Составная разъемная щетка с замковой частью

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции электрических щеток для тяговых электрических машин, работающих в условиях повышенных нагрузок - электрических и динамических, например тяговых электродвигателей подвижного состава. Технический результат состоит в увеличении срока эксплуатации (ресурса) электрощеток электрических машин (дополнительно на 30÷50%) в зависимости от их конструкции. Каждая щетка по радиальному размеру разделена на токоподводящий и сменный элементы с плоскостями соприкосновения, выполненными в виде замка (ласточкин хвост или овал) с подвижной посадкой, что позволяет фиксировать положение щетки в окне щеткодержателя, обеспечивает хороший электрический контакт и их смену. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и касается электрографитированных щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и динамических нагрузок, например, тяговых электродвигателей железнодорожного и городского транспорта.

Известна щетка для электрической машины, содержащая скошенную относительно оси под углом в верхней плоскости площадку для нажимного устройства, с определенными соотношениями угла скоса площадки к величине удельного нажатия и определенными соотношениями тангенциального и радиального размеров щеки (патент РФ №2150772, кл. Н01R 39/18, 39/40).

Применение данной конструкции щетки позволяет стабилизировать процесс токосъема, ликвидировать образование «двойного зеркала» на контактной поверхности щеток, однако устойчивость щетки против внешних возмущающих усилий от силы трения в зоне скользящего контакта не обеспечивается, что приводит также к заволакиванию коллекторных пластин. Кроме того, данное техническое решение позволяет использовать только сплошные щетки, что не обеспечивает требования по коммутации электрической машины с предельными значениями электрической мощности в условиях повышенных электрических и динамических нагрузок.

Известна щетка для электрической машины, состоящая из двух разрезных частей с токоведущими проводами, с раздельным нажатием на каждую часть нажимного элемента (А.М.Бордаченко, Б.В.Гнездов. «Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов». М.: Транспорт, 1974, 158 с., стр.19, рис.3.4, 20-прототип). С точки зрения стабильности контакта, равномерности распределения давления это наиболее благоприятное решение.

Предложенные электрощетки (патент РФ №2274935 С1, кл. Н01R 39/18, H01R 39/40 2006.01) состоят из двух разрезных частей: токопроводящую и рабочую с плоскостями соприкосновения. Плоскости соприкосновения разрезных частей образуют направленный в сторону контактной поверхности клин с углом 124-152°, причем отношение угла клина к величине нажатия выбирают 2.48-4.34 град кПа. Отношение тангенциального размера к радиальному размеру рабочего элемента, измеренному от вершины угла клина до контактной поверхности, составляет 0.70-0.85.

Эти электрощетки показали свою работоспособность при эксплуатационных испытаниях, например Горький - Сортировочный. Электровоз ВЛ80С.

Составная щетка (патент РФ №51792 Ul, H01R 39/40 2006.01) также показала хорошую работоспособность на городском электрическом транспорте г.Казани и других городах России.

Существенный недостаток всех этих щеток в эксплуатации, где требуется на техническом обслуживании (ТО) и технических ремонтах (TP) проверить свободность хода щетки в окне щеткодержателя путем продергивания или их смена. При смене щеток на TP изнашиваемую часть очень сложно удалить из окна щеткодержателя, особенно если нет поворотной траверсы у электродвигателя, а также проконтролировать ее высоту и техническое состояние.

Задача изобретения - упростить смену и контроль за электрощеткой в процессе эксплуатации на ТО и TP и повышение достоверной информации о ее состоянии. Работа данной электрощетки ни чем не отличается от стандартной, используемой в данный период времени на подвижном составе железнодорожного и городского транспорта. Она устойчиво передает нажатие на коллектор и тем самым обеспечивает стабильный электрический контакт между коллектором и составной разъемной щеткой, несмотря на наличие замковой части. При этом сохраняются все характеристики электрощетки: физико-механические, химические и коллекторные.

Достоинством предлагаемой модели электрической составной разъемной щетки является наличие замковой части, которая выполнена по подвижной посадке, с плоскостями соприкосновения в виде ласточкиного хвоста или овала. Данная конструкция позволяет выполнять все требования инструкций по обслуживанию и ремонту коллекторно-щеточного узла тяговых электрических машин подвижного состава в эксплуатации.

Сущность изобретения предлагаемой составной разъемной щетки с замковой частью поясняется чертежом.

Составная разъемная электрощетка с замковой частью устанавливается в гильзе 1 щеткодержателя и состоит из двух частей: основной 2, посредством которой осуществляется подвод электроэнергии от щеткодержательного аппарата, и сменной графитовой вставки 3, скользящей по коллектору 4, прижим к коллектору осуществляется с помощью пружины 5. Положение составной разъемной щетки в окне щеткодержателя фиксируется замковой частью 6, которая выполнена по подвижной посадке, в виде ласточкиного хвоста или овала, что также обеспечивает хороший электрический контакт. По мере эксплуатации электрической машины сменная графитовая вставка должна контролироваться по высоте.

Таким образом, составная разъемная электрощетка с замковой частью обеспечивает простоту смены изнашиваемой части на всех видах плановых ремонтов (ТО и TP) подвижного состава.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент РФ №2150772, кл. Н01R 39/18, 39/40.

2. Патент РФ №2274935 C1, кл. H01R 39/18, H01R 39/40 2006.01.

3. БОРДАЧЕНКО А.Ю. ГНЕЗДИЛОВ Б.В. Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов. - М.: Транспорт, 1974, с.19, рис.3, рис.4, рис.20.

4. Патент РФ №51792 U1, H01R 39/40 2006.01.

5.Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ. М.: «Транспорт», 1985, стр.327.

Составная разъемная электрощетка с замковой частью устанавливается в коллекторно-щеточный узел электрической машины постоянного тока, который включает в себя щеткодержатель и установленную в нем данную электрощетку, подпружиненную в сторону коллектора нажимным механизмом, отличающаяся тем, что данная электрощетка выполнена составной разъемной с замковой частью, состоящей из верхней части с закрепленным на ней токоведущим проводом и нижней сменной частью с плоскостями соприкосновения по подвижной посадке, выполненными профильными в виде ласточкиного хвоста или овала, и этот профиль играет роль замка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкций щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических, вибрационных и ударных нагрузок, например, тяговых электродвигателей.

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например, тяговых электродвигателей.

Изобретение относится к слаботочным скользящим контактам. .

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток электрических машин, работающих в условиях значительных электрических, вибрационных и ударных нагрузок, например тяговых электродвигателей пассажирских электровозов.

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например тяговых электрических машин.

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин , работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии внешних вибраций.

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин , работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии ударных и вибрационных нагрузок, например , тяговых двигателей большегрузных дизельэлектрических самосвалов.

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях эксплуатации при значительном воздействии вибрационных и ударных нагрузок, при высоких плотностях тока в контакте, например, тяговых электродвигателей электроподвижного состава железнодорожного и городского транспорта, метрополитена и большегрузных дизель-электрических автосамосвалов
Изобретение относится к изготовлению электроугольных изделий. Готовят порошковую композицию путем смешивания связующего с графитовым наполнителем, проводят горячее прессование полученной порошковой композиции и поэтапную ее термообработку с нагревом и последующей выдержкой при конечной температуре. Графитовый наполнитель используют со средним размером частиц 100÷110 мкм. Прессование начинают в предварительно нагретой до 70÷90°С вместе с порошковой композицией пресс-форме под давлением 45÷50 МПа. Поэтапную термообработку ведут в этой же пресс-форме под давлением прессования, причем сначала проводят быстрый нагрев до 110÷120°С со скоростью 1,9÷2°С/мин, затем медленный нагрев - до температуры 160÷170°С со скоростью 1,4÷1,5°С/мин, после чего ведут нагрев до температуры 180÷200°С со скоростью 1,6÷1,8°С/мин и выдержку при конечной температуре под давлением в течение 1÷2 мин. Обеспечивается увеличение плотности и повышение электропроводности получаемых изделий. 1 пр.
Изобретение относится к прессованию электротехнических изделий из порошковых композиций на основе углерода. Проводят предварительное горячее прессование порошковой композиции при скорости пуансона 10÷12 мм/с с удельным давлением 20÷30 МПа и с последующей выдержкой при этом давлении в течение 0,5÷1,5 мин, а затем проводят горячее прессование с удельным давлением 50÷100 МПа при скорости прессующего пуансона 15÷30 мм/с. Обеспечивается повышение плотности получаемых изделий путем увеличения объема удаляемых газов и паров жидкостей из засыпки порошковой композиции в матрице пресс-формы. 1 пр.

Изобретение может быть использовано в ракетостроении и военной технике. Способ передачи электроэнергии между подвижным и неподвижным контактами включает выполнение их в виде охватываемого и охватывающего элементов с многоточечной поверхностью взаимного соприкосновения. Способ также включает перемещение по крайней мере одного контакта относительно другого, а также выполнение одного контакта в виде спиральной пружины, боковая поверхность которой обеспечивает взаимное соприкосновение контактов. При повороте верхней втулки 6 происходит увеличение внутреннего диаметра пружины 5. Эта втулка 6 заодно с пружиной 5 поворачивается относительно контакта 1, сохраняя электрический контакт через вал и пружину 2 с нижней втулкой 6. Повороту контакта 1 вместе с верхней втулкой и пружиной 5 препятствует пружина 2, витки которой затягиваются, вызывая многократное увеличение силы трения. При вращении верхней втулки 6 в обратную сторону происходит затягивание витков пружины 5, которая, поворачиваясь заодно с указанной втулкой, увлекает за собой контакт 1, разворачивающий витки пружины 2, увеличивающий её диаметр, проворачивающийся в ней и сохраняющий при этом с ней электрический контакт. При осевом перемещении вала его изолированная часть 7 входит в пружину 2. В результате разрывается электрический контакт между пружинами 2, 5 и втулками 6. Технический результат - упрощение конструкции и повышение надежности работы устройства, обеспечивающего передачу электроэнергии в условиях вибрационных нагрузок широкого спектра. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к изготовлению электроугольных изделий на основе углерода. Смешивают графитовый наполнитель со связующим и прессуют полученную порошковую смесь в пресс-форме с вертикальным пуансоном со скоростью пуансона, мм/с, где m - масса засыпки смеси, г, с - коэффициент, равный 1400÷1700, меньшее значение которого используют для порошка с меньшими размерами частиц при повышенной влажности воздуха, а большее - для порошка с большими размерами частиц при пониженной влажности воздуха. Обеспечивается увеличение плотности и улучшение физико-механических свойств изделий.
Наверх