Гусеничный трактор

Изобретение относится к области тракторостроения, преимущественно к сельскохозяйственным гусеничным тракторам. Трактор содержит остов, имеющий раму, внешнее строение и моторно-трансмиссионную установку с расположенными побортно редукторами левой и правой конечных передач и две бортовые ходовые тележки. Ходовые тележки имеют гусеничную ленту, опорные катки, переднее направляющее колесо и заднее опорно-ведущее колесо, установленное на оси редуктора конечной передачи. Каждая ходовая тележка конструктивно автономна от остова и снабжена продольной балкой, несущей опорные катки. С одним концом продольной балки жестко связана ось переднего колеса, выполненного опорным. На противоположном конце балки жестко закреплен бортовой редуктор конечной передачи с задним опорно-ведущим колесом. Продольная балка взаимосвязана с рамой остова посредством центрального соединения и периферийных упругих подвесок. Упругая подвеска выполнена в виде угольника с вертикальной упругой полкой, закрепленной на раме остова, и горизонтальной полкой, закрепленной на балке тележки. Одна из полок угольника имеет шарнирное крепление, а другая - жесткое. Достигается упрощение системы передачи горизонтальных сил и компенсации вертикальных динамических нагрузок, действующих при работе трактора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области тракторостроения, преимущественно к сельскохозяйственным гусеничным тракторам.

Известны гусеничные тракторы, содержащие остов, силовую установку и расположенные побортно ходовые тележки с гусеничными лентами, опорными катками, направляющими задними и передними колесами (RU 2033363, 1995 г. и RU 2009933, 1994 г.). Из-за привода ходовых тележек от общего ведущего моста силовой установки через установленные на оси моста неопорные ведущие звездочки в этих аналогах используются громоздкие системы выравнивания нагрузок.

Наиболее близким аналогом (прототипом) изобретения является гусеничный трактор (RU 2303549, 2007 г.), в котором единый задний ведущий мост заменен двумя раздельными конечными передачами и который содержит остов, имеющий раму, внешнее строение и моторно-трансмиссионную установку с расположенными побортно левой и правой коническо-цилиндрическими конечными передачами, а также две бортовые ходовые тележки, имеющие гусеничную ленту, опорные катки, переднее направляющее колесо и заднее опорно-ведущее колесо, установленное на оси редуктора конечной передачи. В свою очередь, каждый редуктор закреплен на остове с помощью упругой подвески и шарнирного четырехзвенника, замкнутого на остове по месту расположения заднего опорно-ведущего колеса, для выравнивания нагрузок по опорным плоскостям ходовых тележек и подрессоривания заднего колеса. Такое решение эффективно, однако конструктивное исполнение системы подвески с учетом реальных нагрузок на элементы четырехзвенника достаточно сложно и многодельно, т.к. количество деталей значительно. Упрощению этой системы препятствует последовательность соединения базовых узлов и агрегатов, взаимодействующих при помощи шарнирного четырехзвенника. Конструктивная зависимость ходовой тележки от остова из-за размещения заднего опорно-ведущего колеса на редукторе, закрепленном на остове, не только усложняет систему подвески, но и служит причиной взаимного перемещения опорной тележки с катками и заднего колеса относительно друг друга, приводящего к изменению длины параметра гусеничного обвода и, как следствие, к возникновению дополнительных динамических нагрузок.

Все это снижает эксплуатационную надежность и комфортность работы трактора.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении эксплуатационной надежности гусеничного трактора и уровня комфортности его работы.

Технический результат, получаемый от реализации изобретения, заключается в упрощении системы передачи горизонтальных сил и компенсации вертикальных динамических нагрузок, действующих при работе трактора в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Для достижения технического результата в гусеничном тракторе, содержащем остов, имеющий раму, внешнее строение и моторно-трансмиссионную установку с расположенными побортно редукторами левой и правой конечных передач, а также две бортовые ходовые тележки, имеющие гусеничную ленту, опорные катки, переднее направляющее колесо и заднее опорно-ведущее колесо, установленное на оси редуктора конечной передачи, в соответствии с изобретением каждая ходовая тележка конструктивно автономна от остова и снабжена продольной балкой, несущей опорные катки, с одним концом которой жестко связана ось переднего колеса, выполненного опорным, при этом на противоположном конце балки жестко закреплен бортовой редуктор конечной передачи с задним опорно-ведущим колесом, а сама балка взаимосвязана с рамой остова посредством центрального соединения и периферийных упругих подвесок, выполненных в виде угольника с вертикальной упругой полкой, закрепленной на раме остова, и горизонтальной полкой, закрепленной на балке тележки, причем одна из полок угольника имеет шарнирное крепление, а другая - жесткое.

Центральное соединение выполнено в виде одноплечего рычага, шарнирно закрепленного своими концами на раме остова и балке тележки, или в виде горизонтальной рессоры, жестко закрепленной на раме остова и балке тележки.

В частных случаях дополнительные отличия заключаются в выполнении:

- периферийных упругих подвесок из плоской, изогнутой под определенным углом, ленты, с одного конца свернутой не менее чем однократно так, что ее параллельные плоскости, расположенные с зазором, образуют упругую вертикальную полку угольника;

- угольника с вертикальной упругой полкой в виде набора не менее чем из двух параллельных пластин с прокладками между ними и горизонтальной полкой, прикрепленной к ней.

К тому же гусеничная лента ходовой тележки, выполненная металлической, например мелкозвенчатой, или эластичной резиноармированной, снабжена поддерживающим катком и гидроцилиндром натяжения гусеницы, воздействующим на рычаг поддерживающего катка, которым он шарнирно закреплен на балке тележки.

Жесткая компоновочная схема ходовых тележек, конструктивно автономная от узлов и систем остова, в частности от моторно-трансмиссионной установки, и система упругих элементов и рычагов, обеспечивающая необходимую кинематическую и силовую связь тележек и остова, позволили реализовать принцип послойного (независимого), а не последовательного, как в прототипе, соединения трех основных структурных групп компоновки трактора - двух ходовых тележек с установленными на них узлами и агрегатами, включая гусеничную ленту, и остова с моторно-трансмиссионной установкой, при котором рычаги обеспечивают передачу горизонтальных сил, в т.ч. момент поворота, а упругие элементы - вертикальных, чем достигается простая и надежная подвеска остова, поддерживающая стабильной оптимальную для уравновешивания нагрузок удаленность заднего опорно-ведущего колеса от центра тяжести машины. В результате повышаются комфортные условия работы как оператора, так и механизмов трактора при неровностях пути, например при его движении поперек борозд, даже с навесной системой, прикрепленной к остову.

Выполнение обоих колес - переднего и заднего - опорными также способствует улучшению ходовых и тяговых характеристик трактора.

На представленных чертежах:

фиг.1 - общий вид гусеничного трактора, схема компоновки основных базовых узлов и агрегатов (пример);

фиг.2 - пример выполнения сборной периферийной подвески;

фиг.3, 4 - примеры выполнения центрального соединения.

Сущность изобретения поясняется на конкретном примере исполнения трактора с эластичной гусеницей.

Остов 1 трактора содержит моторно-трансмиссионную установку 2 с механизмами поворота, которая с помощью карданных валов 3 передает вращение к расположенным побортно левой и правой конечным передачам 4, выполненным, например, в виде коническо-цилиндрических редукторов, как в конкретном примере. Возможно исполнение редукторов и другим известным образом.

На рамах 5 тележек 6 смонтированы опорные катки 7, установленные жестко или балансирно, и передние опорные направляющие колеса 8, оси которых жестко закреплены на переднем конце балок 5, что позволяет сделать их надежно опорными. На противоположных концах балок 5 жестко закреплены редукторы соответствующих борту конечных передач 4 с задними опорными ведущими колесами 9 трактора, установленными на их осях.

Для натяжения гусеничной ленты 10 тележки 6 предусмотрен поддерживающий каток 11, который установлен на рычаге 12 и вместе с гидроцилиндром натяжения 13 входит в состав тележки и опирается на ее балку.

Тележки 6 соединяются с остовом 1 посредством упругой системы, включающей в себя центральное соединение балки 5 и рамы 14 остова, выполненное в виде двухшарнирного рычага 15 (фиг.1 и 3), чем обеспечиваются их свободные вертикальные перемещения относительно друг друга и передача горизонтальных тяговых сил и момента поворота; а также две периферийные упругие подвески 16 и 17, которые придают упругость вертикальным перемещениям тележек и также участвуют в передаче горизонтальных тяговых сил.

Подвески 16 и 17 представляют собой угольники с вертикальными многослойными упругими полками 18 и одинарными горизонтальными полками 19. Полками 18 подвески крепятся на раме 14 остова жестко, а горизонтальными полками 19 на балке 5 - шарнирно, как в приведенном конкретном примере (или наоборот жестко на балке 5 и шарнирно на раме 14), и имеют возможность незначительных горизонтальных перемещений шарниров, задаваемых рычагом 15 центрального соединения и покачиваниями тележек вокруг его шарниров.

Подвески могут быть выполнены из полосы пружинной рессорной стали, изогнутой под определенным углом, и вертикальные полки 18 в них выполнены многослойными путем сворачивания полосы, как минимум однократно. В вариантном, сборном, исполнении подвесок (фиг.2) полка 18 образована набором не менее чем двух параллельных пластин с прокладками между ними, а горизонтальная полка 19 присоединена к полке 18 механически.

Размеры полосы, такие как ширина и толщина, и габариты подвесок выбираются в зависимости от требуемых служебных параметров системы подвески.

Изгибающий момент, действующий на вертикальные полки 18, возникает от вертикальных сил, приложенных к шарнирам рычага 15. Он остается примерно одинаковым на параллельно размещенных деформируемых пластинах полок 18, т.к. плечо действия силы практически остается постоянным, вызывая примерно одинаковые напряжения в материале, а это значит, что полки 18 служат вертикальными листовыми рессорами и следует ожидать наибольших деформаций, т.е. наименьшую жесткость подвески по аналогии с брусом равного сопротивления, известного из курса «сопротивления материалов» и являющимся основой проектирования листовых рессор.

В отдельных случаях с целью сокращения числа шарниров как узлов, подверженных естественному износу, целесообразно в качестве центрального соединения использовать горизонтальную рессору (фиг.4), жестко закрепленную своими концами на раме 14 остова и балке 5 тележки. Она способна воспринимать некоторую часть вертикальных нагрузок, но главное ее назначение передавать горизонтальные нагрузки, например силу тяги, момент поворота и др., которые действуют практически в ее плоскости.

В целом работу предлагаемой системы подвески можно представить образно с известной степенью достоверности как механику движения лыжника под уклон по не совсем ровной поверхности: действие полусогнутых пружинящих ног лыжника аналогично действию центрального соединения между остовом и тележкой, а работа мышц ног при этом иллюстрирует работу периферийных упругих подвесок 16 и 17. При этом неровности пути не передаются на корпус лыжника (по аналогии: в изобретении - не передаются на корпус трактора). Рассмотренное качество системы весьма ценно для гусеничных тракторов, т.к. позволяет осуществить полную подвеску остова при опускании опорно-ведущего колеса на почву.

Если навесная система трактора установлена на остове, то через рычаг 15 или горизонтальную рессору передается сила тяги на крюке трактора через корпус на ходовые тележки. Если же навесная система прикреплена к ходовым тележкам, то рычаг 15 (горизонтальная рессора) не нагружается силой тяги.

Известно, что сила тяги трактора, являясь внешней силой, стремится опрокинуть трактор назад, т.е. сместить реакцию поверхности пути, которая также является внешней силой, и создать дополнительную нагрузку на заднем опорном колесе. Поэтому очень важно, чтобы заднее опорное колесо располагалось на стабильно оптимальном расстоянии от центра тяжести трактора. Эта задача решена изобретением за счет выполнения системы подвески основных структурных групп трактора с эффектом самоустановки в процессе работы.

В вариантном исполнении гусеничные ленты трактора могут быть выполнены металлическими, например мелкозвенчатыми.

1. Гусеничный трактор, содержащий остов, имеющий раму, внешнее строение и моторно-трансмиссионную установку с расположенными побортно редукторами левой и правой конечных передач, а также две бортовые ходовые тележки, имеющие гусеничную ленту, опорные катки, переднее направляющее колесо и заднее опорноведущее колесо, установленное на оси редуктора конечной передачи, отличающийся тем, что в нем каждая ходовая тележка конструктивно автономна от остова, и снабжена продольной балкой, несущей опорные катки, с одним концом которой жестко связана ось переднего колеса, выполненного опорным, при этом на противоположном конце балки жестко закреплен бортовой редуктор конечной передачи с задним опорноведущим колесом, а сама балка взаимосвязана с рамой остова посредством центрального соединения и периферийных упругих подвесок, выполненных в виде угольника с вертикальной упругой полкой, закрепленной на раме остова, и горизонтальной полкой, закрепленной на балке тележки, причем одна из полок угольника имеет шарнирное крепление, а другая - жесткое.

2. Трактор по п.1, отличающийся тем, что периферийные упругие подвески выполнены из плоской, изогнутой под определенным углом, ленты, с одного конца свернутой не менее чем однократно, так, что ее параллельные плоскости, расположенные с зазором, образуют упругую вертикальную полку угольника.

3. Трактор по п.1, отличающийся тем, что вертикальная упругая полка угольника подвески образована набором не менее чем двух параллельных пластин с прокладками между ними, и соединена с горизонтальной полкой механически.

4. Трактор по п.1, отличающийся тем, что центральное соединение выполнено в виде одноплечего рычага, шарнирно закрепленного своими концами на раме остова и балке тележки.

5. Трактор по п.1, отличающийся тем, что центральное соединение выполнено в виде горизонтальной рессоры, жестко закрепленной своими концами на раме остова и балке тележки.

6. Трактор по п.1, отличающийся тем, что гусеничная лента в нем выполнена эластичной резиноармированной и при этом тележка снабжена поддерживающим катком и гидроцилиндром натяжения гусеницы, воздействующим на рычаг поддерживающего катка, которым он шарнирно закреплен на балке тележки.

7. Трактор по п.1, отличающийся тем, что гусеничная лента в нем выполнена металлической, например мелкозвенчатой.



 

Похожие патенты:

Агромост // 2160517

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к ходовым системам гусеничных лесопромышленных тракторов. .

Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к конструкции подвески трактора. .

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно на гусеничном ходу, и касается подвесок опорных катков. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции подвески гусеничных транспортных средств. .

Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к конструкции подвески трактора. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к гусеничной лесозаготовительной технике. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к подвескам гусеничных тракторов, преимущественно сельскохозяйственных. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим балансирным подвескам гусеничных машин, преимущественно сельскохозяйственных общего назначения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к тракторам на гусеничном ходу

Изобретение относится к ходам гусеничным для самоходных уборочных машин

Изобретение относится к системам ходовым лесозаготовительных машин, преимущественно с гусеничным движителем, и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве. Система включает несущую раму (1), с которой через оси (2, 3) соединены рычаги (4, 5). На концах рычагов (4, 5) посредством осей (6, 7) установлены балансиры (8, 9) с опорными катками (11, 12, 13, 14, 15). На несущей раме (1) также смонтированы направляющие колеса (16) с натяжными и амортизирующими устройствами и ведущие колеса (17). Система снабжена устройством для стопорения вращения балансиров (8, 9) вокруг осей (6, 7), выполненным в форме поворотных рычагов (19, 20). Рычаги (19, 20) одними концами шарнирно закреплены на несущей раме с возможностью поворота в горизонтальной плоскости посредством гидроцилиндров, а другими свободными концами - с возможностью захватов балансиров. Свободные концы поворотных рычагов (19, 20) выполнены в виде вилок. Гидроцилиндры шарнирно соединены одними концами с несущей рамой (1), а другими - шарнирно с поворотными рычаги (19, 20). Обеспечивается повышение эффективности использования машины за счет повышения ее устойчивости. 3 ил.

Группа изобретений относится к системе подвески вездехода и подвеске движителя вездехода. Система подвески вездехода выполнена независимой на каждый движитель. Подвеска вездехода содержит поперечный рычаг с шарнирным соединением к верхней части кузова и шаровое соединение в месте крепления упомянутого рычага к опорной раме у ведущего колеса, и рессору, закрепленную между кузовом и опорной рамой в ее нижней части у опорного колеса. Рессора расположена примерно поперечно продольной оси вездехода. Подвеска движителя вездехода предназначена для вездехода, включающего кузов, ходовую часть, содержащую четыре гусеничных движителя, которые расположены попарно и симметрично в передней и задней части кузова. Каждый гусеничный движитель содержит опорную раму, гусеничную ленту, охватывающую ведущее колесо и по меньшей мере два опорных колеса. Достигается повышение устойчивости и плавности хода вездехода. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх