Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, жидкий антигололедный реагент для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, способ приготовления указанного жидкого антигололедного реагента и технологическая линия для его приготовления


C09K3/18 - для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды (обработка измельченных материалов с целью свободного их стекания вообще, например путем придания им гидрофобных свойств B01J 2/30); для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания (вещества, добавляемые в жидкости, для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла илиполучения тепла или холода иначе, чем путем их сжигания, например в жидкости для радиаторов C09K 5/00)

Владельцы патента RU 2352709:

Ачкеева Маргарита Владимировна (RU)
Морозов Игорь Васильевич (RU)
Шаршков Владимир Васильевич (RU)
Романюк Нина Витальевна (RU)

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, пешеходных зонах, путепроводах, а также аэродромах. Технический результат - расширение температурного интервала использования реагента, который не оказывает вредного влияния на окружающую среду, не разрушает дорожного покрытия и снижает коррозию металла, облегчение уборки дорожных покрытий Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия осуществляют путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, содержащего, мас.%: раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, раствор ингибитора коррозии (на сухое) 1-2, содержащий, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2, вода - остальное. Антигололедный реагент указанного выше состава. Способ приготовления жидкого антигололедного реагента включает подачу в смеситель приготовленного раствора ингибитора коррозии при давлении, в 1,8-2,2 раза превышающем давление подачи раствора хлористого кальция, полученный реагент перекачивают в емкость для хранения. Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, соединенным трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента. 4 н.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, пешеходных зонах, путепроводах, а также аэродромах.

Известен способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытия химического вещества - антигололедного реагента - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля на основе ацетата натрия. Его используют как в твердом, так и в жидком виде (см. RU 2178035 С1, опубл. 2002).

Известен антигололедный состав, содержащий хлористый кальций или его смесь с хлористым натрием и нитрит нитрат кальция в количестве 2-40% для предотвращения коррозии (см. SU 272462 А, опубл. 1970).

Также известен способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на него жидкого антигололедного состава, содержащего хлористый кальций, крахмал, ингибитор коррозии - пирофосфат калия и воду. Указанный состав готовят смешением реагентов (см. US 5849356 А, опубл. 1998).

Наиболее близким аналогом к способу предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, составу антигололедного реагента и способу его приготовления является способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии при следующем соотношении компонентов, мас.%: водный раствор хлористого кальция (на сухое) - 25-32, ингибитор коррозии (на сухое): мочевина - 2-7, нитрит натрия - 0,03-1,0, вода - остальное. Жидкий антиголедный состав готовят смешением указанных компонентов (см. RU 2259383 С1, опубл. 2005).

Задачей изобретения является расширение температурного интервала использования реагента, облегчение уборки дорожных покрытий при использовании реагента по изобретению, который не оказывает вредного влияния на окружающую среду, не разрушает дорожного покрытия и снижает коррозию металлов.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%: указанный водный раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, указанный водный раствор ингибитора коррозии (на сухое), содержащий, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511 К - 13,0-15,2, вода- остальное.

В жидком антигололедном реагенте для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, включающем водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%: водный раствор хлористого кальция (на сухое) 20-30, указанный водный раствор ингибитора коррозии (на сухое) 1-2, содержащий (мас.%): карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2, вода - остальное.

В способе приготовления жидкого антигололедного реагента, включающем приготовление водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их под давлением в смеситель, при давлении подачи раствора ингибитора коррозии в 1,8-2,2 раза превышающем давление подачи раствора хлористого кальция, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.

Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, последний соединен трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента.

Для приготовления жидкого антигололедного реагента используют следующие компоненты.

Водный раствор хлористого кальция технического с концентрацией 30-35% по ГОСТ 450-70.

Ингибитор коррозии, представляющий собой водный раствор 21-22% концентрации следующего состава на сухое вещество, мас.%: карбамид - 21,5-23,0, нитрит натрия - 45,78-51,85, гексаметафосфат натрия - 0,65-0,82, левенол Ц-201 - 13,0-15,2, тетранил 511К - 13,0-15,2.

Для приготовления ингибитора коррозии используют

Нитрит натрия технический по ГОСТ 19906-74.

Карбамид по ГОСТ 2081-92.

Гексаметафосфат натрия - порошок серого цвета с ограниченной растворимостью в воде.

Левенол Ц-201 - неионогенное поверхностно-активное вещество, представляющее собой этоксилированный кокоат глицерина.

Тетранил 511К - катионное поверхностно-активное вещество, представляющее собой аммоний метасульфат гидрогенезированных талловых кислот, обладает бактерицидным и антистатическим действием.

Жидкий антигололедный реагент готовят следующим способом: сначала готовят водные растворы хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их по трубопроводам под давлением в смеситель, при давлении подачи раствора ингибитора коррозии 10 атм. и давлении подачи раствора хлористого кальция 5 атм. время перемешивания в котором составляет 2,5 часа. Перемешивание в нем для усреднения состава осуществляют за счет рециркуляции смеси посредством насоса, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.

Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента, представленная на чертеже, включает

Емкость 1 для приготовления, хранения и выдачи водного раствора хлористого кальция.

Емкость 2 для приготовления, хранения и выдачи ингибитора коррозии.

Трубопроводы.

Насосы-дозаторы 3.

Смеситель 4.

Емкость для хранения полученного реагента 5.

Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента указанным способом включает емкости 1 и 2 для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами 6 через насосы-дозаторы 3 со смесителем 4, последний соединен трубопроводом 6 с емкостью 5 для хранения полученного указанного реагента. Технологическая линия может содержать контрольно-измерительные приборы, в частности, для определения рН растворов, уровнемеры и другие приборы. Кроме того, технологическая линия может содержать дополнительные емкости для приготовления и хранения реагентов. Примеры составов жидкого антигололедного реагента приведены в таблице 1, а его свойства - в таблице 2.

Таблица 1
Состав Количество, мас.%
Примеры 1 2 3 4 5
Хлористый кальций (на сухое) 20,0 23,0 24,0 26,5 30,0
Ингибитор коррозии (на сухое) 1,5 1,0 2,0 1,5 2,0
Вода 78,5 76,0 74,0 72,0 68,0
Состав ингибитора коррозии
Карбамид 21,5 22,37 23,0 22,37 22,37
Нитрит натрия 51,85 49,30 45,78 49,30 49,30
Гексамета-фосфат натрия 0,65 0,73 0,82 0,73 0,73
Левенол С-201 13,0 13,8 15,2 13,8 13,8
Тетранил 511 К 13,0 13,8 15,2 13,8 13,8

Таблица 2
№ п/п РН среды Скорость коррозии Ст.3, мм/год Температура начала кристализац. град С
1 7,55 0,04 - 17
2 7,64 0,03 - 28,2
3 7,76 0,02 - 36,3
4 7,88 0,03 - 43,1
5 8,06 0,03 - 49,8
прототип 9,1-9,3 0,01-0,05 - (29-44)

Полученный антигололедный состав наносят 40-110 мл/м2 дорожного полотна при помощи поливочных машин. Обработку полотна можно производить до выпадения осадков или после льдообразования. Как следует из приведенных данных, предложенное изобретение эффективно в широком диапазоне температур и облегчает уборку дорожных покрытий. При этом предварительная обработка дорожных покрытий предотвращает образование поверхностного слоя льда.

1. Способ предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие жидкого антигололедного реагента, включающего водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, отличающийся тем, что ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%:

указанный водный раствор
хлористого кальция (на сухое) 20-30
указанный водный раствор
ингибитора коррозии (на сухое) 1-2,

содержащий (мас.%):
карбамид 21,5-23,0
нитрит натрия 45,78-51,85
гексаметафосфат натрия 0,65-0,82
левенол Ц-201 13,0-15,2
тетранил 511 К 13,0-15,2
вода остальное

2. Жидкий антигололедный реагент для предотвращения или ликвидации скользкости дорожного покрытия, включающий водный раствор хлористого кальция, водный раствор ингибитора коррозии, содержащий мочевину, нитрит натрия и воду, отличающийся тем, что ингибитор коррозии дополнительно содержит гексаметафосфат натрия, левенол Ц-201 и тетранил 511 К при следующем соотношении компонентов антигололедного реагента, мас.%:

указанный водный раствор
хлористого кальция (на сухое) 20-30
указанный водный раствор
ингибитора коррозии (на сухое) 1-2,

содержащий (мас.%):
карбамид 21,5-23,0
нитрит натрия 45,78-51,85
гексаметафосфат натрия 0,65-0,82
левенол Ц-201 13,0-15,2
тетранил 511 К 13,0-15,2
вода остальное

3. Способ приготовления жидкого антигололедного реагента по п.2, включающий приготовление водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии с подачей их под давлением в смеситель, при этом давление подачи раствора ингибитора коррозии в 1,8-2,2 раза превышает давление подачи раствора хлористого кальция, а полученный указанный реагент перекачивают в емкость для хранения.

4. Технологическая линия для приготовления жидкого антигололедного реагента способом по п.3, включающая емкости для приготовления, хранения и выдачи водных растворов хлористого кальция и ингибитора коррозии, связанные трубопроводами через насосы-дозаторы со смесителем, последний соединен трубопроводом с емкостью для хранения полученного указанного реагента.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу предотвращения скользкости дорожного покрытия, к способу получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия и к противогололедному реагенту для предотвращения скользкости дорожного покрытия.
Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к устройству защитных слоев дорожных покрытий. .
Изобретение относится к способам и средствам содержания дорожных покрытий и может быть использовано в коммунальном хозяйстве, в частности для удаления снежно-ледяных покровов на дорогах.

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, аэродромах, и к способам получения противогололедного реагента.

Изобретение относится к строительству дорог. .
Изобретение относится к составам для профилактической обработки строительных материалов, архитектурных объектов и дорог и может быть использовано для снижения воздействия антропо- и техногенной нагрузки (кислотные дожди, СО2-содержащая атмосфера, выхлопные газы, противогололедные средства и др.) на недвижимые строительные конструкционные материалы и объекты старинной архитектуры, особенно из белого камня, и предотвращения образования и удаления снежно-ледяных отложений на этих объектах.

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации аэродромов, автомобильных дорог и мостов и может быть использовано для защиты покрытий указанных инженерных сооружении от обледенения в холодное время года и от размягчения асфальтовых покрытий под действием высокой температуры и солнечной радиации в теплое время года.

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.

Изобретение относится к устройствам для плавления снега и предотвращения обмерзания, предназначенных для районов экстремально низких температур. .

Изобретение относится к химической промышленности и касается создания средств, используемых для предотвращения от обледенения поверхностей различных изделий, особенно нуждающихся в одновременной антикоррозионной защите их и теплозащите, т.е.
Изобретение относится к составу материалов, предназначенных для нанесения на поверхность, преимущественно стеклянную, с целью ее промывки и предотвращения налипания льда, тумана и воды, и может быть использовано в автокосметике, в быту и т.п.
Изобретение относится к способу предотвращения скользкости дорожного покрытия, к способу получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия и к противогололедному реагенту для предотвращения скользкости дорожного покрытия.

Изобретение относится к составу для размораживания, содержащему спирт или смесь спиртов, смазочный компонент, растворимый в полярных растворителях ингибитор коррозии и дополнительно дисперсный порошок политетрафторэтилена, неионогенное поверхностно-активное вещество, гидроокись щелочного металла.
Изобретение относится к составу жидкости, используемой при обработке транспортных емкостей для уменьшения примерзания сыпучих материалов к рабочим поверхностям и может быть использовано в цементной, горнорудной, металлургической промышленности в условиях низких температур.
Изобретение относится к композиции соли, не образующей слеживающихся масс, для использования, в частности, в пищевой промышленности. .

Изобретение относится к композиции, включающей поверхностно активное вещество 0,05-5 мас.% и растворитель остальное. .

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для предотвращения прилипания, примерзания и смерзания влажных сыпучих материалов к металлической поверхности горно-транспортного оборудования, а также для борьбы с пылеобразованием.

Реактор // 2323773
Изобретение относится к устройствам химической технологии, предназначенным для проведения взаимодействия между различными реагентами в жидкой фазе. .
Наверх