Антифрикционная композиция

Изобретение относится к созданию антифрикционных материалов на основе полимерного связующего и может быть использовано в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих в условиях высоких нагрузок и температур. Композиция содержит, мас.%: дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3)-20-25 и поливинилбутиральный лак остальное. Эпилам представляет собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе. Техническим результатом является понижение коэффициента трения, повышение износостойкости и термостойкости антифрикционной композиции в условиях высоких нагрузок и температур. 3 табл.

 

Изобретение относится к созданию антифрикционных материалов на основе полимерного связующего и может быть использовано в машиностроении для нанесения на детали узлов трения, работающих в условиях высоких нагрузок и температур.

Известен состав антифрикционного покрытия, содержащий, мас.%: дисульфид молибдена 5-10, серебристый графит С-1 5-8, тальк 2-6 и поливинилбутираль марки «ПШ» остальное. Покрытие наносят в кипящем слое в токе воздуха и оплавляют при 175-180°С в течение 8-10 мин (авторское свидетельство SU 563428, МПК C09D 129/04, 30.06.1977).

Недостатком данного покрытия являются его относительно низкие трибологические свойства. Кроме того, при указанном методе нанесения состава невозможно получить равномерное по толщине и однородное по эксплуатационным свойствам покрытие.

Известна антифрикционная композиция, содержащая, мас.%: дисульфид молибдена 10,0-18,0, кристаллический йод 0,2-0,6, полиакриловый лак остальное и дополнительно ультрадисперсный β-сиалон в количестве 0,2-0,5 мас.% (патент РФ 2285019 С1, МПК C08J 5/16, 10.10.2006).

Недостатками данной композиции являются сравнительно низкие триботехнические свойства полученного покрытия при высоких температурах, возникающих в зоне контакта и вызывающих термодеструкцию полимерного связующего.

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифрикционная композиция, содержащая, мас.%: дисульфид молибдена 33,3 и лак БФ-2 или БФ-4 66,7 (авторское свидетельство СССР 154345, МПК C09D 3/48, 1963).

Недостатками известной композиции являются невысокие антифрикционные свойства полученного покрытия, что проявляется в повышенном коэффициенте трения, узком диапазоне рабочих нагрузок, низкой износостойкости.

Техническим результатом изобретения является понижение коэффициента трения, повышение износостойкости и термостойкости антифрикционной композиции в условиях высоких нагрузок и температур.

Данный результат достигается тем, что антифрикционная композиция, включающая дисульфид молибдена и лак, содержащий поливинилбутираль, в качестве дисульфида молибдена содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) и представляющий собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом, при их массовом
соотношении 1:(2-3) 20-25
Поливинилбутиральный лак остальное

Сущность изобретения заключается в следующем.

В качестве связующего для изготовления композиции используется поливинилбутиральный лак марок ПВБ-5, ПВБ-10 по ОСТ 84-1010-84, являющийся раствором поливинилбутираля в этиловом спирте.

Эпиламы представляют собой составы, содержащие фторорганическое поверхностно-активное вещество (Фтор-ПАВ) и растворитель.

В качестве эпиламов могут быть использованы: автокон-0,5, автокон-20, представляющие собой растворы перфторкислоты марки 6 МФК-180 в перфторметилциклогексане (ПФМЦГ) или хладоне 350; амидофен (см. патент RU 2215766, 10.11.2003, Промышленные фторорганические продукты: Справ. Изд. / Б.Н.Максимов, В.Г.Барабанов, И.Л.Серушкин и др. - Изд. 2-е, пер. и доп. - СПб: Химия, 1996. - С.456-458); 6СФК-180-05, 6СФК-180-20, 6СФК-180-50 (см. патент RU 2278875, 27.06.2006); полизам (см. патент RU 2280051, 20.07.2006.) и т.д.

Модифицированный дисульфид молибдена (MoS2) представляет собой частицы дисульфида молибдена размером не более 8 мкм, покрытые тонкой пленкой Фтор-ПАВ толщиной 3 нм (30 Å).

Отличительной особенностью предложенной композиции является то, что использование в ней поливинилбутирального лака в сочетании с эпиламированным дисульфидом молибдена при заданном соотношении компонентов позволяет понизить коэффициент трения полученного покрытия, повысить его износостойкость и термостойкость в условиях высоких нагрузок и температур.

Способ получения модифицированного MoS2 заключается в следующем.

Порошок MoS2 заливают раствором эпилама при массовом соотношении MoS2: эпилам = 1:(2-3). Пропитку производят в течение 10-18 ч при комнатной температуре. Полученную сметанообразную массу модифицированного дисульфида молибдена сушат при комнатной температуре на гладкой, например стеклянной, поверхности до полного высыхания, после чего подвергают термофиксации при температуре 100-110°С в сушильном шкафу в течение 2-3 ч.

Проведение процесса модифицирования MoS2 при иных соотношениях дисульфида молибдена и эпилама не дает возможности получить продукт с оптимальными трибологическими свойствами.

Введение эпиламированного MoS2 в количестве менее 20 мас.% не позволяет получить покрытие с высокими триботехническими характеристиками, а содержание его более 25 мас.% приводит к снижению адгезии покрытия к металлической поверхности.

Антифрикционную композицию готовят следующим образом. В алюминиевую или оцинкованную емкость помещают модифицированный дисульфид молибдена, в который небольшими количествами при постоянном перемешивании вводят поливинилбутиральный лак. Смесь перемешивают в течение 10-15 мин до получения однородного состава.

Готовую композицию наносят на контактную поверхность детали узла трения методом распыления, окунания или кистью. Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Составы композиций по изобретению приведены в табл.1. Сравнительные свойства покрытий, полученных согласно изобретению и по прототипу, представлены в табл.2.

Фрикционные испытания проводили на машине СМТ-1 по схеме вал - частичный вкладыш при скорости скольжения 0,5 м/с и удельных нагрузках 2,5-15,0 МПа. Покрытие наносили на фольгу из стали 3, закрепленную на вкладыш с площадью рабочей поверхности 2 см2. В качестве контртела использовали ролик из стали 45 с исходной шероховатостью Ra<0,32 мкм.

Адгезионную прочность покрытий измеряли на разрывной машине на стальных образцах шириной 10 мм, склеенных внахлест с площадью перекрытия 1 см2.

Для определения термостойкости композиций образцы с нанесенным покрытием термостатировали при 150-300°С в течение 3 ч, затем извлекали из термостата, охлаждали и испытывали на машине трения МИ-1М по ГОСТ 11613-65.

Результаты испытаний покрытий на износостойкость после термостатирования в сравнении с покрытием по прототипу представлены в табл.3.

Использование предложенной антифрикционной композиции в узлах трения позволяет получить полимерные покрытия с высокими триботехническими свойствами в условиях повышенных нагрузок и температур.

Таблица 1
Составы антифрикционных композиций, мас.%
Компонент Заявляемый состав
1 2 3 4 5
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:2 25,0 26,0
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:2,5 22,5
MoS2, модифицированный Эпиламом, в массовом соотношении 1:3 20,0 19,0
Поливинилбутиральный лак 75,0 77,5 80,0 81,0 74,0

Таблица 2
Сравнительные свойства антифрикционных композиций
Показатели Заявляемый состав Аналог, RU 2285019 Прототип, SU 154345
1 2 3 4 5
Коэффициент трения при скорости 0,5 м/с и нагрузке, МПа
2,5 0,08 0,07 0,06 0,09 0,07 0,09 0,14
5,0 0,08 0,07 0,06 0,09 0,07 0,09 0,14
7,5 0,09 0,08 0,07 0,10 0,08 0,10 0,15
10,0 0,12 0,11 0,10 0,13 0,12 0,14 0,18
12,5 0,12 0,11 0,10 0,13 0,12 0,14 0,20
15,0 0,16 0,15 0,14 0,17 0,16 задир задир
Интенсивность изнашивания, 10-8 (V=0,5 м/с, Р=2,5 МПа) 2,5 2,3 2,2 2,6 2,4 2,8 2,9
Адгезионная прочность к стали, МПа 0,42 0,40 0,39 0,41 0,37 0,38 0,38

Таблица 3
Износостойкость покрытий после термостатирования, мин
Заявляемый состав покрытия и состав по прототипу Выдержка образцов с покрытиями в течение 3 ч при температуре, °С
150 200 250 300
Состав 1 1450 1530 1600 1650
Состав 2 1550 1600 1640 1700
Состав 3 1620 1700 1750 1770
Состав 4 1150 1220 1250 1300
Состав 5 1450 1480 1410 1320
Состав по патенту 2285019 960 825 290 Термодеструкция полимерного связующего
Состав по прототипу 955 820 285 Термодеструкция полимерного связующего

Антифрикционная композиция для покрытий, включающая дисульфид молибдена и лак, содержащий поливинилбутираль, отличающаяся тем, что в качестве дисульфида молибдена она содержит дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) и представляющий собой раствор фторорганического поверхностно-активного вещества в растворителе при следующем соотношении компонентов, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный
эпиламом, при их массовом соотношении 1:(2-3) 20-25
поливинилбутиральный лак остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к термосшитому поливинилацеталю, полученному по меньшей мере из одного поливинилацеталя (I), который получен путем взаимодействия по меньшей мере одного полимера (А), содержащего, мас.% в расчете на общую сумму полимера (А): а) 1,0-99,9 структурных звеньев формулы (1), b) 0-98,9999 структурных звеньев формулы (2), с) 0,0001-30,0 структурных звеньев формулы (4), с соединением (В) формулы (5), причем по меньшей мере частично группы формулы (1) и (4) этерифицируют друг с другом.

Изобретение относится к созданию окрасочных композиций с алюминиевой пудрой и может быть использовано для окраски автомобилей, пластмасс, покрытий промышленного назначения и в приготовлении печатных красок.

Изобретение относится к огнезащитным вспенивающимся покрытиям, предназначенным для защиты металлических и деревянных конструкций от огня. .

Изобретение относится к композициям для получения водно-дисперсионных красок, полученных на основе гомополимерной поливинилацетатной дисперсии для внутренней и наружной окраски зданий и сооружений по кирпичным, бетонным, оштукатуренным, деревянным и другим пористым поверхностям, по загрунтовочным поверхностям материала, по старым водно-дисперсионным покрытиям, для окраски плодовых, декоративных деревьев, кустарников с целью повышения их зимостойкости, от солнечных ожогов, защиты от грызунов и замазывания ран.

Изобретение относится к композициям для нанесения антикоррозионного покрытия на черные металлы и цветные металлы и может быть использовано для антикоррозионной защиты крупногабаритных металлических емкостей, в частности, например, стальных баков аккумуляторов в системах теплоснабжения для хранения горячей воды, а также металлоконструкций, подвергающихся воздействию, например, морской воды, масел или бензина.

Изобретение относится к получению полимерных покрытий из порошковых композиций на основе поливинилбутираля (ПВБ), применяемых для защитно-декоративной отделки изделий в различных отраслях народного хозяйства.
Изобретение относится к полимерным композициям, применяемым в качестве конструкционного материала в различных отраслях, преимущественно для изготовления предохранительных деталей резьбовых частей труб.
Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к способам изготовления полимерных деталей трения скольжения из сверхвысокомолекулярного полиэтилена для искусственных эндопротезов.
Изобретение относится к области полимерного материаловедения, а именно к созданию полимерных материалов триботехнического назначения, которые могут быть использованы для изготовления уплотнительных элементов пар вращательного и возвратно-поступательного движения и узлов трения.
Изобретение относится к композициям, обладающим пониженным коэффициентом трения, для использования в узлах трения живых организмов. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в шестеренных насосах для снижения трения и коррозионно-механического изнашивания между приводным валом и корпусом насоса и в других трибосопряжениях при воздействии на сопрягаемые детали химически активных реагентов, высоких температур и нагрузок и необходимости соблюдения при этом стабильности зазоров в трибосопряжениях.
Изобретение относится к области композиционных материалов, используемых для изготовления антифрикционных деталей узлов трения в автопромышленности, например для вкладышей сферических шарниров.
Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных пресс-материалов, предназначенных для изготовления изделий, применяемых в качестве вставок в подшипниковых втулках с бинарной поверхностью трения, то есть смазывающих элементов, а также в качестве конструкционного и электроизоляционного материала в электротехнике и других отраслях техники.
Изобретение относится к композициям высокомолекулярных соединений, в частности к композициям гомополимеров винилиденфторида. .
Изобретение относится к полимерным композитным материалам антифрикционного назначения, которые могут быть использованы для изготовления деталей узлов трения машин и техники.
Изобретение относится к области материаловедения, в частности к полимерным композиционным материалам (ПКМ) на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ), и может быть использовано при изготовлении деталей металлополимерных узлов трения машин различных видов техники.
Изобретение относится к способу получения антифрикционных пресс-материалов, предназначенных для изготовления антифрикционных изделий сложных конфигураций, например подшипниковых втулок
Наверх