Устройство оценивания параметров электродвигателя

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу, в частности к автоматизированной идентификации параметров электропривода, и может найти применение в адаптивных и самонастраивающихся системах. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей - дополнительная идентификация момента инерции и статического момента нагрузки. Устройство оценивания параметров электродвигателя содержит датчик напряжения, датчик тока, датчик производной от тока, датчик угловой скорости, датчик углового ускорения, умножители, сумматоры, формирователь сигнала ошибки, масштабирующие устройства, интеграторы. Благодаря введению сумматора, трех умножителей, датчиков углового ускорения и напряжения, двух масштабирующих устройств и двух интеграторов получено устройство, формирующее дополнительные оценки момента инерции и статического момента нагрузки без заметного увеличения объема вычислений и усложнения устройства. 4 ил.

 

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу, в частности к автоматизированной идентификации параметров электропривода, и может найти применение в адаптивных и самонастраивающихся системах.

Известно устройство оценивания параметров объекта управления, содержащее два блока интеграторов и блок решения системы линейных неоднородных алгебраических уравнений (Методы классической и современной теории автоматического управления. Т.2. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. - Стр.331) - [1].

Недостатком устройства является его сложность, связанная с большим числом интеграторов и с необходимостью решения системы уравнений.

Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности является устройство оценивания параметров электродвигателя, содержащее датчики тока, его производной и частоты вращения выходного вала, сумматор, формирователь сигнала ошибки по напряжению, первую и вторую группы по три умножителя, три масштабирующих устройства, три интегратора, входы которых через масштабирующие устройства соединены с выходами второй группы умножителей. Входы формирователя сигнала ошибки по напряжению подключены к входу электродвигателя и выходу сумматора, а выход соединен со вторыми входами второй группы умножителей, первые входы которых соединены с выходами датчиков тока, его производной и частоты вращения вала электродвигателя соответственно, входы двух первых датчиков соединены с якорной цепью электродвигателя, а третий датчик механически соединен с валом электродвигателя. Выходы интеграторов соединены со вторыми входами первой группы умножителей, первые входы которых соединены с выходами вышеназванных датчиков, а выходы - с соответствующими входами сумматора (Афанасьев А.Ю., Тарасова И.Т. Устройство оценивания параметров электродвигателя, патент РФ 2030088, МПК6 Н02Р 5/06, опубл. 27.02.95. Бюл. № 6) - [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности - оценивание лишь трех параметров, что не позволяет осуществить эффективное управление электродвигателем при изменении его параметров.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей - дополнительное оценивание момента инерции и статического момента нагрузки, что позволяет реализовать эффективное управление электродвигателем при изменении его параметров, например, модальное или адаптивное управление.

Технический результат достигается тем, что в устройство оценивания параметров электродвигателя, содержащее датчики тока, его производной и частоты вращения выходного вала, сумматор, формирователь сигнала ошибки по напряжению, первую и вторую группы по три умножителя, три масштабирующих устройства, три интегратора, входы которых через масштабирующие устройства соединены с выходами второй группы умножителей, второй вход формирователя сигнала ошибки по напряжению подключен к выходу сумматора, а выход соединен со вторыми входами второй группы умножителей, первые входы которых соединены с выходами датчиков тока, его производной и частоты вращения вала электродвигателя соответственно, входы двух первых датчиков соединены с якорной цепью электродвигателя, а третий датчик механически соединен с валом электродвигателя, выходы первого-третьего интеграторов соединены со вторыми входами первой группы умножителей соответственно, первые входы которых соединены с выходами вышеназванных датчиков соответственно, а выходы - с соответствующими входами сумматора, введены датчики напряжения и углового ускорения вала двигателя, второй сумматор, седьмой-девятый умножители, четвертый-пятый масштабирующие устройства и четвертый-пятый интеграторы, входы которых через четвертый-пятый масштабирующие устройства соединены с выходами девятого умножителя и второго сумматора соответственно, а их выходы соединены со вторым входом восьмого умножителя и третьим входом второго сумматора соответственно, первый инвертирующий и второй входы которого соединены с выходами седьмого-восьмого умножителей соответственно, первый-второй входы седьмого умножителя соединены с выходами датчика тока и третьего интегратора соответственно, датчик углового ускорения механически связан с валом электродвигателя, выход этого датчика подключен к первым входам восьмого-девятого умножителей, второй вход последнего соединен с выходом второго сумматора, вход двигателя подключен к входу датчика напряжения, выход которого подключен к первому входу формирователя сигнала ошибки по напряжению.

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства оценивания параметров электродвигателя.

На фиг.2 показаны графики переходных процессов оценивания параметров r, L, c, J, M.

На фиг.3 приведены фазовые траектории на плоскости r-c.

На фиг.4 приведены фазовые траектории на плоскости J-M.

Схема (фиг.1) содержит электродвигатель 27, параметры которого подлежат оцениванию, датчик 1 напряжения, датчик 2 тока, датчик 3 производной от тока, датчик 4 частоты вращения, датчик 5 углового ускорения, умножители 6-14, сумматоры 15, 28, формирователь 16 сигнала ошибки по напряжению, масштабирующие устройства 17-21, интеграторы 22-26.

Вход электродвигателя 27 подключен к входу датчика 1 напряжения, входы датчика 2 тока и датчика 3 производной от тока соединены с якорной цепью электродвигателя, датчик 4 частоты вращения и датчик 5 углового ускорения механически соединены с валом электродвигателя. Выходы датчиков 2-5 соединены с первыми входами обеих групп умножителей 6-9 и 11-14 соответственно, выход датчика 2 соединен также с первым входом умножителя 10, второй вход которого соединен с выходом интегратора 24. Выходы умножителей 6-8 соединены с входами сумматора 15, выход которого соединен со вторым входом формирователя 16 сигнала ошибки по напряжению, первый вход которого соединен с выходом датчика напряжения 1. Выход формирователя 16 сигнала ошибки по напряжению соединен со вторыми входами умножителей 11-13, выходы которых через масштабирующие устройства 17-19 соединены с входами интеграторов 22-24, выходы которых соединены со вторыми входами умножителей 6-8 соответственно. Выходы умножителей 10, 9 соединены соответственно с первым инвертирующим и вторым входами сумматора 28, третий вход которого соединен с выходом интегратора 26, выход сумматора 28 соединен с входом интегратора 26 через масштабирующее устройство 21 и со вторым входом умножителя 14, выход которого соединен через масштабирующее устройство 20 с входом интегратора 25, выход которого соединен со вторым входом умножителя 9.

Устройство оценивает параметры электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Уравнения баланса напряжений и баланса моментов имеют вид:

где r0 - активное сопротивление обмотки якоря, L0 - индуктивность обмотки якоря;

c0 - коэффициент ЭДС и момента, J0 - суммарный момент инерции, M0 - статический момент нагрузки; ω - частота вращения ротора двигателя; ω'=dω/dt - угловое ускорение, u0 - напряжение на якоре, i - ток якоря; i'=di/dt - производная тока якоря. Оценки параметров будем обозначать буквами без индексов - r, L, c, J, M. Эти оценки в произвольный момент времени отличаются от истинных значений параметров. Поэтому имеются невязки - отклонения

которые в процессе идентификации должны стремиться к нулю. Введем две функции невязок:

Согласно градиентному методу оптимизации определим скорости изменения оценок параметров выражениями:

Здесь положительные коэффициенты µr, µL, µc, µJ, µM определяют скорости изменения оценок параметров и выбираются согласно характеру сигналов i(t), i'(t), ω(t), ω'(t) и общим требованиям к устройству оценки параметров электродвигателя.

Устойчивость процесса идентификации устанавливается с помощью функций Ляпунова

производные которых по времени в силу уравнений движения (7) удовлетворяют соотношениям

Из соотношения (10) следует, что при Δu≠0 Fu→0, т.е.

r→r0, L→L0, c→c0,

а из соотношения (11) - что при |ΔM|>ε FM→0, т.е. J→J0, М→M0.

Искомые оценки параметров r, L, c, J, M получаются в результате интегрирования уравнений (7) при произвольных начальных условиях.

Устройство работает следующим образом. В процессе функционирования электродвигателя 27 датчики 1-5 вырабатывают сигналы u, i, i', ω и ω', пропорциональные величинам напряжения, тока, его производной, частоте вращения и углового ускорения вала электродвигателя. Умножители 6-10 формируют произведения ri, Li', cω, ci, Lω'. На выходе сумматора 15 формируется сигнал u в соответствии с уравнением (3). Сигнал u поступает на второй вход формирователя 16 сигнала ошибки по напряжению, где он сравнивается с сигналом u0. Сигнал ошибки (невязки) Δu умножается на сигналы i, i', ω на умножителях 11-13. Полученные произведения Δui, Δui', Δuω масштабируются устройствами 17-19, настроенными на коэффициенты µr, µL, µc соответственно, а затем интегрируются интеграторами 22-24, выходные сигналы которых поступают на вторые входы умножителей 6-8 соответственно, а также выходной сигнал интегратора 25 поступает на второй вход умножителя 10.

Выходной сигнал M интегратора 26 поступает на третий вход сумматора 28, первый и второй входы которого соединены с выходами умножителей 10, 9, на его выходе формируется сигнал ΔМ в соответствии с уравнением (4). Сигнал ошибки (невязки) ΔM умножается на ω' умножителем 14, полученное произведение ΔM ω' и сама невязка ΔM масштабируются устройствами 20, 21, настроенными на коэффициенты µJ, µM соответственно, а затем интегрируются интеграторами 25-26.

На выходах интеграторов 22-26 формируются текущие значения оценок r, L, c, J, M, которые являются выходными сигналами устройства оценивания. В начальный момент времени t=0 величины r, L, c, J, M могут быть установлены произвольными в некоторых пределах, в том числе равными нулю.

Моделирование процесса идентификации параметров электродвигателя на ПЭВМ с помощью программы MatLab.7 подтвердило работоспособность и эффективность устройство оценивания. В программе приняты следующие истинные значения параметров:

r0=0,9 Ом, L0=0,2 Гн, с0=2 В·с, J0=1,1 кг·м2, М0=1,5 Н·м.

Напряжение якоря изменялось по закону u0=5+10 sin(t).

На фиг.2 приведены графики сигналов r(t), L(f), c(t), J(f), M(t) при начальных условиях

r(0)=1,6 Ом, L(0)=1,2 Гн, c(0)=3 В·с, J(0)=2 кг·м2, М(0)=2,4 Н·м.

При t→∞ эти оценки, как видно на фиг.2, стремятся к вышеуказанным истинным значениям параметров по колебательным характеристикам.

На фиг.3 приведены фазовые траектории на плоскости r-c при различных сочетаниях начальных значений этих параметров

r(0)=0,4; 0,7; 1,1; 1,4 Ом; c(0)=1; 2; 3 В·с.

Траектории имеют характерные колебания и стремятся к точке истинных значений параметров (r0=0,9; c0=2) при t→∞.

На фиг.4 приведены фазовые траектории на плоскости J-M при различных сочетаниях начальных значений этих параметров

J(0)=0,7; 0,9; 1,1; 1,3 кг·м2; M(0)=0,5; 2,5 Н·м.

Траектории имеют характерные колебания, и при t→∞ они стремятся к точке истинных значений параметров (J0=0,9; M0=2).

Использование данного устройства в автоматизированном электроприводе позволяет увеличить число оцениваемых параметров электропривода без заметного увеличения объема вычислений и усложнения устройства, что допускает реализацию модального или адаптивного управления.

Устройство оценивания параметров электродвигателя, содержащее датчики тока, его производной и частоты вращения вала электродвигателя, сумматор, формирователь сигнала ошибки по напряжению, первую и вторую группы по три умножителя, три масштабирующих устройства, три интегратора, входы которых через масштабирующие устройства соединены с выходами второй группы умножителей, второй вход формирователя сигнала ошибки по напряжению подключен к выходу сумматора, а выход соединен со вторыми входами второй группы умножителей, первые входы которых соединены с выходами датчиков тока, его производной и частоты вращения выходного вала электродвигателя соответственно, входы двух первых датчиков соединены с якорной цепью электродвигателя, а третий датчик механически соединен с валом электродвигателя, выходы первого-третьего интеграторов соединены со вторыми входами первой группы умножителей, соответственно, первые входы которых соединены с выходами вышеназванных датчиков соответственно, а выходы - с соответствующими входами сумматора, отличающееся тем, что введены датчик напряжения, датчик углового ускорения, механически связанный с валом электродвигателя, второй сумматор, седьмой-девятый умножители, четвертый-пятый масштабирующие устройства и четвертый-пятый интеграторы, входы которых через четвертый-пятый масштабирующие устройства соединены с выходами девятого умножителя и второго сумматора соответственно, а их выходы соединены со вторым входом восьмого умножителя и третьим входом второго сумматора соответственно, первый инвертирующий и второй входы которого соединены с выходами седьмого-восьмого умножителей соответственно, первый-второй входы седьмого умножителя соединены с выходами датчика тока и третьего интегратора соответственно, выход датчика углового ускорения подключен к первым входам восьмого-девятого умножителей, второй вход последнего соединен с выходом второго сумматора, вход электродвигателя подключен к входу датчика напряжения, выход которого подключен к первому входу формирователя сигнала ошибки по напряжению.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с асинхронными исполнительными двигателями. .

Изобретение относится к технике управления тягой и торможением электроподвижных средств переменного тока. .

Изобретение относится к системам управления добычей нефти и может использоваться для вывода скважин, оборудованных установкой электроцентробежного насоса, на стационарный режим работы после проведения подземного ремонта.

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано для управления техническими объектами, в частности системами управления многомерными объектами, например последовательным соединением отдельных колебательных звеньев, входящих в состав объекта, например манипулятора промышленного робота.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока. .

Изобретение относится к системам электроснабжения электродвигателей привода колес, гребных винтов и других исполнительных механизмов передвижных и транспортных средств, а также их бортовых потребителей.

Изобретение относится к приводу транспортных средств и может быть использовано в качестве электропривода электромобилей. .

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение на подъемно-транспортных средствах с автономными генераторами и аккумуляторами. .

Изобретение относится к устройствам систем электроснабжения, в частности для питания электрических железных дорог постоянного и переменного тока, а также нетяговых потребителей (транспортных, сельскохозяйственных, промышленных и т.д.) и может быть использовано после установки в нем технологического оборудования и аппаратуры различного функционального назначения при сооружении комплектно-блочных электроподстанций любых типов и назначения.

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение на транспортных средствах. .

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу

Изобретение относится к электротехнике, предназначено для автоматического регулирования тока электродвигателей постоянного тока и может быть использовано в электроприводах переменного тока, построенных на базе асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания электропривода с постоянной скоростью вращения ротора электродвигателя

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу, в частности к автоматизированной идентификации параметров электропривода, и может найти применение в адаптивных и самонастраивающихся системах

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться в промышленных установках

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам автоматического фазирования синхронизированных электроприводов с фазовой автоподстройкой частоты вращения, и может быть использовано в системах передачи и воспроизведения информации

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу, в частности к автоматизированной идентификации параметров асинхронного электропривода

Изобретение относится к области управления и может быть использовано при регулировании параметров сложных электромеханических систем, например электроприводов постоянного тока, соединенных с объектом управления вязкоупругими кинематическими связями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при регулировании параметров сложных электромеханических систем, например электроприводов постоянного тока, соединенных с объектом управления вязкоупругой кинематической передачей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в тиристорных электроприводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости, работающих с ударным изменением нагрузки, преимущественно в электроприводах широкополосных станов горячей прокатки
Наверх