Транспортное средство

Изобретение относится к автомобилестроению. Транспортное средство содержит закрытый пассажирский салон с выступающими в него из пола и боковин задними колесными нишами, перед одной из которых установлено сиденье с откидной спинкой, над которой размещена складная полка из двух частей, имеющих возможность образовывать при последовательном соединении друг с другом единую верхнюю поверхность для размещения вдоль боковины пассажира в положении лежа или груза. Части полки соединены между собой шарнирно, при этом со стороны боковины использован один горизонтальный шарнир, а со стороны середины салона части полки связаны между собой через промежуточное звено двумя горизонтальными шарнирами, расположенными ниже уровня верхней поверхности разложенной полки. Рядом с промежуточным звеном на каждой части полки установлено по одному ограничителю, выполненному с возможностью опирания в нижнюю поверхность другой части полки. Откидная часть полки выполнена со стойкой для упора в пол салона или в опору подушки сиденья при разложенном положении полки. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам, имеющим кузов с салоном для пассажиров и горизонтально расположенную полку для размещения на ней пассажира в лежачем положении.

За прототип принято транспортное средство, имеющее закрытый пассажирский салон с выступающими в него из пола и боковин задними колесными нишами. Перед задней колесной нишей, около боковины кузова, установлено сиденье с откидной спинкой. Над указанной колесной нишей и сиденьем, вдоль боковины, имеется горизонтальная полка, состоящая из передней и задней панелей. Задняя панель полки опирается на заднюю колесную нишу. Передняя часть полки выполнена разъемной от задней части. Обе части полки вместе могут быть состыкованы последовательно в горизонтальной плоскости и при этом образовывать единую поверхность, достаточную для размещения пассажира в лежачем положении. Поддерживается панель над указанным сиденьем двумя неподвижно закрепленными на колесной нише брусьями, которые консольно выступают относительно ниши над сиденьем. На эти консольно установленные брусья опирается передняя часть полки в состыкованном с задней частью состоянии. Откидная спинка указанного сиденья установлена на оси с возможностью поворота. Перед стыковкой обеих частей полки в единое целое, спинка из положения, опорного для пассажира, поворачивается на указанной оси в направлении к опорной подушке сиденья и, таким образом, освобождает свободное пространство для размещения передней части полки над сиденьем. При необходимости размещения пассажира на этом сиденье передняя и задняя части полки расстыковываются, и передняя часть устанавливается в вертикальном положении позади сиденья, а спинка сиденья перемещается в опорное положение для размещения на сиденье пассажира в положении сидя (DE №847106, 63с 43/70, опубл. 21.08.1952).

Достоинством указанного технического решения является возможность перевозить пассажира в лежачем положении при минимальном уменьшении числа мест для перевозки пассажиров в положении сидя. При этом общее суммарное число мест в автомобиле для перевозки пассажиров в положении сидя и лежа не изменяется, а площадь салона автомобиля используется полностью. Кроме того, указанное транспортное средство без значительных изменений в конструкциях салона и в его оборудовании может быть преобразовано из транспортного средства общего назначения в санитарный автомобиль и обратно. Таким образом, производство указанных специальных автомобилей удешевляется.

Однако при эксплуатации автомобилей специального назначения, например, автомобилей сверхвысокой проходимости, предназначенных для использования вне дорожной сети, преобразования мест для размещения пассажиров из положения сидя в положение лежа и наоборот требуются довольно часто. Поэтому выполнение указанных преобразований обременительно, так как отсоединение передней части от задней части полки и последующее ее размещение и фиксация в вертикальном положении, а также отсоединение жестко закрепленных на колесной нише консольно выступающих над сиденьем брусьев, поддерживающих переднюю часть полки и их последующее размещение, а также возвращение всего перечисленного в исходное положение неудобно и требует ощутимых затрат времени. Кроме того, для фиксации передней части полки в вертикальном положении необходимо иметь дополнительно специальные крепежные элементы в конструкции оборудования салона. Кроме того, геометрические и весовые параметры конструкции, поддерживающей переднюю часть полки в горизонтальном положении, не оптимальны из-за консольного восприятия нагрузки брусьями.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по изменению конструкции складной полки, предназначенной для перевозки пассажира в положении лежа в салоне транспортного средства, имеющего закрытый кузов с выступающими в него из пола и боковин задними колесными нишами, с целью повышения удобства пользования складной полкой и снижения трудоемкости операций по ее складыванию и раскладыванию. А также решается задача снижения массы и габаритов конструкции, поддерживающей полку в горизонтальном положении.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности полки, снижении массы и габаритов и повышении удобства пользования.

Это обеспечивается тем, что новая конструкция складной полки обеспечивает возможность ее складывания и раскладывания для расположения на ней пассажира в положении лежа, а также фиксацию спинки установленного перед колесной нишей сиденья за меньшее время без применения каких-либо инструментов, в том числе во время движения транспортного средства, а также в темное время суток без освещения. При этом конструкция складной полки не имеет выступающих частей над верхней поверхностью полки и со стороны середины салона, и таким образом, доступ к поверхности полки для пассажира не ограничивается.

Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном средстве, содержащем кузов с закрытым пассажирским салоном с выступающими в него из пола кузова задними колесными нишами, складную полку, выполненную из двух частей, одна из которых, являясь неподвижной, размещена над задней колесной нишей с опиранием на нее, а другая, являясь подвижной, выполнена с возможностью расположения в горизонтальном направлении для образования при соединении с первой упомянутой частью верхней рабочей поверхности вдоль боковины кузова для размещения груза или пассажира в лежачем положении, при этом в разложенном положении полки ее подвижная часть размещена над сиденьем, установленным перед задней колесной нишей рядом с боковиной кузова и имеющим опорную подушку и откидную спинку, установленную на оси с возможностью поворота для складывания в направлении к опорной подушке, а также средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки, подвижная часть полки присоединена к неподвижной части полки постоянно с возможностью поворота в направлении к задней части полки за счет использования по крайней мере одного шарнирного узла с одной степенью свободы, а средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки представляет стойку на нижней стороне подвижной части полки, выполненную с возможностью поворота для упора при разложенном положении полки в пол кузова или в опору, поддерживающую подушку сиденья над полом кузова.

Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном средстве, содержащем кузов с закрытым пассажирским салоном с выступающими в него из пола кузова задними колесными нишами, складную полку, выполненную из двух частей, одна из которых, являясь неподвижной, размещена над задней колесной нишей с опиранием на нее, а другая, являясь подвижной, выполнена с возможностью расположения в горизонтальном направлении для образования при соединении с первой упомянутой частью верхней рабочей поверхности вдоль боковины кузова для размещения груза или пассажира в лежачем положении, при этом в разложенном положении полки ее подвижная часть размещена над сиденьем, установленным перед задней колесной нишей рядом с боковиной кузова и имеющим опорную подушку и откидную спинку, установленную на оси с возможностью поворота для складывания в направлении опорной подушки, а также средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки, подвижная часть полки присоединена к неподвижной части полки постоянно и с возможностью поворота в направлении к задней части полки за счет использования двух шарнирных узлов, первый из которых расположен со стороны ближней к полке боковины кузова и представляет собой шарнир, центр вращения которого размещен не ниже верхней рабочей поверхности неподвижной части полки, а второй из которых на другой стороне полки представляет собой два шарнира, один из которых связан с одной частью полки, а другой через промежуточное звено связан с другой частью полки, при этом средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки представляет собой закрепленные на подвижной и неподвижной частях полки по одному для каждой части полки ограничителю, каждый из которых жестко связан с одной из указанных частей полки и каждый из которых выполнен в виде кронштейна, имеющего опорную поверхность для упирания в нижнюю поверхность смежно расположенной части полки при разложенном положении полки.

Для гарантированного опирания откидной части полки на неподвижные опорные конструкции кузова на нижней стороне подвижной части складной полки может быть установлена шарнирно присоединенная к ней стойка с возможностью поворота и, в указанном последовательном соединении обеих частей друг с другом в горизонтальной плоскости, с возможностью упора в пол кузова или в опору, поддерживающую подушку сиденья над полом.

Один шарнир промежуточного звена установлен в салоне кузова ближе к передку автомобиля, чем шарнир, соединяющий подвижную и неподвижную части полки со стороны боковины.

Подвижная часть полки в сторону передней части кузова автомобиля может быть выполнена убывающей по ширине и при этом в пределах, ограниченных контуром вертикального сечения боковины и потолка кузова в зоне салона в месте вертикального положения передней части полки при ее повороте к задней части этой же полки.

Спинка указанного сиденья может иметь возможность фиксироваться в опорном положении для расположения на этом сиденье пассажира поворотом передней части складной полки в направлении к задней части полки и, при этом способом зацепления детали, жестко соединенной со спинкой, с деталью, жестко соединенной с передней частью полки. В этом случае с передней частью складной полки жестко соединена деталь в форме крючка, имеющего возможность зацепиться за стержень, жестко соединенный со спинкой, при повороте передней части полки в направлении к задней части полки.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности признаков, достаточной для достижения технического результата.

Настоящее изобретение поясняется примерами, которые не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - транспортное устройство (продольный разрез А-А по фиг.2);

фиг.2 - компоновка салона транспортного средства (вид сверху);

фиг.3 - вид со стороны передней части кузова на разложенную складную полку с сиденьем под ней и складываемую полку с повернутой передней частью до вертикального состояния (поперечный разрез Б-Б по фиг.2);

фиг.4 - разложенная складная полка, вид со стороны боковины (вид В на фиг.3);

фиг.5 - разложенная складная полка, вид со стороны салона (вид Г на фиг.3);

фиг.6 - складная полка в сложенном состоянии, вид со стороны салона (вид Д на фиг.3);

фиг.7 - складная полка в сложенном состоянии, вид со стороны боковины, конструкция фиксации спинки сиденья (вид Е на фиг.3);

фиг.8 - вид сверху на сложенную полку и сиденье, конструкция фиксации спинки сиденья (вид Ж на фиг.7).

Согласно настоящего изобретения рассматривается обобщенный алгоритм построения транспортного средства со складной полкой, которая может использоваться в качестве спального места или полки для размещения груза.

Транспортное средство содержит кузов с закрытым пассажирским салоном с выступающими в него из пола кузова задними колесными нишами и складную полку, выполненную из двух частей, неподвижная часть которой размещена над задней колесной нишей с опиранием на нее, а подвижная часть выполнена с возможностью расположения в горизонтальном направлении для образования при соединении с первой упомянутой частью верхней рабочей поверхности вдоль боковины кузова для размещения груза или пассажира в лежачем положении.

Подвижная часть полки присоединена к неподвижной части полки постоянно и с возможностью поворота в направлении к задней части полки за счет использования по крайней мере одного шарнирного узла.

В разложенном положении полки ее подвижная часть размещена над сиденьем, установленным перед задней колесной нишей рядом с боковиной кузова и имеющим опорную подушку и откидную спинку, установленную на оси с возможностью поворота для складывания в направлении к опорной подушке.

Средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки представляет стойку на нижней стороне подвижной части полки, выполненную с возможностью поворота для упора при разложенном положении полки в пол кузова или в опору, поддерживающую подушку сиденья над полом кузова. Средство фиксации может дополнительно включать в себя закрепленные на подвижной и неподвижной частях полки по крайней мере по одному для каждой части полки ограничителю, каждый из которых выполнен с опорной поверхностью для упора в нижнюю поверхность смежно расположенной части полки при разложенном положении полки. Данные дополнительные средства предусматривают возможность исключения влияния возможной деформации стойки (в сторону уменьшения ее высоты) и возможность выхода из строя самой стойки.

На подвижной части полки может быть закреплен крючок, имеющий возможность зацепления за присоединенный к откидной спинке сиденья стержень при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки. Данная особенность позволяет надежно фиксировать откидную спинку относительно полки и исключить дискомфорт для сидящего на сиденье пассажира.

Ниже рассматривается конкретное исполнение транспортного средства со складной полкой согласно настоящего изобретения.

Указанное изобретение практически осуществимо, например, оно реализовано в плавающем автомобиле, плавучесть которого обеспечивается за счет объема воздуха в колесах, которые для этого имеют диаметр 1,3 м и ширину 0,52 м. Таким образом, этот автомобиль имеет значительное свободное пространство над колесными нишами, которое требуется эффективно использовать. При этом размещать над сильно выступающими по высоте над полом колесными нишами какие-либо сиденья нецелесообразно, так как в этом случае подушки этих сидений будут расположены ощутимо выше подушек других сидений, установленных на полу, это неудобно для пассажиров и, кроме того, отрицательно повлияет на устойчивость и управляемость автомобиля. В то же время исходя из назначения таких автомобилей для использования вне дорог и вне населенной местности, в основном для перевозок вахтовиков, геологов, охотников, рыбаков, особенно целесообразно оборудовать такие автомобили местами для расположения пассажиров в лежачем положении, а также в целях санитарных перевозок.

В связи с этим возникла задача создания складной полки, конструкция которой обеспечивала бы возможность ее быстрого раскладывания и складывания без каких-либо инструментов и без значительных усилий.

Однако простота конструкции складной полки из двух шарнирно сочлененных частей с одной общей осью оказалась непригодной, так как в этом случае, при условии размещения одной части полки на поверхности другой в сложенном состоянии полки, общая ось и, следовательно, ее шарниры должны располагаться на уровне не ниже верхней поверхности полки и поэтому в разложенном состоянии полки над ее верхней поверхностью появятся выступающие жесткие элементы конструкции, что неприемлемо для пассажира, расположенного на полке.

Для решения поставленной задачи в транспортном средстве 1 (фиг.1, 2, 3), содержащем закрытый пассажирский салон с выступающими в него из пола 2 и боковин 3 кузова задними колесными нишами 4, вдоль боковин кузова размещена складная полка 5. Эта полка содержит две части, размещенные последовательно в горизонтальной плоскости. Эти части образуют единую горизонтальную расположенную поверхность протяженностью не менее 1650 мм вдоль боковин кузова, достаточную для размещения на ней пассажира в положении «лежа» или размещения груза. Понятие «размещенные последовательно в горизонтальной плоскости» условно, так как скорее речь идет о горизонтальном направлении, в котором полка раскладывается. Рабочая верхняя поверхность полки условно горизонтальна, по аналогии с такой же поверхностью полок в пассажирском железнодорожном вагоне. В разложенном положении складной полки рабочие поверхности ее частей могут быть расположены в одной плоскости или под углом друг к другу.

Задняя (неподвижная) часть 6 полки размещена над колесной нишей и опирается на нее. Передняя (подвижная) часть 7 полки при ее последовательном соединении с задней частью полки в горизонтальном направлении размещена над складным сиденьем 8. Сиденье 8 установлено перед колесной нишей, рядом с боковиной и имеет опорную подушку 9 и откидную спинку 10. Спинка 10 установлена на оси 11 и имеет возможность поворачиваться вокруг этой оси в направлении к опорной подушке при складывании. Это позволяет освобождать пространство над указанным сиденьем для размещения там передней части полки в положении для расположения на ней пассажира в положении лежа. Передняя часть полки 7 постоянно шарнирно присоединена к задней части 6 полки, поэтому при выполнении операций по раскладыванию и складыванию полки не требуется ничего соединять и разъединять, и, кроме того, возможно выполнять указанные операции «на ощупь», что значительно упрощает и сокращает время их исполнения.

Для этого со стороны ближней к полке боковины передняя часть соединена с задней частью через первый шарнирный узел (фиг.4), который может представлять собой один шарнир 12. Центр вращения этого шарнирного узла размещен не ниже единой верхней рабочей поверхности 13 полки, но при этом он не мешает расположению пассажира на полке, так как он размещен у боковины салона, вне пространства расположения самого пассажира. Наибольшая длина передней части полки от центра вращения этого шарнирного узла до дальнего от стыка указанных частей полки края подвижной части не превышает расстояния от этого центра шарнира до потолка салона, что позволяет из разложенного положения полки поворачивать ее переднюю часть до соприкосновения ее верхней поверхности с задней частью.

С противоположенной (дальней от боковины) стороны полки ее подвижная часть соединена через второй шарнирный узел (фиг.5), включающий в себя два, например, горизонтальных шарнира 14 и 15, связанных промежуточным звеном 16.

Передний (ближний к передку автомобиля) шарнир 14 связан с промежуточным звеном 16, которое связано с задним (ближним к задней части автомобиля) шарниром (15), прикрепленным к задней части 6 полки. Передний шарнир 14 и задний шарнир 15 установлены в передней и задней частях полки ниже верхних рабочих поверхностей этих частей. При этом в промежуточном звене указанные передний и задний шарниры установлены на расстоянии «М», величина которого между центрами этих шарниров не менее суммы (М≥К+Л), состоящей из величины расстояния «К» от центра вращения переднего шарнира 14 (от оси его вращения) до верхней поверхности передней части и величины расстояния «Л» от центра вращения заднего шарнира 15 (от оси его вращения) до верхней поверхности задней части (фиг.5). Таким образом, указанное шарнирное соединение позволяет передней части полки поворачиваться относительно промежуточного звена и вместе с ним относительно задней части полки. А выполнение при этом указанного расстояния «М» между центрами шарниров (осями их вращения) в промежуточном звене позволяет повернуть переднюю часть до соприкосновения по всей ее верхней поверхности с верхней поверхностью задней части для компактного размещения полки в сложенном состоянии и при этом установить передний и задний шарниры ниже поверхности полки, что позволяет обеспечить отсутствие выступающих жестких элементов конструкции на верхней поверхности полки в зонах расположения и перемещения для расположения пассажира на полке.

Кроме того, вследствие расположения шарнира 12 у боковины выше верхнего уровня полки, а шарниров 14 и 15 ниже верхнего уровня полки, оси, вокруг которых поворачивается передняя часть полки, наклонены от боковины вниз к середине салона, поэтому при повороте передней части полки угол ее наклона к боковине салона возрастает с приближением передней части к вертикальному положению. В результате этого при повороте подвижной части полки, имеющей сужение по ширине, ответное по контуру формы салона в зоне перехода боковины в потолок салона, она отдаляется от боковой стенки салона, и поэтому верхнюю часть полки можно сделать более широкой.

Рядом с промежуточным звеном 16 на передней и задней частях полки, со сторон, противоположных сторонам частей полки, образующих верхнюю поверхность 13 полки (с нижних сторон частей полок), установлено (прикреплено жестко) по одному упору - ограничителю (фиг.5), обозначенному соответственно поз.17 и 18. При последовательном соединении друг с другом обеих частей полки с образованием ими единой в горизонтальном направлении расположенной рабочей поверхности 13 складной полки, ограничитель 17 передней части 7 упирается снизу в заднюю (нижнюю) часть 6 полки, а ограничитель 18 задней части 6 упирается снизу в нижнюю поверхность передней части 7 полки. Таким образом, при размещении пассажира на полке, вследствие возникновения сил противодействия со стороны ограничителей 17 и 18 и от шарниров 12, 14 и 16 предотвращаются поступательные перемещения передней части полки в направлениях вверх, вниз, вдоль и поперек полки. Так как шарнир 12 соединяет переднюю и заднюю части полки, а последняя не меняет своего положения в салоне, то для передней части во время ее поворота этот шарнир является опорой, не меняющей своего положения в пространстве салона, что упрощает операции по складыванию и раскладыванию полки и уменьшает усилия на их выполнение.

На нижней стороне передней части складной полки установлена шарнирно присоединенная к ней стойка 19. Эта стойка при последовательном соединении частей полки в горизонтальной плоскости (разложенная полка) упирается в пол салона или в опору 20, поддерживающую подушку 9 сиденья над полом. Таким образом, стойка передает нагрузку кратчайшим путем и при этом не возникает изгибающих моментов, действующих на полку как в вышеописанном случае, а нагрузка на упоры и шарниры значительно уменьшается. Это позволяет снизить массу конструкции складной полки. Вариант упора стойки 19 в опору 20, поддерживающую подушку, позволяет сделать конструкцию складной полки более легкой в сравнении с вариантом упора стойки в пол.

Передний шарнир 14 промежуточного звена установлен в салоне кузова ближе к передней части автомобиля, чем шарнир 12, соединяющий переднюю и заднюю части полки со стороны боковины. Таким образом, ось поворота передней части полки, проходящая через шарниры 12 и 14, наклонена по отношению к боковой стенке салона вперед в сторону середины салона. Иначе говоря, центр вращения шарнира первого шарнирного узла расположен между осями вращения шарниров второго шарнирного узла. Поэтому при повороте передней части полки из развернутого положения полки в сторону задней части полки угол наклона передней части к боковой стенке салона увеличивается. Следовательно, в пространстве верхней части салона, которое сужается в зоне сопряжения его боковых стенок с потолком, верхний край подвижной части полки при ее повороте сместится относительно ее нижней части и боковой стенки салона в сторону середины салона. Поэтому выполнение конструкции складной полки по изобретению, как указано в данном частном случае, позволяет сделать подвижную часть полки там, где она попадает в уменьшающуюся по ширине верхнюю зону салона, либо большей по длине, либо более широкой в сравнении с вариантом без указанного наклона оси.

Передняя часть полки в сторону передней части автомобиля может выполняться либо постоянной ширины, либо убывающей по ширине в направлении свободного ее конца, оставаясь в пределах, ограниченных контуром вертикального сечения боковины и потолка салона кузова, в месте вертикального положения передней части полки при ее повороте к задней части. Это позволяет, учитывая, что для размещения головы и ног пассажира требуется меньшая, чем для его средней части, ширина опорной поверхности, увеличить длину передней части полки и за счет этого увеличить и общую длину складной полки в случаях, когда расстояние по высоте между складной полкой и потолком недостаточно или недостаточна длина салона в задней части, где размещается задняя часть полки.

В частном случае спинка сиденья 8 в опорном положении для расположения на нем пассажира имеет возможность фиксироваться (фиг.6-8). Для этого со спинкой и с передней частью полки жестко соединены детали, соответственно обозначенные поз.21 и 22. При повороте передней части складной полки жестко соединенная с ней деталь 22 входит в зацепление с деталью 21, жестко соединенной со спинкой 10 сиденья 8. Таким образом, спинка остается зафиксированной в указанном положении. Так как она и соединенная с ней деталь 21 могут двигаться только вокруг своего центра вращения, а деталь 22, соединенная с передней частью полки, может двигаться вокруг другого центра вращения и при этом их траектории движения не совпадают и к тому же в указанном положении передняя часть полки удерживается силами тяготения от возврата в исходное положение, в котором детали 21 и 22 могут выйти из зацепления друг с другом.

В последнем указанном случае деталь 22 выполнена в виде крючка, который жестко соединен с передней частью полки, а деталь 21 выполнена в виде штыря, который жестко соединен со спинкой. Штырь и крючок установлены соответственно на спинке и на передней части полки таким образом, что в опорном положении спинки штырь находится на траектории движения крючка, который движется вместе с поворачивающейся передней частью полки и в конечной фазе движения подвижной части полки входит в зацепление со штырем (стержнем). При этом передняя часть полки в конечной фазе своего движения укладывается на заднюю неподвижную часть полки и без приложения внешних сил не может выйти из указанного положения.

Таким образом, спинка указанного сиденья в опорном положении для расположения на сиденье пассажира выполнена с возможностью фиксации с подвижной частью полки при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки. А фиксация осуществляется закрепленным на подвижной части полки крючком, имеющим возможность зацепления за присоединенный к откидной спинке сиденья стержень при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки.

Таким образом, в соответствии с поставленной задачей и данным изобретением был изготовлен плавающий за счет водоизмещения своих колес автомобиль, в котором были образованы места для расположения пассажиров в лежачем положении, при этом пространство, пригодное для установки сидячих мест, в нем использовано полностью, а возможное число сидячих мест вместе с местами для положения лежа сохраняется постоянным. При этом действия для раскладывании лежачих мест и при этом необходимого складывания кресел и наоборот выполняются за минимальное время и без каких-либо инструментов. Эти действия могут выполняться как без освещения, так и во время движения автомобиля. Конструкция складной полки не имеет жестких элементов, которые выступают над рабочей поверхностью полки со стороны середины салона.

Настоящее изобретение промышленно применимо и может быть изготовлено с использованием известных в машиностроении технологий.

1. Транспортное средство, содержащее кузов с закрытым пассажирским салоном с выступающими в него из пола кузова задними колесными нишами, складную полку, выполненную из двух частей, одна из которых, являясь неподвижной, размещена над задней колесной нишей с опиранием на нее, а другая, являясь подвижной, выполнена с возможностью расположения в горизонтальном направлении для образования при соединении с первой упомянутой частью верхней рабочей поверхности вдоль боковины кузова для размещения груза или пассажира в лежачем положении, при этом в разложенном положении полки ее подвижная часть размещена над сиденьем, установленным перед задней колесной нишей рядом с боковиной кузова и имеющим опорную подушку и откидную спинку, установленную на оси с возможностью поворота для складывания в направлении к опорной подушке, а так же средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки, отличающееся тем, что подвижная часть полки присоединена к неподвижной части полки постоянно и с возможностью поворота в направлении к задней части полки за счет использования по крайней мере одного шарнирного узла с одной степенью свободы, а средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки представляет собой стойку на нижней стороне подвижной части полки, выполненную с возможностью поворота для упора при разложенном положении полки в пол кузова или в опору, поддерживающую подушку сиденья над полом кузова.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что на подвижной части полки закреплен крючок, имеющий возможность зацепления за присоединенный к откидной спинке сиденья стержень при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что средство фиксации дополнительно включает в себя закрепленные на подвижной и неподвижной частях полки по крайней мере по одному для каждой части полки ограничителю, каждый из которых выполнен с опорной поверхностью для упора в нижнюю поверхность смежно расположенной части полки при разложенном положении полки.

4. Транспортное средство, содержащее кузов с закрытым пассажирским салоном с выступающими в него из пола кузова задними колесными нишами, складную полку, выполненную из двух частей, одна из которых, являясь неподвижной, размещена над задней колесной нишей с опиранием на нее, а другая, являясь подвижной, выполнена с возможностью расположения в горизонтальном направлении для образования при соединении с первой упомянутой частью верхней рабочей поверхности вдоль боковины кузова для размещения груза или пассажира в лежачем положении, при этом в разложенном положении полки ее подвижная часть размещена над сиденьем, установленным перед задней колесной нишей рядом с боковиной кузова и имеющим опорную подушку и откидную спинку, установленную на оси с возможностью поворота для складывания в направлении к опорной подушке, а так же средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки, отличающееся тем, что подвижная часть полки присоединена к неподвижной части полки постоянно и с возможностью поворота в направлении к задней части полки за счет использования двух шарнирных узлов, первый из которых расположен со стороны ближней к полке боковины кузова и представляет собой шарнир, центр вращения которого размещен не ниже верхней рабочей поверхности неподвижной части полки, а второй из которых на другой стороне полки представляет собой два шарнира, один из которых связан с одной частью полки, а другой через промежуточное звено связан с другой частью полки, при этом средство фиксации подвижной части полки относительно неподвижной ее части в разложенном положении полки представляет собой закрепленные на подвижной и неподвижной частях полки по одному для каждой части полки ограничителю, каждый из которых жестко связан с одной из указанных частей полки и каждый из которых выполнен в виде кронштейна, имеющего опорную поверхность для упирания в нижнюю поверхность смежно расположенной части полки при разложенном положении полки.

5. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что длина подвижной части полки от центра вращения шарнира первого шарнирного узла до ее свободного края выполнена не больше расстояния от центра этого шарнира до потолка салона.

6. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что горизонтальные шарниры второго шарнирного узла установлены в соответствующих частях полки ниже их верхних рабочих поверхностей при разложенном положении полки, при этом расстояние между осями вращения шарниров этого шарнирного узла выполнено не менее суммы расстояний от каждого из них до верхней рабочей поверхности части полки, к которой каждый из шарниров прикреплен.

7. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что на нижней стороне подвижной части полки установлена шарнирно присоединенная к ней стойка, выполненная с возможностью поворота для упора в пол кузова или в опору, поддерживающую подушку сиденья над полом, при разложенном положении полки.

8. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что центр вращения шарнира первого шарнирного узла расположен между осями вращения шарниров второго шарнирного узла.

9. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что подвижная часть полки выполнена постоянной ширины или выполнена со стороны боковины убывающей по ширине в направлении к ее свободному краю для обеспечения свободного перемещения при повороте относительно контура боковины и потолка салона кузова.

10. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что спинка указанного сиденья в опорном положении для расположения на сиденье пассажира выполнена с возможностью фиксации с подвижной частью полки при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки.

11. Транспортное средство по п.10, отличающееся тем, что на подвижной части полки закреплен крючок, имеющий возможность зацепления за присоединенный к откидной спинке сиденья стержень при повороте подвижной части полки в направлении к неподвижной части полки.

12. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что в разложенном положении складной полки рабочие поверхности ее частей расположены в одной плоскости или под углом друг к другу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной технике внутренней части заднего багажника легкового автомобиля. .

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к кузовному оборудованию. .

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к легковым автомобилям, которые легко могут трансформироваться из грузопассажирского варианта в вариант автомобиля повышенной грузовместимости без ухудшения комфортных условий для пассажиров.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройству для открывания угловой панели задней двери кузова автомобиля

Изобретение относится к направляющему блоку (2) для регулируемого по высоте погрузочного основания (50) автомобиля с удерживающей частью (38), на которой может закрепляться погрузочное основание (50), и с направляющей (12), вдоль которой может смещаться удерживающая часть (38) из нижнего положения в самое верхнее положение

Изобретение относится к системе сидений с багажной полкой, устанавливаемых в пассажирском транспортном средстве. Система сиденья транспортного средства содержит спинку, отделочную панель, полку и штырь. Спинка соединена с возможностью поворота с кузовом транспортного средства в пассажирском салоне и прилегает к багажнику. Отделочная панель установлена на боковой поверхности кузова транспортного средства внутри багажника. Отделочная панель имеет выполненный в ней направляющий паз. Полка имеет передний торец, прикрепленный с возможностью поворота к спинке сиденья, и задний торец, подвижно закрепленный на кузове. Штырь направлен наружу от заднего торца полки для зацепления с направляющим пазом для поддержания полки. Полка выполнена с возможностью перемещения вперед в сложенное положение над спинкой сиденья и аккумуляторной батареей транспортного средства для обеспечения приподнятой платформы. Достигается возможность хранения багажа большого объема. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Фиксирующее устройство для переставляемого по высоте погрузочного пола транспортного средства с грузовым отделением содержит один, выполненный в виде кулисной направляющей и располагаемый со стороны грузового отделения фиксирующий элемент. Погрузочный пол входит в кулисную направляющую единственным направляющим элементом и может располагаться в различных положениях по высоте. Кулисная направляющая выполнена с несколькими, находящимися на различных уровнях высоты опорными полками, подпирающими направляющий элемент. Отдельные опорные полки кулисной направляющей соединены посредством соединительного шлица, который выполнен так, что направляющий элемент может перемещаться при нахождении в кулисной направляющей между опорными полками. Направляющий элемент выполнен так, что он в подпирающем положении опорной полки, если смотреть в продольном направлении погрузочного пола, с геометрическим замыканием подпирается и фиксируется в кулисной направляющей. Направляющий элемент имеет такую геометрию и/или наружный контур, что он может переводиться в другое положение по высоте только при откинутом вверх погрузочном полу через имеющий соответствующие размеры соединительный шлиц. Погрузочный пол содержит упомянутое фиксирующее устройство. Переставляемый по высоте погрузочный пол в грузовом отделении транспортного средства содержит упомянутое фиксирующее устройство. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности погрузочного пола. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к встраиваемому отсеку для вещей, расположенному сбоку и прилегающему снаружи к верхней крышке моторного отсека, который закрыт сверху составной крышкой. Крышка состоит из нижнего несущего элемента, который прикреплен к корпусу, и верхнего каркаса отсека для вещей в качестве ограждения. В несущем элементе расположены две звуковые колонки и в нем содержатся гнезда для жгута проводки. Ограждение имеет закрываемый при помощи свертывающейся шторы проем и прилегающую область, которая выполнена как решетка колонки. Свертывающаяся штора движется спереди в ограждении и сзади в несущем элементе. Ограждение разработано таким образом, что оно может быть легко снято для того, чтобы предоставить необходимый доступ к двигателю во время работ по обслуживанию, и прикреплено к нижнему несущему элементу при помощи множества скользящих направляющих и при помощи крепежного винта. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство закрывания проема багажника автотранспортного средства, ограниченного двумя боковыми стенками, содержит закрывающую шторку, оборудованную двумя монтажными наконечниками, и средства центровки наконечников между боковыми стенками. Наконечники проходят по ширине шторки и выполнены с возможностью взаимодействия с одной из боковых стенок для установки шторки между стенками. Средства центровки содержат элемент, образующий толкатель, установленный подвижно с возможностью поступательного перемещения на каждой из указанных стенок. Элемент, образующий толкатель, содержит опорный участок, возвратные средства и две упруго деформирующиеся пластинки. Опорный участок выполнен с возможностью опоры на наконечник. Возвратные средства выполнены с возможностью воздействия на наконечник, чтобы натянуть шторку, когда она устанавливается между стенками. Две упруго деформирующиеся пластинки расположены на одной из боковых стенок или на указанных наконечниках. Каждая пластинка выполнена с возможностью сжатия с целью создания возвратного усилия, толкающего наконечник, за счет чего разность между шириной шторки и расстоянием между стенками равномерно распределяется с каждой стороны шторки. Достигается повышение надежности шторки. 25 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для закрывания задней части автомобиля содержит кронштейны для неподвижного соединения с боковинами автомобиля, полку, установленную на кронштейнах с возможностью поворота вокруг поперечной оси между горизонтальным положением и наклонным положением, и механизм шарнирного соединения полки с кронштейнами. Шарнирный механизм включает в себя для каждого кронштейна одну упорную поверхность, ограниченную полкой, и одну ответную упорную поверхность, ограниченную кронштейном, а также поверхность стопорения полки и ответную поверхность стопорения, образованную каждым кронштейном. Упорная и ответная упорная поверхности расположены в радиальном направлении на первом расстоянии от поперечной оси и выполнены с возможностью перемещения со скольжением одна по другой при повороте полки вокруг ее поперечной оси для предотвращения перемещения полки вперед в радиальном направлении относительно поперечной оси. Поверхность стопорения и ответная поверхность стопорения расположены в радиальном направлении на втором расстоянии от поперечной оси, превышающем первое расстояние. Поверхность стопорения и ответная поверхность стопорения выполнены с возможностью взаимодействия в каждом из промежуточных наклонных положений полки между ее горизонтальным положением и ее наклонным положением, предотвращая радиальное перемещение полки назад относительно поперечной оси. Задняя часть автомобиля содержит боковины, ограничивающие багажник, подвижную заднюю дверь для закрывания багажника сзади и упомянутое устройство для закрывания. Кронштейны указанного устройства неподвижно соединены с боковинами автомобиля. Достигается повышение надежности устройства для закрывания. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к опорной конструкции для панелей пола, которые закрывают отсек (56) для хранения, предоставляемый под полом в багажном отделении транспортного средства (10). Конструкция включает в себя пару длинных рельсовых направляющих (14), по которым плавно перемещаются сиденья (70) третьего ряда. Длинные рельсовые направляющие (14) расположены сверху и покрывают отсек (56) для хранения, так что они проходят в направлении вперед-назад транспортного средства (10). Множество панелей пола съемным образом поддерживается посредством зацепляющих ступенчатых частей (18) длинных рельсовых направляющих (14) и зацепляющей ступенчатой части (57) отсека (56) для хранения. Обеспечивается повышение вместимости багажного отсека при исключении упрочняющего элемента из панели пола. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к шторочному закрывающему устройству, которое закрывает багажник транспортного средства. Шторочное закрывающее устройство (10) содержит полотно (40), вал (70) намотки, корпус (50) с отверстием (60), захватную планку (20), соединенную с дальним концом полотна (40), и запирающий крючок (30). Отверстие образовано в угловом участке, который образован верхним участком (53) и боковым участком (54). Верхний краевой участок (51) отступает от нижнего краевого участка (52) в направлении вытягивания полотна (40). Запирающий крючок (30) имеет переднюю поверхность (30b) и нижнюю поверхность (30a). Расстояние между верхним краевым участком (51) и нижним краевым участком (52) отверстия (60) больше расстояния между передней поверхностью (30b) запирающего крючка (30) и концом захватной планки (20). Верхний краевой участок (51) отверстия предотвращает перемещение крючка (30), захватной планки (20) и полотна (40) в направлении наматывания в положении, в котором передняя поверхность (30b) крючка (30) упирается в верхний краевой участок (51) отверстия (60) при наматывании полотна (40). Нижний краевой участок (52) поддерживает нижнюю поверхность (30a) крючка (30) в положении, в котором нижний краевой участок (52) расположен напротив нижней поверхности (30а) крючка. Запирающий крючок (30) удерживается корпусом (50), когда конец захватной планки (20) входит в отверстие (60) за нижний краевой участок (52) в направлении наматывания. Достигается возможность удерживания захватной планки в горизонтальном положении. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх