Фрикционное изделие

Изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности колодкам и накладкам дисковых и барабанных тормозов транспортных средств. Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент пористой структуры со взаимосвязанными пустотами. Фрикционный элемент содержит частицы из материала, находящегося в высокоэластическом состоянии при нормальных условиях эксплуатации изделия. Размеры частиц соответствуют размерам пор в элементе или превышают их не более чем в 15 раз. Достигается возможность снижения разрушения пористой структуры фрикционного элемента при эксплуатационных сжатиях и повышение его способности к восстановлению после сжатия.

 

Заявляемое изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности колодкам и накладкам дисковых и барабанных тормозов транспортных средств, тормозным колодкам рельсового транспорта и др.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее полимерный композиционный фрикционный элемент с композиционными частицами из упругопластичного материала (см. патент РФ №2078263, МПК7 F16D 69/02. 1997 г.). Существенные признаки аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент с частицами из упругопластичного материала» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатками аналога являются недостаточная сжимаемость фрикционного элемента, вызывающая нежелательные звуковые явления и вибрации в процессе эксплуатации, а также необратимая деформация фрикционного элемента при значительных сжатиях из-за пластичных свойств наполнителя, что ухудшает эксплуатационные характеристики фрикционного изделия.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее полимерный композиционный фрикционный элемент, имеющий пористую структуру со взаимосвязанными пустотами (см. В.П.Лапшин и др. Влияние сорбированной воды на прочностные и фрикционные свойства тормозных накладок. Труды 3-го Международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов ЯРОФРИ-97, Ярославль, 1997 г., cc.257-260). Существенные признаки прототипа «полимерный композиционный фрикционный элемент, имеющий пористую структуру со взаимосвязанными пустотами» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является возможность разрушения пористой структуры фрикционного элемента при сильных сжатиях, приводящего к необратимой деформации элемента и его структуры, утрате элементом способности восстанавливаться после эксплуатационных сжатий и соответственно к преждевременному износу и ухудшению других фрикционных и эксплуатационных характеристик.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение фрикционных и эксплуатационных характеристик изделия путем снижения возможности разрушения пористой структуры фрикционного элемента при эксплуатационных сжатиях и повышения его способности к восстановлению после сжатия.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, включающем полимерный композиционный фрикционный элемент пористой структуры со взаимосвязанными пустотами, фрикционный элемент содержит частицы из материала, находящегося в высокоэластическом состоянии при нормальных условиях эксплуатации изделия, при этом размеры частиц соответствуют размерам пор в элементе или превышают их не более чем в 15 раз. Существенные признаки заявляемого изобретения «фрикционный элемент содержит частицы из материала, находящегося в высокоэластическом состоянии при нормальных условиях эксплуатации изделия, при этом размеры частиц соответствуют размерам пор в элементе или превышают их не более чем в 5 раз» являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционное изделие включает полимерный композиционный фрикционный элемент и, при необходимости, металлический каркас. Фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита на основе полимерного связующего с различными наполнителями, включая волокнистые и дисперсные, в том числе наполнитель из высокоэластического материала, сохраняющего высокоэластическое состояние при условиях эксплуатации изделия во фрикционном узле. При этом размер частиц наполнителя превышает размер пор в композите не более чем в 15 раз.

Изготавливаться фрикционное изделие может известными методами.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля, фрикционный элемент которой выполнен из полимерного композита, содержащего, кроме других наполнителей, частицы из специальной резины. Дисперсность этого наполнителя соответствует пористости элемента, размер частиц ~ 0,5 мм. Колодка изготавливается смешением связующего и наполнителей (в том числе высокоэластических частиц), формованием, термической и механической обработкой изделия.

Использование в составе полимерного композита частиц из материала, способного к большим (до сотен %) обратимым деформациям в условиях реальной эксплуатации изделия, обуславливает при сжатии заполнение пор в композите этим материалом, что препятствует разрушению пористой структуры фрикционного элемента. После снятия сжатия материал освобождает поры, что способствует восстановлению композита после сжатия. В результате улучшаются эксплуатационные характеристики фрикционного изделия.

Фрикционное изделие, включающее полимерный композиционный фрикционный элемент пористой структуры со взаимосвязанными пустотами, отличающееся тем, что фрикционный элемент содержит частицы из материала, находящегося в высокоэластическом состоянии при нормальных условиях эксплуатации изделия, а размеры частиц соответствуют размерам пор в элементе или превышают их не более чем в 15 раз.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .
Изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности к колодкам и накладкам дисковых и барабанных тормозов транспортных средств. .

Изобретение относится к способу защиты от окисления изделия, изготовленного из содержащего углерод композитного материала и имеющего остаточные открытые внутренние поры, включающему, по меньшей мере, один этап пропитывания композитного материала в глубину пропитывающей композицией, содержащей, по меньшей мере, один фосфат металла в растворе и диборид титана в форме порошка, имеющего размер частиц, находящийся в диапазоне от 0,1 мкм до 200 мкм.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах в контакте с металлическим контртелом.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления фрикционных изделий с твердыми вставками для различных видов транспорта. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .

Прокладка // 2341702
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам, используемым для разделения сложенных в стопку пористых пластин во время производственного процесса.

Прокладка // 2341701
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам, используемым для разделения сложенных в стопку пористых пластин во время производственного процесса.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .
Изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности к колодкам и накладкам дисковых тормозов, барабанных тормозов транспортных средств
Изобретение относится к конструктивным материалам порошковой металлургии, в частности к фрикционным порошковым материалам

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств
Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным накладкам, применяемым для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам тормозов железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к тормозным устройствам, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств
Наверх