Способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов. В способе сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов ложементы закрепляют на пневматических рессорах, установленных на оси симметрии лотков по длине трубопровода с шагом, равным шагу установки стоек трубопровода, с возможностью подкачки в них сжатого воздуха через воздуховоды. После монтажа трубопровода оставшееся пространство заполняют легко деформируемым материалом. Высоту пневматических рессор в заполненном состоянии и зазоры между трубопроводом и лотками принимают более величины максимально возможного прогнозного смещения трубопровода. Применение данного способа сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов обеспечивает следующие преимущества: повышение эффективности; снижение трудоемкости монтажа; снижение трудоемкости обслуживания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов.

Известен способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов (патент РФ №2256839, F16L 1/028, опубл. 20.07.2005, бюлл. №20). На пересечении тектонических разломов отрывают траншею, в нее укладывают отрезок трубы большего, чем у трубопровода, диаметра с торцовыми стенками, сквозь которые через герметичное уплотнение пропускают участки магистрального трубопровода, сопряженные между собой компенсаторами. Через патрубки подают в отрезок трубы до всплытия трубопровода жидкость с плотностью выше плотности продукта в трубопроводе и затем траншею засыпают. Недостатком данного способа являются сложность и низкая эффективность.

Известен способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов (патент РФ №2262631, F16L 1/028, опубл. 20.10.2005, бюлл. №29). На участках тектонических разломов отрывают траншею, устанавливают в нее лотки, укладывают в них на подвесках трубопровод, закрывают лотки плитами. Предварительно на борта лотков укладывают на определенных расстояниях опорные элементы с подвешенными к ним на тросах ложементами из сегментов отрезков трубы, а трубопровод укладывают на ложементы. Недостатками данного способа являются низкая эффективность и высокая трудоемкость.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и снижение трудоемкости монтажа и обслуживания.

Технический результат достигается тем, что в способе сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов, включающем отрывку траншеи, установку в нее лотков, установку на определенном расстоянии опорных элементов с ложементами из сегментов отрезков трубы, укладку трубопроводов на ложементы, закрывание лотков плитами, согласно изобретению ложементы закрепляют на пневматических рессорах, установленных на оси симметрии лотков по длине трубопровода с шагом, равном шагу установки стоек трубопровода, с возможностью подкачки в них сжатого воздуха через воздуховоды, причем после монтажа трубопровода оставшееся пространство заполняют легкодеформируемым материалом, а высоту пневматических рессор в заполненном состоянии и зазоры между трубопроводом и лотками принимают более величины максимально возможного прогнозного смещения трубопровода.

Технический результат достигается также тем, что пневматические рессоры выполнены из резинокорда.

Технический результат достигается также тем, что в качестве легкодеформируемого материала используют керамзит.

Применение предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволяет повысить эффективность и снизить трудоемкость монтажа и обслуживания.

Способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов поясняется схемой (чертеж), на которой показан поперечный разрез трубопровода, где:

1 - трубопровод;

2 - траншея;

3 - ложементы, выполненные, например, из сегментов отрезков трубы большего диаметра;

4 - пневматическая рессора;

5 - фиксаторы пневматических рессор 4;

6 - лоток, например прямоугольный железобетонный;

7 - плиты;

8 - легкодеформируемый материл, например керамзит;

9 - воздуховод;

D - внешний диаметр трубопровода.

В связи с возможностью вертикальных и горизонтальных смещений горных пород над зонами активных тектонических разломов необходимо устройство компенсаторов, предотвращающих разрывы трубопроводов. Это возможно за счет создания упругого основания и окружения легкодеформирующимся материалом, что позволит устранить деформации трубопроводов. В предлагаемом способе в качестве компенсаторов предлагается использовать пневматические рессоры 4, заполненные сжатым воздухом. За счет заполнения сжатым воздухом увеличиваются упругие свойства материала, и соответственно повышается эффективность способа.

Способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов осуществляют следующим образом. Отрывают траншею 2. Устанавливают в нее лотки 6. В заводских условиях на оси симметрии лотков 6 устанавливают пневматические рессоры 4 с помощью фиксаторов 5. Пневматические рессоры 4 могут быть выполнены из резинокорда - износостойкого и прочного материала. При монтаже лотков 6 лотки с установленными в них пневматическими рессорами 4 их устанавливают с условием, что шаг установки пневматических рессор 4 равен шагу установки стоек трубопровода вне зон тектонических разломов. Шаг установки стоек определяется по известным методикам. Для возможности подкачки сжатого воздуха в пневматические рессоры 4 в лотках 6 прокладывают воздуховод 9, соединяющий параллельно несколько пневматических рессор 4 и выведенный одним концом на поверхность для контроля давления в пневматических рессорах 4 и возможности подкачки в них сжатого воздуха. В случае значительной удаленности пневматических рессор 4 друг от друга воздуховоды 9 выводят не поверхность от каждой из них. На пневматических рессорах 4 закрепляют ложементы 3, после чего заполняют их сжатым воздухом и укладывают на ложементы 3 трубопровод 1. Высоту пневматических рессор 4 в заполненном состоянии и зазоры между трубопроводом 1 и внутренней поверхностью лотков 6 принимают более величины максимально возможного прогнозного смещения трубопровода для исключения деформаций трубопровода 1 при его возможных перемещениях в зоне тектонического разлома. Затем заполняют оставшееся пространство легкодеформируемым материалом 8, например керамзитом для исключения воздействия материала засыпки на трубопровод 1. При проявлении сейсмической активности в зоне тектонического разлома за счет упругих свойств пневматических рессор 4 трубопровод 1 не подвергается разрушающим внешним нагрузкам и тем самым предохраняется от разрушения.

Применение данного способа сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов обеспечивает следующие преимущества:

- повышение эффективности;

- снижение трудоемкости монтажа;

- снижение трудоемкости обслуживания.

1. Способ сооружения подземного трубопровода на пересечении тектонических разломов, включающий отрывку траншеи, установку в нее лотков, установку на определенном расстоянии опорных элементов с ложементами из сегментов отрезков трубы, укладку трубопроводов на ложементы, закрывание лотков плитами, отличающийся тем, что ложементы закрепляют на пневматических рессорах, установленных на оси симметрии лотков по длине трубопровода с шагом, равным шагу установки стоек трубопровода, с возможностью подкачки в них сжатого воздуха через воздуховоды, причем после монтажа трубопровода оставшееся пространство заполняют легкодеформируемым материалом, а высоту пневматических рессор в заполненном состоянии и зазоры между трубопроводом и лотками принимают более величины максимально возможного прогнозного смещения трубопровода.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пневматические рессоры выполнены из резинокорда.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве легкодеформируемого материала используют керамзит.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется при прокладке трубопровода в грунте. .

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности соединению стальных труб, футерованных полиэтиленовыми трубами, неразъемным муфтовым соединением.

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при надземной прокладке трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, пересекающих зоны тектонических разломов

Изобретение относится к области прокладки трубопроводов, в частности магистральных трубопроводов, прокладываемых на трассах, подготовленных на земле

Изобретение относится к области прокладки трубопроводов, в частности магистральных трубопроводов, прокладываемых на трассах, подготовленных на земле

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам бестраншейного восстановления безнапорных трубопроводов, в частности канализационных коллекторов и им подобных инженерных коммуникаций

Изобретение относится к области газовой и нефтяной промышленности

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопроводов, преимущественно магистральных нефте- и газопроводов большого диаметра при их наземной и полуподземной прокладке, а именно к укреплению обваловки трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется при заглублении подземного трубопровода на заданную глубину

Изобретение относится к способам ремонта трубопроводов, размещенных под водной или иными преградами

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций
Изобретение относится к способам ремонта, производимого с целью предотвращения разрушений труб магистральных газо-, нефтепроводов в зонах, где имеются вызванные коррозией под напряжением или ползучестью металла локальные деформации стенок в виде множественных микротрещин или утонений, которые под действием эксплуатационного давления в трубе становятся зонами концентрации механических напряжений
Наверх