Способ диагностирования и ремонта одноразовых и короткоресурсных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к области диагностирования, ремонта, приемки и поставки газотурбинных двигателей для воздушных судов и энергетических установок, работающих на жидком и газообразном топливах. Способ диагностирования и ремонта одноразовых и короткоресурсных газотурбинных двигателей заключается в регистрации текущих значений критериев состояния двигателя, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок. Регистрацию текущих значений критериев состояния двигателя осуществляют визуальным осмотром с последующей разборкой двигателя, отправкой покупных агрегатов и комплектующих изделий разработчикам и предприятиям-изготовителям, проведением неразрушающих методов контроля и лабораторных испытаний. Сравнивают зарегистрированные значения критериев двигателя, например, с критериями состояния двигателя, выдержавшего государственные испытания, и формируют с соблюдением требований ремонтной технологии перечни агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту, замене и допуску годных для сборки. Затем двигатель собирают, устанавливают на испытательный стенд, проводят стендовые приемосдаточные испытания с отладкой параметров и регулировкой всех его систем и проверкой на соответствие техническим условиям качества сборки и основных параметров двигателя заданным значениям. Далее выбирают из числа прошедших приемосдаточные испытания двигатель от партии, проводят на нем стендовые ресурсные испытания, далее по программе ресурсных испытаний проводят дополнительную наработку, превышающую суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах, формирование заключения по оценке ремонтной технологии и допуску двигателей, принадлежащих одной партии, к дальнейшей эксплуатации с начальным назначенным или измененным ресурсом производят без разборки по техническому состоянию двигателя и после этого осуществляют приемку и отправку остальных двигателей этой партии в эксплуатацию. Проводят дополнительную наработку, превышающую в 1,5…2 раза суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах. Такой способ позволит расширить функциональные возможности проверки работоспособности агрегатов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к области диагностирования, ремонта, приемки и поставки газотурбинных двигателей для воздушных судов и энергетических установок, работающих на жидком и газообразном топливах.

Известен способ диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок, заключающийся в регистрации текущих значений критериев состояния двигателя, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок (см. патент РФ №2173451, G01M 15/00, 10.09.2001 г.).

Недостатком известного способа является ограниченное количество регистрируемых и оцениваемых параметров, так как в основном производится или частичная проверка визуальным осмотром двигателя или проверка работоспособности его систем (топливной, масляной, электрических цепей, контрольно-записывающей и регистрирующей аппаратуры и т.п.), что характерно для проведения обычных плановых регламентных работ. Однако после возвращения двигателя из эксплуатации или после длительного его хранения необходима полная информация о техническом состоянии агрегатов, модулей, узлов и деталей, выявление объема ремонта и замены вышедших из строя деталей с проведением разборки двигателя и специальных видов контроля, и специальных видов испытаний. Известный способ из-за недостатка информации позволяет только частично оценить техническое состояние двигателя, а следовательно, и не может гарантировать надежную работу при возврате двигателя в эксплуатацию в течение назначенного или вновь установленного ресурса.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей проверки работоспособности агрегатов, составных узлов и деталей двигателя, проверки предельных износов и зазоров, выявления замены материальной части ремонтных двигателей, которая не подлежит ремонту и восстановлению, проверки ремонтной технологии и порядка установления и увеличения ресурса двигателей, их агрегатов и комплектующих изделий.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе диагностирования и ремонта одноразовых и короткоресурсных газотурбинных двигателей, заключающемся в регистрации текущих значений критериев состояния двигателя, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок, регистрацию текущих значений критериев состояния двигателя осуществляют визуальным осмотром с последующей разборкой двигателя, отправкой покупных агрегатов и комплектующих изделий разработчикам и предприятиям-изготовителям, проведением неразрушающих методов контроля и лабораторных испытаний, сравнивают зарегистрированные значения критериев двигателя, например, с критериями состояния двигателя, выдержавшего государственные испытания, и формируют с соблюдением требований ремонтной технологии перечни агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту, замене и допуску годных для сборки, собирают двигатель, устанавливают на испытательный стенд, проводят стендовые приемосдаточные испытания с отладкой параметров и регулировкой всех его систем и проверкой на соответствие техническим условиям качества сборки и основных параметров двигателя заданным значениям, выбирают из числа прошедших приемосдаточные испытания двигатель от партии, проводят на нем стендовые ресурсные испытания, далее по программе ресурсных испытаний проводят дополнительную наработку, превышающую суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах, формирование заключения по оценке ремонтной технологии и допуску двигателей, принадлежащих одной партии, к дальнейшей эксплуатации с начальным назначенным или измененным ресурсом производят без разборки по техническому состоянию двигателя и после этого осуществляют приемку и отправку остальных двигателей этой партии в эксплуатацию.

Кроме того, проводят дополнительную наработку, превышающую в 1,5…2 раза суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная блок-схема реализации предложенного способа.

Способ диагностирования и ремонта одноразовых и короткоресурсных газотурбинных двигателей включает в себя следующие этапы:

1 - доставка двигателя из эксплуатации;

2 - осмотр двигателя;

3 - разборка двигателя;

4 - отправка разобранной материальной части двигателя;

5 - отправка демонтированных с двигателя агрегатов и комплектующих на заводы-изготовители;

6 - отправка узлов и деталей двигателя на прохождение неразрушающих методов контроля;

7 - проведение лабораторных испытаний;

8 - проведение сравнения зарегистрированных критериев двигателя с эталонными значениями;

9 - формирование перечня агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту, замене и допуску годных для сборки;

10 - сборка двигателей;

11 - проведение приемосдаточных стендовых испытания с отладкой параметров и регулировкой всех его систем и проверкой на соответствие техническим условиям качества сборки и основных параметров двигателя заданным значениям;

12 - проведение на отобранном из партии двигателе стендовых ресурсных испытаний;

13 - продолжение ресурсных испытаний (дополнительная наработка);

14 - формирование заключения по оценке ремонтной технологии и допуска двигателей к дальнейшей эксплуатации;

15 - осуществление приемки и отправки двигателей этой партии в эксплуатацию;

16 - эксплуатация двигателей.

Способ диагностирования и ремонта газотурбинных двигателей осуществляется следующим образом.

После выработки предусмотренного ресурса двигатель или всю партию серии доставляют из эксплуатации (этап 1) на серийный или ремонтный заводы. Эксплуатация двигателя включает в себя эксплуатацию с назначенным гарантийным ресурсом, установленным нормотивно-технической документацией после прохождения двигателем цикла доводочных и экспериментальных работ. Ресурс двигателя, например, до первого капитального ремонта обусловлен суммарной наработкой на всех эксплуатационных режимах, при достижении которой применение двигателя по назначению должно быть прекращено. Назначенный ресурс двигателя достигается поэтапным увеличением от начального значения, устанавливаемого к моменту начала серийной эксплуатации, до величины полного назначенного ресурса, указанного, например, в техническом задании на двигатель или с учетом экономической целесообразности. На заводах, после доставки двигателя производится визуальный входной осмотр (этап 2) с составлением ведомости осмотра, в которой отмечаются все повреждения, полученные двигателем при эксплуатации, транспортировке и при длительном хранении (забоины на лопатках компрессора, состояние топливных, масляных, воздушных трубопроводов, состояние электрокоммуникаций, замерных коммуникаций системы технической диагностики, повреждения агрегатов, следы коррозии и т.п.). В этой же ведомости осмотра указываются и мероприятия по устранению выявленных дефектов. После этого производится полная разборка (этап 3) двигателя (всей партии или серии) для определения технического состояния его узлов, деталей, агрегатов и комплектующих. В процессе разборки осуществляется регистрация всех выявленных визуальным осмотром дефектов с указанием мер по их устранению или с указанием дополнительных исследований для установления истинных причин появления дефектов. Далее производится отправка (этап 4) разобранной материальной части двигателя. Все демонтированные с двигателя агрегаты и покупные комплектующие отправляются (этап 5) разработчикам и предприятиям-изготовителям для разборки, проведения специальных методов контроля, специальных лабораторных испытаний, сборки, проведения испытаний по отладке всех систем и ресурсных испытаний (одного или несколько агрегатов) с подтверждением ресурса, который должен соответствовать, как правило, ресурсам двигателя или превышать их в число раз, кратное ресурсам двигателя. Параллельно с отправкой покупных агрегатов и комплектующих изделий разработчикам и предприятиям-изготовителям производится отправка (этап 6) узлов и деталей двигателя на прохождение неразрушающих методов контроля (цветная дефектоскопия, рентген, обмеры геометрических размеров составных частей и отдельных основных деталей двигателя (роторов компрессоров и турбин, валов, жаровых труб основных и форсажных камер сгорания, корпусов и т.п.) с регистрацией всех выявленных дефектов и рекомендаций по их устранению. Некоторые узлы и детали двигателя подвергаются лабораторным испытаниям (этап 7) на специальных стендах завода (проливка топливных коллекторов камеры сгорания, замеры полей температур с целью определения и отладки заданной величины окружной и радиальной неравномерности температур газа на выходе из камеры сгорания, проведения специальных лабораторных испытаний непокупных агрегатов, проверка в лабораторных условиях электрооборудования, проверка работающих под давлением трубопроводов масляной, топливной и гидравлической систем и т.п.). В процессе всех исследований производят сравнение (этап 8) зарегистрированных критериев двигателя с эталонными значениями, например, с критериями двигателя, зарегистрированными при проведении государственных стендовых испытаний. По завершении всех исследований узлов и деталей двигателя, после разборки и дефектации узлов и деталей двигателя, получения положительного заключения разработчиков и предприятий-изготовителей на агрегаты и покупные комплектующие изделия об отсутствии дефектов, связанных с отработкой ресурса и влияющих на безопасность работы, формируют перечень (этап 9) с соблюдением требований ремонтной технологии агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту, замене и допуску годных для сборки. Из допущенных и новых (отремонтированных) узлов и деталей двигателя, агрегатов и комплектующих изделий двигатель (партию или серию) собирают (этап 10) для проведения стендовых приемосдаточных испытаний (этап 11) с отладкой параметров и регулировкой всех его систем и проверкой на соответствие техническим условиям качества сборки и основных параметров двигателя заданным значениям в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель. Из всех собранных партии или серии двигателей произвольным образом выбирают любой двигатель и направляют его на проведение стендовых ресурсных испытаний (этап 12), в то время как остальные двигатели партии или серии после прохождения испытаний по отладке и проверке в эксплуатацию не отправляются до специального разрешения. После удовлетворительного прохождения ресурсных испытаний (этап 12) далее по программе ресурсных испытаний проводят (этап 13) дополнительную наработку, превышающую в 1,5…2 раза суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах. Этот интервал определяется расчетным или экспериментальным путем исходя из обеспечения надежности двигателя в течение выработки ресурса. Формирование заключения (этап 14) по оценке ремонтной технологии и допуска двигателей, принадлежащих одной партии, к дальнейшей эксплуатации с начальным назначенным или измененным ресурсом производят без разборки по техническому состоянию двигателя согласно нормативно-технической документации, после этого осуществляют приемку (этап 15) и отправку остальных двигателей этой партии в эксплуатацию (этап 16).

Таким образом, проведение переборки и ремонта двигателя, его агрегатов и комплектующих изделий по предложенному способу с регистрацией в акте каждой ремонтной операции, проведение необходимых измерений деталей, узлов и параметров двигателя, сравнение зарегистрированных текущих значений критериев состояния двигателя позволяет с высокой надежностью оценить техническое состояние ремонтного двигателя, оценить эффективность применения ремонтной технологии и с учетом экономической целесообразности поэтапно увеличить ресурс двигателя до величины полного назначенного, оговоренного в нормативно-технической документации на партию или на всю серию двигателей и в целом гарантировать надежную работу при возврате двигателя в эксплуатацию в течение назначенного или вновь установленного ресурса.

1. Способ диагностирования и ремонта одноразовых и короткоресурсных газотурбинных двигателей, заключающийся в регистрации текущих значений критериев состояния двигателя, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок, регистрацию текущих значений критериев состояния двигателя осуществляют визуальным осмотром с последующей разборкой двигателя, отправкой покупных агрегатов и комплектующих изделий разработчикам и предприятиям-изготовителям, проведением неразрушающих методов контроля и лабораторных испытаний, сравнивают зарегистрированные значения критериев двигателя, например, с критериями состояния двигателя, выдержавшего государственные испытания, и формируют с соблюдением требований ремонтной технологии перечни агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту, замене и допуску годных для сборки, собирают двигатель, устанавливают на испытательный стенд, проводят стендовые приемосдаточные испытания с отладкой параметров и регулировкой всех его систем и проверкой на соответствие техническим условиям качества сборки и основных параметров двигателя заданным значениям, выбирают из числа прошедших приемосдаточные испытания двигатель от партии, проводят на нем стендовые ресурсные испытания, далее по программе ресурсных испытаний проводят дополнительную наработку, превышающую суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах, формирование заключения по оценке ремонтной технологии и допуску двигателей, принадлежащих одной партии, к дальнейшей эксплуатации с начальным назначенным или измененным ресурсом производят без разборки по техническому состоянию двигателя и после этого осуществляют приемку и отправку остальных двигателей этой партии в эксплуатацию.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что проводят дополнительную наработку, превышающую в 1,5…2 раза суммарную наработку на всех эксплуатационных режимах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к области диагностирования, ремонта, приемки и поставки газотурбинных двигателей для воздушных судов и энергетических установок, работающих на жидком и газообразном топливах.

Изобретение относится к теплотехнике. .

Изобретение относится к системам наземного обслуживания воздушных судов (ВС) и может быть использовано для прогонки турбин авиадвигателей в зоне аэропортов. .

Изобретение относится к стендам для «холодной» обкатки турбокомпрессоров энергетических установок и, в частности, для обкатки турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания и обеспечивает режим «холодной» обкатки при номинальной частоте вращения ротора.

Изобретение относится к стендовому оборудованию, обеспечивающему наземную отработку высотных ракетных двигателей в условиях, приближенных к летным. .

Изобретение относится к технике испытания двигателей внутреннего сгорания преимущественно в эксплуатационных условиях. .

Изобретение относится к области электротехники, электроники и теплотехники, может быть использовано для определения технического состояния дизель-электрических станций, применяемых в различных системах.

Изобретение относится к области диагностики технического состояния центробежных перекачивающих агрегатов (ЦПА) и может быть использовано для обеспечения бесперебойной работы при эксплуатации перекачивающих станций углеводородного сырья в нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств автомобильных бензинов и может быть использовано при выработке рекомендаций по их применению в различных топливных системах

Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей автотранспортных и военных машин, в частности к средствам измерения параметров технического состояния указанных двигателей

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке

Изобретение относится к области авиации, электроэнергетики, газовой и нефтяной промышленности, а именно к способам определения технического состояния газотурбинных двигателей по параметрам металлических частиц износа и повреждения, обнаруженных в смазочном масле масляной системы

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров системы питания и системы электростартерного пуска дизеля и может быть использовано для диагностирования топливной аппаратуры, стартера и стартерной цепи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3, оборудованного при прохождении капитального ремонта, сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленчатого вала

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области испытаний дизельной топливной ДВС
Наверх