Борт карьера

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера. Борт карьера включает бермы со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отвал вскрышных пород и берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, расположенные на берме для автосамосвалов большой грузоподъемности и разделенные предохранительным валом из вскрышных пород. 3 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Известен борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части траншею с конвейерным подъемником в закрытой галерее и отвал вскрышных пород, расположенный в траншее и в объеме от разноса под нее борта карьера [1].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "включающий в верхней части отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера".

Однако такой борт не может быть отстроен при разработке карьера с использованием одного автотранспорта.

Известен также борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности [2].

Общими с заявляемым устройством борта карьера признаками являются "включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности".

Недостатком такого устройства борта карьера является большое расстояние транспортирования по нему вскрышных пород из нижней части карьера и, соответственно, большие расходы на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами до места их разгрузки в отвал на поверхности.

Задачей изобретения является повышение эффективности разработки за счет уменьшения затрат на транспортирование вскрышных пород автосамосвалами из нижней части карьера.

Указанный результат достигается тем, что в известном устройстве борта карьера, включающем в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.

Устройство борта карьера поясняется графически, где на фиг.1 изображен борт карьера, принятый за прототип, на конец разработки; на фиг.2 - борт карьера на момент начала формирования на нем отвала вскрышных пород, на фиг.3 - заявляемое устройство борта карьера на конец разработки.

Борт карьера включает бермы 1 и 2 со съездами для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности соответственно; предохранительный вал 3 из вскрышных пород на берме 1, разделяющий отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности.

Борт карьера формируют следующим образом. По мере постановки уступов на конечный контур в верхней части борта карьера формируют берму 1 со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в нижней - берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности. После окончания формирования бермы 1 в ее нижней части на высоту одного уступа начинают формировать отвал вскрышных пород 4, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами 5 малой грузоподъемности. Предварительно на этом участке бермы 1 формируют предохранительный вал 3 из вскрышных пород, разделяющий берму на участок под отвал вскрышных пород 4 и берму 2 со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности и предохраняющий эту берму от попадания на нее кусков горной массы при разгрузке автосамосвалов 5 в отвал 4. Автосамосвалами малой грузоподъемности 5 вскрышные породы из рабочей зоны нижней части карьера по съезду на берме 2 транспортируют и с горизонтальной площадки 6 съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности начинают разгружать на участок съезда 1 под отвал вскрышных пород 4 в объем между двумя горизонтами, формируя на поверхности отвала площадку, которая вместе с предохранительной бермой карьера составляют разгрузочную площадку автосамосвалов 5. После заполнения объема под отвал 4 между двумя горизонтами вскрышными породами таким же образом вначале с вышележащей горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а затем с площадки, включающей вновь формируемую площадку на новом ярусе отвала и предохранительную берму карьера, формируют следующий по высоте ярус отвала над следующим по высоте участком бермы для автосамосвалов большой грузоподъемности и над полностью сформированным нижним ярусом вскрышных пород с оставлением предохранительной бермы. Таким способом отвал формируют до поверхности или одного из верхних горизонтов до полной разработки вскрышных пород в нижней части карьера. При формировании отвала и после его окончания полезное ископаемое автосамосвалами малой грузоподъемности транспортируют до пунктов приема или перегрузки на другой вид транспорта на поверхности.

Предлагаемое устройство борта карьера на конец разработки позволяет за счет использования в верхней части карьера автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т, а в его нижней части автосамосвалов грузоподъемностью 30…40 т в два раза сократить ширину транспортной бермы в нижней части карьера и за счет более крутых конечных бортов в этой части карьера сократить объем выемки вскрышных пород от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов кубометров в зависимости от глубины карьера и глубины использования автосамосвалов разной грузоподъемности при неизменном объеме выемки полезного ископаемого. Разница в ширине транспортных берм в верхней и нижней частях карьера составит около 15 м, что позволит использовать часть широкой транспортной бермы в верхней части карьера для размещения на ней отвала вскрышных пород, доставляемых из нижней части карьера автосамосвалами малой грузоподъемности, а другую ее часть под съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Это позволит значительно сократить расстояние транспортирования вскрышных пород из нижней части карьера вместо их транспортирования и разгрузки в отвал на поверхности и соответственно затраты на транспортирование.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №825954, кл. Е21С 41/00, 1981.

2. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. // Известия Уральского государственного горного университета. Вып.21. Серия: Горное дело. 2005. С.52-60.

Борт карьера на конец разработки, включающий в верхней части берму со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности и отвал вскрышных пород, расположенный на транспортной берме и в объеме от разноса под нее борта карьера, а в нижней части - берму со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, отличающийся тем, что только часть транспортной бермы со съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности по ее ширине и объема от разноса под эту берму борта карьера заняты отвалом вскрышных пород, а другая часть бермы, отделенная от отвала предохранительным валом из вскрышных пород, включает съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых для транспортировки горной массы.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, а именно при доработке карьера.

Изобретение относится к добыче ценных минералов из средне и высокопластичных песчано-глинистых пород (с содержанием глины от 7 и более 40 процентов) при открытой разработке золотоносных россыпных месторождений.

Изобретение относится к добыче ценных минералов из высокопрочных песчано-глинистых пород при открытой разработке золотоносных россыпных месторождений. .

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке полезных ископаемых. .
Изобретение относится к горному делу, к защите карьеров от притока подземных вод при открытой разработке кимберлитовых трубок и месторождений других полезных ископаемых в подмерзлотном горизонте.
Изобретение относится к горному делу, в частности для защиты карьеров от притока подземных вод при открытой разработке кимберлитовых трубок и месторождений других полезных ископаемых в подмерзлотном горизонте.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ в карьерах с коэффициентом крепости породы до 6...8 единиц по шкале М.М.Протодьяконова с применением карьерных комбайнов фрезерного типа.

Изобретение относится к области открытых горных работ и может быть использовано для разработки месторождений полезных ископаемых при вертикальном падении ограниченных в плане рудных тел, в частности кимберлитовых трубок.

Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к разработке крепких горных пород в стесненных условиях, когда необходимо исключить разброс взрываемой горной массы под откос высоких уступов при расконсервации временно нерабочих бортов глубоких карьеров, разноске бортов глубоких скальных выемок в дорожном строительстве и т.д.

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при разработке крутопадающих пластов полезного ископаемого, предпочтительно при доработке запасов ниже проектной границы карьера (отработке подкарьерных запасов), особенно в случаях, когда запасы полезного ископаемого представлены вертикальными телами типа штокверков или даек сравнительно небольших поперечных размеров

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом в виде круто- и наклоннопадающих рудных тел большой и малой мощности, а также в виде жил

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологих пластов полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и, в частности, к открытой разработке крупных месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к области разработки полезных ископаемых с применением взрывного рыхления скальных горных пород и может быть использовано в различных отраслях, применяющих взрывные работы в скальных массивах горных пород

Изобретение относится к открытым горным разработкам для карьеров со сложными гидрогеологическими условиями

Изобретение относится к открытым горным разработкам при рекультивации отвалов

Изобретение относится к горно-металлургической промышленности и может быть использовано при освоении месторождений твердых полезных ископаемых, содержащих металлические и неметаллические компоненты с применением методов ускоренного выщелачивания

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких горизонтов карьера
Наверх