено с пространством (23) потока и через которое воздух из пространства (23) потока выходит в окружающую среду. Раскрыто автотранспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, содержащее устройство для подавления звуков. Технический результат заключается в улучшении подавления шума и улучшении потока воздуха. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности акустически изолированным конструктивным элементам транспортного средства, двигателя, коробки передач или части облицовки транспортного средства. Акустически изолированный конструктивный элемент включает в себя плоскую основную часть (3), которая по меньшей мере на одной стороне по меньшей мере в отдельных областях снабжена структурой из ребер. Ребра (6, 6', 6'', 6''') структуры из ребер образуют камеры (7, 7', 7''). Эти камеры (7, 7', 7'') расположены нерегулярно по меньшей мере на одной области конструктивного элемента. При этом конструктивный элемент имеет собственную частоту равную 200-1000 Гц. Камеры (7, 7', 7'') выполнены геометрически неправильно таким образом, что по меньшей мере в отдельных областях камеры (7, 7', 7'') конструктивного элемента по сравнению со смежными с ними камерами (7, 7', 7'') имеют различные размеры и/или геометрию таким образом, что исходящий из этих камер (7, 7', 7'') излучаемый воздушный звук в ближнем поле может взаимно уменьшаться и/или гаситься. При этом отклик на переходное возбуждение по меньшей мере двух частичных поверхностей снабженной камерами (7, 7', 7'') поверхности конструктивного элемента имеет корреляцию равную от 0,5 до 0,85. Технический результат заключается в уменьшении эмиссии шума системы. 14 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх