Устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов

Устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов содержит установленные в корпусе воздухозаборника с помощью плотно вставленного в него кольцевого каркаса со смещением относительно друг друга в осевом направлении защитные проволочноподобные элементы. Каркас с защитными элементами представляет собой соответственно основание щетки и консольно закрепленную на нем и ориентированную радиально внутрь упругую щетину. Защитные элементы /щетина/ выполнены из магнитомягкой резины на базе натурального каучука СКИ-3 в качестве полимерной основы и ферритового порошка Ф1 в качестве магнитного наполнителя. В центральной части корпуса вдоль его продольной оси установлена цилиндрическая катушка с сердечником аэродинамической формы, подключенная к генератору постоянного и синусоидального электрических сигналов с регулируемыми амплитудой и частотой. Изобретение направлено на снижение возмущающих воздействий на поток в нерабочих режимах при сохранении эффективности защиты турбореактивного двигателя. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к воздухозаборникам турбореактивных двигателей.

Известны устройства для защиты турбореактивного двигателя, основанные на сепарации посторонних предметов, содержащие установленные во входном канале между воздухозаборником и двигателем либо неподвижные лопатки, установленные под углом к направлению движения воздуха /см. патент США №3362155, кл. 60-39.09, 1968 [1]/, либо одноступенчатый ротор с повернутыми к продольной оси радиальными лопатками и приводом /см. патент США №3979903, кл. 60 - 39.09, 1976 [2]; а.с. СССР №865694, кл. В64D 33/02, F02С 7/04, 1977 [3]/, либо подвижную ромбовидную панель, имеющую возможность возвратно-поступательного движения в горизонтальном направлении /см. патент РФ на изобретение №2205135, кл. В64D 33/02, F02С 7/05, 2001 [4].

Недостатками всех известных устройств являются значительные сложность, вес и габариты конструкции за счет сложности приводных механизмов, низкие эффективность и надежность защиты, большие гидравлические сопротивления на входе в двигатель на нерабочих режимах со значительными возмущающими воздействиями на поток.

Известны также устройства для защиты турбореактивного двигателя, имеющие возможность удаления защитных элементов из канала воздухозаборника на нерабочих режимах, выполненные в виде соединенных со штоками гидроцилиндров управления поворотных защитных экранов либо сеточного типа /см. патент РФ на изобретение №2205136, кл. В64D33/02, F02С 7/05, 2001 [5]; патент РФ на изобретение №2271964, кл. В64D 33/02, F02С 7/055, 2004 [6]/, либо типа аэродинамических элементов в форме малого крыла /см. патент РФ на изобретение №2168646, кл. F02С 7/05, В64D 33/02, 1999 [7]/.

Недостатками известных устройств являются предельная сложность как самой защитной конструкции, так и механизмов управления, большой вес и габариты, что резко ограничивает возможности их использования.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее установленные в корпусе воздухозаборника со смещением относительно друг друга в осевом направлении вдоль геликоидальных линий защитные элементы аэродинамической формы, выполненных из волокнистых пленкоподобных или проволокоподобных элементов, а также из пластмассовых материалов /см. патент РФ на изобретение №1658825, кл. F02С 7/05, 1981 [8]/, принятое за прототип.

Недостатками устройства-прототипа являются, несмотря на аэродинамические формы защитных элементов, их осевое смещение относительно друг друга и расположение вдоль геликоидальных линий, сравнительно большие гидравлические сопротивления на входе в двигатель на нерабочих режимах, то есть значительные возмущающие воздействия на поток.

Сущность изобретения заключается в создании предельно простой конструкции устройства для защиты турбореактивного двигателя, обладающего высокой эффективностью защиты в рабочих режимах и минимальным возмущающим воздействием на поток в нерабочих режимах как за счет возможности удаления защитных элементов из канала воздухозаборника на нерабочих режимах без использования сложной системы гидроэлектромеханического привода, так и за счет изготовления защитных элементов из материалов и узлов с особыми физическими свойствами.

Технический результат - снижение возмущающих воздействий на поток в нерабочих режимах при сохранении эффективности защиты турбореактивного двигателя.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов, содержащем установленные в корпусе воздухозаборника с помощью плотно вставленного в него кольцевого каркаса со смещением относительно друг друга в осевом направлении защитные проволочно-подобные элементы, особенность заключается в том, что каркас с защитными элементами представляют собой соответственно основание щетки и консольно закрепленную на нем и ориентированную радиально внутрь упругую щетину, при этом защитные элементы /щетина/ выполнены из магнитомягкой резины на базе натурального каучука СКИ-3 в качестве полимерной основы и ферритового порошка ФI в качестве магнитного наполнителя, а в центральной части корпуса вдоль его продольной оси установлена цилиндрическая катушка с сердечником аэродинамической формы, подключенная к генератору постоянного и синусоидального электрических сигналов с регулируемыми амплитудой и частотой.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 и фиг.2 схематично изображен корпус воздухозаборника с предлагаемым устройством, общий вид с продольным разрезом, соответственно в рабочем и нерабочем режимах.

Устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов содержит установленные в корпусе 1 воздухозаборника 2 с помощью плотно вставленного в корпус 1 кольцевого каркаса 3 со смещением относительно друг друга в осевом направлении защитные проволочно-подобные элементы 4, при этом каркас 3 с защитными элементами 4 представляют собой соответственно основание щетки и консольно закрепленную на нем и ориентированную радиально внутрь корпуса 1 упругую щетину. Последняя выполнена в виде тонких стержней из магнитомягкой резины на базе натурального каучука СКИ-3 в качестве полимерной основы и ферритового порошка Ф1 в качестве магнитного наполнителя с достижением области высоких наполнений, получаемых путем шприцевания /профилирования/ разогретой резиновой смеси. В центральной части корпуса 1 вдоль его продольной оси с помощью радиальных стоек 5 установлены цилиндрическая катушка 6 с ферромагнитным сердечником 7 аэродинамической формы, подключенная к генератору постоянного и синусоидального электрических сигналов /последний на фигурах не показан/ с регулируемыми амплитудой и частотой. Ферромагнитный сердечник 7 имеет аэродинамическую каплевидную форму в направлении набегающего на воздухозаборник 2 воздушного потока. Длина защитных элементов /щетины/ 4 выбрана такой, чтобы в рабочем состоянии концы стержней 4 касались наружной поверхности катушки 6. Процесс изготовления таких упругих стержней 4 из магнитомягкой резины уже в течение многих лет достаточно тщательно отработан /см., например, книгу А.Г.Алексеев, А.Е.Корнеев. Эластичные магнитные материалы. М.: Химия, 1976, стр.136-137, 156-157 [9]/. Повышенное содержание ферритового наполнителя в стержнях 4 с введением в область высоких наполнений /≥45% объема/ позволяет одновременно обеспечить как эластичность и высокую гибкость консольно закрепленных стержней в нерабочих режимах, так и высокую магнитную проницаемость и, соответственно, значительную поперечную изгибную жесткость щетины 4 в рабочих режимах, когда практически оба конца стержня 4 защемлены: один конец - механической заделкой, другой - силами магнитного взаимодействия. Разогрев резиновой смеси порошка феррита бария и натурального каучука, то есть композиции перед шприцеванием, позволяет далее получить с помощью шприц-машины изделие практически любой формы.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В нерабочих режимах устройства, то есть практически в любое время, кроме взлета и посадки самолета, электрический сигнал с генератора на катушку 6 с ферромагнитным сердечником 7 /электромагнит/ не подается. При этом /фиг.2/ упругая щетина 4, то есть стержни 4 из магнитомягкой резины с одним свободным концом, имеют очень малую изгибную жесткость в поперечном направлении и легко прижимаются входящим в воздухозаборник воздушным потоком к стенкам воздухозаборника. При этом защитные элементы практически удалены из воздушного канала и не оказывают возмущающих воздействий на поток, гидродинамические сопротивления на входе в двигатель минимальны. Причем все это происходит без использования специальных конструктивных элементов, сложных механизмов управления и регулирования и т.п., что по сравнению с устройством-прототипом практически не усложняет конструкцию.

В рабочих режимах устройства, то есть в основном во время взлета и посадки самолета, при которых в воздухозаборник могут попасть посторонние предметы, подброшенные шасси и внесенные вихрем, поднятым между поверхностью взлетно-посадочной полосы и воздухозаборником, в катушку 6 подается от генератора либо постоянный, либо синусоидальный электрический сигнал заданной амплитуды и частоты. При этом свободные концы консольно закрепленных щетинок /упругих стержней из магнитомягкой резины/ 4 притягиваются к катушке 6 со значительным натягом, при этом каждая щетинка представляет собой не консоль, а защеленный по концам упругий стержень, что обеспечивает предельно высокую жесткость щетки 4 в поперечном направлении. Таким образом, в рабочем режиме устройства канал для подачи воздуха в воздухозаборнике полностью перекрыт щеточной структурой, которая может иметь любую заранее заданную плотность: густота щетины, количество расположенных друг за другом элементов в осевом направлении воздухозаборника. Пропуская сквозь себя воздух, данная структура обладает значительной динамической жесткостью и упругостью в осевом направлении, определяемой ферромагнитными параметрами электромагнита 6, 7 и щетины 4, механическими параметрами щетины 4, амплитудой тока в катушке 6, что практически препятствует возможности проникновения сквозь нее в двигатель посторонних предметов. Более того, обладая высокой продольной динамической упругостью, указанная структура из щетины позволяет интенсивно отбрасывать посторонние предметы. В устройстве могут использоваться варианты с подачей в катушку 6 либо постоянного электрического сигнала заданной амплитуды с генератора, либо синусоидального сигнала с регулируемой частотой и амплитудой. Это расширяет функциональные возможности устройства, области его рабочих характеристик, возможности подстройки устройства к магнитомеханическим параметрам магнитомягкой щетины и электромагнита. Так, при подаче в катушку 6 синусоидального сигнала консольно закрепленная щетина 4 находится в вибрирующем с малой амплитудой /дрожащем/ состоянии. Это обеспечивает дополнительную динамическую восприимчивость щеточной структуры к налетающим посторонним предметам, способность отбрасывать эти предметы на большее расстояние по сравнению со статическим режимом.

Таким образом, предложенное устройство характеризуется сравнительной простотой конструкции, малым весом и габаритами, не требует сложных приводных механизмов, управляющих узлов, обеспечивает высокую эффективность и надежность защиты двигателя в рабочих режимах, а также практически исключает возмущающие воздействия на воздушный поток в нерабочих режимах за счет возможности вывода защитных элементов из рабочего канала.

Устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее установленные в корпусе воздухозаборника с помощью плотно вставленного в него кольцевого каркаса со смещением относительно друг друга в осевом направлении защитные проволочноподобные элементы, отличающееся тем, что каркас с защитными элементами представляют собой, соответственно, основание щетки и консольно закрепленную на нем и ориентированную радиально внутрь упругую щетину, при этом защитные элементы (щетина) выполнены из магнитомягкой резины на базе натурального каучука СКИ-3 в качестве полимерной основы и ферритового порошка Ф1 в качестве магнитного наполнителя, а в центральной части корпуса вдоль его продольной оси установлена цилиндрическая катушка с сердечником аэродинамической формы, подключенная к генератору постоянного и синусоидального электрических сигналов с регулируемыми амплитудой и частотой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения. .

Изобретение относится к конструкции элементов тракта всасывания газоперекачивающего агрегата, в частности к защитной сетке газотурбинного двигателя, и может использоваться для обеспечения надежной защиты газотурбинного двигателя от попадания посторонних предметов внутрь его проточной части.

Изобретение относится к авиационному оборудованию. .

Изобретение относится к передвижным и стационарным газотурбинным установкам. .

Изобретение относится к газотурбинным установкам в блочно-контейнерном исполнении, в том числе и для привода электрогенератора. .

Изобретение относится к авиационной промышленности. .

Изобретение относится к газоочистным устройствам и может быть использовано для очистки забираемого из атмосферы воздуха и подготовке его к подаче в компрессоры газотурбинных двигателей (ГТД), применяемых в качестве приводов, например, газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций для защиты лопаточного аппарата от абразивного износа

Воздухозаборная система газотурбинной установки, расположенной в укрытии, содержит установленное снаружи укрытия воздухоочистительное устройство, включающее фильтрующие элементы и осадкозадерживающие козырьки и конфузор, соединенный через воздуховод с газотурбинной установкой. Фильтрующие элементы воздухоочистительного устройства расположены в раме, закрепленной в проеме стены укрытия. Конфузор герметично скреплен с внутренней поверхностью стены укрытия. Осадкозадерживающие козырьки воздухоочистительного устройства скреплены с наружной поверхностью стены укрытия. Использование предлагаемого изобретения позволит значительно снизить общую массу воздухозаборной системы, минимизировать площадь, занимаемую воздухозаборной системой на промышленной площадке, понизить гидравлическое сопротивление воздухозаборной системы. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к защитным устройствам различных типов воздушно-реактивных двигателей. Воздухозаборное устройство включает заглушку воздушно-реактивного двигателя для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме. Заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса. Пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня. Толкающий поршень выполнен с возможностью перекрытия своим торцом канала расположения сбрасываемого с заглушкой поршня. Изобретение позволяет упростить конструкцию заглушки и механизма ее удаления, а также повысить надежность последнего. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Фюзеляж летательного аппарата содержит носовую часть с кабиной управления и передним шасси, серединную часть с элементами крепления крыльев, хвостовую часть с реактивным двигателем и оперением. Между серединной и хвостовой частями установлены соединительное звено и изогнутая по дуге решетчатая ферма, площадь решетки которой больше площади всасывающего сопла реактивного двигателя. Соединительное звено выполнено полнотелым/пустотелым. Через соединительное звено проложены трубопроводы, электрические кабели для обеспечения работы реактивного двигателя и поворотных элементов оперения. Изобретение направлено на повышение безопасности летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов. Пиротолкатель заглушки воздухозаборного устройства воздушно-реактивного двигателя состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, закрывающего в конце хода канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня своим торцом. Часть сбрасываемого с заглушкой поршня расположена внутри основного толкающего поршня, а сопряжение их центрирующих поверхностей выполнено с минимальным зазором. Внутри основного толкающего поршня расположен вспомогательный толкающий поршень, упирающийся своим торцем в торец сбрасываемого с заглушкой поршня. Основной толкающий поршень имеет разжимное пружинное кольцо, а в корпусе пиротолкателя имеется канавка для разжимного пружинного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность работы пиротолкателя и обеспечить фиксацию толкающего поршня в корпусе пиротолкателя после его срабатывания. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в конструкции воздухоочистительных устройств газотурбинных установок (ГТУ), применяемых в качестве приводов, например, газоперекачивающих агрегатов или газотурбинных электростанций, для исключения возможности возникновения помпажа двигателя ГТУ. Воздухоочистительное устройство содержит воздухоприемную камеру, погодные козырьки и фильтры. Фильтры расположены ярусами в воздухоприемной камере. Перед фильтрами, выше и ниже их, установлены вращающиеся барабаны с намотанной на них мелкоячеистой сеткой, закрепленной своими концами на верхнем и нижнем барабанах. Барабаны снабжены нагревательными элементами в виде греющего кабеля. На погодные козырьки могут дополнительно устанавливаться нагревательные элементы, выполненные в виде инфракрасных устройств. Использование изобретения позволит повысить КПД и надежность работы газотурбинной установки, исключив обледенение фильтров воздухоочистительного устройства без системы подогрева циклового воздуха. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Воздухозаборник вертолетного газотурбинного двигателя содержит компрессор и канал для подачи воздуха на компрессор, кромки (30, 32) и противообледенительную решетку (36). Противообледенительная решетка установлена на внешних концах (30а, 32а) кромок (30, 32) воздухозаборника и расположена на пути воздушного потока, поступающего в воздухозаборник (34). По меньшей мере, одна кромка (30, 32) воздухозаборника изготовлена из тонкого металлического листа. Изобретение обеспечивает существенный объем обходного потока при обледенении. 2 н. и 8 з.п. ф-лы. 6 ил.
Наверх