Способ снижения шума системы выпуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для снижения шума системы выпуска ДВС. Способ заключается в том, что устанавливают акустический резонатор с изменяемой резонансной частотой перед глушителем. Предварительно получают спектр шума внутри трубы и определяют спектральные составляющие частоты следования выхлопов с повышенными уровнями, а резонансную частоту акустического резонатора при работе двигателя на любых оборотах синхронно настраивают на частоту гармоники следования выхлопов с повышенными уровнями шума. Использование способа позволяет снизить шум выпуска без увеличения гидравлического сопротивления системы выпуска. 2 ил.

 

Измерение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к способам снижения шума отработавших газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано для снижения внешнего шума транспортного средства (ТС), например автомобиля.

Известен способ снижения шума отработавших газов ДВС, заключающийся в том, что выпуск отработавших газов осуществляют через глушитель, установленный на трубе системы выпуска, который описан в книге «Контроль шума в промышленности: Предупреждение, снижение и контроль промышленного шума в Англии: Перевод с английского. / Под редакцией Дж.Д.Вебба. - Л., Судостроение, 1981, стр.155». При этом в качестве устройств, осуществляющих способ, используют различные типы глушителей: реактивные, основанные на использовании настроенных на определенные частоты специальных элементов, активные, представляющие собой диссипативные устройства, принцип действия которых состоит в преобразовании акустической энергии в тепловую, и глушители смешанного типа, сочетающие оба принципа действия. Глушители устанавливаются, как правило, на конце выпускной системы (см., например, схемы выпускных систем различных автомобилей, приведенные в книге «Снижение шума автомобиля», авторы: В.Н.Луканин, В.Н.Гудцов, Н.Ф.Бочаров. - М.: Машиностроение, 1981, стр.91, рис.40.). Кроме глушителей в выпускных системах могут дополнительно устанавливаться расширительные камеры и нейтрализаторы.

Известно также, что характер шума выхлопа ДВС является широкополосным (см., например, «Техническая акустика транспортных машин: Справочник / Л.Г.Балишанская, Л.Ф.Дроздова, Н.И.Иванов и др.; Под ред. Н.И.Иванова. - С-Петербург: Политехника, 1992, стр.195»), при этом для низко- и среднечастотных областей спектра шума выпуска характерны дискретные составляющие, пропорциональные частотам следования вспышек топлива, а для области высоких частот - непрерывность спектра. В связи с этим, высокоэффективный глушитель, обеспечивающий нормативные требования по внешнему шуму автомобиля, должен одинаково хорошо снижать шум выпуска в широком диапазоне частот (от 20-30 Гц до 3-4 кГц), что чрезвычайно трудно реализовать в конкретной конструкции глушителя, поскольку к нему предъявляются очень жесткие требования: компактность, низкая себестоимость, долговечность и обеспечение определенной величины гидравлического сопротивления, регламентируемой двигателем. Последнее требование существенно ограничивает выбор возможных конструкций глушителей, в связи с чем разработка эффективного с точки зрения акустики глушителя весьма проблематична. Это и является существенным недостатком известного способа снижения шума системы выпуска ДВС и устройств (глушителей), реализующих способ.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является существенное повышение акустической эффективности известного способа снижения шума системы выпуска без повышения гидравлического сопротивления.

Достигается это тем, что в известном способе снижения шума системы выхлопа ДВС, заключающемся в выпуске отработавших газов через глушитель, устанавливаемый на трубе системы выпуска, согласно изобретению предварительно определяют спектр шума внутри трубы системы выпуска и определяют гармоники частоты следования выхлопов с повышенными уровнями шума в рабочем диапазоне оборотов двигателя, а затем перед глушителем устанавливают по меньшей мере один акустический резонатор с изменяемой резонансной частотой, сообщающийся горловиной с трубой системы выпуска, при этом частоту акустических колебаний резонатора при работе двигателя на любых оборотах рабочего диапазона синхронно настраивают на частоту гармоник следования выхлопов с повышенными уровнями шума.

Суть изобретения поясняется на фиг.1, на котором схематично приведено одно из возможных устройств для реализации заявляемого способа. На фиг.2 - вид I фиг.1 (увеличено).

Система выпуска отработавших газов содержит трубу 1, по которой отработавшие газы подаются от двигателя 2 к глушителю 3. Перед глушителем 3 установлен по меньшей мере один акустический резонатор 4 с изменяемой резонансной частотой, который, в простейшем случае, может быть выполнен в виде резонатора Гельмгольца с изменяемым объемом полости резонатора. Это может быть достигнуто тем, что у резонатора 4 дно 6 выполнено в виде подвижного поршня со штоком 7. Резонатор 4 сообщается своей горловиной 5 с трубой 1. Движение штока 7 показано стрелкой. Благодаря изменению объема резонатора V изменяется его резонансная частота. Со штоком 7 кинематически связан привод 8 (например, электродвигатель), на который по кабелю 9 поступает электрический сигнал с управляющего устройства 10, связанного с датчиком оборотов 11 двигателя 2. Датчик 11 может быть установлен на коленчатом валу двигателя 2 либо на других вращающихся его элементах, частота вращения которых зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя 2.

Резонансная частота резонатора Гельмгольца рассчитывается по формуле

С - скорость звука в газовой среде полости, м/с;

S - площадь горловины резонатора, м2;

V -объем полости резонатора, м3;

d - диаметр горловины резонатора, м;

l - длина горловины резонатора, м.

Из этой формулы видно, что уменьшая объем полости резонатора, его резонансная частота увеличивается (при неизменных значениях S, l, и d), и наоборот, увеличивая объем полости, резонансная частота уменьшается. Этот принцип и положен в основу устройства, осуществляющего реализацию заявляемого способа.

Частота следования вспышек в четырехтактном ДВС, равная частоте выхлопов отработавших газов, вычисляется по формуле

N - число оборотов коленчатого вала двигателя, об/мин;

Z - количество цилиндров в ДВС.

Рассмотрим, для примера, 6-цилиндровый дизельный ДВС с числом оборотов от 900 до 2100 (900 об/мин - частота холостых оборотов, 2100 об/мин - максимальная частота вращения коленчатого вала). Следовательно, основная (первая гармоника) частота следования выхлопов данного двигателя будет расположена в диапазоне 45-105 Гц, вторая гармоника основной частоты расположена в диапазоне 90-210 Гц, третья - в диапазоне 135-315 Гц и т.д. Предположим далее, что при определении спектра шума внутри трубы системы выпуска (при изменении числа оборотов коленчатого вала от 900 до 2100 об/мин) было выявлено, что повышенные уровни шума возникают на частотах 60, 80 и 100 Гц, а также на частотах 240 и 280 Гц. Это означает, что превалирующими в образовании шума выхлопа являются первая и третья гармоники частоты следования выхлопов ДВС (для данного примера). Следовательно, для снижения шума системы выпуска один из резонаторов должен быть настроен на изменение его резонансной частоты в диапазоне 45-105 Гц (первая гармоника), а другой - в диапазоне 135-315 Гц (третья гармоника). Таким образом, при совпадении частот, на которых имеются повышенные уровни шума в системе выпуска, с резонансными частотами резонаторов будет происходить снижение шума системы выпуска. Привод 8 штока 7 синхронно настраивает резонансную частоту резонатора на частоту следования выхлопов ДВС, например, для приведенного выше ДВС при числе оборотов двигателя N=1730 об/мин частота следования выхлопов первой гармоники будет равна 86,5 Гц, и привод 8 обеспечивает такое положение поршня 6, что резонансная часта резонатора при полученном значении объема полости резонатора также равна 86,5 Гц.

Работает устройство следующим образом (см. фиг.1). При работе двигателя 2 отработавшие газы поступают в трубу 1 и далее в глушитель 3. Датчик оборотов 11 двигателя 2 формирует электрический сигнал, пропорциональный числу оборотов, который по кабелю 9 поступает на управляющее устройство 10, которое усиливает его и передает по кабелю 9 на привод 8, кинематически связанный со штоком 7, осуществляющим перемещение поршня 6. При этом при увеличении оборотов двигателя (увеличение частоты следования выхлопов) поршень 6 перемещается вниз, т.е. объем V полости резонатора уменьшается и его резонансная частота увеличивается, а при уменьшении оборотов двигателя 2 (уменьшение частоты следования выхлопов) поршень 6 перемещается вверх, объем V резонатора увеличивается и его резонансная частота уменьшается, соответствуя по величине частоте следования выхлопов двигателя 2 (либо ее гармоникам). Резонатор 4 соединен своей горловиной 5 с полостью трубы 1. При этом резонатор 4, синхронно настраиваемый на частоту следования частоты выхлопов двигателя 2 (либо гармоник), снижает амплитуду акустических колебаний на частоте следования выхлопов во всем рабочем диапазоне оборотов двигателя. Снижение шума резонатором 4 происходит благодаря трению при колебаниях газовой среды в горловине 5 резонатора. Увеличить трение в горловине 5 можно путем установки внутри нее продуваемого материала, например металлической сетки. Таким образом, на вход глушителя 3 поступает шум с пониженным уровнем, который далее снижается непосредственно глушителем 3. Установка резонаторов с изменяемой резонансной частотой не приводит к увеличению гидравлического сопротивления системы выпуска в целом.

Реализация заявляемого способа осуществляется следующим образом. Для конкретного типа двигателя, установленного, например, на автомобиле, предварительно определяют спектр шума внутри трубы системы выпуска. Для этого измеряют звуковое давление внутри трубы перед глушителем с помощью акустического датчика в рабочем диапазоне оборотов двигателя (от холостых оборотов до максимальных) и проводят спектральную обработку информации. После этого по спектру шума определяют гармоники частоты следования выхлопов (например, первую гармонику, вторую и т.д.) с повышенными уровнями шума в рабочем диапазоне оборотов двигателя. Затем перед глушителем устанавливают по меньшей мере один акустический резонатор с изменяемой резонансной частотой, сообщающийся горловиной с трубой системы выпуска, при этом частоту резонансных колебаний резонатора при работе двигателя на любых оборотах рабочего диапазона синхронно настраивают на частоту гармоники следования выхлопов с повышенными уровнями шума. Последовательность действий способа завершена.

По сравнению с известными способами снижения шума систем выпуска ДВС заявляемый способ позволяет эффективно и целенаправленно снижать шум частотных составляющих с повышенным уровнем, не увеличивая гидравлического сопротивления системы выпуска.

По мнению заявителя, предлагаемое техническое решение, обладающее новизной, наличием существенных отличительных признаков и промышленной применимостью, может быть защищено патентом на изобретение.

Способ снижения шума системы выпуска двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что выпуск отработавших газов осуществляют через глушитель, установленный на трубе системы выпуска, отличающийся тем, что предварительно определяют спектр шума внутри трубы системы выпуска и определяют гармоники частоты следования выхлопов с повышенными уровнями шума в рабочем диапазоне оборотов двигателя, а затем перед глушителем устанавливают, по меньшей мере, один акустический резонатор с изменяемой резонансной частотой, сообщающийся горловиной с трубой системы выхлопа, при этом частоту резонансных колебаний резонатора при работе двигателя на любых оборотах рабочего диапазона синхронно настраивают на частоту гармоники следования выхлопов с повышенными уровнями шума.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам воздействия на поток текучей среды. .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов ДВС. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к многокамерным глушителям шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС).

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к многокамерным глушителям шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технике глушения шума. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в глушителях двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в жидкотопливных горелках, где в качестве топлива используется подогретый мазут, печное или дизельное топливо, а в качестве окислителя - атмосферный воздух.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для глушения шума выпуска в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам подавления шума турбовентиляторных авиационных двигателей. .

Глушитель // 2184856
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подавления шума в системе выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания, которые могут быть использованы на транспортных средствах, в частности на морских судах

Изобретение относится к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания, которые могут быть использованы на транспортных средствах, в частности на морских судах

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, используемым в транспортных средствах, в частности на морских судах

Изобретение относится к глушителям шума (ГШ) выпуска отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области устройств подавления излучения звука в окружающую среду в системах удаления отходящих промышленных газов

Резонатор с приспосабливаемой частотой (f) резонатора для поглощения звука, создаваемого газовым потоком газовой турбины (110), при этом резонатор (100) содержит горловинную секцию (102), камеру (101) и деформируемый элемент (103), выполненный с возможностью деформации под действием изменения температуры газовой турбины, при этом деформируемый элемент (103) содержит биметаллический элемент и образует спираль (300). Форма деформируемого элемента (103) предварительно задана с учетом соответствующей температуры газовой турбины. Горловинная секция (102) и камера (101) образуют объем резонатора (100). Горловинная секция (102) образует проход, соединяющий объем с газовой турбиной (110). Деформируемый элемент (103) выполнен с возможностью термической связи с температурой газовой турбины (110) так, что форма деформируемого элемента (103) зависит от соответствующей температуры газовой турбины. Деформируемый элемент (103) установлен в горловинной секции (102) так, что эффективный диаметр (D2,eff) горловинной секции (102) зависит от температуры газовой турбины. Форма спирали (300) зависит от соответствующей температуры газовой турбины для избирательного приспосабливания эффективного диаметра (D2,eff) горловинной секции. Изобретение направлено на создание акустической демпфирующей системы для газовой турбины, которая может быть расположена в зонах с высокой температурой. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройству (10) глушителя для подсоединения к поршневому компрессору автотранспортного средства. Изобретение также относится к автотранспортному средству, обеспеченному таким устройством глушителя. Устройство содержит корпус (11) с впуском (12), предназначенным для подсоединения к всасывающей линии или к воздушному выпуску поршневого компрессора, и выпуском (13), предназначенным для подсоединения к воздушному впуску поршневого компрессора или к линии сжатого воздуха. Проточный трубопровод (20) проходит через корпус от впуска до выпуска для обеспечения возможности протекания воздуха от впуска к выпуску. Четвертьволновый резонатор (30) расположен в корпусе и содержит удлиненный трубопровод (31) резонатора, который изогнут в его продольном направлении. Имеет на одном своем конце впускное отверстие (32), расположенное в стенке проточного трубопровода. Площадь его поперечного сечения больше или равна площади поперечного сечения проточного трубопровода, при этом другой конец (33) трубопровода резонатора закрыт. Понижается уровень пульсирующего звука, который образуется при функционировании поршневого компрессора автотранспортного средства. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение может быть использовано в системах выпуска двигателей внутреннего сгорания. Резонатор (250) для двухпоточной системы выпуска двигателя содержит кожух (302), формирующий полость, перегородку (308), проходящую через кожух (302) и разделяющую первую и вторую расширительные камеры (310), (312) полости. Перегородка (308) содержит по меньшей мере одно отверстие (314). Первый и второй выпускной трубопроводы проходят через перегородку (308) и кожух (302). Каждый трубопровод связан по текучей среде с отдельным рядом цилиндров и содержит перфорированный участок. Перфорированные участки (316), (318) обоих трубопроводов расположены в различных отдельных расширительных камерах (312), (310). Раскрыты вариант выполнения резонатора для двухпоточной системы выпуска двигателя и способ эксплуатации двухпоточной системы выпуска двигателя. Технический результат заключается в ослаблении частот внутри двухпоточной системы выпуска и в уменьшении противодавления, создаваемого резонатором. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству для глушения шума двигателя внутреннего сгорания. Глушитель шума содержит круглый подводящий патрубок (1), входной расширяющийся патрубок (2) с расходящимися перфорированными пластинами (3) и выходной сужающийся патрубок (4) со сходящимися по ходу потока перфорированными пластинами (5). Между входным (2) и выходным (4) патрубками имеется прямой средний участок (6), снабженный расположенными рядами взаимно расходящимися и сужающимися по направлению потока перфорированными пластинами (7), а перпендикулярно им расположены перфорированные расширяющиеся до середины среднего участка и сужающиеся до конца среднего участка по направлению потока направляющие пластины (8). Выходной патрубок (4) вдоль своих внутренних стенок снабжен карманами (9), образованными сплошными пластинами (10), установленными вдоль потока, и наружными стенками патрубка (4). Внутри подводящего патрубка (1) имеются две взаимно перпендикулярные перфорированные пластины (11). На выходе глушителя установлен расширяющийся патрубок (12). Техническим результатом изобретения является повышение эффективности снижения шума выхлопной струи газов, отводящихся от двигателя, и улучшение технических характеристик двигателя в процессе эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх