Способ калибровки автомобильных площадок

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств. Задача изобретения - получение достоверных результатов при проведении калибровки поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств. Способ калибровки заключается в составлении плана площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов. При проведении измерения перепадов высот формируют когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение. 2 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Известен способ калибровки автомобильных площадок, выбранный в качестве прототипа, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек посредством гидростатического уровня и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов (“Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка”. Под ред. Ф.В.Цибулко. М.: Изд-во стандартов, 1983. 160 с. (стр.33-34).

Данный способ реализуется гидростатическим уровнем, одну из измерительных головок которого устанавливают на первую проверяемую точку автомобильной площадки, а другую последовательно передвигают на все остальные точки. При каждом измерении по разности отсчетов микрометрических винтов определяют перепады высот проверяемых точек поверхности площадки, по которым графическим методом рассчитывают отклонения поверхности калибруемой площадки от прямолинейности, плоскостности и горизонтальности.

Однако гидростатический уровень позволяет калибровать площадки длиной не более 12 м. Кроме того, наибольшая разность высот поверхности калибруемой площадки, которую можно измерить посредством гидростатического уровня, составляет 25 мм. Это означает, что для площадок длиною 12 м отклонения от прямолинейности не должны превышать значения 2,1 мм на м, в то время как нормативными документами допускаются отклонения до 3 мм на м, что снижает достоверность результатов калибровки (ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы поверки", п.5. 3. 3. 1.).

Прототип характеризуется также погрешностью из-за неравномерного распределения давления воздуха на длине измерения и температурными погрешностями.

Задача изобретения - получение достоверных результатов при проведении калибровки поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Поставленная задача решается тем, что в способе калибровки автомобильной площадки, заключающемся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, при проведении измерения перепадов высот проверяемых точек формируют расширенный до заданного значения когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение.

На фиг.1 приведена поясняющая способ схема калибровки автомобильной площадки, на фиг.2 показан один из вариантов отсчетного устройства.

В схему калибровки автомобильной площадки 1 включены лазер 2 с встроенным коллиматором 3, дефлектор 4 и отсчетное устройство 5, снабженное диафрагмой 6 (фиг.1).

В качестве отсчетного устройства 5 рекомендуется использовать штангенрейсмас, конструкция рамки которого позволяет разместить на ней диафрагму 6, снабженную каймой 7 вокруг отверстия 8 (фиг.2).

Способ заключается в следующем.

Проведение калибровки начинают с составления плана автомобильной площадки 1 с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают точки A0-FN поверхности площадки 1, в которых необходимо провести измерения. Затем в соответствии с планом производят разметку поверхности площадки 1.

Вдоль направления оси "Z" площадки 1 размещают лазер 2 с встроенным коллиматором 3 и дефлектор 4. На выходе коллиматора 3 формируется расширенный до заданного значения когерентный световой пучок J0, ориентированный параллельно поперечным сечениям автомобильной площадки 1. Дефлектором 4 световой пучок J0 отражают в направлении, параллельном оси "X" (фиг.1).

На первую проверяемую точку продольного сечения "А", на точку A0, устанавливают основание отсчетного устройства (штангенрейсмаса) 5. На рамке штангенрейсмаса 5 размещают диафрагму 6, снабженную каймой 7 вокруг отверстия 8 диаметром, равным диаметру светового пучка J0 (фиг.2).

Смещением дефлектора 4 вдоль оси "Z" отраженный световой пучок JA направляют вдоль продольного сечения "А".

Перемещая рамку со шкалой нониуса и механизм микроподачи вдоль штанги штангенрейсмаса 5, добиваются совмещения светового пучка JA с отверстием 8 диафрагмы 6. О точности совмещения судят по засветке каймы 7. При равномерной засветке каймы 7 вокруг отверстия 8 диафрагмы 6 по шкалам штангенрейсмаса 5 производят первый отсчет расстояния НX (фиг.2).

Штангенрейсмас 5 переставляют на проверяемую точку Ai и, при необходимости, механизмом микроподачи штангенрейсмаса 5 смещают диафрагму 6 вдоль вертикальной оси до момента равномерной засветки каймы 7 и производят второй отсчет расстояния Нх. Аналогичным образом производят отсчеты в проверяемых точках А2-an продольного сечения "А".

Для снятия отсчетов в продольных сечениях "В", "С", "D", "Е" и "F" смещением дефлектора 4 вдоль оси "Z" отраженный световой пучок (например, световой пучок JE на фиг.1) направляют вдоль соответствующего продольного сечения автомобильной площадки 1, а штангенрейсмас 5 последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения "В", "С", "D", "Е" или "F".

Затем вычисляют разность отсчетов в первой (А0) и в каждой очередной проверяемой точке (A1-FN) и по существующим методикам определяют соответствие метрологических характеристик калибруемой площадки 1 (прямолинейность, плоскостность, горизонтальность) требованиям нормативных документов.

Предлагаемый способ калибровки лишен перечисленных выше недостатков прототипа и по сравнению с ним позволяет повысить достоверность результатов при проведении калибровки площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Способ калибровки автомобильных площадок, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, отличающийся тем, что при проведении измерения перепадов высот проверяемых точек формируют расширенный до заданного значения когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности при калибровке площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств, в частности для регулировки их внешних световых приборов.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для калибровки рабочих площадок регулировочных стендов, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть применено в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для определения геометрических параметров профиля, в том числе координат точек поверхности объекта.

Изобретение относится к системам контроля свойств лубоволокнистых материалов и может быть использовано для контроля средней длины стеблей лубяных культур и их разброса по вершиночным и комлевым концам.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения положения плоскостей и измерения углов при координатных измерениях, а также при установке деталей перпендикулярно оси шпинделя станка.

Изобретение относится к области прокатного производства и предназначено для контроля ширины и серповидности листового материала, в частности для контроля размеров листового металлопроката.

Изобретение относится к области оптико-электронных систем обработки информации и предназначено для сбора информации о параметрах автотранспортных потоков. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения износа канала нарезных стволов по полям (выступам) и нарезам (впадинам), измерения износа конусных поверхностей (камор), а также осмотра дефектов внутренней поверхности каналов нарезных стволов.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам измерения длины, ширины и толщины посредством определения координат точек, в частности измерения размеров рыб, и может быть использовано в рыбоводстве для бесконтактного мониторинга ремонтно-маточных рыбных стад.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к обнаружению объектов

Изобретение относится к области оценки качества лубоволокнистых материалов, а именно к устройствам для определения длины стеблей лубяных культур

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в оптических устройствах измерения расстояний, отклонений и смещений, исчисляемых в линейных единицах

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к профилометрии, топографии

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к профилометрии, топографии

Изобретение относится к оптическим методам контроля и слежения за смещением координат контрольных точек удаленных объектов. Согласно способу оптический канал наблюдения реализуют в виде последовательно расположенных по оптической оси узла точечного источника, установленного на контрольной точке подвижной системы координат, длиннофокусного объектива и цифровой видеокамеры, которую подключают к персональному компьютеру. Центр ПЗС-матрицы видеокамеры совмещают с началом координат неподвижной системы координат. При формировании видеосигнала наблюдения используют экран и точечный источник с излучением на длине волны в красном спектральном диапазоне. Обработку информации о засветке ПЗС-матрицы от точечного источника осуществляют в персональном компьютере в два этапа. На первом этапе осуществляют поиск области изображения, в которой находится пятно засветки, и определяют координаты этой области. На втором этапе в найденной области определяют координаты центра тяжести пятна засветки и вычисляют его смещение от начала координат в неподвижной системе координат. В результате проводят перерасчет - преобразование этого смещения для контрольной точки на удаленной подвижной системе координат. Технический результат - повышение точности позиционирования удаленного объекта. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение может быть использовано для контроля крупногабаритных изделий, отладки и контроля стабильности и точности технологических процессов механической обработки, для определения отклонений формы и расположения деталей машин в полевых условиях. Способ осуществляют с использованием стандартизованных средств измерений, например измерительной линейки или штангенрейсмаса. Координаты точек поверхности определяют относительно плоскости отсчета, в качестве которой используют горизонтальную или вертикальную плоскости, каждая из которых построена лазерным лучом построителя плоскостей с устройством автоматического горизонтирования лазерного луча. Построитель плоскостей устанавливают непосредственно на измеряемую или любую другую поверхность, угол наклона которой по отношению к истинному горизонту не превышает угла наклона устройства автоматического горизонтирования. Координаты точки поверхности в вертикальной и горизонтальной плоскостях определяют по формулам, приведенным в формуле изобретения. Технический результат - повышение точности и удобства осуществления. 2 ил.

Изобретение относится к бесконтактным пассивным методам обнаружения и локализации металлических объектов в инфракрасном (ИК) излучении, а именно к локализации металлических тел в форме прямоугольного параллелепипеда путем регистрации излучаемого ими теплового ИК-излучения, и может найти применение в системах спецтехники, предназначенных для обнаружения и установления точного местонахождения и расположения металлических предметов в непрозрачной для видимого света среде или упаковке, в системах поточного контроля служб безопасности, в контрольно-измерительной технике, в линиях связи и устройствах обработки информации на основе металлодиэлектрических планарных структур. Предложен способ пассивной локализации ребер прямоугольного металлического параллелепипеда в инфракрасном излучении, включающий измерение в дальней волновой зоне пространственного распределения интенсивности поляризованного излучения от параллелепипеда и определение координат ребер по результатам измерений, при котором параллелепипед термостатируют, а измерения выполняют в плоскостях, параллельных его граням, при этом детектируемое излучение поляризуют таким образом, чтобы оно имело отличную от нуля составляющую электрического поля, перпендикулярную к контролируемому ребру. Технический результат - повышение точности локализации ребер прямоугольного металлического параллелепипеда. 3 ил.

Изобретение относится к области измерения положения в пространстве различных неподвижных объектов. В указанном способе подготавливают монтажную площадку для установки объекта, создают 3D модель указанного объекта методом компьютерной графики и вводят ее теоретические координаты в электронный вычислитель (ЭВ), при этом теоретические координаты РОО (реперные оптические отражатели), размещенных на объекте, известны именно в той теоретической системе координат (3DK), в которой разработана 3D модель объекта. Далее на монтажную площадку в произвольном порядке стационарно устанавливают упомянутые оптические реперы, а затем в произвольную точку монтажной площадки устанавливают оптико-электронный измеритель углов и расстояний в виде электронного тахеометра (ЭТ), измеряют в произвольно ориентированной системе координат фактические координаты стационарно установленных оптических реперов и вводят эти координаты в вычислитель ЭВ, в котором уже содержатся координаты этих оптических реперов в БСК (базовая система координат). Для совмещения теоретической 3DK и фактической систем координат объекта устанавливают направляющие оптические реперы, определяющих базовую систему координат монтируемого объекта, затем измеряют координаты упомянутых направляющих оптических реперов, далее в ЭВ на основании данных измерений производят пересчет координат любой точки на монтажной площадке, в координаты системы 3DK, измеряя фактические координаты РОО, и направляют данные о них в ЭВ, определяя отклонения положения монтируемого объекта от его проектного положения. Технический результат - упрощение процесса определения фактического положения объекта сложной формы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх