Способ посадки летательного аппарата

Изобретение относится к технике посадки летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для использования в автономных бортовых системах посадки на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности. При развертывании ВПП определяют географические координаты двух точек на продольной оси симметрии ВПП по ее краям и передают координаты этих точек на совершающий посадку ЛА, где их запоминают. На борту ЛА определяют географические координаты местоположения ЛА, северную и восточную составляющие скорости, курс, угол тангажа, угол крена, высоту полета и вертикальную скорость. Основываясь на этих данных, на борту вычисляют курсовой угол ВПП, курсовой угол ЛА, угол наклона глиссады и скорости изменения этих углов. В результате формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Технический результат - повышение надежности и безопасности посадки ЛА на ВПП, а также повышение оперативности развертывания ВПП за счет упрощения системы посадки. Возможность посадки ЛА обеспечивается независимо от дальности ЛА до ВПП и высоты полета, в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, в том числе при слепой посадке. 2 ил.

 

Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА), используемым в автономных бортовых системах посадки (СП), на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ посадки летательного аппарата по патенту РФ №2214943, опубликованному 27.10.2003, который выбран в качестве прототипа. Способ-прототип предусматривает выполнение следующих действий: оснащают ВПП четырьмя наземными ориентирами (НО), например пассивными радиолокационными уголковыми отражателями или маяками-ответчиками, которые размещают на продольной и поперечной осях симметрии ВПП по ее краям; измеряют координаты четырех НО относительно центра начала ВПП и полученные значения координат НО, а также значение курсового угла ВПП ψвпп и рекомендуемое направление посадки передают на совершающий посадку ЛА, где их запоминают. На борту ЛА измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ψла, угол тангажа ЛА υЛА, угол крена ЛА γЛА и, используя бортовую радиолокационную станцию (БРЛС), измеряют дальности до каждого HO и скорости изменения этих дальностей. По измеренным значениям дальностей до НО и скоростей изменения этих дальностей, высоты полета ЛА НЛА, вертикальной скорости ЛА и запомненным координатам НО вычисляют курсовой угол ЛА εК - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, угол наклона глиссады εГ - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, скорости изменения углов По вычислительным значениям измеренным значениям курса

ψЛА, углов υЛА, γЛА и запомненному значению курсового угла ВПП ψвпп в системе автоматического управления (САУ) ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки.

Недостатками прототипа являются:

- необходимость оборудования ВПП четырьмя НО, определение на земле курсового угла ВПП ψвпп и направления посадки ЛА;

- наличие на борту ЛА весьма сложной и дорогостоящей БРЛС для работы с НО, имеющей ограничение работы по дальности, а также зависимость точности измерений от дальности ЛА до НО и высоты полета, от эффективной площади рассеяния (ЭПР) уголковых радиолокационных отражателей НО, а также от сложности метеоусловий.

Все это усложняет систему посадки ЛА на ВПП, снижает надежность и безопасность посадки ЛА, а также оперативность развертывания ВПП, что особенно важно в военное время.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении надежности и безопасности посадки ЛА на ВПП, а также в повышении оперативности развертывания ВПП за счет упрощения системы посадки. При этом возможность посадки ЛА обеспечивается независимо от дальности ЛА до ВПП и высоты полета, в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, в том числе при слепой посадке.

Сущность изобретения заключается в том, что в предлагаемом способе посадки ЛА так же, как и в прототипе, задают две точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, определяют их координаты, определяют курсовой угол ВПП ψвпп, передают на совершающий посадку ЛА полученные значения координат заданных точек ВПП, где их запоминают, на борту ЛА определяют дальности от ЛА до заданных точек ВПП, измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ψЛА, угол тангажа ЛА υЛА, угол крена ЛА γЛА, вычисляют курсовой угол ЛА εК - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют угол наклона глиссады εГ - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют скорости изменения углов вычисленным значениям измеренным значениям

ψЛА, υЛА, γЛА и курсовому углу ψвпп в системе автоматического управления ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки, в отличие от прототипа, определяют географические координаты двух заданных точек ВПП - широту φВПП1 и долготу λВПП1 первой точки, широту φВПП2 и долготу λВПП2 второй точки, на борту ЛА по запомненным значениям географических координат φВПП1, λВПП1, φВПП2, λВПП2 вычисляют курсовой угол ВПП ψВПП по формуле

где

LВППφ=(φВПП1ВПП2)·Rз,

Rз - радиус Земли;

определяют географические координаты местоположения ЛА широту φЛА и долготу λЛА, северную VN и восточную VE составляющие скорости ЛА, по полученным значениям географических координат ЛА φЛА, λЛА и запомненным значениям географических координат двух заданных точек ВПП φВПП1, λВПП1, φВПП2, λВПП2 вычисляют горизонтальные дальности di от ЛА до этих точек и пеленги Пi на эти точки по формулам

где Lφi=(φЛАВППi)·Rз,

определяют центр начала ВПП по наименьшей дальности d=di min от ЛА до двух заданных точек и определяют пеленг на центр начала ВПП П при d=di min, по полученным значениям курсового угла ВПП φВПП, дальности d и пеленга П, составляющих скорости VN, VE, а также измеренным значениям высоты полета

ЛА НЛА и вертикальной скорости ЛА вычисляют углы εК, εГ и скорости изменения углов по формулам

где ХЛА=dcosεК;

где

где

В формулах (1)-(6) обозначены:

LВППφ, LВППw - составляющие расстояния между двумя заданными точками ВПП в географической системе координат;

- составляющие горизонтальной дальности di от ЛА до двух заданных точек ВПП в географической системе координат;

Lφ, LW - составляющие дальности d от ЛА до центра начала ВПП в географической системе координат;

ХЛА - составляющая дальности d на продольной оси симметрии ВПП;

- скорость изменений составляющей ХЛА дальности d на продольной оси симметрии ВПП;

- скорость изменения дальности d от ЛА до центра начала ВПП.

Следует отметить, что при определении географических координат двух точек ВПП, расположенных на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, нумерация этих точек - произвольная. В случае равенства рассчитанных дальностей до заданных точек ВПП d1=d2 центром начала ВПП, который по существу является и точкой захода ЛА на посадку, может быть любая точка ВПП, например первая, выбрав которую ЛА делает маневр в направлении захода на посадку.

На фиг.1 показаны:

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

О1(2), О2(1) - точки ВПП, расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, имеющие географические координаты широту φВПП1, φВПП2 и долготу λВПП1, λВПП2;

NO1, EO1 - горизонтальные оси географической системы координат NO1E; ось NO1 - направление на север, ось EO1 - направление на восток;

Х3О1Z3 - горизонтальная невращающаяся земная прямоугольная система координат, ось Х3О1 - направление по продольной оси симметрии ВПП, ось Z3O1 - направление по поперечной оси вправо;

φВПП - курсовой угол ВПП;

ОЛА - положение ЛА в горизонтальной плоскости при заходе ЛА на посадку;

d1, d2 - горизонтальные дальности от ЛА (ОЛА) соответственно до точек О1, O2;

Lφ1, Lw1 - составляющие дальности d1 до центра начала ВПП по осям системы координат NO1E, соответственно, на север и на восток;

ХЛА, ZЛА - составляющие дальности d1 до центра начала ВПП по осям системы координат Х3О1Z3 соответственно по продольной оси симметрии ВПП и поперечной оси;

LВППφ, LВППw - составляющие расстояния между двумя заданными точками ВПП по осям системы координат NO1E;

VN, VE - составляющие скорости ЛА в системе координат NO1E;

П1, П2 - пеленги с ЛА на точки О1, О2;

хОЛА - продольная ось ЛА;

ψЛА - курс ЛА;

εК - курсовой угол ЛА при заходе на посадку.

На фиг.2 показана структурная схема системы посадки ЛА, где:

1 - средство связи (любая связная радиостанция или система передачи данных);

2 - радиовысотомер;

3 - инерциально-спутниковая навигационная система (ИСНС) - инерциальная навигационная система (ИНС), скомплексированная со спутниковой навигационной системой (СНС);

4 - вычислитель, в состав которого входит запоминающее устройство (ЗУ);

5 - система автоматического управления (САУ) ЛА;

6 - ЛА.

Система посадки ЛА (фиг.2) работает следующим образом.

Определяют географические координаты двух точек ВПП, расположенных на продольной оси симметрии ВПП по ее краям φВППi, λВППi (i=1, 2) (точки O1, О2 на фиг.1) и являющихся центрами начала ВПП и точками захода ЛА на посадку. Наиболее оперативно определение географических координат точек O1, O2 ВПП можно произвести, устанавливая в эти точки на время определения координат аппаратуру потребителей спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.

Эти географические координаты с помощью средства связи 1 передают на борт ЛА 6 заранее до вылета ЛА в точку назначения или при заходе ЛА на посадку, где они хранятся в ЗУ вычислителя 4.

По запомненным значениям географических координат φВППi, λВППi (i=1, 2) в вычислителе 4 вычисляют курсовой угол ВПП ψВПП по формуле (1).

С помощью ИСНС 3 определяют географические координаты местоположения ЛА φЛА, λЛА и составляющие скорости VN, VE, измеряют курс ЛА ψЛА, угол тангажа ЛА

υЛА и угол крена ЛА γЛА, а с помощью радиовысотомера 2 - высоту полета ЛА НЛА и вертикальную скорость ЛА .

По полученным значениям географических координат ЛА φЛА, λЛА и запомненным значениям географических координат заданных точек ВПП φВППi, λВППi (i=1, 2) в вычислителе 4 вычисляют горизонтальные дальности di от ЛА до двух точек ВПП и пеленги Пi (i=1, 2) по формулам (2), определяют центр начала ВПП по наименьшей дальности от ЛА до одной из заданных точек ВПП d=di min и определяют пеленг на центр начала ВПП П при di min.

На фиг 1 центром начала ВПП для захода ЛА на посадку является точка O1 с горизонтальной дальностью от ЛА d1 и пеленгом с ЛА на центр начала ВПП П1.

По полученным значениям VN, VE, вычисленным значениям угла φВПП, дальности d и пеленга П и измеренным значениям НЛА, в вычислителе 4 вычисляют углы εК, εГ и скорости изменения углов по формулам (3)-(6).

По вычисленным значениям ψВПП и измеренным значениям углов

ψЛА, υЛА, γЛА в системе автоматического управления (САУ) 5 так же, как и в прототипе, формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА 6 на этапах снижения и посадки на ВПП.

Предложенный способ посадки ЛА по сравнению с прототипом позволяет:

- создать систему посадки менее сложной и, следовательно, более надежной за счет исключения из состава системы посадки четырех наземных ориентиров на ВПП, а также за счет исключения на борту ЛА сложной и дорогостоящей БРЛС;

- создать систему посадки на необорудованные в радиотехническом отношении ВПП, в том числе ровные участки дорог и земной поверхности, обеспечивающую автономную посадку ЛА на ВПП в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, независимо от дальности ЛА до центра начала ВПП (точки захода ЛА на посадку);

- повысить безопасность посадки, реализовав в системе посадки комплексную обработку информации, вырабатываемой в ИСНС, что позволит при пропадании от СНС информации о координатах, скорости и курсе ЛА вырабатывать эти навигационные параметры в ИНС на время пропадания информации от СНС;

- более оперативно осуществлять развертывание ВПП, что особенно важно в военное время, за счет применения на время определения географических координат задаваемых точек ВПП аппаратуры потребителей СНС ГЛОНАСС/GPS.

Способ посадки летательного аппарата (ЛА), заключающийся в том, что задают две точки взлетно-посадочной полосы (ВПП), расположенные на продольной оси симметрии ВПП по ее краям, определяют их координаты, определяют курсовой угол ВПП φВПП, передают на совершающий посадку ЛА полученные значения координат заданных точек ВПП, где их запоминают, на борту ЛА определяют дальности от ЛА до заданных точек ВПП, измеряют высоту полета ЛА НЛА, вертикальную скорость ЛА , курс ЛА ψЛА, угол тангажа ЛА υЛА, угол крена ЛА γЛА, вычисляют курсовой угол ЛА εК - угол между осевой линией ВПП и проекцией на горизонтальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют угол наклона глиссады εГ - угол между осевой линией ВПП и проекцией на вертикальную плоскость линии, соединяющей ЛА с центром начала ВПП, вычисляют скорости изменения углов , , по вычисленным значениям εК, εГ, , , измеренным значениям ψЛА, υЛА, γЛА и курсовому углу ψВПП в системе автоматического управления ЛА формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по ним осуществляют управление ЛА на этапах снижения и посадки, отличающийся тем, что определяют географические координаты двух заданных точек ВПП - широту φВПП1 и долготу λВПП1 первой точки, широту φВПП2 и долготу λВПП2 второй точки, на борту ЛА по запомненным значениям географических координат φВПП1, λВПП1, φВПП2, λВПП2 вычисляют курсовой угол ВПП ψВПП по формуле

где
LВППφ=(φВПП1ВПП2)·Rз,
Rз - радиус Земли,
определяют географические координаты местоположения ЛА - широту φЛА и долготу λЛА, северную VN и восточную VE составляющие скорости ЛА, по полученным значениям географических координат ЛА φЛА, λЛА и запомненным значениям географических координат двух заданных точек ВПП φВПП1, λВПП1, φВПП2, λВПП2 вычисляют горизонтальные дальности di от ЛА до этих точек и пеленги Пi на эти точки по формулам

где

определяют центр начала ВПП по наименьшей из дальностей от ЛА d=di min и определяют пеленг П на центр начала ВПП при d=di min, по полученным значениям курсового угла ВПП ψВПП, дальности d и пеленга П, составляющих скорости ЛА VN, VE, а также измеренным значениям высоты полета ЛА НЛА и вертикальной скорости ЛА вычисляют углы εК, εГ и скорости изменения углов , по формулам
εК=П-ψВПП,

где ХЛА=dcosεК,

где

где



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокационного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и оборудования взлетно-посадочных полос (ВПП). .

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к области авиационной техники и может найти применение при создании систем управления самолетами, обеспечивающих бездвигательную посадку самолетов различного назначения.

Изобретение относится к оборудованию для обеспечения посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу аэродрома, вертолетную площадку или вертолетодром, водную поверхность гидроаэродрома.

Изобретение относится к системам безопасного приземления падающего во время воздушной аварии вертолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для установки на маневренных летательных аппаратах (ЛА). .

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов путем раннего предупреждения летного экипажа об опасной близости земли. .

Изобретение относится к области метеорологического приборостроения и может использоваться в составе средств обеспечения посадки боевых многоцелевых самолетов в дневное время.

Изобретение относится к области навигационного обеспечения необорудованных аэродромов

Изобретение относится к области авиации, а именно к технике отображения информации в кабине пилотов

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к способу и устройству поддержки летательных аппаратов во время посадки

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при определении характеристик состояния поверхности взлетно-посадочной полосы при движении воздушного судна на этапе пробега после посадки

Изобретение относится к приборному оборудованию в области авиации

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые

Изобретение относится к области авиации, в частности к посадочным системам

Изобретение относится к гидроавиации, в частности к самолетам-амфибиям, и предназначено для использования в автоматических системах управления посадкой и взлетом с водной поверхности самолетов-амфибий
Наверх