Способ развития и настройки голоса

Изобретение относится к способу развития и настройки голоса. При настройке голоса вначале включают анатомическую, физиологическую и психическую составляющую голоса. Последовательно выполняют следующие операции: поджимают живот, расслабляют гортань так, чтобы она опустилась вниз, и делают короткий вдох носом, получая малое дыхание, тем самым вызывают высокое положение диафрагмы, оптимальное давление в бронхиальной системе. Опуская гортань вниз, образуют пустое пространство между корнем языка и гортанью, снимают зажим гортани, создают оптимальное соединение гортани с трахеей. Из трахеи и гортани образуют составную трубу - раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки, - проводник звука. Опуская гортань вниз, увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею и обеспечивают беспрепятственное прохождение звука изнутри. Осуществляют два взаимосвязанных и управляемых расширения составной трубы - гортани и челюсти, причем ведущее расширение - гортань, под нее подстраивают челюсть, тем самым вызывают одновременное звучание грудного и головного резонаторов. Придыхание во время фонации, фонацию на задержке выдоха, сброс воздуха после окончания фразы с одновременным коротким вдохом широкими ноздрями осуществляют автоматически. Техническим результатом изобретения является повышение акустической эффективности голосообразующего аппарата, увеличение мощности звука, улучшение тембровых качеств голоса.

 

Изобретение относится к способу развития и настройки голоса.

Известен механистический, требующий большого физического напряжения метод развития голоса, основанный на глубоком диафрагмальном дыхании (М.Гарсиа. Полное руководство по искусству пения. Второе издание, 1856, Париж). В главе "Дыхание" он пишет: "Опустите диафрагму без толчков и поднимите грудь медленным и правильным движением. … легкие будут расширяться до тех пор, пока не наполнятся воздухом. Этот двойной прием увеличивает емкость легких и позволяет им расширяться до предела и принять столько воздуха, сколько они могут вместить" [1].

Описывается главный прием для получения глубокого дыхания.

Знаменитая итальянская певица Полина Виардо училась у своего отца и пела так же, как ее отец на малом дыхании. Посмотрим, как она советует дышать ученицам.

Цитата из книги И.К.Назаренко "Искусство пения", М., 1965: "Ученица должна дышать медленно и глубоко, через нос…, позднее, когда представится надобность вдыхать большее количество воздуха разом, нужно … дышать одновременно и носом и ртом" [2].

Из текста следует, что Полина Виардо учит глубокому дыханию. То, что она написала о дыхании, - это попытка не допустить конкурентов.

Недостатками метода развития и настройки голоса, основанного на глубоком дыхании, является то, что при глубоком дыхании большое количество воздуха не удержать певцу, поэтому происходит утечка воздуха, и звук искажается. Утечка воздуха приводит к несмыканию голосовых связок в результате сильного напора воздуха в гортани, при котором воздух утекает через голосовую щель в виде струи.

Хрип - наиболее характерный пример утечки воздуха.

Все, что связано с перегруженностью воздухом бронхов и чрезмерным напряжением выдыхательных мышц, приводит к утечке воздуха.

Утечка воздуха резко выражена, если во время держания тона сильно спадается грудная клетка, а также при слабом участии диафрагмы или чрезмерной деятельности брюшного пресса.

Вдыхание большого количества воздуха при пении и речи бесполезно и даже вредно, так как сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного давления в бронхах и к расстройству легочного кровообращения, отчего может случиться приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких.

Вследствие глубокого дыхания у певца во время пения поднимается грудная клетка, расширяются ребра или выпячивается живот - подключается произвольная мускулатура, что вредит голосу певцов.

Из ста человек всего у двух не было этих дефектов. Это были Шаляпин и Собинов.

Всякая помощь во время речи и пения со стороны поперечно-полосатой мускулатуры, откуда бы она ни исходила, вредно отражается на тембре голоса.

Поперечнополосатая произвольная мускулатура парализует роль диафрагмы и нарушает тонкую работу гладкой мускулатуры бронхов, которая обеспечивает оптимальное бронхиальное давление.

Стенки трахеи обладают большой крепостью и сильной гладкой мускулатурой, что позволяет им выдерживать высокое давление. Факт неравномерного распределения давления в системе бронхов имеет важное практическое значение: приложение к периферическим частям легких даже незначительной силы, например со стороны стенок груди и живота или диафрагмы, может привести к резкому форсированному звуку, к потере голоса и к заболеванию трахеи. Ослабление упругости стенок трахеи ведет к невозможности выдерживать тоны. Причина слабости голоса у стариков также находит себе объяснение в потере тонуса гладкой мускулатурой.

Нельзя сравнивать бронхиальную систему с мехами музыкального инструмента. В бронхиальной системе давление распространяется неравномерно, а в механических устройствах, типа мехов, при сжимании их воздух с одинаковой силой давит во всех направлениях.

В соответствии с методикой развития голоса, основанной на глубоком дыхании, исходили из того, что за 1 сек. при выдохе воздуха выходит 50-100 куб. см, а певческая фраза может достигать 30 и более секунд. Это говорит о том, что сторонники известной методики не знали о роли гладкой мускулатуры, усилия которой составляют тысячные доли грамма. В этом случае воздух источается мельчайшими порциями, в сто раз меньшими. Поэтому вдыхает мало - при малом дыхании, - а звук тянут легко и долго. Считают, что для пения на малом дыхании достаточно 500 куб. см воздуха. Этот объем получается при грудном вдохе. Проводником звука является воздух. Если его взяли много - глубокое дыхание, то происходит блокировка почти всего воздуха на подступах к бронхам - он туда не попадает.

Следовательно, при глубоком дыхании в груди воздуха мало, грудь и спина не резонируют, и звук идет обедненный. При глубоком дыхании воздух не может истекать малыми порциями из организма. В этом случае работает не гладкая мышечная система, усилия которой составляют тысячные доли граммов, а произвольная мышечная система, усилия которой в тысячи раз больше, чем у гладкой мышечной системы. При опускании диафрагмы возникает глубокое дыхание, весь воздух остается в нижних отделах дыхательной системы, в бронхах и трахее гладкая мускулатура не работает, и хорошего звука быть не может.

Решаемая изобретением задача - это создание способа развития и настройки голоса, обеспечивающего возврат к природной модели голосообразования, с которой мы родились.

Поставленная задача решена тем, что способ развития и настройки голоса, включающий использование мышечных систем, связанных с голосообразованием, отличается тем, что в процессе развития и настройки голоса переходят с коркового уровня на подкорковый уровень, который управляет автоматическими процессами голосообразования. Психику рассматривают как центральное звено голосообразования. Звук голоса - как периферическое звено, а голос в качестве исполнительного механизма, содержащего анатомическую, физиологическую и психическую составляющие, который порождает высший уровень регулирования, - психика - мозг. При настройке голоса вначале включают анатомическую, затем физиологическую и потом психическую составляющую голоса, для чего последовательно выполняют следующие операции: поджимают живот, расслабляют гортань так, чтобы она опустилась вниз, и делают короткий вдох носом - получают малое дыхание, тем самым вызывают высокое положение диафрагмы, оптимальное давление в бронхиальной системе, опуская гортань вниз, образуют пустое пространство между корнем языка и гортанью, снимают зажим гортани, создают оптимальное соединение гортани с трахеей, из трахеи и гортани образуют составную трубу - раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки, - проводник звука, опуская гортань вниз увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею, и обеспечивают беспрепятственное прохождение звука изнутри. Осуществляют два взаимосвязанных и управляемых расширения составной трубы - гортани и челюсти, причем ведущее расширение - гортань, под нее подстраивают челюсть, тем самым вызывают одновременное звучание грудного и головного резонаторов, причем придыхание во время фонации, фонацию на задержке выдоха, сброс воздуха после окончания фразы с одновременным коротким вдохом широкими ноздрями осуществляют автоматически. Всем процессом настройки голоса управляют интонацией - психикой.

Заявленный способ заключается в следующем.

Для развития и настройки голоса прежде всего используют анатомическую составляющую голоса. Для чего поджимают живот. Этот прием связан с пением на малом дыхании. Поджатие живота вызывает высокое положение диафрагмы, что обеспечивает оптимальное давление в бронхиальной системе. После выполнения этого действия весь остальной процесс пения идет в автоматическом режиме.

Одной из главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка.

Гортань и трахею можно сравнить с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина трахеи приблизительно в пять раз больше длины гортани и на 20…25 процентов шире.

Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или препятствий.

Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают.

У человека между основной трубой - трахеей и надставной - гортанью имеется перегородка в виде корня языка. Думают, что чем шире открыт рот - челюсть, тем лучше для голоса. Это не так. Широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи приходит в гортань не широким потоком, а узеньким ручейком. Про такой голос говорят, что он зажатый. Причина - в плохом соединении трахеи и гортани. Их оптимальное соединение - это залог успеха в формировании идеально звучащего голоса. Надо отключить горло от голоса, то есть сделать его только проводником звука. Для этого из трахеи и гортани образуют составную трубу - раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя наподобие воронки - его проводник. Гортань расслабляют так, чтобы она сама опустилась вниз. Этим действием увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею, и звук пойдет изнутри беспрепятственно.

Это два взаимосвязанных и управляемых расширения трубы - гортани и челюсти. Ведущим является гортань, под нее подстраивается челюсть. Если поменять местами управляющий и исполнительный элементы, то происходит зажим гортани, и голос становится зажатым.

Дыханием управляет дыхательный центр, расположенный в мозгу. Дыхательный центр управляет гладкой мускулатурой бронхов, которая разжимая и сжимая бронхи, вбирает (вдох) и выталкивает (выдох) воздух. Работу гладкой мускулатуры человек не ощущает, так как она производится в тысячных долях грамма. Процесс дыхания автоматический, отработан природой за миллионы лет эволюции.

Необходимое оптимальное воздушное давление в бронхиальной системе обеспечивают поджатие живота и малое грудное дыхание.

При глубоком дыхании происходит утечка воздуха, и звук искажается. Утечка воздуха приводит к несмыканию голосовых связок, воздух утекает через голосовую щель в виде струи. Хрип - наиболее характерный пример утечки воздуха.

Подключение произвольной мускулатуры вредит голосу. Всякая помощь во время фонации со стороны поперечно-полосатой произвольной мускулатуры вредно отражается на тембре голоса. Она парализует роль диафрагмы и нарушает тонкую работу гладкой мускулатуры бронхов, которая обеспечивает оптимальное давление в бронхиальной системе.

Факт неравномерного распределения давления в системе бронхов имеет важное практическое значение: приложение к периферическим частям легких даже незначительной силы, например, со стороны стенок груди и живота или диафрагмы, может привести к резкому форсированному звуку, к потере голоса и к заболеванию трахеи.

Ослабление упругости стенок трахеи ведет к невозможности выдерживать тоны.

Оптимальному бронхиальному давлению способствует высокое положение диафрагмы за счет поджатия живота, напряжение мышц брюшного пресса в верхнем направлении за счет мышц нижней части диафрагмы, которая, напрягаясь, уплощает и поднимает все содержимое брюшной полости кверху - поджатый живот - истинная опора на диафрагму, удержание стенок грудной клетки - обеспечивает малый вдох.

Только малое дыхание координирует все звенья голосового механизма - давление в бронхиальной системе, положение голосовых связок, мягкого неба. Вследствие этого одновременно звучат грудной и головной резонаторы.

Диафрагма - это мышечная перегородка между дыхательной и пищеварительной системами, в этом ее главная функция, биологический смысл. Вспомогательная функция диафрагмы - служить органом для усиления дыхания. Высокое положение диафрагмы во время пения обеспечивает оптимальное бронхиальное давление и малое дыхание.

Задержка выдоха при пении обеспечивает удержание звука. Закончив фразу, сбрасывают воздух носом и ртом и сразу вдыхают широкими ноздрями и частично ртом при мельчайшей паузе.

Реально в процессе пения вдох, задержка выдоха, сброс воздуха идут в автоматическом режиме. Никакого сознательного управления этими процессами нет.

Мембрана трахеи в живом организме приводится в колебание гладкой мускулатурой с помощью импульсов вегетативной нервной системы, регулируемой центральной нервной системой.

Когда поджимают живот и делают короткий вдох носом - малое дыхание, диафрагма занимает высокое положение, вызывает оптимальное давление в бронхах. Воздух мельчайшими порциями выталкивается гладкой мускулатурой бронхов и за счет медленного продвижения струи воздуха по бронхам и трахее в них возникают вихревые, турбулентные процессы. Этот озвученный воздух попадает в гортань, а оттуда сквозь гортанные связки наружу. Так рождаются феноменальные акустические свойства голоса.

Малое дыхание все само делает.

Трахея по форме и объему напоминает бутылку.

Голос человека напрямую без посредников (физических усилий) связан с психикой от рождения. При рождении работает только гладкая мускулатура, произвольная мускулатура еще не созрела. По мере созревания произвольной мускулатуры она подключается к голосообразованию, вытесняя гладкую мускулатуру.

В психике постепенно устанавливается механическая модель голосообразования - больше силы - больше звука. В результате голос теряет свои феноменальные свойства.

Произвольная мускулатура отбирает у нас около 90 процентов богатства нашего голоса. Чтобы вернуться к природной модели голосообразования, с которой человек родился, надо убрать все напряжения дыхательной системы. Это достигается поджатием живота и малым дыханием.

Затем вырабатывают стойкий навык оптимального соединения трахеи с гортанью с расслаблением мышц артикуляционной системы, что позволяет вернуть природную постановку голоса.

Природа гортанных (голосовых) связок прежде всего в том, чтобы закрыть дыхательное горло от попадания пищи и воды во время еды.

При вдохе воздух проходит через разомкнутые гортанные связки, они пассивны и не принимают участия в голосообразовании.

Нейронаксическая теория французского ученого Рауля Юссона доказывает, что связки не колеблются под влиянием потока воздуха, проходящего через голосовую щель, смыкаются и размыкаются под действием нервных импульсов. Эта теория имеет церебральную (мозговую) природу. Юссон имел физико-математическое и высшее музыкальное вокальное образование в консерватории.

Форма трахеи создана в виде полукольца. В трахее и бронхах находится мембрана.

Природу звуковых явлений человеческого голоса надо искать, опираясь на природу волновых процессов, частным случаем которых являются законы интерференции, выражающиеся в наложении двух и более источников звуковых сигналов. В свою очередь, эти волновые процессы могут перейти в турбулентные процессы, которые могут вызвать звуки огромной силы.

Голос рождается в трахее, а не в голосовых связках. Голосовые - гортанные связки выполняют вторичную функцию голосообразования - производят обработку звука, чтобы он звучал отчетливо.

Психическая составляющая голоса заключается в том, что интонация (психика) управляет голосом. При интонационном подходе исполнитель идет не от звука, а от образа.

Интонация - это осмысленный звук. Интонация - суть голоса.

Постепенно по мере развития мозга природная модель формирования голоса заменилась физической моделью. В результате этой замены во время фонации (речь, пение) включилась произвольная мускулатура - глубокое дыхание, работа диафрагмы, как поршня, реберных мышц, мышц артикуляционной системы. Произошли всевозможные мышечные зажимы, особенно в гортани. Голос стал управляться с помощью физических усилий организма. Это и явилось причиной ухудшения всех параметров нашего голоса. Чтобы вернуться к природной модели голоса, необходимо научиться расслаблять все мышцы, связанные с фонацией.

Природа голоса информационная. Чтобы вернуть природную постановку голоса, надо снять напряжение со всех мышечных систем, связанных с голосообразованием. Надо убрать связь между голосом и напряжением произвольной мускулатуры.

Возврат к природной модели голосообразования происходит, когда работает гладкая мускулатура.

Главная ошибка прошлых и современных теоретиков в области голоса в том, что причину голоса они видят в периферических механизмах голоса - ложное механистическое направление.

Причины голосообразования в центральных, мозговых процессах. Мозговые процессы (психика) не только управляют периферическими процессами голоса, но и многократно усиливают их. Механизмы голосообразования за миллионы лет отработаны природой.

Голос является исполнительным механизмом, который порождается высшими уровнями регулирования (мозгом, психикой).

Вся сила пения в интонации. Это означает, что все дело в психике, а не в самом голосе. Психика без посредников, напрямую связывается с голосом и постоянно его развивает.

Вокальные теоретики и практики упорно и безрезультатно идут к развитию голоса от периферии (разнообразные механические приемы и вокальные упражнения), а надо идти от центра (психики). Сознательно контролировать голос и управлять им вредно, так как усиливается механическая модель управления голосом, это отвлекает внимание от главного - передачи информации (слово, фраза) и интонации. В процессе традиционного - нотного обучения идет вторжение в тончайшие системы голосообразования, происходит разрушение голоса, он становится грубым и монотонным.

Таким образом работают центральные механизмы (психика), периферию (исполнительные системы голосообразования, которые автоматически настраиваются) контролировать не надо.

Традиционная методика развития голоса делает акцент на периферических механизмах (звук как таковой), что выражается в выполнении разнообразных вокальных упражнений (гаммы, арпеджио, вокализы). Надо же развитие и настройку голоса строить на центральных механизмах (не звук, а смысл звука). Применительно к развитию голоса - это и есть интонация.

Голос человека порождается воздухом, находящимся в бронхиальной системе, который приводится в колебательное состояние мембранозной частью трахеи при помощи гладкой мускулатуры бронхов. Этот процесс является результатом совместной работы центральной и вегетативной нервной системы. Сопутствующими факторами, обеспечивающими высокое качество голоса, являются: поджатие живота, обеспечивающее высокое положение диафрагмы, расслабление гортани, обеспечивающее ее низкое положение, малое дыхание. Таким образом, способ развития и настройки голоса включает использование мышечных систем, связанных с голосообразованием. Новым в способе является то, что в процессе развития и настройки голоса переходят с коркового уровня на подкорковый уровень, который управляет автоматическими процессами голосообразования. Психику рассматривают как центральное звено голосообразования. Звук голоса - как периферическое звено, а голос в качестве исполнительного механизма, содержащего анатомическую, физиологическую и психическую составляющие, который порождает высший уровень регулирования - психика - мозг. При настройке голоса вначале включают анатомическую, затем физиологическую и потом психическую составляющую голоса, для чего последовательно выполняют следующие операции: поджимают живот, расслабляют гортань так, чтобы она опустилась вниз, и делают короткий вдох носом - получают малое дыхание, тем самым вызывают высокое положение диафрагмы, оптимальное давление в бронхиальной системе. Опуская гортань вниз, образуют пустое пространство между корнем языка и гортанью, снимают зажим гортани, создают оптимальное соединение гортани с трахеей, из трахеи и гортани образуют составную трубу - раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки, - проводник звука, опуская гортань вниз увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею и обеспечивают беспрепятственное прохождение звука изнутри. Осуществляют два взаимосвязанных и управляемых расширения составной трубы - гортани и челюсти, причем ведущее расширение - гортань, под нее подстраивают челюсть, тем самым вызывают одновременное звучание грудного и головного резонаторов, причем придыхание во время фонации, фонацию на задержке выдоха, сброс воздуха после окончания фразы с одновременным коротким вдохом широкими ноздрями осуществляют автоматически. Всем процессом настройки голоса управляют интонацией - психикой.

Таким образом по сравнению с известными способами того же вида и назначения заявленный способ развития и настройки голоса обеспечивает возврат к природной модели голосообразования, с которой мы родились.

Способ развития и настройки голоса, включающий использование мышечных систем, связанных с голосообразованием, отличающийся тем, что в процессе развития и настройки голоса переходят с коркового уровня на подкорковый уровень, который управляет автоматическими процессами голосообразования, психику рассматривают как центральное звено голосообразования, звук голоса - как периферическое звено, а голос - в качестве исполнительного механизма, содержащего анатомическую, физиологическую и психическую составляющие, который порождает высший уровень регулирования психика - мозг, при настройке голоса вначале включают анатомическую, затем физиологическую и потом психическую составляющую голоса, для чего последовательно выполняют следующие операции: поджимают живот, расслабляют гортань так, чтобы она опустилась вниз, и осуществляют короткий вдох носом с возможностью получения малого дыхания для обеспечения высокого положения диафрагмы и оптимального давления в бронхиальной системе, опускают гортань вниз для образования пустого пространства между корнем языка и гортанью, снимают зажим гортани и создают оптимальное соединение гортани с трахеей с образованием составной трубы - раструба, нижняя часть которого является источником звука, а верхняя, имеющая подобие воронки, служит проводником звука, при этом, опуская гортань вниз, увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею, для обеспечения беспрепятственного прохождения звука изнутри, осуществляют два взаимосвязанных и управляемых расширения составной трубы - гортани и челюсти, причем ведущим расширением является гортань, под нее подстраивают челюсть, тем самым вызывают одновременное звучание грудного и головного резонаторов, причем придыхание во время фонации, фонацию на задержке выдоха, сброс воздуха после окончания фразы с одновременным коротким вдохом широкими ноздрями осуществляют автоматически, всем процессом настройки голоса управляют интонацией - психикой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе образования, в частности к обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости.

Изобретение относится к области психофизиологии, а более конкретно к психофизиологии речи и певческого голоса. .

Изобретение относится к средствам обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах и может быть использовано для развития пальцев правой руки как обучающихся игре на гитаре, так и музыкантов.

Изобретение относится к музыке в частности, к использованию в электронном постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) в качестве тонов музыкального инструмента слоговых названий звуков темперированного строя в двенадцатислоговой системе наименований, например "Хроморяда Белецкого".
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки. .

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов.

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов.

Изобретение относится к способу игры на балалайке

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями

Изобретение относится к музыкальному контроллеру, то есть к устройству такого типа, которое включает ряд клавиш, которые обеспечивают возможность ввода данных в компьютер или цифровое устройство, и которое с помощью указанных устройств может использоваться в качестве музыкальных инструментов

Изобретение относится к устройству для упражнений на клавиатуре, облегчающему правильную постановку рук при игре. Устройство для упражнений на клавиатуре содержит опорный узел, установленный на направляющей с возможностью скольжения и выполненный с возможностью поддержания руки пользователя, и средство поддержания направляющего элемента в непосредственной близости от клавиатуры инструмента. Пользователю, играющему на клавишном инструменте в положении сидя, устройство обеспечивает опору предплечья на опорный узел и возможность перемещения предплечья вдоль клавиатуры за счет скольжения опорного узла по направляющей. Техническим результатом изобретения является выработка навыка правильного положения рук на клавиатуре. 3 н. и 43 з.п. ф-лы, 28 ил.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля. Входные гнезда наборного поля посредством контактных токопроводящих шнуров соединены непосредственно или через установленные на наборном поле эмиттерные повторители с концевыми гнездами наборного поля. Каждое выходное гнездо наборного поля соединено с отдельной строкой светодиодной матрицы, концы всех ее столбцов заземлены. Светодиоды матрицы установлены в клавишах, а на концах черных клавиш выполнено прозрачное окно. Способ игры на клавишном музыкальном инструменте включает нажатие на клавши музыкального инструмента в соответствии с порядком звучания музыкальных нот исполняемого произведения. Музыкальное произведение предварительно разбивают на отдельные фрагменты, все такты которого записывают в порядке их исполнения. Клавиши нот каждого такта в порядке их звучания подсвечивают. Обеспечивается упрощение и облегчение процесса обучения и развития музыкальных способностей детей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх