Гайка шариковой винтовой передачи

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в суппортах металлорежущих станков. Гайка шариковой винтовой пары содержит корпус, в котором установлены две полугайки, взаимодействующие через шарики с винтом привода исполнительного механизма. Полугайки установлены с зазором δ по наружному диаметру, исключающим деформации ходового винта при смещении корпуса относительно оси винта. Угловое положение полугаек зафиксировано с помощью двух крестовых полумуфт. Вертикальные выступы полумуфт входят в зацепление с пазами в центральном бурте. Горизонтальные пазы полумуфт сопряжены с шипами, выполненными на полугайках. Между фланцами левой полугайки и корпусом установлены шайба и пакет пружин, сжатых при сборке до расчетной величины наименьшей нагрузки. За счет исключения необходимости регулировки осевого натяга как при сборке, так и в процессе эксплуатации станка, обеспечивается повышение надежности работы шариковой винтовой передачи, увеличение срока службы и снижение требования к точности ее монтажа. 2 ил.

 

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в конструкциях суппортов металлорежущих станков, перемещаемых посредством передачи винт-гайка.

Известна гайка шариковой винтовой передачи, содержащая корпус с центральным буртиком и двумя полугайками, взаимодействующими с ходовым винтом посредством шариков. Полугайки снабжены зубчатыми венцами, число зубьев которых отличается на единицу (Конструкция и наладка станков с программным управлением и роботизированных комплексов: Учебн. пособие для ПТУ / Л.Н.Грачев, В.Л.Косовский, А.Н.Ковшов и др. - 2-е изд., - М.: Высш. шк., 1989, С.10).

Наиболее близкой к предлагаемой является гайка шариковой винтовой передачи, содержащая корпус с установленными в нем двумя полугайками, имеющими возможность взаимодействия с ходовым винтом винтовой передачи посредством шариков. Поворотом полугаек относительно друг друга регулируется осевой натяг (зазор) в рабочем контуре шариковой винтовой пары (авт. св-во СССР №1424980, МПК4 В23В 21/00, опубл. 23.09.88 г., БИ №35, 1988 г.).

Известные конструкции обеспечивают высокий КПД передачи (0,95 и выше), высокую осевую жесткость, позволяют регулировать предварительный натяг (зазор) в рабочем контуре шариковой винтовой передачи, однако требуют очень жесткого соблюдения соосности винта и корпуса гайки как при изготовлении и сборке станка, так и в процессе его эксплуатации. В связи с износом подвижных элементов станка (станины, каретки, салазок) в процессе эксплуатации соосность корпуса гайки и винта нарушается, что требует периодической регулировки монтажных координат оси гайки относительно оси винта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Известные конструкции позволяют производить такую регулировку только в горизонтальной плоскости, что не исключает дополнительные нагрузки в вертикальной плоскости, возникающие под влиянием веса и усилий резания и приводящие к деформации винтов шариковой винтовой передачи. В результате снижается точность обработки деталей и сокращается срок службы шариковой винтовой передачи.

Задачей изобретения является повышение надежности работы шариковой винтовой передачи, увеличение срока службы и снижение требования к точности ее монтажа.

Поставленная задача достигается тем, что гайка шариковой винтовой передачи, содержащая корпус с установленными в нем двумя полугайками, имеющими возможность взаимодействия с ходовым винтом винтовой передачи посредством шариков, снабжена двумя крестовыми полумуфтами, выполненными с вертикальными выступами и горизонтальными пазами, корпус выполнен с центральным буртом, имеющим пазы, соответствующие вертикальным выступам крестовых полумуфт и расположенные в зацеплении с упомянутыми выступами, полугайки выполнены с шипами, которые соответствуют горизонтальным пазам крестовых полумуфт и сопряжены с упомянутыми горизонтальными пазами, причем полугайки установлены в корпусе с зазором по наружному диаметру из условия исключения деформации ходового винта при смещении корпуса относительно оси винта, а полугайка, расположенная со стороны наименьшей нагрузки на винтовую передачу, установлена с возможностью упругого осевого перемещения относительно корпуса.

Установка полугаек в корпусе с зазором по наружному диаметру из условия исключения деформации ходового винта при смещении корпуса относительно оси винта позволяет снизить требование к точности монтажа гайки.

Выполнение крестовых полумуфт с вертикальными выступами и горизонтальными пазами, корпуса - с центральным буртом, имеющим пазы, соответствующие вертикальным выступам крестовых полумуфт и расположенные в зацеплении с упомянутыми выступами, полугаек - с шипами, которые соответствуют горизонтальным пазам крестовых полумуфт и сопряжены с упомянутыми горизонтальными пазами позволяет обеспечить сохранение угловой связи полугаек с корпусом гайки, не нарушая при этом кинематики станка.

Таким образом, перечисленные выше конструктивные особенности предлагаемого устройства обеспечивают соблюдение соосности корпусов полугаек и винта, что исключает деформацию шариковой винтовой передачи и увеличивает тем самым ее надежность и срок службы.

Установка полугайки, расположенной со стороны наименьшей нагрузки на винтовую передачу с возможностью упругого осевого перемещения относительно корпуса, исключает необходимость регулировки осевого натяга в рабочем контуре шариковой винтовой передачи как при сборке станка, так и в процессе его эксплуатации, не ограничивая при этом усилие резания в сторону передней бабки (в основном режиме обработки детали). Это позволяет обеспечить точность выполняемых на станке операций и соответственно повысить надежность работы.

На фиг.1 показана гайка шариковой винтовой передачи, установленная на винт исполнительного механизма, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Гайка шариковой винтовой пары содержит корпус 1, в котором установлены две полугайки 2 и 3, взаимодействующие через шарики 4 с винтом 5 привода исполнительного механизма. Полугайки 2 и 3 установлены в корпусе с зазором δ по наружному диаметру из условия исключения деформации ходового винта при смещении корпуса относительно оси винта. Угловое положение полугаек в корпусе 1 зафиксировано с помощью двух крестовых полумуфт 6 и 7, вертикальные выступы которых входят в зацепление с соответствующими пазами в центральном бурте 8, а их горизонтальные пазы сопряжены с соответствующими им шипами, выполненными на полугайках. Между фланцем левой полугайки 3, расположенной со стороны наименьшей нагрузки, установлены шайба 9 и пакет пружин 10, сжатых при сборке до расчетной величины наименьшей нагрузки.

Гайку шариковой винтовой передачи собирают следующим образом.

Полугайку 2 устанавливают на винт 5, обеспечивая их взаимодействие посредством шариков 4. Полумуфту 6 при помощи горизонтальных пазов совмещают с соответствующими им шипами на полугайке 2 и устанавливают их в корпус 1. Угловое положение полугайки 2 в корпусе фиксируют введением вертикальных выступов полумуфты 6 в соответствующие пазы в центральном бурте 8. Затем в корпус 1 устанавливают полугайку 3 вместе с полумуфтой 7, фиксируя их выступами полумуфты. Предварительно между фланцем полугайки 3 и корпусом 1 устанавливают шайбу 9 и пакет пружин 10. После этого производят регулирование усилия сжатия пружины до расчетной величины наименьшей нагрузки и в полугайку 3 вворачивают винт 5. При несовпадении витков полугайки с винтом 5 производят либо поворот полугайки 3 относительно полумуфты 7 на 180°, либо доработку толщины шайбы 9.

Гайка шариковой винтовой передачи, содержащая корпус с установленными в нем двумя полугайками, имеющими возможность взаимодействия с ходовым винтом винтовой передачи посредством шариков, отличающаяся тем, что она снабжена двумя крестовыми полумуфтами, выполненными с вертикальными выступами и горизонтальными пазами, корпус выполнен с центральным буртом, имеющим пазы, соответствующие вертикальным выступам крестовых полумуфт и расположенные в зацеплении с упомянутыми выступами, полугайки выполнены с шипами, которые соответствуют горизонтальным пазам крестовых полумуфт и сопряжены с упомянутыми горизонтальными пазами, причем полугайки установлены в корпусе с зазором по наружному диаметру из условия исключения деформации ходового винта при смещении корпуса относительно оси винта, а полугайка, расположенная со стороны наименьшей нагрузки на винтовую передачу, установлена с возможностью упругого осевого перемещения относительно корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к приборостроению для преобразования кругового движения в линейное в различных технологических устройствах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности в приборостроении для преобразования вращательного движения в поступательное в различных технологических устройствах.

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шаровинтовым редукторам. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к механическим передачам винт-гайка качения, и может быть использовано для точного преобразования вращательного движения в поступательное.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве механической винтовой передачи для преобразования вращательного движения в поступательное.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах. .

Изобретение относится к технике сообщения объекту вращательного движения, а более конкретно к адаптационному преобразователю механических движений. .

Изобретение относится к строительству токарновинторезных станков и используется в различных отраслях народного хозяйства для изготовления деталей способом круглого точения и нарезания резьбы.

Изобретение относится к области металлообрабатывающей промышленности, токарным станкам. .

Изобретение относится к области металлообрабатывающей промышленности, токарным станкам. .

Изобретение относится к оборудованию для прецизионного перемещения изделий машиностроения и может быть использовано в вакуумном оборудовании для прецизионного перемещения рассматриваемых предметов, например, в точных профилометрах и в некоторых простых вариантах сканирующих микроскопов.

Изобретение относится к области станкостроения, станкам для обточки локомотивных железнодорожных колесных пар без выкатки. .

Суппорт // 2125504
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подвижных узлах как сверхпрецизионных металлорежущих станков, так и координатно-измерительных машин, работающих в адаптивном режиме.

Изобретение относится к металлорежущим станкам, к их кареткам, салазкам, бабкам и др. .

Изобретение относится к металлорежущим станкам, их кареткам, салазкам, бабкам, имеющим направляющие поверхности скольжения НПС, принадлежащие как им самим, так и присоединенным к корпусу каретки деталям направляющим клиньям, планкам.

Изобретение относится к станкостроению, в частности к станкам для токарной обработки различных деталей. .

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при изготовлении многоцелевых станков с расширенными технологическими возможностями
Наверх