Присадка к моторному топливу, топливная композиция

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Присадка к моторному топливу содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 80-90 и бензотриазол 10-20. Предлагается также топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая вышеуказанную присадку в количестве 1,0-10,0 мас.%. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Известна моющая присадка к автомобильным бензинам, содержащая 40-60 мас.% продукта взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином в их молярном соотношении 3:1 соответственно, не более 30 мас.% алкилбензолов и до 100 минерального масла. Присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.% (патент RU 2235119 С1, кл. C10L 1/22, 27.08.2004).

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является детергентная присадка к моторному топливу, представляющая собой продукт конденсации диэтаноламина (ДЭА) и эфиров (триглицеридов) жирных кислот С620 в мольном соотношении 1:1. В качестве триглицеридов жирных кислот используется растительное масло (кокосовое, пальмовое, оливковое и т.д). Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).

Недостатком данных присадок является их относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение их в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных системах автомобильной техники при хранении.

Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами, и топливной композиции, содержащей эту присадку.

Для решения поставленной задачи присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт, в качестве азотсодержащего продукта содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и дополнительно бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Продукт конденсации борной кислоты,
диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот
в мольном соотношении 1:3:0,8 80-90
Бензотриазол 10-20

Предлагается также топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая вышеуказанную присадку в количестве 1,0-10,0 мас.%.

Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что при сочетании вышеуказанного продукта конденсации и бензотриазола возникает синергетический эффект усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств присадки. В связи с этим введение заявленной присадки в моторное топливо позволяет надежно защитить детали топливной системы автомобильной техники, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозии при длительном хранении, а также снизить количество отложений в ней.

При других соотношениях компонентов присадки, кроме заявленных, не удается достичь синергетического эффекта усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств топливной композиции.

Проведение процесса конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить присадку, растворимую в моторном топливе.

В качестве триглицеридов жирных кислот С620 при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, льняное, соевое, кокосовое и другие).

В качестве моторного топлива в топливной композиции могут быть использованы автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок.

Способ получения продукта конденсации заключается в следующем:

В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и ДЭА. Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота:диэтаноламин:растительное масло составляет 1:3:0,8.

Бензотриазол - 1, 2, 3 формулы C6H5N3 (ТУ 6-09-1291-87) представляет собой белый кристаллический порошок с розовым, кремовым или желтоватым оттенком, температура плавления 96-99°С, массовая доля летучих веществ не более 0,15%.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при температуре 50-60°С при постоянном перемешивании в течение 20-30 мин.

Технология приготовления топливной композиции заключается в следующем:

В моторное топливо в количестве 90-99 мас.% вводят 1-10 мас.% полученной присадки. Смесь перемешивают в течение 30-40.

Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.

Результаты испытаний образцов топливной композиции, содержащих заявленную присадку, приведены в табл. 2.

Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания, тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.

Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных композиций с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.

Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет.

Таблица 1
Составы образцов предлагаемой присадки к моторному топливу
Наименование компонентов Содержание компонентов в составах, мас.%
Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5
Продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот С620 в соотношении 1:3:0,8 80 85 90 79 91
Бензотриазол 20 15 10 21 9

Таблица 2
Результаты испытаний образцов топлива, содержащих предлагаемую присадку
Показатели Моторное топливо с заявленной присадкой по примерам Бензин с присадкой по прототипу Базовое топливо
1 2 3 4 5
Концентрация присадки в моторном топливе, мас.% 10,0 5,5 1,0 11,0 0,5 0,1
Моющие свойства: время смывания отложений, мин, не более 60,0 12,9 12,5 12,1 13,0 15,0 24,1 55
Антикоррозионные свойства: коррозионная активность топлива в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 0 0 0 0,3 1,0 2,5 4,8-7,2

1. Присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт, отличающаяся тем, что в качестве азотсодержащего продукта она содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси триглицеридов жирных кислот
С620 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и дополнительно бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Продукт конденсации борной кислоты,
диэтаноламина и триглицеридов
жирных кислот С620 в мольном
соотношении 1:3:0,8 80-90
Бензотриазол 10-20

2. Топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая присадку, отличающаяся тем, что в качестве присадки она содержит присадку по п.1 в количестве 1,0-10,0 мас.%.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Изобретение относится к топливным композициям для реактивных, турбинных, дизельных и других систем сгорания, в частности оно относится к усовершенствованному сгоранию в паровой фазе металлов, неметаллов и их соединений, включая топливные композиции с добавками органических соединений марганца, к механическим и/или химическим средствам, способствующим улучшению сгорания и/или снижению температуры горения, посредством которых улучшается термическая эффективность и снижаются случайные потери.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу присадок для использования в моторном топливе, предназначенном для двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам для топлив, предназначенным для использования в двигателях внутреннего сгорания, которые обеспечивают повышение эффективности стабилизирующего воздействия на реакции горения топлива за счет расширения пределов его сгорания в объеме камеры сгорания и вне зависимости от состава топливовоздушной смеси.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии применительно к подготовке дизельных топлив и/или их смесей к применению в холодное время года. .

Изобретение относится к способу повышения стабильности дизельного биотоплива при хранении, а также применению 2,6-ди-трет-бутилгидрокситолуола (далее БГТ) для повышения стабильности дизельного биотоплива при хранении.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, точнее к получению полимерных депрессорных присадок для низких температур к дизельному топливу. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, точнее к получению полимерных депрессорных присадок для низких температур к дизельному топливу. .
Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. .
Изобретение относится к композиции жирных кислот, обладающей смазывающей способностью, характеризующейся тем, что она содержит: (1) более 10% С18;3 жирных кислот, (2) более 30% С18;2 жирных кислот, (3) менее 35% С18;1 жирных кислот, (4) менее 3% насыщенных жирных кислот, и (5) более 90% ненасыщенных жирных кислот, причем жирные кислоты придают композиции повышенную низкотемпературную стабильность, температура помутнения композиции жирных кислот ниже -4°С.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Наверх