Одновентильная бесконтактная машина постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, относящимся к классу бесконтактных электрических машин постоянного тока. Предлагаемая одновентильная бесконтактная машина постоянного тока содержит якорь и индуктор, при этом, согласно изобретению, якорь состоит из двух тороидальных электрически согласно соединенных меж собой обмоток с ферромагнитными сердечниками, общий вывод которых через вентиль подключен к источнику постоянного напряжения, выполнен неподвижным, а индуктор - подвижным и представляет из себя полый цилиндрический магнитопровод, на концах которого в крестообразном порядке насажены с вогнутыми полюсами по четыре стержневых постоянных магнита, выпуклые северные полюса первых четырех из них отделены небольшими зазорами от внутренней поверхности одной тороидальной обмотки, а такие же южные полюса второго квартета магнитов отделены такими же зазорами от такой же поверхности другой его обмотки. Технический результат - упрощение конструкции и улучшение электромеханических характеристик данной машины постоянного тока при одновременном снижении ее цены. Наводимые в генераторном режиме постоянные токи не имеют пульсации. При необходимости одиночные импульсы напряжения большой амплитуды можно использовать для построения высоковольтных устройств без повышающих трансформаторов и умножающих схем, например электрических озонаторов. 2 ил.

 

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к бесконтактным электрическим машинам постоянного тока (БМПТ). Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой машине является бесконтактная машина постоянного тока с возбуждением от вращающихся постоянных магнитов. Наличие полупроводникового блока коммутатора, чувствительных элементов (датчиков ЭДС Холла) у названной машины не только усложняет ее конструкцию, снижает надежность, ухудшает электромеханические характеристики, но и ведет к повышенной ее стоимости. Кроме того, в ней результирующая ЭДС содержит пульсирующую составляющую.

Технический результат заявленного решения - заметное упрощение конструкции машины, улучшение электромеханических характеристик, увеличение ее надежности и существенное снижение ее себестоимости.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемой конструкции одновентильной бесконтактной машины постоянного тока обмотка якоря является только однофазной и к ней подключен только один простой полупроводниковый вентиль (диод), а индуктором является вращающая группа простых стержневых магнитов.

Предложена одновентильная бесконтактная машина постоянного тока, содержащая якорь и индуктор, отличающаяся тем, что якорь, состоящий из двух тороидальных электрически согласно соединенных меж собой обмоток с ферромагнитными сердечниками, общий вывод которых через вентиль подключен к источнику постоянного напряжения, выполнен неподвижным, а индуктор - подвижным и представляет из себя полый цилиндрический магнитопровод, на концах которого в крестообразном порядке насажены с вогнутыми полюсами по четыре стержневых постоянных магнита, выпуклые северные полюса первых четырех из них отделены небольшими зазорами от внутренней поверхности одной тороидальной обмотки, а такие же южные полюса второго квартета магнитов отделены такими же зазорами от такой же поверхности другой его обмотки.

На фиг.1 и 2 показаны соответственно продольный и поперечный разрезы предложенной одновентильной бесконтактной машины постоянного тока (ОБМПТ). На них не указаны корпус и торцевые крышки корпуса машины. На фигурах приняты следующие обозначения:

1 - полый цилиндрический магнитопровод;

2 - вал вращения индуктора (ротора);

3 - тороидальные обмотки;

4 - ферромагнитные тороидальные сердечники;

5 - стержневые постоянные магниты.

Рассмотрим работу ОБМПТ в генераторном режиме. Когда вал ротора начинает вращаться вокруг оси о÷о' от постороннего двигателя, северные и южные полюса стержневых постоянных магнитов - 5 индуктора начинают перемещаться относительно ближайших частей витков соответствующих тороидальных обмоток якоря - 3 и их ферромагнитных сердечников - 4. При этом близлежащие к магнитным полюсам области сердечника - 4 начинают намагничиваться, и возрастает величина магнитной индукции относительно ближайших витков обмоток - 3 якоря, вследствие чего в них начинает наводиться электродвижущая сила (ЭДС) одного направления. Поскольку магнитные полюса находятся в движении, то возрастание величины магнитной индукции в каждый раз происходит относительно последующих витков обмотки якоря - 3, в которых в свою очередь наводится та же ЭДС. В то же время в первых витках она спадает до нуля.

Таким образом, за один оборот индуктора во всех витках обмоток якоря - 3 четырежды последовательно индуцируется ЭДС одного направления. В итоге на выводах предложенной ОБМПТ результирующее напряжение будет постоянное как по величине, так и по знаку.

Во время прохождения каждого магнитного полюса областей зазоров незамкнутых тороидальных сердечников - 4 в обмотке якоря наводится кратковременный импульс ЭДС обратной величины с большой амплитудой. Однако она не пропускает имеющиеся на общем выводе обмоток якоря вентилем во внешнюю цепь. При этом одновременно происходит перемагничивание ферромагнитных сердечников - 4 тороидальных соленоидов. При необходимости во внешнюю цепь можно пропускать только эти обратные кратковременные импульсы ЭДС, если выводы вентиля в цепи обмотки якоря поменять местами. Величина индуцируемой ЭДС будет зависеть от величины скорости вращения индуктора.

В двигательном режиме предложенная ОБМПТ работает в следующем порядке. При подаче на общие выводы тороидальных обмоток якоря - 3 постоянного напряжения по виткам обмоток - 3 якоря потекут электрические токи одного направления. Тогда результирующее магнитное поле, созданное стержневыми постоянными магнитами - 5 индуктора, начинает взаимодействовать с токами постоянного направления, протекающими по частям витков обмоток якоря - 3, лежащих на их внутренних сторонах. Вследствие этого подвижный индуктор (ротор) начинает вращаться вокруг оси о÷о'.

По частям витков, лежащих на внешней стороне тороидальных обмоток - 3, в свою очередь текут те же токи, но в противоположном направлении, первыми. Однако при этом обратного взаимодействия магнитного поля индуктора этими частями не последует, т.к. между ними и магнитными полюсами находятся соответствующие ферромагнитные сердечники, которые в этом случае для первого являются магнитными экранами. Скорость и направление вращения можно менять изменением величины и знака подаваемого в обмотки якоря напряжения.

Источники информации

1. Бертинов А.И. и др. Униполярные эл. машины с жидкометаллическими токосъемами. - М.-Л.: Энергия, 1966.

2. Бертинов А.И. Специальные электрические машины. - М.: Энергия, 1982.

3. Бут Д.А. Бесконтактные электрические машины. - М.: Высшая школа, 1990.

4. Боков В.А. Физика магнетиков. - С.Пб. Невский диалект, 2002.

5. Иродов И.А. Электромагнетизм. - М.: Бином, 2003.

6. Калашников С.Г. Электричество. - М.: Наука, 1985.

7. Мишин Д.Д. Магнитные материалы. - М.: Высшая школа, 1981.

8. Тигадзуми С. Физика ферромагнетизма. - М.: Мир, 1987.

Одновентильная бесконтактная машина постоянного тока, содержащая якорь и индуктор, отличающаяся тем, что якорь, состоящий из двух тороидальных электрически согласно соединенных между собой обмоток с ферромагнитными сердечниками, общий вывод которых через вентиль подключен к источнику постоянного напряжения, выполнен неподвижным, а индуктор - подвижным и представляет из себя полый цилиндрический магнитопровод, на концах которого в крестообразном порядке насажены с вогнутыми полюсами по четыре стержневых постоянных магнита, выпуклые северные полюса первых четырех из них отделены небольшими зазорами от внутренней поверхности одной тороидальной обмотки, а такие же южные полюса второго квартета магнитов отделены такими же зазорами от такой же поверхности другой его обмотки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к секционированным вентильно-индукторным двигателям большой мощности с замкнутой системой принудительного воздушного охлаждения.

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для использования в мехатронных системах с вентильными и вентильно-индукторными двигателями. .

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для использования в мехатронных системах с вентильными и вентильно-индукторными двигателями. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к высокомоментным электрическим двигателям и электроприводам, и к высокочастотным электрическим генераторам.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электрическими машинами, как с коммутируемой магнитной индукцией, так и некоммутируемой магнитной индукцией, применяемыми в бытовой технике.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве двигателя или генератора постоянного тока. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в схемах автоматики, электроприводах бытовых приборов для кухонных комбайнов, реле времени, микронасосов и т.п.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в схемах автоматики, электроприводах бытовых приборов для кухонных комбайнов, реле времени, микронасосов и т.п.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к бесконтактным моментным электрическим машинам, предпочтительно к электрическим генераторам с постоянными магнитами для мобильных ветроэнергетических установок (МВЭУ).

Изобретение относится к области электротехники, а именно к бесконтактным моментным электрическим машинам, предпочтительно к электрическим генераторам с постоянными магнитами для мобильных ветроэнергетических установок (МВЭУ).

Изобретение относится к области электротехники, в частности к индукторным синхронным устройствам, представляющим собой двигатель или генератор, в котором магнитный материал индуктора индуцирует магнитный поток на стороне магнитного поля в заданном положении, при этом вращение вала двигателя или генератора синхронизировано с изменением полярности якоря.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к синхронным электродвигателям с постоянными магнитами, и может быть использовано в промышленных, транспортных и электромеханических системах.

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к высокомоментным электрическим двигателям и электроприводам, и к высокочастотным электрическим генераторам.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электродвигателям, в которых лобовая часть обмотки выходит за пределы периферии сердечника ротора, обращенной к статору.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения генераторов переменного тока и двигателей с постоянными магнитами, в частности, являющихся управляемыми.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, таким как двигатели или генераторы, и касается особенностей конструктивного выполнения их статоров или роторов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в трехфазных синхронных электрических машинах с возбуждением от постоянных магнитов. .

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения синхронных электрических машин с возбуждением от постоянных магнитов.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к конструкциям торцевых асинхронных машин с одним статором и двумя роторами. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно - к конструкции торцевых синхронных машин, работающих в режиме генератора или двигателя.

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к магнитоэлектрическим роторам электродвигателей
Наверх