Карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники. Предложен карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя. Корпус ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом устанавливают радиально на вращающейся платформе карусели с использованием фиксирующей тарели с 3-12 равномерно расположенными отверстиями диаметром, не превышающим величину зазора между зарядом и корпусом. Зазор между зарядом и корпусом заполняют заливочным акрилатным бронесоставом под действием центробежной силы, направленной вдоль зазора, через отверстия в фиксирующей тарели при скорости вращения платформы 80-150 об/мин. Затем проводят полимеризацию бронесостава. Изобретение позволяет повысить качество бронирования зарядов из баллиститного топлива. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к области ракетной техники и касается способа бронирования и скрепления заряда из баллиститного топлива с корпусом ракетного двигателя.

В настоящее время для бронирования заряда используются такие методы, как экструзия - патент №2259919 от 21.01.2004 г., обмотка - патент №2215723 от 11.01.2002 г., литье под давлением с применением термопластавтомата - патент №2209135 от 18.10.2001 г. Данные методы не пригодны для бронирования зарядов и одновременного скрепления их с корпусами ракетных двигателей, поскольку эти способы пригодны только для реализации процессов бронирования вкладных зарядов либо только по цилиндрической поверхности (методы обмотки и экструзии), либо по всей поверхности заряда, имеющего сложную конфигурацию (метод литья под давлением).

В связи с этим интерес представляет бронирование зарядов методом свободной заливки краткий энциклопедический словарь «Энергетические конденсированные системы» под редакцией Б.П.Жукова, М.: «Янус-К», 2000 г., стр.263. Но данный способ не пригоден для бронирования зарядов заливочными акрилатными бронесоставами, имеющими большую полимеризационную усадку (10% и более), поскольку бронепокрытие данных зарядов, изготовленных таким способом, имеют многочисленные дефекты в виде раковин, воздушных включений, утонений в виде занижения толщины бокового бронепокрытия, обусловленные усадочными явлениями.

Известен способ бронирования шашки твердотопливного заряда ракетного двигателя по патенту №2261237, заяв. 22.12.2003 г. и оп. 27.09.2005 г., МПК С06В 21/00, С06D 5/00, взятый нами за прототип.

Согласно данному способу форму с установленным в ней зарядом закрепляют радиально на вращающейся платформе и далее проводят заливку бронесостава из расходной емкости в зазор между формой и зарядом под воздействием центробежной силы, создающейся при вращении платформы и направленной вдоль зазора.

После этого осуществляют полимеризацию бронесостава при повышенной температуре и воздействии центробежной силы. После полимеризации бронесостава формы охлаждают, забронированные заряды распрессовывают из формы и разбраковывают. Недостатками данного способа являются потребность в специальной форме для бронирования, операции по ее подготовке к использованию, необходимость распрессовки забронированного заряда из формы, его разбраковки, мехобработки и скрепления с корпусом ракетного двигателя.

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка способа бронирования заряда из баллиститного топлива заливочным акрилатным бронесоставом с одновременным скреплением одного его торца с корпусом ракетного двигателя и с раскрепленной по боковой бронируемой поверхности относительно корпуса, что позволяет многократно сократить трудоемкость и время изготовления ракетного двигателя, повысить качество и надежность его работы.

Технический результат достигается за счет карусельно-центробежного способа бронирования заряда из баллиститного топлива в корпусе ракетного двигателя заливочным акрилатным бронесоставом.

Скрепление заряда с корпусом по одному из его торцов осуществляется в процессе бронирования боковой поверхности заряда, которая раскреплена с корпусом ракетного двигателя. При этом исключается потребность в специальной форме и технологической оснастке для бронирования заряда, а также операции подготовки их к использованию, распрессовки забронированного заряда из формы, их мехобработки и дальнейшего скрепления заряда с корпусом ракетного двигателя. Карусельно-центробежный способ бронирования позволяет одновременно изготавливать несколько забронированных зарядов из баллиститного топлива со скреплением их по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя.

На чертеже представлена установка карусельно-центробежного способа бронирования: 1 - корпус ракетного двигателя, 2 - заряд, 3 - фиксирующая тарель, 4 - платформа карусели, 5 - дозатор, 6 - распределительное устройство, 7 - желоб, 8 - камера обогрева.

Сущность изобретения заключается в следующем: в корпус ракетного двигателя (1) устанавливается заряд (2) и фиксирующая его тарель (3). Корпус с зарядом и фиксирующей тарелью устанавливается на вращающуюся платформу карусели (4) радиально, а при бронировании нескольких зарядов - радиально с равномерным угловым расстоянием. Подача бронесостава из дозатора (5) производится на распределительное устройство (6), с которого по желобу (7), расположенному соосно с корпусом и имеющему полуцилиндрический или треугольный профиль, заливочный акрилатный бронесостав под действием центробежной силы, возникающей при вращении платформы карусели со скоростью 80-150 об/мин и направленной вдоль зазора через 3-12 равномерно расположенных отверстий в фиксирующей тарели, заполняет зазор между корпусом и зарядом. При этом диаметр отверстий должен быть не более величины зазора для исключений перелива бронесостава из фиксирующей тарели. Полимеризация заливочного акрилатного бронесостава проводится при вращении платформы карусели в течение 1,5-2 ч при температуре воздуха в камере обогрева (8) 75-80°С. По завершении полимеризации корпуса ракетных двигателей с забронированными по боковой поверхности зарядами из баллиститного топлива, скрепленными с ними по одному из торцев и раскрепленными по боковой поверхности, охлаждаются, затем снимаются с платформы карусели.

Пределы значений температуры и времени полимеризации заливочного акрилатного бронесостава, скорости вращения платформы карусели, числа отверстий в фиксирующей тарели определялись экспериментально и являются оптимальными для получения качественных зарядов.

Для проведения экспериментального бронирования и скрепления заряда с корпусом ракетного двигателя карусельно-центробежным способом использовались корпуса ракетного двигателя, макетные и натурные изделия «АС», заливочный акрилатный бронесостав на основе олигоуретанакрилата Д-10ТМ, метилметакрилата, полиэфира ТГМ-3 с системой отверждения, состоящей из перекиси бензоила, ацетилацетоната марганца и дипиридила.

Значения температуры и времени полимеризации заливочного акрилатного бронесостава, а также скорость вращения платформы и число отверстий в фиксирующей тарели, диаметр которых не превышал величину зазора между зарядом и корпусом, при которых проводилось экспериментальное бронирование, приведены в таблицах 1, 2 соответственно с указанием качества изготовленных зарядов, определенного визуально после их расснаряжения.

Таблица 1
Время полимеризации (вращения платформы), ч Температура полимеризации (воздуха в камере обогрева карусели), °С
70-74 75-80
1 Бронепокрытие мягкое, недополимеризованное Бронепокрытие мягкое, недоотвержденное
1,5-2 Бронепокрытие мягкое, недоотвержденное. Качество бронепокрытия и скрепления неудовлетворительное. Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее.
3 Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее. Бронепокрытие жесткое, заполимеризованное. Качество бронепокрытия и скрепления хорошее.

Дальнейшее увеличение времени полимеризации при температуре 70-74°С, а также в течение 3 ч при температуре 75-80°С нецелесообразно, так как увеличиваются время изготовления зарядов и энергозатраты. Проведение процесса полимеризации заливочного акрилатного бронесостава при температуре выше 80°С снижает термостабильность спецпродукта заряда.

Качественное бронепокрытие и скрепление заряда с корпусом ракетного двигателя получается при полимеризации в течение 1,5-2 ч при температуре 75-80°С.

Таблица 2
Число отверстий в фиксирующей тарели Скорость вращения платформы, об/мин
50 80 100 150
1-2 Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии). Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии).
3-12 Изделие имеет оголенные участки (пропуски в бронепокрытии). Бронепокрытие
сплошное без пропусков.
Бронепокрытие сплошное без пропусков.

Из таблицы 2 видно, что сплошность бронепокрытия на изделиях обеспечивается при вращении платформы карусели со скоростью 80-150 об/мин и при наличии в фиксирующей тарели от 3 до 12 отверстий. При этом визуальный осмотр макетных и натурных изделий «АС» показал, что бронепокрытие удовлетворительного качества, не имеет раковин, воздушных включений и других видов дефектов, торец бронированного заряда прочно скреплен с торцом ракетного двигателя и раскреплен с ним по боковой поверхности.

Изготовление фиксирующей тарели с числом отверстий более 12 нецелесообразно, а увеличение скорости вращения платформы увеличит энергозатраты и повысит опасность производства.

Карусельно-центробежным способом была изготовлена опытная партия забронированных зарядов из баллиститного топлива со скреплением их по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя изделия «АС» на опытном химическом заводе ФГУП «НИИПМ».

Режимы изготовления приведены в таблице 3.

Таблица 3
№ п/п Время полимеризации, ч Температура полимеризации, °С Скорость вращения платформы карусели, об/мин Число отверстий в фиксирующей тарели, шт. Профиль желоба
1 2 3 4 5 6
1 1,5 75 150 3 треугольный
2 1,5 80 80 12 треугольный
3 2 75 80 6 полуцилиндрический
4 2 80 80 12 полуцилиндрический

Таким образом, карусельно-центробежным способом были изготовлены натурные изделия «АС» с применением заливочного акрилатного бронесостава по установленным режимам - время полимеризации (вращения платформы карусели) 1,5-2 ч, температура воздуха в камере обогрева 75-80°С, скорость вращения платформы карусели 80-150 об/мин, при этом использовались тарели с числом отверстий от 3 до 12, диаметр которых не превышал величину зазора между зарядом и корпусом.

Непосредственно в процессе бронирования заряды одним из торцов скреплялись с корпусами ракетного двигателя тем же заливочным акрилатным составом. После бронирования и скрепления зарядов с корпусами последние охлаждались и расснаряжались для оценки качества бронирования и скрепления. Визуальный осмотр изготовленных изделий показал, что бронепокрытие удовлетворительного качества, не имеет раковин, воздушных включений и других видов дефектов, торец бронированного заряда прочно скреплен с торцом корпуса ракетного двигателя и раскреплен с ним по боковой бронированной поверхности.

Таким образом, изготовление ракетных двигателей по предлагаемому способу позволяет:

- осуществлять скрепление заряда по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя в процессе бронирования и раскрепление по боковой поверхности относительно корпуса;

- многократно сократить трудоемкость и время изготовления ракетного двигателя, повысить качество и надежность его работы.

Предлагаемый способ реализован с положительными результатами при изготовлении ракетных двигателей противоградовых ракет «АС» в условиях опытного химического завода ФГУП «НИИПМ».

1. Карусельно-центробежный способ бронирования заряда из баллиститного топлива со скреплением его по одному из торцов с корпусом ракетного двигателя, включающий установку корпуса ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом радиально на вращающейся платформе карусели, заполнение зазора между зарядом и корпусом заливочным бронесоставом под действием центробежной силы, направленной вдоль зазора, полимеризацию бронесостава, отличающийся тем, что корпус ракетного двигателя с размещенным в нем с зазором зарядом устанавливают радиально на вращающейся платформе карусели с использованием фиксирующей тарели с 3-12 равномерно расположенными отверстиями диаметром, не превышающим величину зазора между зарядом и корпусом, заполнение зазора между зарядом и корпусом заливочным бронесоставом производят через отверстия в фиксирующей тарели при скорости вращения платформы 80-150 об/мин, причем в качестве заливочного бронесостава используют заливочный акрилатный бронесостав, полимеризующийся при температуре 75-80°С в течение 1,5-2 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при заполнении зазора между зарядом и корпусом заливочный бронесостав подают в фиксирующую тарель по желобам, имеющим полуцилиндрический или треугольный профиль.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области разработки ракетных двигателей с зарядами из твердого ракетного топлива, работающих в широком диапазоне температур, в частности к области скрепления твердого ракетного топлива с корпусом ракетного двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способу ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе методом сжигания, и предназначено для защиты корпуса секций камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при истечении и воздействии высокотемпературного, высокоскоростного газового потока продуктов сгорания ракетного двигателя на твердом топливе.

Изобретение относится к ракетной технике. .

Изобретение относится к ракетной технике и используется при сжигании заряда твердого ракетного топлива. .

Изобретение относится к области изготовления зарядов твердого ракетного топлива и может быть использовано как непосредственно в ракетной технике, так и в других отраслях промышленности (для газогенераторов наддува нефтяных скважин, в сейсморазведке, в средствах аварийного спасения: наддув подушек безопасности в автомобильном транспорте, экстренное торможение транспортных средств, в средствах пожаротушения и др.), преимущественно при изготовлении тонкосводных зарядов малого диаметра из твердых ракетных топлив баллиститного типа, в том числе высокопластифицированных.
Изобретение относится к технологии уничтожения крупногабаритных твердотопливных ракетных двигателей. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), преимущественно с многошашечными зарядами, все или отдельные шашки которых выполнены фигурного профиля.
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при утилизации зарядов твердотопливных ракетных двигателей, которые имеют канальные заряды, прочноскрепленные с корпусами.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к изготовлению ракетных двигателей твердого топлива, и может найти применение в реактивных системах залпового огня, зенитных ракетных комплексах противотанковых управляемых снарядах как вновь разрабатываемых, так и в модернизируемых.

Изобретение относится к изготовлению зарядов твердого ракетного топлива. .

Изобретение относится к области смешения взрывчатых составов, в том числе порохов и твердых ракетных топлив. .
Изобретение относится к пиротехнике. .

Изобретение относится к области компактирования сыпучих взрывчатых составов. .

Изобретение относится к области транспортировки сыпучих взрывоопасных составов. .

Изобретение относится к технологии изготовления изделий из взрывчатого состава. .
Изобретение относится к ракетной технике. .

Изобретение относится к области технологии изготовления изделий из взрывчатого состава. .

Изобретение относится к технологии баллиститных ракетных топлив. .
Изобретение относится к области смесевого ракетного твердого топлива
Наверх