Вертолет

Изобретение относится к антенной технике, а более конкретно, к антенной системе вертолета. Вертолет содержит закрепленный на хвостовой балке фенестрон, включающий корпус с установленным внутри него металлическим тоннелем, предназначенным для размещения в нем винта, и антенну ДКМВ диапазона. Антенна включает излучающий контур и согласующее устройство, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера. Нижняя часть корпуса фенестрона выполнена из диэлектрического материала, а излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружной поверхности нижней части корпуса фенестрона и соединенной одним концом с выходом согласующего устройства. Другим концом токопроводящая шина соединена посредством проводника с металлическим тоннелем, соединенным через металлическую конструкцию верхней части корпуса фенестрона с корпусом согласующего устройства, соединенного с фюзеляжем вертолета. Технический результат: повышение эффективности излучения и уменьшение аэродинамического сопротивления антенны. 1 ил.

 

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано на вертолетах, у которых для обеспечения курсовой устойчивости и управляемости применяется фенестрон.

Известна антенна летательного аппарата (ЛА), работающая в KB и СВ диапазонах, содержащая возбудитель, выполненный в виде изолированной законцовки киля, блок согласования и шлейфовый возбудитель, размещенный в носке киля и форкиля, верхний конец которого электрически соединен с изолированной законцовкой киля (см. авторское свидетельство СССР, № 1521197, МПК H01Q 1/28, опубл. 1996 г.).

По сравнению с используемой в СВ диапазоне жесткой проволочной антенной антенна ЛА по а.с. № 1521197 имеет меньшее аэродинамическое сопротивление, однако эффективность излучения такой антенны невысока.

Известна также антенна ЛА по патенту Великобритании № 2113922, МПК H01Q 1/28, опубл. 10.08.1983 г., и вертолет, оборудованный такой антенной (п.5 формулы указанного патента), в которой в качестве возбудителя фюзеляжа использован трубчатый проводник, расположенный на определенном расстоянии от корпуса вертолета и соединенный с ним с одного конца посредством поддерживающей стойки. С другой стороны трубчатый проводник через антенный ввод соединен с выходом согласующего устройства.

Недостатком данной конструкции является малая эффективность излучения, обусловленная слабой электрической связью антенны с металлическим корпусом вертолета, а также значительное аэродинамическое сопротивление, вносимое антенной на крейсерских скоростях полета.

Наиболее близким аналогом по технической сущности к заявляемому изобретению является вертолет SA 365N2 Dauphin II (см. www.tramecaero.com/antenne/index.php.апрель 2005 г.), содержащий закрепленный на хвостовой балке фенестрон, включающий корпус с установленным внутри него металлическом тоннелем, предназначенным для размещения в нем многолопастного воздушного винта, и антенну ДКМВ диапазона.

Антенна включает трубчатый проводник, расположенный на определенном расстоянии от заземляющей поверхности фюзеляжа и соединенный с ним с одного конца посредством проводящей поддерживающей стойки, а с другого конца через антенный ввод соединенный с выходом согласующего устройства, включенного в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера.

К недостаткам ближайшего аналога следует отнести относительно низкую эффективность излучения антенны в низкочастотной части KB диапазона, вследствие слабой электрической связи трубчатого проводника с металлическим корпусом вертолета, и большое аэродинамическое сопротивление трубчатого проводника антенны с поддерживающими элементами.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности излучения антенны за счет более эффективного возбуждения фюзеляжа вертолета, а также уменьшение аэродинамического сопротивления антенны за счет ее конструктивного исполнения как составной части корпуса фенестрона.

Указанный технический результат достигается тем, что в вертолете, содержащем закрепленный на хвостовой балке фенестрон, включающий корпус с установленным внутри него металлическим тоннелем, предназначенным для размещения в нем винта, и антенну ДКМВ диапазона, включающую излучающий контур и согласующее устройство, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера, согласно изобретению нижняя часть корпуса фенестрона выполнена из диэлектрического материала, а излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружной поверхности нижней части корпуса фенестрона и соединенной одним концом с выходом согласующего устройства, а другим, посредством проводника, - с металлическим тоннелем, который соединен через металлическую конструкцию верхней части корпуса фенестрона с корпусом согласующего устройства, соединенного с фюзеляжем вертолета.

Охарактеризованное указанными выше существенными признаками изобретение на дату подачи заявки не известно в Российской Федерации и за границей и отвечает требованиям критерия "новизна".

Изобретение может быть реализовано промышленным способом с использованием известных технических средств, технологий и материалов и соответствует требованиям критерия "промышленная применимость".

Заявителем не выявлены технические решения, имеющие признаки, совпадающие с совокупностью отличительных признаков заявляемого изобретения, обеспечивающей достижение заявляемого технического результата, в связи с чем можно сделать вывод о соответствии условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена конструкция хвостовой части вертолета, отдельные конструктивные элементы которого являются также элементами излучающего контура антенны.

Вертолет содержит закрепленный на хвостовой балке 1 фенестрон, включающий корпус 2 с установленным внутри него металлическим тоннелем 3, в котором установлен многолопастной воздушный винт.

Излучающий контур антенны ДКМВ диапазона образован токопроводящей шиной 4, расположенной на наружной поверхности нижней части корпуса 2 фенестрона, которая выполнена из диэлектрического материала. Одним концом токопроводящая шина 4 соединена с выходом согласующего устройства 5, включенного в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера (не показан), а другим, посредством проводника 6, - с металлическим тоннелем 3 фенестрона. Последний, в свою очередь, соединен через металлическую конструкцию верхней части корпуса 2 фенестрона с корпусом согласующего устройства 5, соединенного с фюзеляжем вертолета.

При подаче высокочастотного сигнала от согласующего устройства 5 через антенный ввод высокочастотный сигнал поступает на токопроводящую шину 4, расположенную по наружному контуру диэлектрической части корпуса фенестрона. Далее высокочастотный сигнал через проводник 6 поступает на металлический тоннель 3 фенестрона, а через металлическую конструкцию верхней части корпуса 2 фенестрона - на корпус согласующего устройства 5, соединенного с фюзеляжем вертолета. Таким образом, для высокочастотного сигнала создается короткозамкнутый контур, который и является антенной.

При указанной геометрии входные характеристики антенны обеспечивают настройку согласующего устройства. Поскольку контур антенны находится в хвостовой части вертолета, создаются благоприятные условия для возбуждения фюзеляжа вдоль горизонтальной осевой линии, вследствие чего главные максимумы диаграммы направленности будут находиться в поперечной плоскости ЛА, что существенно повышает эффективность излучения антенны. Исполнение конструкции антенны как составной части корпуса фенестрона обеспечивает практически полное отсутствие аэродинамического сопротивления.

Вертолет, содержащий закрепленный на хвостовой балке фенестрон, включающий корпус с установленным внутри него металлическим тоннелем, предназначенным для размещения в нем винта, и антенну ДКМВ диапазона, включающую излучающий контур и согласующее устройство, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера, отличающийся тем, что нижняя часть корпуса фенестрона выполнена из диэлектрического материала, а излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружной поверхности нижней части корпуса фенестрона и соединенной одним концом с выходом согласующего устройства, а другим, посредством проводника, - с металлическим тоннелем, который соединен через металлическую конструкцию верхней части корпуса фенестрона с корпусом согласующего устройства, соединенного с фюзеляжем вертолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции наружных элементов фюзеляжа летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к вертолетам. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. .

Вертолет // 2189333
Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию летательных аппаратов, например вертолетов, приемно-передающей системой спутниковой связи. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к силовым каркасным конструкциям, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, лодок гидросамолетов и экранопланов, транспортирующих грузы на внешней подвеске.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при конструировании самолетов радиолокационного обзора. .

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, в частности к тепловой защите передних кромок летательных аппаратов (ЛА), совершающих полет в атмосфере со сверх- и гиперзвуковыми скоростями.
Изобретение относится к области изготовления обтекателей фюзеляжных антенн из стеклопластика, предназначенных для защиты печатных плат антенн от аэродинамического и механического воздействия внешней среды

Изобретение относится к конструктивным элементам фюзеляжа летательного аппарата. Обтекатель антенны, установленный на самолете, содержит радиопрозрачную переднюю и металлическую заднюю части, обшивку, подкрепленную силовым набором. Обтекатель выполнен обтекаемой сигарообразной формы с жесткой металлической панелью в верхней части по всей длине, являющейся основанием для установки наружных антенн и имеющей люки, закрываемые крышками. На верхней поверхности радиопрозрачной передней части установлена металлизирующая накладка. Обтекатель установлен на пилоне над фонарем кабины летчиков, приподнят над поверхностью фюзеляжа, выдвинут вперед относительно выступа упомянутого фонаря, имеет вырез внизу по контуру пилона и закреплен легкосъемными замками на силовом поясе с ответным силовым поясом пилона, стационарно установленного на фюзеляже, в силовую схему которого включены балки для крепления поворотной антенны. Изобретение направлено на увеличение зоны обзора. 9 ил.

Изобретение относится к области авиационной радиолокации. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования состоит из фюзеляжа, переднего крыла обратной стреловидности и заднего крыла нормальной стреловидности, расположенных в верхней части фюзеляжа и отклоненных вверх, двигательной установки и радиолокатора с носовой и боковыми активными фазированными антенными решетками. Фюзеляж выполнен с сужением поперечного сечения по ширине от носовой части к хвостовой. Двигательная установка выполнена в виде двигателя внутреннего сгорания с толкающим винтом (5) и размещена в хвостовой части фюзеляжа. В передней кромке переднего крыла размещена моноимпульсная приемная антенна, выходы которой вместе с выходами носовой антенны подключены к входам блока весовой обработки сигнала с учетом отношения сигнал/шум. На концах заднего крыла расположены два вертикальных киля с рулями направления. Изобретение направлено на увеличение дальности обнаружения и точности измерения азимута цели в передней полусфере. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом. В обтекателях размещены антенны кругового обзора. Достигается расширение зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружение низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможность спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к опоре вращающегося обтекателя антенн на самолете. Опора содержит механизм вращения и выполнена из шести балок, расположенных в объеме обтекателя и объединенных в цельную конструкцию соединениями концов балок между собой и одновременно с лонжеронами пилонов, образуя своими верхними полками плоскость для соединения с механизмом вращения обтекателя, а нижними полками - поверхность, вписанную в обводы обтекателя. Нижние полки балок соединены угловыми кницами, образующими внутренними кромками окантовку эксплуатационного люка, при этом ребра жесткости боковых балок наружных и внутренних соединены попарно между собой силовыми накладками, а выпущенные за контур обтекателя полки этих балок соединены с элементами конструкции панелей пилонов. Между балками и круглым отверстием в обтекателе с зазором от его кромок установлена зашивка, состоящая из четырех сегментных съемных панелей. Технический результат заключается в уменьшении габаритов конструкции опоры. 11 ил.

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (3), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (4), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей (6), мелкоячеистые сетки, экранирующие устройства забора и выброса воздуха (7), боковые наклонные кромки воздухозаборников двигателей (8), устройство (9) уменьшения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) силовой установки и створки (10) отсека штанги дозаправки топливом в полете. Оптические датчики выполнены с возможностью поворота в неработающем состоянии тыльной стороной, с нанесенным на нее радиопоглощающем покрытием, в направлении облучающих РЛС. Антенные отсеки закрыты экранирующими диафрагмами. Плоскости антенн отклонены от вертикальной плоскости. В качестве антенн использованы конструкции агрегатов планера. Антенно-фидерная система выполнена на основе малоотражающих антенн в РЛ-диапазоне длин волн. Изобретение направлено на снижение величины РЛ-заметности. 5 ил.

Изобретение относится к элементам конструкции антенн самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Вращающийся обтекатель антенн, выполненный в виде кессона и предназначенный для установки на фюзеляже за крылом посредством пилонов, содержит центральный узел - силовой куб, состоящий из верхней и нижней панелей обшивок кессона, двух лонжеронов и двух силовых нервюр. В силовом кубе соосно с обтекателем установлен главный опорный элемент - восьмигранник. Четыре вертикальные грани восьмигранника, расположенные параллельно стенкам лонжеронов и нервюр кессона, закреплены к вертикальным балкам, установленным на лонжеронах и силовых нервюрах кессона. Восьмигранник ограничен верхним и нижним фланцами, подкрепленными ребрами жесткости, имеющимися на каждой грани и соединенными наружными от граней полками со стенками лонжеронов и нервюр фитингами. Внутренние полки фланцев имеют элементы крепления нижнего фланца к подшипнику механизма вращения. Элементы крепления расположены между ребрами жесткости. Изобретение направлено на создание прочной, надежной и удобной в эксплуатации конструкции. 6 ил.

Изобретение относится к способу изготовления термостойкого элемента корпуса сверхзвукового летательного аппарата (ЛА) и касается переднего радиопрозрачного обтекателя корпуса. При изготовлении клиновидного радиопрозрачного переднего обтекателя корпуса ЛА применяют объемную многослойную пряжу оболочки обтекателя из термостойкой нити с пропиткой термоактивным связующим, формуют оболочки на оправке и отверждают связующее, затем механически обрабатывают поверхности оболочки, стыкуемые с корпусом. При этом предварительно изготавливают части обтекателя, в том числе верхнюю и нижнюю части оболочки, соединительную дугу, с формированием передней кромки обтекателя и стыковочных полок на ее верхней и нижней поверхностях для верхней и нижней частей оболочки и элементы их механического крепления. При изготовлении соединительной дуги продольные нити слоев пряжи укладывают по радиусу изгиба передней кромки обтекателя. После изготовления производят механическую обработку стыкуемых поверхностей частей обтекателя, наносят на них высокотемпературный клей и осуществляют механическую сборку и склеивание частей обтекателя. Достигается обеспечение возможности изготовления термостойкого клиновидного переднего обтекателя ЛА с необходимой продолжительностью работы и радиотехническими характеристиками. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к защитным устройствам летательного аппарата. Способ снижения радиолокационной заметности летательного аппарата заключается в размещении антенны головки самонаведения в герметичной полости радиопрозрачного обтекателя, заполнении полости плазмообразующей газовой смесью давлением 1-100 кПа и введении пучка электронов в плазмообразующую газовую смесь с образованием поглощающего плазменного объема. Полет летательного аппарата осуществляют на высоте с давлением окружающей среды меньше величины давления газовой смеси в полости обтекателя. В процессе полета обеспечивают дополнительную подачу плазмообразующей газовой смеси в полость обтекателя с учетом степени его герметичности. Изобретение направлено на уменьшение необходимой степени герметичности переднего обтекателя при сохранении эффективной поверхности рассеяния. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования. Самолет пониженной радиолокационной заметности содержит фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. При этом центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Достигается расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, легкий доступ в обтекатели антенн РТК. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх