Игровая азбука холматовых

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. Носители изображений соединены в блоки, каждый из которых состоит из трех носителей, изготовленных из гибкого материала. Носители расположены последовательно в ряд и соединены между собой посредством гибких связей, выполненных заодно с материалом носителей. На одном из носителей изображена буква алфавита с возвышением над его поверхностью. На остальных носителях расположены изображения, имеющие в своем названии отношение к этой букве алфавита и выполненные посредством выпуклых контурных линий и/или объемно. На конечных участках крайних носителей выполнено разъемное соединение для сборки блока с образованием трехплоскостной фигуры и с обеспечением расположения изображений на внешних сторонах плоскостей. Техническим результатом изобретения является расширение игровых и функциональных возможностей азбуки. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке.

Известна магнитная азбука, содержащая панель с гнездами, на дне которых укреплены магниты. В гнезда помещают буквы или цифры, также имеющие магниты [1]. Такая азбука требует множества магнитных элементов, кроме того, в ней буквы располагаются на панели в одной плоскости, при использовании изображений-образов, закрепленных за буквой, поэтому, в частности, исключено расположение букв и изображений-образов в различных плоскостях, что также снижает ее игровой и познавательный эффект.

Также известна азбука, элементы которой выполнены в виде букв, имеющих средства для крепления, присоски [2]. В этой азбуке отсутствуют изображения различных предметов, посредством которых у ребенка через образ, закрепленный за буквой, можно перейти непосредственно к самой букве.

Наиболее близким к заявленной игровой азбуке является обучающее игровое устройство, в котором имеются элементы, на которых изображены буквы алфавита, а также элементы с изображениями предметов, растений, животных или сказочных персонажей, имеющих отношение к соответствующей букве алфавита. Все изображения выполнены на носителях и закреплены на цилиндрическом блоке, установленном на оси. Устройство также содержит систему контроля правильности подбора элементов по символам [3].

Данное устройство принято в качестве прототипа. К его недостаткам следует отнести сложность. Работа с известным устройством сводится только к подбору букв к изображениям. Изображения и соответствующие им буквы могут находиться только в одной плоскости, что снижает интерес к процессу обучения. Ребенок не может манипулировать буквами и их изображениями с тем, чтобы иметь возможность их осязать, рассматривать изображения буквы с разных сторон, размещать их на рабочей поверхности различным образом. Использование данной азбуки невозможно детьми со слабым зрением или незрячими детьми. Игровые возможности известной азбуки также ограничены.

Техническим результатом изобретения является расширение игровых и функциональных возможностей игровой азбуки.

Указанный технический результат в игровой азбуке, содержащей выполненные на носителях изображения букв алфавита и изображения предмета, и/или растения, и/или животного, и/или сказочного персонажа, имеющие отношение к соответствующей букве алфавита, достигается тем, что носители изображений соединены в блоки, и каждый из них состоит из трех носителей, изготовленных из гибкого материала, расположенных последовательно в ряд и соединенных между собой посредством гибких связей, выполненных заодно с материалом носителей, причем на одном из носителей изображена буква алфавита с возвышением над поверхностью носителя, а на остальных носителях расположены изображения, имеющие в своем названии отношение к этой букве алфавита и выполненные посредством выпуклых контурных линий и/или объемно, а на конечных участках крайних носителей выполнено разъемное соединение для сборки блока с образованием трехплоскостной фигуры, на внешних сторонах которой расположены изображения.

Возможно развитие указанной выше совокупности признаков, заключающееся в том, что:

- носители, на которых изображены буквы, расположены, предпочтительно, между плоскими носителями с изображениями;

- носители имеют разные размеры и формы, которые соответствуют внешним формам букв и изображений;

- на одном из трех носителей, соединенных между собой посредством гибких связей, выполнены знаки пунктуации, а также вопросительный и восклицательный знак, а на остальных носителях выполнены буквы "мягкий знак" и "твердый знак", выполненные с возвышением над поверхностью носителей;

- носитель для буквы "твердый знак" выполнен с элементом, усиливающим жесткость этого носителя;

- элемент, усиливающий жесткость носителя с буквой "твердый знак", выполнен в форме, например, пластины, изготовленной, предпочтительно, из металла и расположенной внутри носителя;

- на носителе для буквы "мягкий знак" расположен элемент из мягкого материала, например, из поролона;

- на носителях для букв и для изображений выполнены, соответственно названия этих букв и названия изображений на основе азбуки Брайля;

- поверхность носителей, противоположная поверхности изображений, выполнена с минимальной степенью шероховатости, для возможности формирования на ней объемных изображений с помощью такого материала как, например, пластилин, или других материалов, также экологически чистых и безопасных и также приемлемых для формирования объемных изображений.

Изобретение поясняется следующими чертежами на фигурах 1-4, на которых изображены:

Фиг.1 - вид в плане на блок носителей с изображением одной из букв алфавита, а также с изображениями предметов, имеющих отношение к этой букве.

Фиг.2 - вид по А на фиг.1.

Фиг.3 - вид в плане на блок носителей с изображением знаков пунктуации, восклицательного знака и вопросительного знака, а также изображений букв "мягкий знак" и "твердый знак".

Фиг.4 - блок носителей изображений в собранном виде.

Игровая азбука содержит носители 1, 2 и 3 изображений, выполненных из гибкого материала, расположенных последовательно в ряд и соединенных между собой в блок посредством гибких связей 4, выполненных заодно с материалом носителей 1-3.

Один из носителей, например 1, содержит изображение буквы алфавита, а на носителях 2 и 3 выполнены изображения предмета, и/или растения, и/или животного, и/или сказочного персонажа, которые имеют отношение к соответствующей букве алфавита. На примере, изображенном на чертеже (фиг.1), на носителе 1 изображена буква «Н», на носителе 2 изображены «Ножницы» и «Нитки», а на носителе 3 изображены «Ноты».

Изображение каждой буквы алфавита игровой азбуки выполнено с возвышением 5 над поверхностью носителя 1. Изображения, имеющие в своем названии отношение к этой букве алфавита и находящиеся на носителях 2 и 3, могут быть выполнены посредством выпуклых контурных линий 6 и/или объемных элементов 7 (фиг.2).

Такая буква алфавита, как буква «Ы», употребляемая для обозначения слов во множественном лице, т.е. стоит в конце слова, в данной игровой азбуке сопровождается изображениями на сопряженных носителях, на которых находятся изображения, в названии которых эта буква находится под ударением, например «Рысь», или «Рыба». Такие фонетические упражнения позволяют быстро закрепить в памяти ребенка такую букву. Кроме того, ребенку можно привести редко применяемые слова, начинающие на эту букву, например, существительное «ыканье» и глагол от него - «ыкать» или слово, означающее песни тюркских народов - «ыр», или реку в Якутии - «Ыгата», или город в Турции - «Ыспарта».

Также возможно решение, при котором носители выполняют с различными размерами и с формой, которые соответствуют внешним формам букв и изображений предметов, что особенно важно для детей с ослабленным зрением или слепых детей.

Некоторые буквы алфавита выполнены без соответствующих изображений. На фиг.3 представлен чертеж блока с тремя носителями изображений 8, 9 и 10. На крайних носителях 8 и 10 расположены изображения букв "мягкий знак" и "твердый знак", соответственно, а на среднем носителе 9 выполнено изображение знаков пунктуации, а также вопросительного знака и восклицательного знака, причем все изображения расположены также с возвышением над поверхностью носителей 8-10. В данном блоке, с целью более надежного запоминания, носитель 10 для буквы "твердый знак" выполнен с элементом, усиливающим жесткость этого носителя. Такой элемент может быть выполнен в виде пластины 11 из металла, расположенной внутри носителя 10. В отличие от такого дополнительного решения для буквы "твердый знак", на букве "мягкий знак" носителя 8 укрепляют элемент 12 из мягкого материала, например, из поролона. Для надежной фиксации он может быть зафиксирован, например, в отверстии 13, которое выполнено в носителе 8.

Блок носителей 1-3, или носителей 8-10, или носителей с остальными буквами может быть собран в объемную фигуру. Для этого на конечных участках крайних носителей (2 и 3 или 8 и 10) выполнено разъемное соединение, состоящее из отверстия 14 и выступов 15. При сборке блока образуется трехплоскостная фигура, на которой изображения находятся на внешних сторонах плоскостей (фиг.4).

При этом носители, на которых изображены буквы, расположены, предпочтительно, между плоскими носителями с изображениями предметов. Такое выполнение при игре может «скрывать» букву, находящуюся в нижней части трехплоскостной фигуры, поэтому ребенок, располагая только картинками, должен, например, угадать невидимую букву.

С целью ознакомления с игровой азбукой детей с ослабленным зрением, а также слепых детей, на носителях для букв и носителях для изображений выполнены названия этих букв и названия изображений на основе азбуки Брайля. Например, (фиг.1) на носителе 1 или на самой букве «Н» расположено название 16 этой буквы. Также у изображения ножниц на носителе 2 имеется название 17 для слова «ножницы» или название 18 для слова «нитки», а на названии 19 носителя 3 с помощью азбуки Брайля можно прочитать слово «ноты».

На остальных буквах и изображениях также выполнены соответствующие названия на основе азбуки Брайля. Например, на фигуре 3 буквы "твердый знак" и "мягкий знак" обозначены названиями 20 и 21. Знаки пунктуации, а также вопросительный знак и восклицательный знак могут быть снабжены соответствующими названиями, состоящими из элементов азбуки Брайля (на фигуре 3 изображены условно участки 22-25, на которых выполнены реальные элементы азбуки Брайля).

Для расширения возможностей игровой азбуки поверхность 26 всех носителей, которая противоположна поверхности изображений, выполнена минимальной степени шероховатости, для возможности формирования на ней объемных изображений с помощью такого материала как, например, пластилин, или других материалов, также экологически чистых и безопасных и также приемлемых для формирования объемных изображений.

На этой поверхности можно лепить из пластилина буквы или полюбившихся героев. Используя пластическую глину или специальный застывающий пластилин можно получать оттиски букв, изображений после застывания, которые можно использовать как дополнительный материал для создания более длинных слов или рассказов. Можно брать такую азбуку с собой в песочницу и получать там оттиски букв изображений на песке.

Ниже приведено несколько примеров при использовании игровой азбуки Холматовых.

- знакомят ребенка со словом (устно или в письменной форме) и дают ему задание разложить блоки на поверхности игрового поля, с примыканием их один к другому плоскими элементами с изображениями букв в порядке, в каком расположены буквы заданного слова.

- выполняют сборку блоков в треугольные формы, плоские элементы с буквами всех наборов переворачивают к поверхности игрового поля, представляют обучающемуся слово и предлагают ему расположить изображения на наклонных плоских носителях последовательно в порядке, соответствующем первым буквам заданного слова.

- выполняют сборку блоков в треугольные формы, располагают несколько носителей последовательно в ряд с изображениями, образуя из первых буквы слово, представляют обучаемому несколько слов и дают ему задание выбрать из них слово, выявленное на плоских элементах.

- используя самопечатные носители с изображениями букв, а также краски на водной основе, например, гуашевые, ребенок может их раскрашивать с помощью кисти и последовательно получать оттиски букв, далее строить простые слоги, оттиск заданного или выбранного слова и даже предложения, которые он может выполнять на бумажном носителе, т.е. он может использовать буквы-игрушки, как клише печатной машинки.

- изображая буквы на обратной стороне носителей при помощи разноцветных водных фломастеров, ребенок может использовать их как мини доски, сдвигая и передвигая их между собой, может получать кассу слогов, а также учится читать вдоль и поперек, и даже может «перепрыгивать» через одну или несколько букв, что дает неоценимые навыки для быстрого чтения. На подобных мини досках можно получать целые предложения и даже маленькие рассказы.

С помощью данной азбуки в процессе игры можно развить у ребенка быстрое запоминание букв алфавита, необходимые тактильные мышечные навыки и фантазию. Все это впоследствии позволит освоить письменность, чтение, а также простейшие элементы художественного творчества.

Для изготовления игровой азбуки Холматовых выбирают экологически чистые материалы, которые не представляют угрозы для здоровья детей. Водяные краски и даже фломастеры легко устраняются с поверхности носителей водой мыльным или спиртосодержащим раствором. Блоки азбуки можно легко содержать в чистоте, используя для их периодического мытья шампунь или мыло.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №676999, G09B 1/38, 1972.

2. Патент РФ №2066070, G09B 1/00, 1991.

3. Авторское свидетельство СССР №1403086 G09B 1/22, 1986 (прототип).

1. Игровая азбука, содержащая выполненные на носителях изображения букв алфавита и изображения предмета, и/или растения, и/или животного, и/или сказочного персонажа, имеющие отношение к соответствующей букве алфавита, отличающаяся тем, что носители изображений соединены в блоки, и каждый из них состоит из трех носителей, изготовленных из гибкого материала, расположенных последовательно в ряд и соединенных между собой посредством гибких связей, выполненных заодно с материалом носителей, причем на одном из носителей изображена буква алфавита с возвышением над поверхностью носителя, а на остальных носителях расположены изображения, имеющие в своем названии отношение к этой букве алфавита и выполненные посредством выпуклых контурных линий и/или объемно, а на конечных участках крайних носителей выполнено разъемное соединение для сборки блока с образованием трехплоскостной фигуры и с обеспечением расположения изображений на внешних сторонах плоскостей.

2. Азбука по п.1, отличающаяся тем, что носители, на которых изображены буквы, расположены, преимущественно, между плоскими носителями с изображениями предметов.

3. Азбука по п.1, отличающаяся тем, что носители имеют разные размеры и формы, которые соответствуют внешним формам букв и изображений предметов.

4. Азбука по п.1, отличающаяся тем, что на одном из трех носителей, соединенных между собой посредством гибких связей, выполнены изображения знаков пунктуации, а также вопросительного знака и восклицательного знака, а на остальных носителях выполнены изображения букв "мягкий знак" и "твердый знак" соответственно, причем все изображения расположены с возвышением над поверхностью носителей.

5. Азбука по п.4, отличающаяся тем, что носитель для буквы "твердый знак" выполнен с элементом, усиливающим жесткость этого носителя.

6. Азбука по п.5, отличающаяся тем, что элемент, усиливающий жесткость носителя, выполнен в форме, например, пластины, изготовленной, преимущественно, из металла и расположенной внутри носителя.

7. Азбука по п.4, отличающаяся тем, что на носителе для буквы "мягкий знак" расположен элемент из мягкого материала, например, из поролона.

8. Азбука по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что на носителях для букв и для изображений выполнены соответственно названия этих букв и названия изображений на основе азбуки Брайля.

9. Азбука по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что поверхность носителей, противоположная поверхности изображений, выполнена с минимальной степенью шероховатости для возможности формирования на ней объемных изображений с помощью материалов, экологически чистых безопасных и приемлемых для формирования объемных изображений, например, пластилина.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях. .

Изобретение относится к легкой промышленности, к приемам и демонстрационным средствам, используемым при обучении. .

Изобретение относится к системе образования, в частности к обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости.

Изобретение относится к устройству для произнесения фонем, включающему клавиатуру, содержащую по меньшей мере один опорный элемент и множество клавиш, соединенных с опорным элементом.

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков.

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и предназначено для использования в образовательной деятельности, диагностическом психолого-педагогическом тестировании.

Изобретение относится к средствам обучения и позволяет обучающемуся контролировать усвоение изучаемой информации и осуществлять проверку достоверности воспринятой информации.

Изобретение относится к способу калибровки аудиоинтонации, в котором аудиосигнал, изданный субъектом (S), возвращается после обработки в режиме реального времени к слуховым органам упомянутого субъекта (S).

Изобретение относится к области образования и может быть использовано при обучении техническому творчеству, а также в играх. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к приемам и средствам развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста. .

Изобретение относится к области образования
Наверх