Ракетный двигатель с реверсом тяги

Изобретения относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании твердотопливных двигателей с обнулением или реверсом тяги, например противоштопорных ракет для испытаний самолетов. Ракетный двигатель с реверсом тяги содержит камеру сгорания с соосно расположенными и противоположно направленными соплами и перепускное устройство. Перепускное устройство выполнено в виде неподвижного стакана с окнами на боковой поверхности и втулки, установленной внутри стакана с возможностью осевого перемещения. Стакан и втулка зафиксированы с помощью штифта и имеют каждый два ответных уступа на контактирующих цилиндрических поверхностях, одна пара которых образует герметичную полость, которая сообщена с полостью пиропатрона, другая расположена вокруг окон. Штифт установлен в герметичной полости, а площадь его поперечного сечения определяют исходя из соотношения защищаемого настоящим изобретением. Изобретение позволяет обеспечить надежную работу двигателя как при прямой тяге, так и при ее реверсе. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании твердотопливных двигателей с обнулением или реверсом тяги, например противоштопорных ракет для испытаний самолетов. Противоштопорные ракеты устанавливаются на внешних пилонах под крылом самолета (см. фиг.1). Управление ракетами производится летчиком с помощью специального пульта. Конструкция противоштопорной ракеты должна, во-первых, позволять создавать реактивную тягу в любом, одном из двух направлений, что необходимо для вывода самолета из правого или левого вращения в штопоре, если самолет не выходит из штопора при помощи аэродинамических рулей, во-вторых, в нужное время обнулять тягу ракеты путем создания противотяги. Схемы двигателей с реверсом тяги приведены в патенте России №2091600, кл. F02K 7/18. В них на камере сгорания соосно в противоположных направлениях выполняются сопла. Истечение газового потока в прямом и (или) обратном направлении обеспечивается осевым перемещением тел вращения, перекрывающих или открывающих доступ газа в то или иное сопло (полость). При этом очевидно, что двигатели с реверсом тяги должны иметь фиксирующий элемент или механизм, позволяющий перепускному устройству находиться в нужном положении. В известном устройстве, приведенном в патенте Великобритании №2283537 фиг.3, противоположно расположенные 4 сопла позволяют изменить вектор тяги твердотопливного двигателя (системы) в широком диапазоне с достаточно высокой точностью. Регулирование вектора тяги осуществляется путем перемещения центрального тела в критическом сечении сопла. Перемещаясь, центральное тело изменяет проходное сечение сопла. К особенностям такой конструкции можно отнести:

- необходимость применения достаточно сложных и массивных приводов центрального тела (перепускного устройства);

- необходимость применения высоконадежных систем управления и контроля работы исполнительных органов. Применение приведенного выше эффективного, многофункционального устройства управления вектором тяги вполне оправдано в некоторых ракетных двигателях твердого топлива (РДТТ). Однако в двигателях с более простым регулированием вектора тяги, например, созданием противотяги, применение известного устройства значительно усложняет конструкцию, снижает ее надежность, а также увеличивает массу двигателя. Задачей настоящего изобретения является создание РДТТ с использованием простых и надежных перепускных устройств.

Поставленная задача достигается тем, что в ракетном двигателе с реверсом тяги, содержащем камеру сгорания с соосно расположенными и противоположно направленными соплами, перепускное устройство, выполненное в виде неподвижного стакана с окнами на боковой поверхности и втулки, установленной внутри стакана с возможностью осевого перемещения, стакан и втулка зафиксированы с помощью штифта, имеют каждый два ответных уступа на контактирующих цилиндрических поверхностях, одна пара которых образует герметичную полость, которая сообщена с полостью пиропатрона, другая расположена вокруг окон, причем штифт установлен в герметичной полости и площадь его поперечного сечения определяют исходя из соотношения

Pк·S1<к[τ]·F<Pп·S2,

где К - коэффициент запаса;

[τ] - допускаемое напряжение на срез;

F - площадь сечения среза срезного элемента;

Рк - давление в камере сгорания;

Рп - давление в герметичной полости;

S1 - площадь уступа втулки у окон стакана;

S2 - площадь уступа втулки в герметичной полости.

На торце установлен деформируемый Г-образный насадок с внутренним конусом, а на наружной поверхности сопла выполнен ответный наружный конус, причем над наружным конусом на внутренней поверхности стакана выполнена канавка.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен полет самолета в режиме «плоского штопора»; на фиг.2 - полет самолета в режиме «противоштопор»; на фиг.3 - полет самолета в режиме «обнуления (реверса) тяги»; на фиг.4 - горизонтальный полет самолета; на фиг.5 - ракетный двигатель с реверсом тяги (продольный разрез); на фиг.6 - перепускное устройство с соплом в положении «закрыто»: на фиг.7 - выносной элемент II на фиг.6 в масштабе 2:1; на фиг.8 - выносной элемент I на фиг.6 в масштабе 2:1; на фиг.9 - перепускное устройство с соплом в положении «открыто»; на фиг.10 - выносной элемент I на фиг.9 в масштабе 2:1.

На фиг.5 приведен продольный разрез ракетного двигателя с реверсом тяги. Внутри цилиндрического корпуса 1, соединенного с днищами 2, расположен пороховой заряд 3. На днищах установлены сопла 4 и одинаковые перепускные устройства 5.

На фиг.6 приведено перепускное устройство 5 с соплом в положении «закрыто». В нем неподвижный стакан 6 и подвижные втулки 7 имеют два ответных уступа 8 и 9. Одна пара уступов (фиг.8) образует с помощью кольцевых уплотнений 10 герметичную полость. Эта полость сообщается с полостью пиропатрона 11. В этой же герметичной полости установлен срезной элемент - штифт 12, фиксирующий положение втулки 7.

Другая пара уступов (фиг.7) расположена вокруг окон 13 и герметизируется кольцевыми уплотнениями 14. На торце втулки 7 установлен деформируемый насадок 15 Г-образной формы с внутренним конусом 16. На наружной поверхности сопла 4 выполнен ответный конус 17. Над этим конусом на внутренней поверхности стакана расположена канавка 18.

Устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя происходит воспламенение порохового заряда 3 и срабатывание пиропатрона 11 в одном из двух перепускных устройств. Пиропатрон создает в полости A (фиг.8) давление Рп, которое, действуя на уступ 8 площадью S2 втулки, создает необходимое для среза штифта 12 усилие Рп·S2, при этом должно выполняться условие

к[τ]F<Рп·S2,

где к - коэффициент запаса;

[τ] - допускаемое напряжение на срез;

F - площадь сечения среза штифта.

При перемещении втулки из фиксированного положения увеличивается объем полости А. Вследствие этого, давление в полости резко падает. Поэтому дальнейшее перемещение втулки и ее фиксация в крайнем положении «открыто» осуществляется за счет усилия, возникающего от действия внутрикамерного давления на уступ 9 втулки. Здесь следует заметить, что срез штифта, перемещение и фиксация втулки в крайнее положение только за счет давления, создаваемого пиропатроном, в условиях увеличения объема А, требует значительного увеличения мощности пиропатрона и площади уступа 8 втулки. Такое решение нецелесообразно, т.к. увеличивает массу и габариты двигателя.

Фиксация втулки в крайнем положении, когда окна 13 открыты и пороховые газы поступают в предсопловую полость, происходит следующим образом.

При перемещении втулки конус 16 насадка 15, взаимодействуя с наружным насадком сопла 4, деформируется, заполняя канавку 18.

По условиям работы приведенного РДТТ включение другого перепускного устройства производится для получения противотяги в любой момент работы двигателя. До этого момента механизм 15 находится в положении «закрыто» (аналогично, изображенному на фиг.6), и втулка механизма воспринимает усилие Рк·S1, где Рк - давление в камере сгорания двигателя; S1 - площадь уступа 8 втулки.

При этом усилии штифт не должен разрушаться, т.е. должно выдерживаться соотношение PкS1<к[τ]F.

Таким образом, предложенная конструкция обеспечивает надежную работу двигателя как при прямой тяге, так и при ее реверсе с помощью достаточно простого устройства.

1. Ракетный двигатель с реверсом тяги, содержащий камеру сгорания с соосно расположенными и противоположно направленными соплами, перепускное устройство, отличающийся тем, что перепускное устройство выполнено в виде неподвижного стакана с окнами на боковой поверхности и втулки, установленной внутри стакана с возможностью осевого перемещения, причем стакан и втулка зафиксированы с помощью штифта, имеют каждый два ответных уступа на контактирующих цилиндрических поверхностях, одна пара которых образует герметичную полость, которая сообщена с полостью пиропатрона, другая расположена вокруг окон, причем штифт установлен в герметичной полости, а площадь его поперечного сечения определяют исходя из соотношения
PкS1<к[τ]F<PпS2,
где к - коэффициент запаса;
[τ] - допускаемое напряжение на срез;
F - площадь срезного элемента (штифта);
Рк - давление в камере сгорания;
Рп - давление в герметичной полости;
S1 - площадь уступа втулки у окон стакана;
S2 - площадь уступа втулки в герметичной полости.

2. Ракетный двигатель с реверсом тяги по п.1, отличающийся тем, что на торце втулки установлен деформируемый Г-образный насадок с внутренним конусом, а на наружной поверхности сопла выполнен ответный наружный конус, причем над наружным конусом на внутренней поверхности стакана выполнена канавка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано в управляемых летательных аппаратах. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при обработке останова ЖРД с удалением остатков топлива из заклапанных полостей. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с изменяемым в полете значением суммарного импульса тяги

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги

Изобретение относится к области двигательных установок на криогенном топливе, и в частности к криогенной двигательной установке (1), содержащей по меньшей мере один маршевый двигатель (6) многократного запуска, первый криогенный бак (2), соединенный с маршевым двигателем (6) для его питания первым компонентом топлива, первый газовый бак (4), по меньшей мере один осаждающий топливо двигатель (7, 8) и первый питающий контур (16) для питания первого газового бака (4). Изобретение также относится к способу питания первого газового бака (4) первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Указанный первый питающий контур (16) первого газового бака (4) соединен с первым криогенным баком (2) и содержит теплообменник (19), использующий тепло, выделяемое по меньшей мере одним осаждающим топливо двигателем (7, 8), для испарения потока жидкого первого компонента топлива, отводимого от первого криогенного бака (2), для питания первого газового бака (4) указанным первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Изобретение обеспечивает повторный наддув криогенного бака, питание двигателя малой тяги и/или питание рулевых двигателей. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области реактивных двигательных установок, а более конкретно к реактивной двигательной установке (1), в которой первый топливный контур (6) для подачи первого компонента топлива в основной двигатель (4) содержит отвод (13), расположенный ниже по потоку от насоса (8b) первого турбонасоса (8) и проходящий через первый регенеративный теплообменник (10) и турбину (8a) первого турбонасоса (8), а второй топливный контур (7) для подачи второго компонента топлива в основной двигатель (4) содержит отвод, расположенный ниже по потоку от насоса (9b) второго турбонасоса (9) и проходящий через второй регенеративный теплообменник (11) и турбину (9a) второго турбонасоса (9). Установка (1) дополнительно содержит по меньшей мере один вторичный двигатель (15), подсоединенный ниже по потоку от турбин (8a, 9a) первого и второго турбонасосов (8, 9). Изобретение обеспечивает повышение мощности двигателя. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Ракетный двигатель в сборе (5), включающий в себя бак (30B) для жидкого кислорода, двигатель (10), имеющий камеру сгорания (12), и «нагреватель» теплообменник (46) для превращения в пар жидкого кислорода. Ракетный двигатель в сборе имеет контур паров кислорода (60) для направления паров кислорода с помощью нагревателя в камеру сгорания или в бак. При направлении паров кислорода в камеру сгорания двигатель развивает малую тягу. Изобретение обеспечивает работу двигателя на большой и малой тяге, избегая появления колебательных явлений в системе подачи горючего. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) с отсечкой тяги

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги посредством узла гидрогашения

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с отсечкой тяги посредством узлов отсечки тяги (УОТ), выполненных в виде сопел противотяги, закрытых вскрываемыми (или прорубаемыми) по команде заглушками

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники и может быть использовано в управляемых летательных аппаратах

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги посредством узла гидрогашения

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании узла отсечки тяги ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетного двигателя твердого топлива с отсечкой тяги

Изобретение относится к способам управления запуском жидкостных реактивных двигателей ракеты космического назначения на стартовой позиции. Способ включает зажигание топлива в камерах сгорания двигателей, выход на режим предварительной ступени, проверку работоспособности на этом режиме и выдачу команды на перевод тяги всех двигателей на главную ступень. Одновременно с проверкой работоспособности на режиме предварительной ступени измеряют угловые отклонения качающихся частей всех двигателей от их средних положений. Если измеренное угловое отклонение качающейся части хотя бы одного двигателя превышает заданное значение, то выдают команду на выключение всех двигателей. В противном случае переводят все двигатели, в случае их работоспособности, на режим главной ступени. Одновременно формируют команды управления качающимися частями двигателей с учетом измеренных их угловых отклонений. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности безаварийного старта ракеты. 1 ил.
Наверх